Данный психологический тренинг применяется для работы с педагогическим коллективом. Способствует сплочению коллектива и снятию синдрома эмоционального выгорания. Рассчитан на группу, состоящую от 10 до 20 человек. Психологический тренинг уже был проведен в нашем образовательном учреждении с педагогами школ района на семинаре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов и т.д.
Представленный тренинг направлен на развитие у педагогов в них таких профессионально важных качеств, как умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Найти способы саморегуляции. Вот сегодня мы с вами собрались, чтобы пообщаться друг с другом.
Знакомство. Упражнение 1. «Салфетки».
По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько фактов из своей биографии, сколько салфеток у них в руках.
Упражнение 2. «Грецкий орех»
Цель: Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности. Для проведения этого упражнения ведущий (педагог-психолог) высыпает из мешочка в центре круга грецкие орехи и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника — найти свой орех.
Упражнение 3. «Рисунок своего настроения»
Вам необходимо передать на бумаге своё настроение, чтобы оно было понятно другому человеку. Через несколько минут каждый передаёт свой рисунок соседу справа, которому предлагается внести добавления, не меняя настроение рисунка. Далее рисунки передаются по кругу до тех пор, пока не вернутся к своим авторам. Вопрос: «Удалось ли коллегам закончить рисунок, начатый вами?».
Упражнение 4. «Я – дома, я – на работе».
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
похожие черты,
противоположные черты
какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
Упражнение 5. «Настроение»
Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд в семье ученика, ни к чему не приведёт. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что «воспитывать должны в школе», что у неё на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены. Если вам необходимо снять эмоциональное напряжение, например, после неприятного разговора с учеником, возьмите карандаши и чистый лист бумаги. Расслаблено левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветные пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, провести линию и выбрать цвет так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением.
Закончили рисунок? Теперь переверните лист на другую сторону и напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, не контролируйте себя. После этого посмотрите ещё раз на свой рисунок, перечитайте слова и удовольствием, эмоционально разорвите листок.
Упражнение 6. «Мой портрет»
Цель: повышение самооценки у учителей, посредством позитивных поглаживаний.
Ход упражнения.
Участникам тренинга предлагается нарисовать свой портрет. Затем этот портрет необходимо прикрепить на спину себе. После этого ходить по кругу и все желающие могут написать там пожелания, комплименты. Затем листок снимается и все садятся в круг, и происходит обмен мнениями
Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.
И теперь – самоподдерживающий приём. Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трёх раз: «Я , конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнётесь себе!
Рефлексия: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!»