kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку"Поговорим о милосердии"(2 класс, урок развития речи, написание сочинения-миниатюры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поговорим о милосердии

(2 класс, урок развития речи, написание сочинения-миниатюры)

Цели:

Образовательные: учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе подготовки и написания сочинения-миниатюры на заданную духовно-нравственную тему; создать условия для сво­бодного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на уроке.

Воспитательные: воспитывать свободу мышления: учить сво­бодно, без боязни перед осуждением или плохой оценкой выражать свои чувства, эмоции, мысли; воспитывать чувство сопереживания, любви к ближнему.

Развивающие: развивать мышление, воображение, монологи­ческую и диалогическую устную речь детей; расширять представ­ления детей о нравственной стороне окружающей действительно­сти, развивать умения выражать свои мысли в процессе написания сочинения-миниатюры.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: проблемно-диалогический.

Ход урока

1.Организационный момент.

Психологическая установка на урок. Звучит песня кота Леопольда Если добрый ты…»

Учитель: Я очень рада, что сегодня наш урок начинается с хорошего настроения. Радостное настроение – почему? Разумом не поняли, а уже заулыбались. Наверное, потому, что звучит чудесная музыка.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова: получи «пять», я тебе помогу, поработаем вместе, пожелали успехов себе.

По Стране Знаний могут путешествовать только школьники. А кто такие школьники? Как  по-другому их можно назвать?

Кому из вас нравится быть учеником?

Я желаю всем нам хорошего урока. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний.

 Учитель: Что бы вы хотели узнать  и чему научиться на уроке русского языка?

 Для чего вам это нужно?

2.Создание проблемной ситуации

Учитель: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о ми­лосердии. Теперь откроем тетради и запишите число. Посмотрите на экран. Прочитайте. Почему стоит много­точие? Верно, мысль не окончена.Запишем: «Милосердие - это...».  Как вы понимаете, что такое «ми­лосердие»?

3. Выдвижение гипотез, побуждающих от проблемной ситуации к диалогу

Учитель: Посмотрите на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Какая часть слова указывает на его  основной смысл? Верно, корень слова. Пожалуйста, назовите его.

Учитель: Молодцы! Итак, корень «мил»  и корень «серд». Давайте подберем родственные слова с корнем «мил».

Учитель: Назовите слова с корнем «мил».

Учитель: Кто милый? . Зна­чит, милый - это приятный? С какой интонацией мы произносим «милый»?

«Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет». (С. Соловей­чик. Пушкинские проповеди).

Учитель: Ребята, назовите еще слово с корнем «мил»

Учитель: Что думаете о значении этого слова? Назови­те синонимы, слова близкие по смыслу.

«Милость - это любовь, жалость. Если мы любим чело­века, мы его жалеем.

Учитель: Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение «сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, ког­да просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к дру­гу «Сделай милость»? Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. Попробуем? Я начинаю: «Сделайте милость, встаньте. Сделайте милость, улыбнитесь. Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами... Кто хочет продолжить?»

Учитель: Сделайте милость, садитесь, продолжаем наш разговор. «Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово помиловать - простить, отнестись с любовью и к такому че­ловеку, которого нам простить трудно».

Учитель: Ребята, а мы умеем прощать? Подумайте, прощали ли вы кого-нибудь? Можете ли вы помиловать обидчика?

Учитель: Итак, родственные слова ми­лый, милость, помиловать. Теперь подберем родственные слова с корнем «серд».

Учитель: Итак, корень «серд», слово...(Сердце).

Учитель: Вот оно какое, наше сердце. Частенько приходится слышать: «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.

Учитель: Как вы думаете, есть ли еще значение у фразы «серд­це болит»?

Дети задумываются. Если никто не даст объяснения, то появ­ляется подсказка  «душа болит».

Учитель: Когда мы говорим: «Сердце болит, душа болит»? .

Учитель: Посмотрите на экран внимательно. Что скажете?

Учитель: «Сердце болит, душа болит...» Когда мы так гово­рим?

Учитель: Ребята, бывает, когда вы кого-то обижаете. Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать. Как вы себя чувству­ете? Неужели душа не болит и вам все равно? Я рада, что ошиблась, рада, что в таких случаях и у вас, и у меня болит сердце. Сделайте милость, встаньте, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня». Улыбнитесь друг другу. Сделайте милость, садитесь.

Учитель: Теперь назовите прилагательное, признак предмета, с корнем «серд».

Учитель: О ком или о чем мы можем сказать «сердечный», «сердечная»? .

Учитель: А теперь вернемся к нашему слову . Итак, родственные слова…(дети читают: сердце, сердечная боль, сердечный человек).

4.Актуализация знаний

Слайды

Учитель: Ребята, подсказали ли нам значения корней смысл слова «милосердие»? Повернитесь друг к другу (первая парта разво­рачивается ко второй, третья к четвертой, дети сидят «четверками»), объясните, как вы понимаете значение слова «милосердие». Поду­майте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие», запищите на листочке.

Учитель: Я тоже добавила слова, посмотрите. (появляются слова: доброта, жалость, по­мощь, прощение. Если ребята напишут слова, которых нет на слайде, их необходимо записать на доске. Во время работы в груп­пах звучит спокойная музыка.

Учитель: Скажите, кто может быть милосердным? Собака, кошка, лошадь могут быть милосердными? Конечно, нет. Животные могут быть добрыми и злыми. Милосердным может быть только че­ловек. О каком человеке мы говорим «милосердный»? Встречались ли вам милосердные люди?

Учитель: Ребята, вы дали свое объяснение слову милосердие. Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковых словарях.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

 Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Учитель: Что главное в объяснении значения слова?

Учитель: Ребята, как вы считаете, в чем же проявляется истин­ное милосердие?

Учитель: Приведите примеры милосердных поступков. А вы можете совершать милосердные поступки?

Учитель:  Милосердие - это одна из веч­ных ценностей нашей жизни. Учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям.

5. Физминутка

6. Применение нового знания. Написание сочинения-миниатюры

Учитель: Посмотрите вниматель­но на слова, возможно ли говорить о милосердии, забывая о мило­сердных поступках? Как вы думаете, нужно ли милосердие в нашей жизни? Конечно, вы правы, милосердие - высочайшая цен­ность нашей жизни. Сейчас я включу музыку. Вы послушай­те немного и, пожалуйста, напишите, что думаете о милосердии. Вспомните, что мы сегодня говорили о милосердии. Я вам немного помогу - ответьте письменно на мои вопросы.. Если хотите высказаться по-своему - пожалуйста. Слушаем музыку и пишем со­чинение.

(Детям раздаются памятки№1. Детям, которым необходима помощь, даем «подсказку», где про­сто нужно вставить слова, памятки№2).

Звучит инструментальная музыка Джеймс Ласт «Одинокий пастух» (http://www.jetune.ru/searchnow).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку"Поговорим о милосердии"(2 класс, урок развития речи, написание сочинения-миниатюры) »

Поговорим о милосердии

(2 класс, урок развития речи, написание сочинения-миниатюры)

Цели:

Образовательные: учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе подготовки и написания сочинения-миниатюры на заданную духовно-нравственную тему; создать условия для сво­бодного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на уроке.

Воспитательные: воспитывать свободу мышления: учить сво­бодно, без боязни перед осуждением или плохой оценкой выражать свои чувства, эмоции, мысли; воспитывать чувство сопереживания, любви к ближнему.

Развивающие: развивать мышление, воображение, монологи­ческую и диалогическую устную речь детей; расширять представ­ления детей о нравственной стороне окружающей действительно­сти, развивать умения выражать свои мысли в процессе написания сочинения-миниатюры.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: проблемно-диалогический.

Ход урока

1.Организационный момент.

Психологическая установка на урок. Звучит песня кота Леопольда Если добрый ты…»

Учитель: Я очень рада, что сегодня наш урок начинается с хорошего настроения. Радостное настроение – почему? Разумом не поняли, а уже заулыбались. Наверное, потому, что звучит чудесная музыка.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова: получи «пять», я тебе помогу, поработаем вместе, пожелали успехов себе.

По Стране Знаний могут путешествовать только школьники. А кто такие школьники? Как по-другому их можно назвать? (ученики)

Кому из вас нравится быть учеником?

Я желаю всем нам хорошего урока. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний.

Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке русского языка? (Научиться красиво и правильно писать, будем отвечать на вопросы, задавать вопросы, думать,делать выводы. сравнивать….)

Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того чтобы быть грамотными, уметь красиво и правильно писать, говорить, много знать, написать письмо. документы,.…)

2.Создание проблемной ситуации

Слайды

Создадим проблемную ситуацию следующим образом.

Шаг 1. «Обнажим» житейское представление учащихся вопро­сом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявим научный факт сообщением, наглядностью.

Учитель: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о ми­лосердии. Теперь откроем тетради и запишите число. Посмотрите на экран. Прочитайте. Почему стоит много­точие? Верно, мысль не окончена.Запишем: «Милосердие - это...». Как вы понимаете, что такое «ми­лосердие»?

Затем учитель подводит итог диалогу, повторяя некоторые мнения детей, разделив их в случае необходимости на группы: «Некоторые из вас считают, что... Другие думают, что...» В результате такой понятийной об­работки происходит коррекция состояния, мыслей, образов.

3. Выдвижение гипотез, побуждающих от проблемной ситуации к диалогу

Слайды

Учитель: Посмотрите на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Какая часть слова указывает на его основной смысл? Верно, корень слова. Пожалуйста, назовите его.

Дети задумываются. Выслушиваются все варианты (милое, мил, милосерд, серд). Кто-то обязательно скажет, что здесь два корня.

Учитель: Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд». Давайте подберем родственные слова с корнем «мил».

Учитель: Назовите слова с корнем «мил».

Учитель: Кто милый? (Ребенок, цветок, котенок). Зна­чит, милый - это приятный? С какой интонацией мы произносим «милый»? (Доброй, хорошей, ласковой, нежной).

«Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет». (С. Соловей­чик. Пушкинские проповеди).

Учитель: Ребята, назовите еще слово с корнем «мил». (Милость).

Учитель: Что думаете о значении этого слова? Назови­те синонимы, слова близкие по смыслу.(Помощь, дать денег. Если тебя ударили, а ты не ударил...)

«Милость - это любовь, жалость. Если мы любим чело­века, мы его жалеем (можно побеседовать об отношении к пожи­лым людям, об отношениях между детьми).

Учитель: Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение «сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, ког­да просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к дру­гу «Сделай милость»? Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. Попробуем? Я начинаю: «Сделайте милость, встаньте. Сделайте милость, улыбнитесь. Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами... Кто хочет продолжить?»

Ребенок предлагает сделать упражнения, обязательно обраща­ясь к одноклассникам: «Сделайте милость ...»

Учитель: Сделайте милость, садитесь, продолжаем наш разговор. «Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово помиловать - простить, отнестись с любовью и к такому че­ловеку, которого нам простить трудно».

(С. Соловейчик. Пушкинские проповеди).

Учитель: Ребята, а мы умеем прощать? Подумайте, прощали ли вы кого-нибудь? Можете ли вы помиловать обидчика?

Учитель: Итак, родственные слова ми­лый, милость, помиловать. Теперь подберем родственные слова с корнем «серд».

Учитель: Итак, корень «серд», слово...(Сердце).

Учитель: Вот оно какое, наше сердце. Частенько приходится слышать: «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.(У бабуш­ки сердце болит, она пьет таблетки. А моя мама ходила к врачу. У меня бабушка лежала в больнице). .

Учитель: Как вы думаете, есть ли еще значение у фразы «серд­це болит»?

Дети задумываются. Если никто не даст объяснения, то появ­ляется подсказка «душа болит».

Учитель: Когда мы говорим: «Сердце болит, душа болит»? (Когда нам обидно. Когда меня обидели. Когда дома ругают, а я не виноват).

Учитель: Посмотрите на экран внимательно. Что скажете?

( Девочку обидели. Женщина плачет, у нее кто-то умер. У жен­щины душа болит, она переживает )

Учитель: «Сердце болит, душа болит...» Когда мы так гово­рим? (Когда за кого-то переживаем, волнуемся. Не только, когда меня обидели. Мама волнуется, если меня дома долго нет. Родители переживали, волновались, когда мы ездили в театр).

Учитель: Ребята, бывает, когда вы кого-то обижаете. Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать. Как вы себя чувству­ете? Неужели душа не болит и вам все равно? Я рада, что ошиблась, рада, что в таких случаях и у вас, и у меня болит сердце. Сделайте милость, встаньте, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня». Улыбнитесь друг другу. Сделайте милость, садитесь.

Учитель: Теперь назовите прилагательное, признак предмета, с корнем «серд». (Сердечный, сердечная ).

Учитель: О ком или о чем мы можем сказать «сердечный», «сердечная»? (Сердечный, добрый человек. Боль сердечная).

Учитель: А теперь вернемся к нашему слову . Итак, родственные слова…(дети читают: сердце, сердечная боль, сердечный человек).

4.Актуализация знаний

Слайды

Учитель: Ребята, подсказали ли нам значения корней смысл слова «милосердие»? Повернитесь друг к другу (первая парта разво­рачивается ко второй, третья к четвертой, дети сидят «четверками»), объясните, как вы понимаете значение слова «милосердие». Поду­майте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие», запищите на листочке.

Дети советуются, учитель подходит к каждой группе, слушает мнение ребят. Затем каждая группа зачитывает слова, которые помогают раскрыть смысл слова.

Учитель: Я тоже добавила слова, посмотрите. (появляются слова: доброта, жалость, по­мощь, прощение. Если ребята напишут слова, которых нет на слайде, их необходимо записать на доске. Во время работы в груп­пах звучит спокойная музыка.

Дети поворачиваются к учителю, работаем фронтально.

Учитель: Скажите, кто может быть милосердным? Собака, кошка, лошадь могут быть милосердными? Конечно, нет. Животные могут быть добрыми и злыми. Милосердным может быть только че­ловек. О каком человеке мы говорим «милосердный»? Встречались ли вам милосердные люди?

Выслушиваются ответы детей. Нужно уточнить, почему дети питают, что этот человек милосердный.

Учитель: Ребята, вы дали свое объяснение слову милосердие. Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковых словарях.

Сначала дети читают «про себя» цитату из словаря С.И.Ожегова, затем хором ).

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Аналогично читаем цитату из словаря Д.Н. Ушакова.

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Учитель: Что главное в объяснении значения слова?

( акцент делается на «готовность помочь» и «оказать помощь»).

Учитель: Ребята, как вы считаете, в чем же проявляется истин­ное милосердие?

Обращаем внимание детей, что милосердие - это поступок, поступок добрый, во благо, поступок, за который не ждут вознаграждения..

Предлагаем детям привести примеры милосердных поступков, подумать, а могут ли и они совершать милосердные поступки.

Учитель: Приведите примеры милосердных поступков. А вы можете совершать милосердные поступки?

Учитель: Милосердие - это одна из веч­ных ценностей нашей жизни. Учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям.

5. Физминутка

Учитель: Сделайте милость, встаньте, протяните другу руки, подарите улыбку соседу, улыбнитесь своим одноклассникам, посмотрите, как посветлело в кабинете от ваших улыбок. Сделайте милость, подойдите к окнам, только тихо-тихо, не спугните наши улыбки. Подарите улыбку солнышку, видите, оно улыбается весна, скоро лето. (Подарите улыбку тучкам, слышите, тучки обещают скоро уплыть, открыть солнышко). Сделайте милость, тихонечко садитесь.

6. Применение нового знания. Написание сочинения-миниатюры

Учитель: Посмотрите вниматель­но на слова, возможно ли говорить о милосердии, забывая о мило­сердных поступках? Как вы думаете, нужно ли милосердие в нашей жизни? Конечно, вы правы, милосердие - высочайшая цен­ность нашей жизни. Сейчас я включу музыку. Вы послушай­те немного и, пожалуйста, напишите, что думаете о милосердии. Вспомните, что мы сегодня говорили о милосердии. Я вам немного помогу - ответьте письменно на мои вопросы.. Если хотите высказаться по-своему - пожалуйста. Слушаем музыку и пишем со­чинение.

(Детям раздаются памятки№1. Детям, которым необходима помощь, даем «подсказку», где про­сто нужно вставить слова, памятки№2).

Звучит инструментальная музыка Джеймс Ласт «Одинокий пастух» (http://www.jetune.ru/searchnow).

Памятка№1

Милосердие.

Милый, милость, помиловать.

Сердце, сердечная боль, сердечный человек.

Доброта, жалость, помощь, прощение.

Милосердный поступок. Ценность.

Ответь письменно на вопросы:

1.Какой смысл ты вкладываешь в слово «милосердие»?

2.Когда о человеке можно сказать, что он милосердный?
3.Приведи примеры милосердных поступков.

Памятка№2

Если ты пока не можешь выполнить задание самостоятельно, то допиши предложения. В скобках указаны слова, которые помо­гут тебе выразить свои мысли, выбери нужные, остальные слова не пиши. Скобки тоже писать не надо.

Милосердие - это (готовность помогать людям, умение жа­леть других, равнодушие, великодушие, душевная леность).

Милосердие - это (забытое слово, глупое поведение, величайшая ценность).

О человеке (добром, злом, ленивом, участливом, сердечном, ду­шевном, понимающем, не умеющем прощать, умеющем прощать, бескорыстном) говорят, что это милосердный человек. Милосерд­ный человек всегда (требует награду за помощь, помогает от чи­стого сердца, спешит на помощь).

Вспомни, кому ты помог, кто тебе помог, напиши.



Литература

  1. Горбушина Н.А. «Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся» //http://rus.lseptember.ru/2005/15/6.htm

  2. Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение: по­нятие, технология, предметная специфика» (статья в сборнике про­грамм «2100»). - М.: БАЛАСС, 2008.

  3. Соловейчик С.Л. «Пушкинские проповеди» http://wWotlichniku.ru/lib/scr/pagel 33288.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Садыкова Ильсияр Илдусовна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148075


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства