Мы разные- мы равные! ( разработка классного часа о толерантности)
Мы разные- мы равные! ( разработка классного часа о толерантности)
Этот классный час разработан для 3 класса, но можно провести в любом классе начальной школы. Разработка интересна тем, что там есть практическая работа, работа в парах и группах.Провела этот классный час у себя в классе, очень интересное получилось занятие.Практическая значимость классного часа - тренинга состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мы разные- мы равные! ( разработка классного часа о толерантности)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 25 г. Орска»
Мы разные – мы равные !
(классный час- тренинг)
Выполнила:
Федорова Елена Сергеевна,
учитель высшей категории ,
кл.руководитель 3 «А» класса
Орск-2015г.
Мы разные – мы равные !
Практическая значимость классного часа - тренингасостоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
Цель тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
Воспитательные:
Формировать толерантные установки по отношению к разным людям;
Формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников;
Развивать творческий потенциал учащихся.
Обучающие:
Знакомить детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;
Стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
Диагностировать различия среди участников тренинга.
Методы работы:
Беседа, игра, упражнения, работа в группах, творческие задания.
Возраст участников: учащиеся 8-9 лет (ученики начальной школы)
Материалы и оборудование:
помещение с расставленными столами для групповой работы (7 групп – 7 столов);
мультимедийное оборудование, презентация;
альбомные листы, карандаши для теста;
карточки с проблемными ситуациями;
фломастеры и цветные карандаши для творческого задания, шаблоны бабочек и цветов.
При реализации программы тренинга мы ждём от учащихся
следующих результатов:
- понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;
- развития терпимости и уважения к разным людям;
- формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;
- умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;
- развития творческого потенциала
Для успешного и результативного проведения тренинга педагог или психолог должен создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Приветствие
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
2. Притча «Ладная»
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте китайскую притчу «Ладная семья», и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ( Какие?)
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Обсуждение притчи.
3. Что такое толерантность?
Толерантность – терпимость
4 . История происхождения понятия толерантность
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
5. Этимология понятия “толерантность.
Обратимся к этимологии понятия “толерантность”.
В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;
Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском языке“толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- А что же объединяет эти определения?
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Международный день толерантности – 16 ноября.
Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).
7. Пазлы. Чего не хватает?
Что такое пазлы? Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные. Может ли один человек сказать, какой я? Подумайте и послушайте сказку «Слон и мудрецы».
8. Сказка «Мудрецы и слон»
«Давным-давно в маленьком городке жили-были 6 слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как?
– Я знаю, – сказал одни мудрец, – мы ощупаем его.
– Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы будем знать, какой он.
Итак, 6 человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад.
– Слон похож на веер, – закричал первый мудрец.
Второй потрогал ноги слова.
– Он похож на дерево, – воскликнул он.
– Вы оба неправы, – сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост.
– Слон похож на копьё! – закричал четвёртый.
– Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!
Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, – сказал он, – слон похож на змею!»
– Нет, на верёвку.
– На змею!
– Стена!
– Вы ошибаетесь!
– Нет, я прав!
Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон.
О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, какой слон?
У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.
Упражнение "Цветик-семицветик"
(У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.)
- Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите:
на 1 - своё любимое животное;
на 2 - любимый цвет;
на 3 - любимое время года;
на 4 - любимый цветок;
на 5 - любимый герой из мультфильма;
на 6 - любимое занятие, увлечение;
на 7 - любимая игрушка.
- Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.
- Поднимите руку, кто нашёл.
- Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.
- Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.
Упражнение "Особенности класса"
- А что общего у всех нас в классе?,
Общее
Различное
Мы - люди;
Мы ученики одной школы, одного класса;
У нас одна учительница;
Нам по 9 лет;
Мы живём в одном районе;
Мы любим мультфильмы;
Мы любим играть.
Разные по полу;
Разные по внешности (рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей, носа и рта и др.)
Разные по характеру;
Разные по вкусовым предпочтениям;
Разные интересы, способности.
- Чем вы отличаетесь друг от друга?
- Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?
- Может, было бы лучше, если бы мы были все одинаковые? Почему нет?
- Отчего же мы иногда надсмехаемся над внешними недостатками ребят?
- Что вы чувствовали, когда находили общее с ребятами в паре или группе, классе?
- Что вы чувствовали, когда замечали своё отличие от ребят?
- Какой вывод можно сделать о нас?
- Да, действительно, у нас есть много общего, есть и различия. И это здорово, потому что разнообразие делает нашу жизнь в классе и школе интересной, весёлой, нескучной.
А если мы с вами будем счастливы, то нам обязательно захочется сделать счастливым еще кого-то. И я очень надеюсь, что наш класс, наша школа с гордостью сможет говорить о себе «МЫ – ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ»
-Нам осталось еще раз вернуться к понятию «Толерантность» Что же это такое?
Давайте вырастим цветок Толерантности
(выкладывают цветок)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
СОСТРАДАНИЕ
ПРОЩЕНИЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
УВАЖЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ДОСТОИНСТВА
МИЛОСЕРДИЕ
УВАЖЕНИЕ
ПРАВ
ДРУГИХ
ПРИНЯТИЕ
ДРУГОГО
ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ
УВАЖЕНИЕ
ПРАВ ДРУГИХ
11. Рефлексия занятия.
- У вас на столах лежат бабочки, возьмите их в руки. Допишите сами такое предложение:
Сегодня я понял, что :.
Звучит песня «Дети всей Земли»
12. Подведение итога.
Если каждый будет
друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе
Толерантным наш мир!
- Мы сейчас вместе создадим свою классную поляну толерантности: все цветы с нашими особенностями мы приклеим на эти листы внизу, а бабочек на голубом фоне вверху
Психолог вместе с учителем и учащимися приклеивают цветы и бабочек на панно.
- Мы все разные, но равные!(хором)
Учитель: -Мы с вами хорошо поработали, и теперь каждый знает, какие неповторимые особенности есть у него. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале классного часа? Вы узнали о себе что-то новое? Оцените свою работу. Закончите фразы.
Меня удивило…..
Я почувствовал …
Я думаю ……
13. Домашнее задание.
Учитель :- Расскажите своим близким о том, что вы узнали сегодня на классном часе, Попробуйте совместно с родителями придумать на каждую букву слова толерантность слова, характеризующие качества, необходимые человеку для общения.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие.- М.: Глобус, 2006.
Википедия -http://ru.wikipedia.org/wiki/
Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы / М.: Глобус, 2009
Школа жизни -http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26866/
День толерантности -http://www.lasius.narod.ru/images/toler1.htm
Шустова,Л.П. Воспитание толерантности: приём для индивидуальной и групповой работы .