• Обучающая – формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и получения информации о мире профессий; помочь участникам показать свои знания о профессиях и применить их при решении профессиональной ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профориентационная игра "Кем стать"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа №15 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Профориентационная игра «Кем стать»
Разработала: Коленик Н.С.
учитель английского языка, педагог-психолог МБОУ «Школа №15 для обучающихся с ОВЗ»
г.Березники, 2017
Цели занятия:
• Обучающая – формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и получения информации о мире профессий; помочь участникам показать свои знания о профессиях и применить их при решении профессиональной ситуации.
• Развивающая – развитие логического мышления, умения анализировать, работать в группе, презентовать себя.
• Воспитывающая – уважительное отношение к мнению других, корректность высказываний.
• Коррекционная – социальная адаптация учащихся
Предварительная подготовка: анкетирование учащихся для изучения профессиональной направленности учащихся
Оборудование:
• Компьютер с мультимедийной установкой.
• Результаты анкетирования.
• Схема «Выбор профессии» (сборная).
• Сигнальные карточки.
• Карточки с ситуациями.
• Бланки с правилами выбора профессии.
• Таблица для оценок.
• Список профессий.
• Столы и стулья для работы.
• Визитки с именами участников.
• Листы бумаги, формат А3, фломастеры или маркеры, скотч, ножницы.
Условия проведения: Оптимальное количество участников – 10-12 человек. Рекомендуется проводить занятие в кругу и в группах.
Продолжительность занятия: 40-60 минут в зависимости от уровня подготовленности участников и других конкретных обстоятельств работы.
План занятия:
1. Вводная часть:
• Знакомство;
• Сплочение группы;
• Мотивирующая беседа.
2. Основная часть:
• Правила выбора профессии;
• Игра «Угадай профессию»
3. Заключительная часть:
• Подведение итогов;
• Рефлексия.
Ход занятия
1. Вводная часть.
«Знакомство»
Участники сидят в кругу.
Ведущий: Здравствуйте! Я педагог-психолог. Зовут меня Наталья Сергеевна. Сегодня мы с вами проведем занятие по психологии, которое называется «Кем стать».
Вы ребята учитесь в 9 классе, скоро окончите основную школу, наверняка перед многими из вас встает вопрос «А, что мне делать дальше?». Вы все наверняка помните стихи:
«У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?»
Цель нашего занятия, в виде деловой игры помочь вам сделать правильный выбор.
Во время этого занятия вы сможете:
• получить информацию о правилах выбора профессии;
• показать и расширить свои знания о профессиях;
• Проявить себя при решении профессиональных ситуаций.
Начнем мы с вами занятие с разминки, игра называется «Визитная карточка».
Игра «Визитная карточка»
Цель: сплочение группы.
Ведущий: Накануне мы с вами провели анкету по профессиональному выбору. Данные этой анкеты позволили мне многое о вас узнать. По результатам анкеты у нас были выделены следующие группы участников(…..) Эти данные вы можете увидеть на экране:
• Медицина:
• Юриспруденция и менеджмент:
• Люди делающие нашу жизнь лучше:
В зависимости от выделенных групп мы с вами разделимся.
Теперь вам необходимо представить свои профессии в командах в виде визитной карточки. На подготовку дается 3 минуты. Визитная карточка должна быть на 2 минуты. Свои визитные карточки участники изображают на листах бумаги или в устной форме, а затем представляют.
Каждая команда должна дать экспертную оценку работе другой команды (инструкции на столе)
– Молодцы! Все хорошо поработали, достаточно грамотно представили свои профессии.
Мотивирующая беседа.
Ведущий: Вы сейчас вступили в период жизни, когда необходимо принять решение по выбору своей будущей профессии. В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий.
Как вы думаете, что необходимо учитывать при выборе профессии, чтобы не допустить ошибку? (ответы участников)
Теперь давайте обобщим сказанное вами.
Итак, первое, что необходимо учитывать при выборе профессии – это, что «надо» обществу (вывешивается на доску круг со словом «Надо»). То есть, это, значит, выбрать такую профессию, которая востребована на рынке труда.
Второе: что я «Могу». (вывешивается круг со словом «Могу» на доску и частично перекрывает первый круг). Это значит, что профессия должна быть доступна вам в силу ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков.
Третье: что я «Хочу». (вывешивается круг со словом «Хочу»). То есть профессия должна приносить радость, удовлетворение и доход.
На нашей схеме вы видите, что желания, возможности и необходимость перекрывают друг друга и получаются зоны взаимодействия.
• Зона оптимального выбора профессии:
• Зона совпадений стремления личности с потребностями общества в кадрах;
• Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.
• Зона совпадений возможности личности со стремлением личности.
«Выбор профессии»
2. Основная часть.
Правила выбора профессии.
Ведущий: Мы с вами определили, что необходимо учитывать при выборе будущей профессии. А теперь нам с вами предстоит ответственный момент определения правил выбора профессии. Для этого мы с вами разделимся на 3 команды и вы займете места за столами с соответствующими номерами.
У вас на столах имеются листы с правилами выбора профессии .
Вам необходимо в течении 3 минут определить какие правила вы считаете необходимыми и обвести их номер в кружок. Затем каждая команда зачитывает свои правила (время для представления 2 минуты). Время пошло.
– Молодцы! Обе команды справились с заданием. Теперь давайте посмотрим на схему и еще раз повторим «Правила выбора будущей профессии».
Ведущий: При выборе профессии выпускники часто совершают ряд типичных ошибок.
1. Отношение к выбору профессии как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование.
2. Предрассудок, что некоторые профессии считают недостойными.
3. Выбор профессии за компанию, чтобы не отставать.
4. Перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму профессию.
5. Увлечение только внешней стороной профессии.
6. Неумение разобраться в своих личных качествах.
7. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Схема «Правила выбора профессии»
Игра «Угадай профессию».
Цель: Дать участникам возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении ситуации.
Ведущий: Французский философ Клод Гельвеций считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития, он утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление еще идет. Вы себя строите и создаете сами.
Сейчас вам предоставляется возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении профессиональной ситуации.
А сейчас по очереди каждой команде я буду зачитывать профессиограмму, которая закодирована определенным растением.
В каждой профессиограмме 5 блоков информации. Вы поднимете сигнальную карточку или руку тогда, когда уверены в ответе.
Отвечаете на первый блок – получаете 5 баллов; на второй – 4 балла, на третий – 3 балла и т.д.
Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, в игре остаетесь.
На доске вывешен список профессий, который поможет вам в определении профессии, зашифрованной в профессиограмме
Ведущий: Все команды хорошо справились с заданием, получали соответствующее количество баллов. А теперь у вас есть возможность заработать для своей команды дополнительные очки. Каждая команда получает профессиональную ситуацию, которую она должна решить. На решение ситуации дается 3-5 минут. После чего каждая команда должна представить свое решение.
(Команды представляют свои ситуации).
Ведущий корректирует ответы, дополняет их.
Ведущий: Итак, ребята, подведем итоги. Каждая команда могла заработать 15 баллов. Анализируя вашу работу в течение занятия, я бы сделала вывод, что команда … более свободно ориентируется в мире профессий. У … команды оказалось на … очков больше. Поздравляем ее! Но та команда, которая набрала меньше очков пусть не переживает, ведь это только игра и у вас есть возможность больше узнать о профессиях, которые вызвали у вас затруднения.
3. Заключительная часть.
Заключительная беседа.
Ведущий: Шекспир когда-то заявил устами одного из героев пьесы «Как вам это нравится?»:
Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль...
Каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, на свободный выбор работы.
Я желаю вам сделать правильный выбор, что бы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.
Рефлексия.
Ведущий: А сейчас, прежде чем мы с вами попрощаемся, я прошу вас взять по одному листочку и приклеить на доску в зависимости от вашего выбора. Спасибо за работу.