kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентационная ролевая игра "Интересы и способности ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационная ролевая игра

для учащихся и родителей предпрофильных классов

 «Интересы и способности ребенка».

Цель: 1. Заранее формировать выбор будущей профессии, с учетом интересов и способностей;

2. Сформировать взаимопонимание между родителями и учащимся о выборе профессии.

Ход занятия:

-Приветствие.

- Для разминки можно провести упражнение «Самая, самая …. профессия»

1.Беседа «Что такое интересы и способности?»

Кто из вас собирает марки и наклейки…? А кто любит играть в шахматы? Кого интересуют результаты последнего футбольного матча на кубок Европы? Подобные вопросы определяют круг ваших интересов.

Интересный – в переводе с латинского «имеющий значение», «важный». Ваши интересы – это то, что имеет для вас значение, что для вас важно (а для других может не иметь значение, не быть важно). Интересному делу человек готов уделять время, силы, оно может захватывать и определять его жизнь, судьбу.

Потребности. В интересах появляются потребности – глубинные качества человека, определяющие его нужду в различных условиях жизни развития. Потребность – это то, что человек хочет.

Есть потребности физические – в еде, в питье, в жилище, в продолжении рода; есть социальные – в общении, в безопасности, в понимании, в уважении; есть духовные – в вере, в познании, в учении, в поиске нового и др.

У человека множество различных потребностей и интересов, но для каждого их набор индивидуален. Это свои интересы и потребности необходимо знать в первую очередь, так как именно от них зависит наше поведение. Говорят: «Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты»

Способности. Психическое развитие личности заложено в природе каждого человека. Наследственные механизмы запускают физический рост и развитие организма и тем самым готовят физиологические предпосылки для психического развития. Эти предпосылки, обусловленные особенностями строение мозга и нервной системы, индивидуальны для каждого человека и называются задатками.

Одни задатки определяют развитие, например, познавательных процессов у человека (внимания, памяти, воображения, мышления и речи). Другие влияют на развитие музыкальных, технических, математических, лингвистических, художественно-изобразительных, литературных и других способностей. А способности – это уже то, что человек, имеющий задатки, может сделать, что у него лучше получается.

Способности – качества, обеспечивающие успешность овладения и продуктивность той или иной деятельности.

Задатки и способности личности не есть нечто неизменное те и другие развиваются. Это развитие идет неравномерно и не связано жестко с возрастом; отдельные способности проявляются в разных возрастных периодах и часто относятся к какой-то одной ограниченной области.

На формирование способностей влияют окружающая среда, а также обучение и воспитание.

Для школьной практики очень важны способности, проявляющие в учебной деятельности. Учебные способности связываются, прежде всего, с успехами в учебе, и по данному признаку учеников делят на отличников, хорошистов, троечников, двоечников.

Часто бывает так: если учащийся способный, то у него четверки и пятерки, а не способный – двойки и тройки по всем предметам. В этом проявляются общие учебные способности (хорошее внимание и память приносят успех во всех предметах).

Кроме общих учебных способностей, у школьников могут проявляться и специальные способности, т.е. способности в какой-либо области знаний и деятельности (например, у ученика по математике пятерка, а по остальным и четверки, и тройки).

Для чего нужно знать способности?

Чтобы во время определиться в выборе будущей профессии, т.е. избрать для себя такую деятельность, которая наиболее соответствует имеющимся способностям. Профессиональная конкуренция сегодня достаточно высока, и выдержать её легче людям, наиболее подготовленным.

Например, вряд ли в наше время можно, не имея достаточно развитых способностей, рассчитывать на успех в таких сложных видах деятельности, как бизнес, техника, литература, искусство, науки и многое другое. При наличии способностей человек может добиться значительных успехов именно в этом виде деятельности, используя и развивая свою индивидуальность.

Кроме этого, обществу не безразлично, открыли ли вы свои способности, развиваете ли вы их: ведь процветание страны определяют успехи его граждан. Общество должно «снять с человека свой урожай». Вот почему оно заинтересовано, чтобы получить «от каждого – по его способностям».

Как узнать, к чему у вас способности?

Способности проявляются только в деятельности: ваших действиях и поступках. Хотите узнать свои способности – испытайте себя в различных делах.

2. Даются задания обеим группам (имеется 2 группы – группа родителей и группа учащихся)

 Группа учащихся                                Группа родителей                               

 

 

Для родителей дается вопрос: - Кем хочет стать его ребенок? – Какая профессия подходит его ребенку? (должны написать в листочках).

Для учащихся дается вопрос: - Кем ты хочешь стать? (на листочках пишут выбранную профессию).

3. Проведение теста обеим группам «Дифференциально-диагностический опросник»  А.Е. Климова (приложение1).  Тест выполняют в специальных бланках. Результаты написаны заранее на доске или напечатанных листках, где должно быть 5 типов профессий и какие профессии относятся к каждому типу. Работа ведется отдельно в группах. После выполнения работы, выводят результат и проверяют по ключам.

Чтобы узнать насколько хорошо родители знают интересы и способности своих детей, родитель и ребенок теперь должны сидеть вместе и сравнить свои ответы.

4. Рефлексия.

Приложение 1.

«Дифференциально - диагностический опросник»

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.                                                                      Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

Опросник

  1. а. Ухаживать за животными
    б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
  2. а. Помогать больным людям, лечить их
    б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
  3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
    б. Следить за состоянием и развитием растений.
  4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
    б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
  5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
    б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
  6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
    б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
  7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
    б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
  8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
    б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
  9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
    б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
  10. а. Лечить животных
    б. Выполнять вычисления, расчеты.
  11. а. Выводить новые сорта растений
    б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
  12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
    б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
  13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
    б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
  14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
    б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
  15. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
    б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
  16. а. Делать лабораторные анализы в больнице
    б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
  17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
    б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
  18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
    б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
  19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
    б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
  20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
    б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

Обработка результатов и интерпретация

П

Т

Ч

З

Х

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19a

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная ролевая игра "Интересы и способности ребенка" »

Профориентационная ролевая игра

для учащихся и родителей предпрофильных классов

«Интересы и способности ребенка».

Цель: 1. Заранее формировать выбор будущей профессии, с учетом интересов и способностей;

2. Сформировать взаимопонимание между родителями и учащимся о выборе профессии.

Ход занятия:

-Приветствие.

- Для разминки можно провести упражнение «Самая, самая …. профессия»

1.Беседа «Что такое интересы и способности?»

Кто из вас собирает марки и наклейки…? А кто любит играть в шахматы? Кого интересуют результаты последнего футбольного матча на кубок Европы? Подобные вопросы определяют круг ваших интересов.

Интересный – в переводе с латинского «имеющий значение», «важный». Ваши интересы – это то, что имеет для вас значение, что для вас важно (а для других может не иметь значение, не быть важно). Интересному делу человек готов уделять время, силы, оно может захватывать и определять его жизнь, судьбу.

Потребности. В интересах появляются потребности – глубинные качества человека, определяющие его нужду в различных условиях жизни развития. Потребность – это то, что человек хочет.

Есть потребности физические – в еде, в питье, в жилище, в продолжении рода; есть социальные – в общении, в безопасности, в понимании, в уважении; есть духовные – в вере, в познании, в учении, в поиске нового и др.

У человека множество различных потребностей и интересов, но для каждого их набор индивидуален. Это свои интересы и потребности необходимо знать в первую очередь, так как именно от них зависит наше поведение. Говорят: «Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты»

Способности. Психическое развитие личности заложено в природе каждого человека. Наследственные механизмы запускают физический рост и развитие организма и тем самым готовят физиологические предпосылки для психического развития. Эти предпосылки, обусловленные особенностями строение мозга и нервной системы, индивидуальны для каждого человека и называются задатками.

Одни задатки определяют развитие, например, познавательных процессов у человека (внимания, памяти, воображения, мышления и речи). Другие влияют на развитие музыкальных, технических, математических, лингвистических, художественно-изобразительных, литературных и других способностей. А способности – это уже то, что человек, имеющий задатки, может сделать, что у него лучше получается.

Способности – качества, обеспечивающие успешность овладения и продуктивность той или иной деятельности.

Задатки и способности личности не есть нечто неизменное те и другие развиваются. Это развитие идет неравномерно и не связано жестко с возрастом; отдельные способности проявляются в разных возрастных периодах и часто относятся к какой-то одной ограниченной области.

На формирование способностей влияют окружающая среда, а также обучение и воспитание.

Для школьной практики очень важны способности, проявляющие в учебной деятельности. Учебные способности связываются, прежде всего, с успехами в учебе, и по данному признаку учеников делят на отличников, хорошистов, троечников, двоечников.

Часто бывает так: если учащийся способный, то у него четверки и пятерки, а не способный – двойки и тройки по всем предметам. В этом проявляются общие учебные способности (хорошее внимание и память приносят успех во всех предметах).

Кроме общих учебных способностей, у школьников могут проявляться и специальные способности, т.е. способности в какой-либо области знаний и деятельности (например, у ученика по математике пятерка, а по остальным и четверки, и тройки).

Для чего нужно знать способности?

Чтобы во время определиться в выборе будущей профессии, т.е. избрать для себя такую деятельность, которая наиболее соответствует имеющимся способностям. Профессиональная конкуренция сегодня достаточно высока, и выдержать её легче людям, наиболее подготовленным.

Например, вряд ли в наше время можно, не имея достаточно развитых способностей, рассчитывать на успех в таких сложных видах деятельности, как бизнес, техника, литература, искусство, науки и многое другое. При наличии способностей человек может добиться значительных успехов именно в этом виде деятельности, используя и развивая свою индивидуальность.

Кроме этого, обществу не безразлично, открыли ли вы свои способности, развиваете ли вы их: ведь процветание страны определяют успехи его граждан. Общество должно «снять с человека свой урожай». Вот почему оно заинтересовано, чтобы получить «от каждого – по его способностям».

Как узнать, к чему у вас способности?

Способности проявляются только в деятельности: ваших действиях и поступках. Хотите узнать свои способности – испытайте себя в различных делах.

2. Даются задания обеим группам (имеется 2 группы – группа родителей и группа учащихся)

Группа учащихся Группа родителей





Для родителей дается вопрос: - Кем хочет стать его ребенок? – Какая профессия подходит его ребенку? (должны написать в листочках).

Для учащихся дается вопрос: - Кем ты хочешь стать? (на листочках пишут выбранную профессию).

3. Проведение теста обеим группам «Дифференциально-диагностический опросник» А.Е. Климова (приложение1). Тест выполняют в специальных бланках. Результаты написаны заранее на доске или напечатанных листках, где должно быть 5 типов профессий и какие профессии относятся к каждому типу. Работа ведется отдельно в группах. После выполнения работы, выводят результат и проверяют по ключам.

Чтобы узнать насколько хорошо родители знают интересы и способности своих детей, родитель и ребенок теперь должны сидеть вместе и сравнить свои ответы.

4. Рефлексия.

Приложение 1.

«Дифференциально - диагностический опросник»

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес. Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

Опросник

  1. а. Ухаживать за животными
    б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их

  2. а. Помогать больным людям, лечить их
    б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы

  3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
    б. Следить за состоянием и развитием растений.

  4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
    б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

  5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
    б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

  6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
    б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

  7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
    б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

  8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
    б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

  9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
    б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

  10. а. Лечить животных
    б. Выполнять вычисления, расчеты.

  11. а. Выводить новые сорта растений
    б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

  12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
    б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

  13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
    б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

  14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
    б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

  15. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
    б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

  16. а. Делать лабораторные анализы в больнице
    б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

  17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
    б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

  18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
    б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

  19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
    б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

  20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
    б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

Обработка результатов и интерпретация

П

Т

Ч

З

Х

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19a

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Профориентационная ролевая игра "Интересы и способности ребенка"

Автор: Федорова Елена Дмитриевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
    ["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "116308"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412412838"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Образовательная программа «Искусство слова »"
    ["seo_title"] => string(41) "obrazovatelnaia_programma_iskusstvo_slova"
    ["file_id"] => string(6) "648482"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1712134314"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Учителю начальной школы "
    ["seo_title"] => string(28) "uchitieliu-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "132831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416413184"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Особенности проектной деятельности в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(60) "osobiennosti_proiektnoi_dieiatiel_nosti_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "406217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491234196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства