Просмотр содержимого документа
«Поговорим о милосердии»
Классный час «Поговорим о милосердии»
Форма проведения - беседа
Цели - способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», развить у обучающихся потребность в милосердии, сострадании, желании прийти на помощь; воспитывать уважение к окружающим людям.
Ход классного часа:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о том, как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Послушайте притчу-рассказ «Милосердие».
Коля шел по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Снежок поскрипывал под ногами. Мороз слегка пощипывал за нос и щёки, но Коле было уютно и тепло в меховой курточке и сапожках. Шёл он, подпрыгивая от радости. Коле было весело — то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера; то ли оттого, что папа подарил ему новую игрушку. Мама на минуту остановилась. Перед ними стояли лотки с фруктами. Краснощёкие тёти развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты. У Коли даже слюнки потекли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе. Внезапно Колины грёзы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила: — Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне... Коля не слышал, что ответила тётя. Он, не отрываясь, смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто. По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо. Старушка решила попытать счастья у другого продавца. Коля протянул ей фрукты, которые купила для него мама. Их глаза встретились. Он прошептал: — Вот, возьмите, пожалуйста! Слёзы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней, затем потянул за руку: — Пойдём скорее! Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке её осталось только красное пузатое яблоко. Коля видел, как она чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой. Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как всё-таки здорово, что он, Коля, может им хоть чем-то помочь.
Ребята, охарактеризуйте Колю. Какой он? Какие качества вы больше всего цените в людях?
Что же такое милосердие? Что предполагает «милосердность»? (Ответы учащихся)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
На доске схема. Давайте её заполним.
Милосердие - это милость сердца, сострадание, забота, доброта, гуманность, уважение, человечность, помощь, любовь ...
А нужно ли милосердие сегодня? Так ли необходимо оно? (Ответы учащихся).
Без милосердия невозможно жить в мире. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга - изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения последствий травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель очень удивился: «Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей.»
Трагедия в Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили игрушки детям.
Террористические акты, наводнения, землетрясения – это «аварийные» ситуации. А нужно ли милосердие в повседневной жизни? Нужно ли помогать пожилым, бедным, больным людям? Проявляете ли вы милосердие? Расскажите.( Ответы учащихся).
Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня.
За спиной у них – гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас! (Л. Татьяничева)
Учитель: «Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)
А какие пословицы о доброте вы знаете? (Ответы учащихся).
(На доске вешается плакат с пословицами.)
1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
3) Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
4) Добрые слова дороже богатства.
5) Кто добро творит, тому бог отплатит.
6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.
На карточках вопросы. На каждый вопрос вы должны ответить да или нет и подсчитать ответы.
Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».
Вопросы:
У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
Часто ли ты используешь злые шутки?
Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.
Подсчитали. А теперь послушайте, насколько вы добры.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей. Если будем мы с тобой добрей. Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.