Поговорим о милосердии
(2 класс, урок развития речи, написание сочинения-миниатюры)
Цели:
Образовательные: учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе подготовки и написания сочинения-миниатюры на заданную духовно-нравственную тему; создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на уроке.
Воспитательные: воспитывать свободу мышления: учить свободно, без боязни перед осуждением или плохой оценкой выражать свои чувства, эмоции, мысли; воспитывать чувство сопереживания, любви к ближнему.
Развивающие: развивать мышление, воображение, монологическую и диалогическую устную речь детей; расширять представления детей о нравственной стороне окружающей действительности, развивать умения выражать свои мысли в процессе написания сочинения-миниатюры.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: проблемно-диалогический.
Ход урока
1.Организационный момент.
Психологическая установка на урок. Звучит песня кота Леопольда Если добрый ты…»
Учитель: Я очень рада, что сегодня наш урок начинается с хорошего настроения. Радостное настроение – почему? Разумом не поняли, а уже заулыбались. Наверное, потому, что звучит чудесная музыка.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова: получи «пять», я тебе помогу, поработаем вместе, пожелали успехов себе.
По Стране Знаний могут путешествовать только школьники. А кто такие школьники? Как по-другому их можно назвать?
Кому из вас нравится быть учеником?
Я желаю всем нам хорошего урока. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний.
Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке русского языка?
Для чего вам это нужно?
2.Создание проблемной ситуации
Учитель: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о милосердии. Теперь откроем тетради и запишите число. Посмотрите на экран. Прочитайте. Почему стоит многоточие? Верно, мысль не окончена.Запишем: «Милосердие - это...». Как вы понимаете, что такое «милосердие»?
3. Выдвижение гипотез, побуждающих от проблемной ситуации к диалогу
Учитель: Посмотрите на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Какая часть слова указывает на его основной смысл? Верно, корень слова. Пожалуйста, назовите его.
Учитель: Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд». Давайте подберем родственные слова с корнем «мил».
Учитель: Назовите слова с корнем «мил».
Учитель: Кто милый? . Значит, милый - это приятный? С какой интонацией мы произносим «милый»?
«Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет». (С. Соловейчик. Пушкинские проповеди).
Учитель: Ребята, назовите еще слово с корнем «мил»
Учитель: Что думаете о значении этого слова? Назовите синонимы, слова близкие по смыслу.
«Милость - это любовь, жалость. Если мы любим человека, мы его жалеем.
Учитель: Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение «сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к другу «Сделай милость»? Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. Попробуем? Я начинаю: «Сделайте милость, встаньте. Сделайте милость, улыбнитесь. Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами... Кто хочет продолжить?»
Учитель: Сделайте милость, садитесь, продолжаем наш разговор. «Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово помиловать - простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого нам простить трудно».
Учитель: Ребята, а мы умеем прощать? Подумайте, прощали ли вы кого-нибудь? Можете ли вы помиловать обидчика?
Учитель: Итак, родственные слова милый, милость, помиловать. Теперь подберем родственные слова с корнем «серд».
Учитель: Итак, корень «серд», слово...(Сердце).
Учитель: Вот оно какое, наше сердце. Частенько приходится слышать: «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.
Учитель: Как вы думаете, есть ли еще значение у фразы «сердце болит»?
Дети задумываются. Если никто не даст объяснения, то появляется подсказка «душа болит».
Учитель: Когда мы говорим: «Сердце болит, душа болит»? .
Учитель: Посмотрите на экран внимательно. Что скажете?
Учитель: «Сердце болит, душа болит...» Когда мы так говорим?
Учитель: Ребята, бывает, когда вы кого-то обижаете. Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать. Как вы себя чувствуете? Неужели душа не болит и вам все равно? Я рада, что ошиблась, рада, что в таких случаях и у вас, и у меня болит сердце. Сделайте милость, встаньте, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня». Улыбнитесь друг другу. Сделайте милость, садитесь.
Учитель: Теперь назовите прилагательное, признак предмета, с корнем «серд».
Учитель: О ком или о чем мы можем сказать «сердечный», «сердечная»? .
Учитель: А теперь вернемся к нашему слову . Итак, родственные слова…(дети читают: сердце, сердечная боль, сердечный человек).
4.Актуализация знаний
Слайды
Учитель: Ребята, подсказали ли нам значения корней смысл слова «милосердие»? Повернитесь друг к другу (первая парта разворачивается ко второй, третья к четвертой, дети сидят «четверками»), объясните, как вы понимаете значение слова «милосердие». Подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие», запищите на листочке.
Учитель: Я тоже добавила слова, посмотрите. (появляются слова: доброта, жалость, помощь, прощение. Если ребята напишут слова, которых нет на слайде, их необходимо записать на доске. Во время работы в группах звучит спокойная музыка.
Учитель: Скажите, кто может быть милосердным? Собака, кошка, лошадь могут быть милосердными? Конечно, нет. Животные могут быть добрыми и злыми. Милосердным может быть только человек. О каком человеке мы говорим «милосердный»? Встречались ли вам милосердные люди?
Учитель: Ребята, вы дали свое объяснение слову милосердие. Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковых словарях.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Учитель: Что главное в объяснении значения слова?
Учитель: Ребята, как вы считаете, в чем же проявляется истинное милосердие?
Учитель: Приведите примеры милосердных поступков. А вы можете совершать милосердные поступки?
Учитель: Милосердие - это одна из вечных ценностей нашей жизни. Учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям.
5. Физминутка
6. Применение нового знания. Написание сочинения-миниатюры
Учитель: Посмотрите внимательно на слова, возможно ли говорить о милосердии, забывая о милосердных поступках? Как вы думаете, нужно ли милосердие в нашей жизни? Конечно, вы правы, милосердие - высочайшая ценность нашей жизни. Сейчас я включу музыку. Вы послушайте немного и, пожалуйста, напишите, что думаете о милосердии. Вспомните, что мы сегодня говорили о милосердии. Я вам немного помогу - ответьте письменно на мои вопросы.. Если хотите высказаться по-своему - пожалуйста. Слушаем музыку и пишем сочинение.
(Детям раздаются памятки№1. Детям, которым необходима помощь, даем «подсказку», где просто нужно вставить слова, памятки№2).
Звучит инструментальная музыка Джеймс Ласт «Одинокий пастух» (http://www.jetune.ru/searchnow).