kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "«Гражданская позиция» (для воспитанников сельского детского дома с интеллектуальными нарушениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему  жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, А затем ко всему человечеству, человеческой культуре.

Д.С.Лихачев

В Послании Президента Н.А.Назарбаева к народу Казахстана в качестве одного из стратегических задач обозначена задача усиления воспитательного компонента процесса обучения.

«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие молодежи – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях».

Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческоеправо. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки: потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Дети, выросшие вне  семьи – особенные дети. У них нет семейной (родственной) ценности, нет какой то начальной установки, полученной от самого близкого, родного человека.

По мысли Л.С. Выготского, аномальный ребенок не совсем обязательно существо, лишенное всякой морали. Уровень его этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ним начали проводить специальную коррекционно-воспитательную работу. В тех случаях, когда удается преодолеть у ребенка расхождение между биологическим и социальным развитием, возможно значительное нравственное, гражданское развитие умственно отсталого ребенка.

В наш детский дом приходят уже дети, много повидавшие на своем еще маленьком пути. Начальный жизненный опыт надломил, жестоко исказил их представление о добре и зле, о семье, о человеческих отношениях. Тем более у детей с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитается сама по себе. Дети слабо знают нормы морали и права, к труду относятся равнодушно, не проявляют инициативы. Для таких детей характерны: низкий уровень развития восприятия; неустойчивость внимания; недостаточно сформированы пространственные представления; отклонения в развитии памяти и снижение познавательной активности. Через гражданско-патриотическое воспитание могут решаться основные задачи коррекционной школы: компенсации недостатков умственного развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.

Раннее включение детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.

В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.

Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что мы должны воспитать в детях.

Цели и задачи проекта:

Цель: создать условия для становления юных граждан, знающих свои права и обязанности, обладающих нравственной культурой, ответственностью за настоящее и будущее села, Родины. 

Проект включает в себя целый комплекс задач:

  1. Воспитание уважения к труду.
  2. Формирование элементарных знаний о правах человека.
  3. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  4. Развитие интереса к традициям и обычаям казахского народа и других национальностей, проживающих на территории Казахстана.
  5. Освоение социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
  6. Развитие нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, глубокое уважение к стране, народу, казахстанской символике.
  7. Пробудить интерес к историко-культурному наследию дома, села, страны.

Основное содержание, направление деятельности:

«Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас».

Именно этим девизом я руководствуюсь, строя свою систему работы.
В каком направлении действовать? Как способствовать тому, чтобы активность моих воспитанников была полезной как для них самих, так и для общества в целом?

В жизненной позиции находит свое выражение внутренний мир личности. Вот почему я считаю, что мои воспитательные усилия должны быть направлены, прежде всего, на формирование у детей лучших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях.

Как же, все-таки, воспитать гражданина, патриота с активной жизненной позицией?

В целом можно выделить следующие основные направления:

  • Уважение к прошлому своей страны.

Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации".

Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

Во все времена люди опирались на опыт предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее. Большую роль здесь играет краеведческая работа.

  • Толерантность в национальном вопросе.

Президент нашей страны Н.А.Назарбаев одной из основных черт казахского народа называет толерантность.

Люди – это самое интересное, что есть в жизни. Чтобы обращаться с ними, надо учиться делать шаг им навстречу, придавая контакту все формы и оттенки». В.А.Сухомлинский

На земле казахов сейчас проживают представители более ста национальностей. Для них это страна считается родной. И одной из приоритетных задач гражданского воспитания является терпимость, уважение к людям другой национальности, другого вероисповедания. Каждый человек неповторим, это индивидуальность.

Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.

В детском доме обучается и воспитывается дети разных национальностей. На сегодня дети-сироты составляют не более 30% контингента детского дома-школы. И чтобы жить в мире и согласие необходимо учить детей быть толерантными

  • Знание обычаев и традиций казахского народа.

Сто наций, сто народов, сто племен

Всем вам рахмет и низкий вам поклон!

Пусть дружба, о которой пел Абай,

Как солнце освещает мирный край!

У каждого народа существует свои традиции, обычаи, обряды. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Через познание у воспитанников формируется чувство гордости за свою страну.

  • Уважение к символам, государственному языку, Конституции Республики Казахстан.

Если вы загадываете на год вперед – выращивайте хлеб; если вы загадываете на сто лет вперед – посадите деревья; если вы загадываете вперед на целую вечность – воспитайте Человека.

Символы нашего государства есть неоспоримые свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти, выражая тем самым определенную государственную идею казахстанской демократии, консолидации и устремленности к общечеловеческим ценностям. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны.  

  • Моя малая родина.

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

Значительное место в гражданском воспитании занимает любовь к своей малой родине. Любить свой край – это знать его: знать историю родного края, заботиться о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, проводить экологические субботники.

Любовь к родным местам, иметь представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это чрезвычайно важно для воспитания нравственных качеств воспитанника. Необходимо с детства ощущать свое посильное участие в развитии родного села, т.е. каждую весну посадить дерево, вырастить цветы.

  • Здоровый образ жизни.

«Наша стратегия по борьбе с болезнями и укреплению здоровья … начнется с подготовки наших граждан к ведению здорового образа жизни». – Н.Назарбаев.

Цель всех мероприятий - пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью. Дать представление об основах здорового образа жизни.

 Прогнозируемые результаты

  1. Возникнет заинтересованность детей историко-культурным наследием дома, села, страны.
  2. Возникнет чувство ответственности за будущее своей семьи, дома, села, округа, страны.

Требования к знаниям и умениям

Дети должны знать:

  • особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;
  • правила поведения на природе;
  • правила поведения в общественном месте: дома, на улице, в гостях, в общественном транспорте;
  • иметь элементарные представления о взаимосвязи человека и общества;
  • многообразие форм человеческого общения и качеств, помогающих в общении с людьми;
  • основное содержание Конвенции о правах ребенка;
  • необходимость соблюдения норм права;
  • основные пункты Конституции РК.

Дети должны уметь:

  • общаться в коллективе, терпимо относиться к чужим недостаткам, достигать компромиссов в социальных конфликтах;
  • соблюдать нормы морали и права в повседневной жизни;
  • объективно оценивать свои и чужие поступки;
  • бескорыстно совершать добрые и гуманные поступки;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины, проявлять чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проект "«Гражданская позиция» (для воспитанников сельского детского дома с интеллектуальными нарушениями" »

Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл аудыны Урюпин ауылы, жетім балалар мен ата-анасының камкорлығынсыз қалған балаларға арналған №1 құрамдастырылған балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.


Коммунальное учреждение «Комбинированный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1 село Урюпинка Аккольского района»

управления образования Акмолинской области.








Тема проекта:

«Гражданская позиция»












Воспитатель:

Серикпаев Ажимтай Керкебаевич



























Пояснительная записка

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, А затем ко всему человечеству, человеческой культуре.

Д.С.Лихачев

В Послании Президента Н.А.Назарбаева к народу Казахстана в качестве одного из стратегических задач обозначена задача усиления воспитательного компонента процесса обучения.

«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие молодежи – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях».

Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки: потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Дети, выросшие вне семьи – особенные дети. У них нет семейной (родственной) ценности, нет какой то начальной установки, полученной от самого близкого, родного человека.

По мысли Л.С. Выготского, аномальный ребенок не совсем обязательно существо, лишенное всякой морали. Уровень его этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ним начали проводить специальную коррекционно-воспитательную работу. В тех случаях, когда удается преодолеть у ребенка расхождение между биологическим и социальным развитием, возможно значительное нравственное, гражданское развитие умственно отсталого ребенка.

В наш детский дом приходят уже дети, много повидавшие на своем еще маленьком пути. Начальный жизненный опыт надломил, жестоко исказил их представление о добре и зле, о семье, о человеческих отношениях. Тем более у детей с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитается сама по себе. Дети слабо знают нормы морали и права, к труду относятся равнодушно, не проявляют инициативы. Для таких детей характерны: низкий уровень развития восприятия; неустойчивость внимания; недостаточно сформированы пространственные представления; отклонения в развитии памяти и снижение познавательной активности. Через гражданско-патриотическое воспитание могут решаться основные задачи коррекционной школы: компенсации недостатков умственного развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.

Раннее включение детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.

В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.

Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что мы должны воспитать в детях.


Цели и задачи проекта:

Цель: создать условия для становления юных граждан, знающих свои права и обязанности, обладающих нравственной культурой, ответственностью за настоящее и будущее села, Родины. 

Проект включает в себя целый комплекс задач:

  1. Воспитание уважения к труду.

  2. Формирование элементарных знаний о правах человека.

  3. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

  4. Развитие интереса к традициям и обычаям казахского народа и других национальностей, проживающих на территории Казахстана.

  5. Освоение социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

  6. Развитие нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, глубокое уважение к стране, народу, казахстанской символике.

  7. Пробудить интерес к историко-культурному наследию дома, села, страны.




Основное содержание, направление деятельности:

«Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас».

Именно этим девизом я руководствуюсь, строя свою систему работы.
В каком направлении действовать? Как способствовать тому, чтобы активность моих воспитанников была полезной как для них самих, так и для общества в целом?

В жизненной позиции находит свое выражение внутренний мир личности. Вот почему я считаю, что мои воспитательные усилия должны быть направлены, прежде всего, на формирование у детей лучших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях.

Как же, все-таки, воспитать гражданина, патриота с активной жизненной позицией?

В целом можно выделить следующие основные направления:

  1. Уважение к прошлому своей страны.

Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации".

Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

Во все времена люди опирались на опыт предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее. Большую роль здесь играет краеведческая работа.


  1. Толерантность в национальном вопросе.

Президент нашей страны Н.А.Назарбаев одной из основных черт казахского народа называет толерантность.

Люди – это самое интересное, что есть в жизни. Чтобы обращаться с ними, надо учиться делать шаг им навстречу, придавая контакту все формы и оттенки». В.А.Сухомлинский

На земле казахов сейчас проживают представители более ста национальностей. Для них это страна считается родной. И одной из приоритетных задач гражданского воспитания является терпимость, уважение к людям другой национальности, другого вероисповедания. Каждый человек неповторим, это индивидуальность.

Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.

В детском доме обучается и воспитывается дети разных национальностей. На сегодня дети-сироты составляют не более 30% контингента детского дома-школы. И чтобы жить в мире и согласие необходимо учить детей быть толерантными

  1. Знание обычаев и традиций казахского народа.

Сто наций, сто народов, сто племен

Всем вам рахмет и низкий вам поклон!

Пусть дружба, о которой пел Абай,

Как солнце освещает мирный край!

У каждого народа существует свои традиции, обычаи, обряды. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Через познание у воспитанников формируется чувство гордости за свою страну.










  1. Уважение к символам, государственному языку, Конституции Республики Казахстан.

Если вы загадываете на год вперед – выращивайте хлеб; если вы загадываете на сто лет вперед – посадите деревья; если вы загадываете вперед на целую вечность – воспитайте Человека.

Символы нашего государства есть неоспоримые свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти, выражая тем самым определенную государственную идею казахстанской демократии, консолидации и устремленности к общечеловеческим ценностям. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны.








  1. Моя малая родина.

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.


Значительное место в гражданском воспитании занимает любовь к своей малой родине. Любить свой край – это знать его: знать историю родного края, заботиться о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, проводить экологические субботники.

Любовь к родным местам, иметь представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это чрезвычайно важно для воспитания нравственных качеств воспитанника. Необходимо с детства ощущать свое посильное участие в развитии родного села, т.е. каждую весну посадить дерево, вырастить цветы.




  1. Здоровый образ жизни.

«Наша стратегия по борьбе с болезнями и укреплению здоровья … начнется с подготовки наших граждан к ведению здорового образа жизни». – Н.Назарбаев.

Цель всех мероприятий - пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью. Дать представление об основах здорового образа жизни.















Схематически это выглядит так:



























 Прогнозируемые результаты

  1. Возникнет заинтересованность детей историко-культурным наследием дома, села, страны.

  2. Возникнет чувство ответственности за будущее своей семьи, дома, села, округа, страны.

Требования к знаниям и умениям

Дети должны знать:

  • особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;

  • правила поведения на природе;

  • правила поведения в общественном месте: дома, на улице, в гостях, в общественном транспорте;

  • иметь элементарные представления о взаимосвязи человека и общества;

  • многообразие форм человеческого общения и качеств, помогающих в общении с людьми;

  • основное содержание Конвенции о правах ребенка;

  • необходимость соблюдения норм права;

  • основные пункты Конституции РК.

Дети должны уметь:

  • общаться в коллективе, терпимо относиться к чужим недостаткам, достигать компромиссов в социальных конфликтах;

  • соблюдать нормы морали и права в повседневной жизни;

  • объективно оценивать свои и чужие поступки;

  • бескорыстно совершать добрые и гуманные поступки;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины, проявлять чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.


Программа занятий

№№

Тема мероприятия

Форма проведения

Познавательные цели

Сроки

1

Язык – символ независимости государства (ко дню государственного языка)

Круглый стол

- привитие интереса и воспитание любви и уважения к государственному языку, чувства гордости за свой народ и уважения к представителям других национальностей.

Сентябрь

2

Мы за здоровый образ жизни. «Папа, мама, я – здоровая семья»

Спортивная эстафета

- приобщение детей к спорту, сплочение детского коллектива

Октябрь

3

Гражданином быть обязан. (О правах и обязанностях детей).

Деловая игра

- привлечение к участию в общественной жизни. Развитие гражданственности и воспитание духа казахстанского патриотизма.

Ноябрь

4

Символика Республики Казахстан.

Рассказ с элементами беседы.

- расширить и систематизировать знание детей о символах РК. Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Декабрь

5

«Нет на свете Родины дороже» (Ко дню независимости РК)

Литературно-музыкальная композиция

- Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за родную Республику, национального самосознания.

Декабрь

6

Моя малая родина. (К 130летию с. Урюпинка)

Экскурсия в сельский музей

- расширение и углубление знания учащихся об истории родного села. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.


Январь

7

Заочное путешествие по Казахстану. «Знатоки истории».

КВН

- воспитание чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое народов Казахстана; закрепление знаний по истории Казахстана; правильно ориентировать в вопросах об истории государства.

Февраль

8

Традиции и обычаи казахского народа.

Цикл бесед

- формирование представления о народах Казахстана, познакомить с культурой, традициями, обычаями народов Казахстана.

Март

9

Ассамблея народов Казахстана

Беседа

- формирование целостного представления о Республике Казахстан,

апрель

10

«ЭКСПО – 2017»

Конкурс рисунков

- ознакомить воспитанников с  международной выставкой ЭКСПО-2017; воспитывать  уважение к Родине, гордость за достижения Казахстана.


Апрель

11

Мы – дети твои, Казахстан! Дети одной земли"


Воспитательский час

- воспитание интернационализма, доброго отношения к людям разных национальностей, толерантности.

Апрель

12

«Подведение итогов

Сообщения, рефераты, презентация


Май


Предложенная тематика воспитательных мероприятий направлена на то, чтобы научить детей уважительно относиться к своем дому, селу, культурному наследию казахского народа, познакомить с особенностями природы родного края, сформировать опыт и основы культуры гражданского поведения, социальной активности.






Используемая литература:

  1. Конституция Республики Казахстан

  2. Ежегодное послание Президента к народу Казахстана.

  3. Закон о правах ребенка

  4. Конвенция ООН «Права ребенка»

  5. Закон «О браке и семье»

  6. Закон «Об образовании»

  7. Об утверждении программы «Здоровый образ жизни» на 2008 – 2016 годы.

  8. Азоров Ю.П. Семейная педагогика. М.1985г.

  9. Пирогов В.И. Формирование активной жизненной позиции школьников. М. Просвещение. 1990г.

  10. Екебаев Ж. «Что значит быть патриотом». Алматы

  11. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М.: ВАКО, 2006г.

  12. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д, 2006г.

  13. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. “Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005г.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Серикпаев Ажимтай Керкебаевич

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 179870


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства