«Психологическое сопровождение родителей, учителей и учащихся в период подготовки к ЕНТ»
«Психологическое сопровождение родителей, учителей и учащихся в период подготовки к ЕНТ»
«Психологическое сопровождение родителей, учителей и учащихся
в период подготовки к ЕНТ»
Цель : помочь выпускникам учителям, родителям наиболее полно реализовать свои возможности во время подготовки и сдачи ЕНТ.
Задачи:
• повышать эффективность подготовки к ЕНТ
• Научить психологически правильно вести себя во время сдачи ЕНТ
• Способствовать развитию мыслительной работы.
• Уметь мобилизовать себя в решающей ситуации
• Овладевать собственными эмоциями.
Оборудование: (стулья, надпись 125 баллов - прикрепляется на последний стул, шарфы). Стулья расставляются по залу (змейкой, ёлочкой, в любом расположении).презентация, тест, газеты бланк задания.
Вступительное слово.
- Добрый день, дорогие участники ЕНТ! Сегодня мы с вами собрались для того чтобы еще раз поговорить об предстоящей сдаче ЕНТ в которой мы все с вами вместе принимаем участие. От нашей совместной работы и будет зависеть успех. Для начало давайте выработаем правила на нашем тренинге.
1. Правила работы
? Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа.
? Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
? Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
? Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
11 класс самый напряженный и загруженный...
Нас ждет итоговое испытание - ЕНТ.Но назовем лучше по другому – очередной экзамен.Сегодня речь пойдет о стрессе – как о самом главном факторе влияющим при сдачи ЕНТ. Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.
2. Тест «Скрытый стресс» (Приложение 1). Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.
3. Упражнение «Корзина Советов».
Каждый учитель, родитель, ученик по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы (Приложение 2).
– Поделитесь , а какие приёмы используете Вы?
4.Упражнение : «Эксперимент»
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Время: 10 минут.
Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Анализ:
-Сразу ли вы справились с заданием?
-Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
-В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
-Как развить самообладание?
Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье
5. Упражнение: «Как управлять своими эмоциями»
Цель: научить управлять эмоциями.
Время: 10 минут.
1 способ :Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
2 Способ:Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему и стимулируют работу внутренних органов. Часто мы не осознаем того, что во время движения и работы наших пальцев организм лечит сам себя, стимулирует защитную систему. Когда естественной стимуляции недостаточно, организм начинает болеть. Поэтому очень полезен массаж пальцев рук. Каждый палец «отвечает» за свой орган, и благодаря такому массажу происходит оздоровление всего организма. Массаж пальцев рук рекомендуется проводить в любую свободную минуту, везде, где бы вы ни находились.
СРЕДНИЙ ПАЛЕЦ РУКИ:
Средний палец связан с системой кровообращения, понижает кровяное давление, тонизирует мозг и улучшает работу кишечника.
БЕЗЫМЯННЫЙ ПАЛЕЦ:
Безымянный палец отвечает за нервную систему. Его массаж помогает справляться с нервными расстройствами, стрессом и плохим настроением .
ТОЧКА В ЦЕНТРЕ ЛАДОНИ:
Массаж точки в центре ладони снимает сердцебиение и усталость, придаст бодрость и хорошее настроение.
6.Модификация упражнения “Слепой и поводырь”.
Оборудование: (стулья, надпись 125 баллов - прикрепляется на последний стул, шарфы). Стулья расставляются по залу (змейкой, ёлочкой, в любом расположении).
Выбирают пары.Одну пару нужно оставить рядом с ведущим, остальных попросить выйти за дверь. Ведущий, оставшейся паре задает вопрос: “Кто из вас будет учителем, кто учеником?”. После того, как участники определились с выбором, ведущий обращается к ученику: Сколько баллов хочешь получить на ЕНТ? Посмотрите-последний стул – это максимальный балл на ЕНТ-125 баллов, как вы будете идти к своим 125 баллам преодолевая трудности - решатьвам, с вашим учителем или сами.Затем необходимо завязать глаза ученику, раскрутить, и передать в “руки учителя” - вперед, как считаете нужным так и выполняете это упражнение.Сидящие в кругу, оценивают выбор и решение пары, как они проходят преграды и как собираются получить наивысший балл на ЕНТ либо учитель идет, придерживает ученика, тем самым направляет его, либо учитель стоит на месте и вербально помогает ученику,вариант каждой пары - особенный, рефлексия упражнения: сделать выводы, как ученик может достичь цель - получить наивысший балл на ЕНТ.
7.Упражнения «Прощай, напряжение»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Время: 10 минут.
Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
Анализ:
-Как вы себя чувствуете?
-Расстались ли вы со своим напряжением?
-Ощущения до и после упражнения.
8.Заключительное слово
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Психологическое сопровождение родителей, учителей и учащихся в период подготовки к ЕНТ» »
КГУ СШ им. Комарова
«Психологическое сопровождение родителей, учителей и учащихся
в период подготовки к ЕНТ»
Подготовила
педагог-психолог Митрофанова О.Ф
С Новая Шульба2014
КГУ СШ им. Комарова
Тренинг
«Психологическое сопровождение родителей, учителей и учащихся
в период подготовки к ЕНТ»
Цель : помочь выпускникам учителям, родителям наиболее полно реализовать свои возможности во время подготовки и сдачи ЕНТ.
Задачи:
повышать эффективность подготовки к ЕНТ
Научить психологически правильно вести себя во время сдачи ЕНТ
Способствовать развитию мыслительной работы.
Уметь мобилизовать себя в решающей ситуации
Овладевать собственными эмоциями.
Оборудование: (стулья, надпись 125 баллов - прикрепляется на последний стул, шарфы). Стулья расставляются по залу (змейкой, ёлочкой, в любом расположении).презентация, тест, газеты бланк задания.
Вступительное слово.
- Добрый день, дорогие участники ЕНТ! Сегодня мы с вами собрались для того чтобы еще раз поговорить об предстоящей сдаче ЕНТ в которой мы все с вами вместе принимаем участие. От нашей совместной работы и будет зависеть успех. Для начало давайте выработаем правила на нашем тренинге.
Правила работы
Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа.
Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
11 класс самый напряженный и загруженный...
Нас ждет итоговое испытание - ЕНТ.Но назовем лучше по другому – очередной экзамен.Сегодня речь пойдет о стрессе – как о самом главном факторе влияющим при сдачи ЕНТ. Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.
2. Тест «Скрытый стресс» (Приложение 1). Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.
3. Упражнение «Корзина Советов».
Каждый учитель, родитель, ученик по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы (Приложение 2).
– Поделитесь , а какие приёмы используете Вы?
4.Упражнение : «Эксперимент»
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Время: 10 минут.
Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
-Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
-В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
-Как развить самообладание?
Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье
5. Упражнение: «Как управлять своими эмоциями»
Цель: научить управлять эмоциями.
Время: 10 минут.
1 способ :Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
2 Способ:Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему и стимулируют работу внутренних органов. Часто мы не осознаем того, что во время движения и работы наших пальцев организм лечит сам себя, стимулирует защитную систему. Когда естественной стимуляции недостаточно, организм начинает болеть. Поэтому очень полезен массаж пальцев рук. Каждый палец «отвечает» за свой орган, и благодаря такому массажу происходит оздоровление всего организма. Массаж пальцев рук рекомендуется проводить в любую свободную минуту, везде, где бы вы ни находились.
СРЕДНИЙ ПАЛЕЦ РУКИ:
Средний палец связан с системой кровообращения, понижает кровяное давление, тонизирует мозг и улучшает работу кишечника.
БЕЗЫМЯННЫЙ ПАЛЕЦ:
Безымянный палец отвечает за нервную систему. Его массаж помогает справляться с нервными расстройствами, стрессом и плохим настроением .
ТОЧКА В ЦЕНТРЕ ЛАДОНИ:
Массаж точки в центре ладони снимает сердцебиение и усталость, придаст бодрость и хорошее настроение.
6.Модификация упражнения “Слепой и поводырь”.
Оборудование: (стулья, надпись 125 баллов - прикрепляется на последний стул, шарфы). Стулья расставляются по залу (змейкой, ёлочкой, в любом расположении).
Выбирают пары.Одну пару нужно оставить рядом с ведущим, остальных попросить выйти за дверь. Ведущий, оставшейся паре задает вопрос: “Кто из вас будет учителем, кто учеником?”. После того, как участники определились с выбором, ведущий обращается к ученику: Сколько баллов хочешь получить на ЕНТ? Посмотрите-последний стул – это максимальный балл на ЕНТ-125 баллов, как вы будете идти к своим 125 баллам преодолевая трудности - решатьвам, с вашим учителем или сами.Затем необходимо завязать глаза ученику, раскрутить, и передать в “руки учителя” - вперед, как считаете нужным так и выполняете это упражнение.Сидящие в кругу, оценивают выбор и решение пары, как они проходят преграды и как собираются получить наивысший балл на ЕНТ либо учитель идет, придерживает ученика, тем самым направляет его, либо учитель стоит на месте и вербально помогает ученику,вариант каждой пары - особенный, рефлексия упражнения: сделать выводы, как ученик может достичь цель - получить наивысший балл на ЕНТ.
Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
Анализ:
-Как вы себя чувствуете?
-Расстались ли вы со своим напряжением?
-Ощущения до и после упражнения.
8.Заключительное слово
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь. Раздаются рекомендации (приложение3,4,5).
Приложение 5
Рекомендации для выпускников по поведению до и в момент ЕНТ
За день до начала ЕНТ постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью аудитории. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих , тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Смело входи в аудиторию с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.
Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Приложение 3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ.
ЕНТ основан на тестовых заданиях. Такая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).
1. Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, но не превращайте систему обучения в однообразные тестовые задания. Во время тестовых тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
2. В процессе подготовки к ЕНТ использовать тематические тесты по предметам.
3. Ответы по тестам старайтесь анализировать вместе с учащимися, обращаясь к литературным источникам.
4. Используйте зачетную и экзаменационную форму проверки знаний. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
5. Ознакомьте учащихся с методикой подготовки и ЕНТ.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников анализировать, ориентироваться во времени и уметь его распределить.
7. Чаще подбадривайте учащихся, настраивайте на успех.
8. Отказаться от правила - подчеркивать способности одних, неуспехи других.
9. Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу.
10. «Не ругать» при всем классе.
11.Называть всех детей по имени и добиваться этого в общении детей друг с другом.
12.Умейте увидеть за внешними поступками и действиями учеников мотивы их поведения.
13.Помните о том, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков. 14.Воспитывать через радость, доверие и уважение.
15.Относитесь к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.
16.Принимать право ребенка на ошибку.
17.Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей детей, его уровня развития, притязаний, представлений и т.п.
18.Создавайте на уроке атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.
Приложение 2
Как преодолеть стресс? «Корзина Советов»
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
16. Помните, что Вы не одиноки.
17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
Приложение 1
Тест «Скрытый стресс»
Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.
3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.
4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.
5. Если кто-то без причин повышает голос.
6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.
8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.
9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас
Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание