Данный проект будет полезен учителям начальной школы. Правовое воспитание детей – это очень важная часть воспитания. Каждый учитель, родитель должен уделять внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Всем детям планеты - большие права" »
Проект «Всем детям планеты - большие права»
Автор проекта: Касаткина Вера Антоновна, учитель начальных классов, МБОУ Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского, с.Мужи, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Класс: 2
Данный проект будет полезен учителям начальной школы. Правовое воспитание детей – это очень важная часть воспитания. Каждый учитель, родитель должен уделять внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.
Актуальность реализации проекта: заключаютсяв словах детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.
«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы – дети!»
И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача учителя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть. Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем, и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.
Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «право»;
- дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;
- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
Автор проекта: учитель - Касаткина В.А.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о своих правах.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Место проведения: МБОУ Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского, с. Мужи.
Сроки проведения: с 1 октября по 5 ноября 2014 года.
Режим работы: во время уроков и во внеурочной деятельности.
Количество участников проекта: учащиеся 2г класса – 12 человек, родители – 16 человек, учитель - Касаткина Вера Антоновна, социальный педагог школы.
Возраст детей: 8 - 9 лет.
Форма проведения:
Внеурочная деятельность;
Игровая деятельность;
Беседы;
Просмотр презентации о правах детей;
Оформление выставок детских рисунков, книг для родителей;
Материал и оборудование: стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.
I этап.
Постановка проблемы:
Один из классных часов я начала со слов стихотворения: Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва, Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь уютный, теплый дом, Видеть тихий мирный сон. Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Быть весёлым и здоровым, Восхищаться чем-то новым, И любить и быть любим Он на свете не один!
Попросила ребят подумать над вопросом, а кто же в государстве обязан защищать права детей? (Ответы учащихся)
- Сейчас я предлагаю вам послушать сообщения ваших товарищей.
1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
1-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
2-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.
3-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
1-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
II этап.
Знакомство.
- Сегодня у нас в гостях социальный педагог нашей школы.
- Здравствуйте дети! Я – социальный педагог нашей школы. Я послушала сообщения всех ребят и хочу сказать, что они абсолютно правы в том, что Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. А тема эта звучит так: «Я человек! И у меня есть права!» Мы с вами познакомимся с «Конвенцией о правах ребенка» и с другими документами, отражающими права и обязанности детей.
- Вам еще совсем немного лет, но вы уже граждане государства Россия, прекрасной страны, где вы родились. Вы — россияне, часть народа нашей страны.
Будучи гражданами России, вы можете рассчитывать на заботу и поддержку со стороны государства. В Конституции России — самом главном законе страны написано, что защита человека и гражданина — обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства — Президент, Председатель Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы — должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить всё намеченное.
- Давайте подробно разберем права ребенка, а так же любого человека. Для этого мы просмотрим несколько сюжетов из знакомых вам мультфильмов и сказок.
Сюжет из мультфильма «Мешок яблок»
Какое право злой волк хотел нарушить? (Право на жизнь)
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст. 6. Конвенция о правах ребенка)
Покушение на жизнь ребёнка — тяжкое преступление, за которое государство сурово наказывает виновных. Никто не имеет права ни при каких обстоятельствах лишить вас жизни!
Сюжет из мультфильма «Котёнок Гав»
О каком права идет речь в данном сюжете? (Право на имя)
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство (Декларация прав ребенка)
В Конвенции о правах ребёнка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. Давайте подумаем, чем важны эти права. Имя человека, а точнее, его имя, отчество и фамилия — отличительный знак человека, один из признаков его индивидуальности, то есть только ему присущих свойств, отличающих его от других людей.
Сюжет из мультфильма «Гадкий утёнок»
О каком праве идет речь в данном сюжете? (Право на достоинство)
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1. Всеобщая декларация прав человека)
Сюжет из мультфильма «Маша и медведь»
О каком праве идет речь в данном сюжете? (Право на образование)
В Конвенции о правах ребёнка признаётся «право ребёнка на образование» (ст.28). Это значит, что в стране, подписавшей Конвенцию, должны быть созданы все условия, чтобы дети могли учиться.
Школа должна помочь вам развить свои способности, таланты, дать много знаний, которые помогут вам подготовиться к самостоятельной жизни. Никто не должен в школе вас бить, даже если вы провинились. Никто не должен унижать вас! Так записано в Конвенции.
Сюжет из мультфильма «Двенадцать месяцев»
Какое право нарушено в данном сюжете? (Право на защиту от непосильного труда).
Многие дети не только учатся и отдыхают, но и участвуют в труде взрослых: помогают им вести домашнее хозяйство, заботятся о младших братьях и сёстрах, ухаживают за стариками, летом работают на огороде и в поле. Это правильно и хорошо: ведь взрослые трудятся для того, чтобы вам жилось счастливо, почему бы и вам не помочь им? Есть, к сожалению, в жизни такие случаи, когда взрослые заставляют детей работать, лишая их возможности учиться и отдыхать. Поэтому Конвенция обязывает государства, подписавшие её, защищать ребёнка от подневольного труда, мешающего его учёбе и отдыху и наносящего вред его здоровью и развитию.
Сюжет из мультфильма «Золушка»
Сюжет из мультфильма «Волк и семеро козлят»
О каком праве идет речь в данном сюжете? (Право не разлучаться со своими родителями и жить в семье).
Конвенции о правах ребёнка предусмотрены обязанности государств обеспечивать детям эти «незаметные» права, охранять их жизнь, здоровье, создавать условия для жизни детей в семье.
Сюжет из мультфильма «Лесная история»
Каким правом воспользовался медведь в данном мультфильме? (Право на медицинскую помощь).
Для того, чтобы обеспечить право ребёнка на жизнь, не только родители, но и государство, в котором он живёт, должны делать всё возможное для его выживания и здорового развития (Конвенция, ст. 6).
Очень важно, чтобы за здоровьем ребёнка наблюдали врачи, регулярно проводят осмотры детей, делая им прививки от болезней, а если они заболеют, — хорошо их лечили. Для того чтобы медицинская помощь была доступна каждому ребёнку, она должна быть бесплатной.
Организация деятельности проекта.
III этап.
3.1. Игровая деятельность.
Подвижные игры: «Мы весёлые ребята», «Охотники и утки», «Раз, два, три ноги от земли».
Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.
Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
• Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:
- Е. Благинина «Посидим в тишине».
- Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», В Осеева «Просто старушка».
• Беседа: «Что означает моё имя», «Я и мои друзья», «Мама, папа, я – дружная семья».
• Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.
3.3. Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
1. Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», (В. Шаинский - М. Пляцковский); «Чему учат в школе» (В. Шаинский - М. Пляцковский); песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.
2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", «Доктор Айболит».
3.4. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Коллективная работа «Мы все равны на нашей планете»
Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.
Выставка рисунков «Моя семья».
Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.
Выставка рисунков «Школа – наш дом, мы хозяева в нём»
Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.
Выставка в классе «Каждый ребёнок имеет право»
Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.
Классный час «Моё право на имя…».
Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.
4. Продукт проектной деятельности.
4.1. Коллективная работа «Мы все равны на нашей планете»
4.2. Выставка в классе «Каждый ребёнок имеет право»
4.3. Выставка рисунков «Каждый ребёнок имеет право на семью»
4.4. Выставка рисунков «Школа – наш дом, мы хозяева в нём»