Библиотекарь: Здравствуйте дорогие первоклассники! Совсем недавно вы закончили знакомиться с букварем. Вы научились читать, и теперь звонок зовет вас в библиотеку на первый библиотечный урок.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать.
Сегодня вы станете читателями библиотеки. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (слово можно записать на доске и в личный словарик). Это слово пришло к нам в русский язык из греческого. Библио - книга, тека - хранилище. Но книги в библиотеке не только хранятся - их выдают для чтения.
В библиотеке имеются следующие отделы: абонемент, читальный зал и книгохранилище.
Абонемент – это то место, где книги выдаются на дом. На некоторое время книга твоя.
Читальный зал - это помещение, где книги на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.
Уч. 1: В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать, -
Фантазировать, мечтать.
Библиотекарь: Книгохранилище – это помещение, где находятся учебники и малоспрашиваемая литература.
В библиотеке имеются периодические издания: газеты и журналы.
Для того чтобы стать читателями нашей библиотеки, вам ребята необходимо знать правила пользования библиотекой.
Давайте с ними познакомимся.
Уч.1: Правила пользования библиотекой:
В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
Уч. 2 :Существуют основные правила чтения:
Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.
Книгу надо дочитывать до конца.
Во время чтения книги рассматривайте рисунки.
Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.
Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.
Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.
Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.
У. 1:Теперь я хочу вам загадать загадки, слушайте внимательно и постарайтесь дать правильные ответы:
Говорить не говорит,
Слышать не слышит,
А все знает
И нам объясняет. (Книга)
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
Я загадала вам эти загадки не случайно. Все они посвящены книге, потому что книги имеют большое значение в жизни человека.
Уч. 2:Библиотека - это книжный город. Книги здесь живут в своих домиках-стеллажах. Здесь есть свои улицы (пространство между стеллажами).
Уч. 1:Книги в домике живут - каждая семья в своей квартире, но квартира имеет не цифровой, а буквенный знак: А,Б,В... и т.д. Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги, фамилии авторов, которых начинаются с данной буквы. Так за буквой А находятся книги Александровой, Алексина, за Б - Барто, Баруздина и т.д. Если книги написали несколько авторов, это сборники рассказов, стихов, и на обложке фамилия автора не указана, книгу необходимо поставить за тот разделитель, буква которого соответствует начальной букве названия книги. Например: сборник «Круглый год» - за разделителем К.
Уч.2:Понятно ребята?
Уч.1:Вот вы, ребята, и познакомились с жителями нашей библиотеки, с правилами пользования библиотекой.
Уч.2Теперь для вас настало время стать читателями нашей замечательной библиотеки, но для этого вам придется пройти испытания.
Уч.1Ребята, вы готовы к испытаниям?
К нам в гости пришёл Книгочейчик. Это один из самых активных читателей. Он дружит со всеми книжками, много читает. Книгочейчик приготовил для вас выставку любимых книг. Сейчас он вам о ней расскажет
Книгочейчик: Я отобрал для вас, ребята, «самые-самые» книжки: самые весёлые, самые страшные, самые умные (Оглядывается). Но где же книжки? Они только что были здесь.
(Появляется Баба Яга)
Баба яга: Ха-ха! Никаких книжек вы не найдёте, и все праздники отменяются. Не люблю я книги: они все такие чистые, красивые, с яркими картинками. Фу, гадость какая!
Книгочейчик: Баба Яга, а как же ребята? Мы ведь собрались здесь на праздник!
Баба Яга: Ну и расходитесь по домам. Зачем вам эти книги? Какой от них толк? Вот я, например, пока вспомню, что это за буква, так и предыдущую забываю. Пока дочитаю, так и не помню, что в начале книги было. А уж героев: кто, откуда, как звали - это никому не под силу запомнить!
Книгочейчик: Неправда! Мы книжки любим и читаем внимательно. Ведь так, ребята?
Баба Яга: Ну что ж, это легко проверить. Вот я сейчас вам загадаю. Что б такого загадать-то?
Королева книг: Как же ты, Баба Яга, сможешь проверить знания ребят, если сама ничего не знаешь? Посиди, послушай лучше, как мы с Книгочейчиком будем ребятам вопросы задавать.
Первая викторина «Кто это?»:
1. Королева: «Он рос вместе с волчатами, и отец волк учил его. Поэтому он понимал каждый шорох в траве, каждое дуновение тёплого ночного ветерка, каждый круг совы над головой, каждое движение рыбы в пруду». (Маугли)
2. Книгочейчик: «Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина, в самом расцвете сил!.. Я самый тяжелобольной в мире. И если ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, я отвечу, что ничего. Ничего, кроме огромного торта, горы шоколада и большого куля конфет!» (Карлсон)
3. Королева:«Я думал и, наконец, все понял. Это неправильные пчелы… И они, наверное, делают неправильный мед… А если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я… Не то чтобы совсем не попал, но только не попал в шарик!” (Винни – Пух)
4. Книгочейчик: «Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже не снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу». (Дядя Фёдор)
Баба Яга: Ну ладно, персонажей вы знаете. Теперь я спрошу и проверю, что вы знаете о колдовстве и превращениях.
Вторая викторина «В кого были заколдованы?»:
1. Князь Гвидон? (Комара, муху, шмеля – «Сказка о царе Салтане»).
2. Нильс? (В крошечного человечка – «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
3. Василиса Прекрасная? (В лягушку – «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная»).
4. Царевна-Лебедь? (В лебедя – «Сказка о царе Салтане»).
5. Иванушка? (В козлёнка – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
6. Людоед? (В льва, мышь – «Кот в сапогах»).
Баба Яга: Ну что ж, придётся вернуть вам книги.
Королева книг: Конечно, ведь книга – самое удивительное чудо на свете! Читая их, человек становится умнее, добрее.
Баба Яга: Всё равно их никто читать не будет.
Королева книг: Не веришь? Сейчас убедишься в этом. Смотри!
Незнайка (возмущённый голос в зале):
Кто сказал такую бяку:
«Не читал Незнайка книг»?
Это враки! Просто враки!
Заявляю напрямик!
Я читаю без запинки –
Десять тысяч книжек в год –
От картинки до картинки,
А потом наоборот!
Я даже с ребятами на каждой странице Букваря побывал, я теперь знаю все слова. И стихи научился запоминать! Хотите послушать?
Королева книг: Ну как, ребята, послушаем? Наш конкурс так и назовём - «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибётся, поправьте его.
Незнайка: Ну, слушайте:
«Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей.»
Королева книг: Кого – кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?
Почему вы смеётесь и не хлопаете? Поэты любят аплодисменты. Неужели я опять не так сказал?
(- Сом, а не дом!).
Незнайка: Ну, понял-понял. Слушайте дальше.
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
обязательно примите
0 цапель перед сном!»
(- Не цапель, а капель! Опять ошибся!).
Королева книг: Эх, Незнайка, стихи заучивать не так-то просто!
Незнайка: Подумаешь, стихи! Вы лучше отгадайте кроссворд! Разгадав загадку, отгадку нужно записать туда, где стоит соответствующая цифра. А потом мы все вместе прочитаем одно очень важное слово.
Королева книг: Какое же?
Незнайка: Не скажу, пусть ребята сами отгадают. Этот конкурс называется «Важное слово».
Итак, первый вопрос:
33 богатыря к нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты, ты на всё найдёшь ответы,
Но скажи-ка нам пока, как зовут их?
(- Азбука).
(Слово вписывается, и выделяется буква «К»).
Вопрос второй:
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? (- Это ученик.)
Вопрос третий:
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу.
Кто это, назовите! (- Учительница).
Незнайка: Правильно! Ещё вопрос:
Путешествую по странам,
по морям, по океанам,
и по суше, и средь вод –
мне не нужен пароход,
поезд, самолёт, автобус.
Потому что есть, друзья,
шар волшебный у меня,
называется он … (- Глобус).
Незнайка: Хорошо! и теперь последний вопрос:
У каждой девчонки, а также мальчишки
Есть книжка одна – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем … (- Букварь).
Королева книг: Теперь посмотрите, что у нас получилось. Вот какое слово – книга. (Обращается к Незнайке, Бабе Яге, Книгочейкину).
Королева книг: Ну, дорогие гости, вы убедились, что благодаря книге любые чудеса возможны? Садитесь и смотрите, что дальше будет.
(Стук в дверь, появляются Буратино и Мальвина).
Мальвина: Простите, что мы так долго. Буратино забыл сумку в нашем кукольном театре. Папа Карло вышел и закрыл входные двери на ключ.
Буратино: Нам пришлось его искать. Мы так спешили. Очень хотелось попасть на праздник.
Королева книг: Теперь, я думаю, все волнения позади, и мы можем продолжать праздник.
Буратино: Конечно. И продолжением будут секреты из этой сумки. Отгадать их помогут нам ребята. Здесь лежат кукольные персонажи сказок или предметы, которые им принадлежат. Мы с Мальвиной будем рассказывать о них, а вы должны правильно назвать героя книги. Начнём. Мальвина!
Мальвина: Всех он любит неизменно,
кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
славный Гена …(- Крокодил).
Буратино: Он и весел, и не злобен,
этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
и приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх,
этот плюшевый проказник –
медвежонок … (- Вини-Пух).
Мальвина: Многим долго неизвестный,
стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
он зовётся … (- Чиполлино).
Буратино: Перед волком не дрожал,
от медведя убежал.
А лисице на зубок
всё ж попался … (- Колобок).
Королева книг: Кто-то ещё спешит на наш праздник…
(за сценой раздаётся крик, с шумом и грохотом появляется Пеппи)
Пеппи: Ну, наконец, я к вам попала на праздник. Летела как на крыльях. Сейчас я поиграю с вами! Отгадайте! Из каких сказок эти слова?
В этой книжке именины, много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил
Но коварному злодею кто-то голову срубил («Муха-Цокотуха)
Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов («Теремок»)
Ах, ты, Петя – простота, сплоховал немножко:
Не послушался Кота, выглянул в окошко… («Петушок-золотой гребешок»)
Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко, но ещё помощники скоро прибегут, победит упрямицу дружный общий труд («Репка»)
Колотил да колотил по тарелке носом, ничего не проглотил и остался с носом («Лиса и журавль»)
А дорога далека, а корзина нелегка, сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок («Маша и медведь»)
Нет ни речки, ни пруда где воды напиться,
Очень вкусная вода в ямке от копытца («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Королева книг: Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями, которые для вас приготовили сказочные герои.
Королева книг: А сейчас, ребята, слово верным друзьям книжки – нашим: Дорогие ребята! Меня зовут Дина Владимировна. Я работаю в нашей библиотеке. В каждой библиотеке есть общие для всех правила. Сейчас я прочитаю стихотворение о правилах поведения в библиотеке, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Есть страна чудесная на свете,
Её Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеки
Правила особенные есть:
Знать их обязательно вам нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдёшь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь.
Ясно, чётко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребёнок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека
Будет рада вас всегда принять!
(После прочтения стихотворения Дина Владимировна спрашивает детей о том, какие правила они запомнили).
Библиотекарь: Молодцы! Вы все правила запомни Дорогие, ребята! Какие вы молодцы! Вы научились читать, прочитали свою первую школьную книгу «Азбуку», разгадали все загадки, викторины, запомнили правила поведения в библиотеке. Настал торжественный момент нашего праздника, я поручаю Буратино вручить вам «Золотой Ключик» от школьной библиотеки.
(Буратино вручает «Золотой Ключик» ученику, дети дают «Клятву Читателя»).
(Дети встают. Произносится «Клятва читателя»).
Ученик: Я, новый читатель библиотеки,
Законы все помнить клянусь!
Все: Клянусь!
Ученик: Книги пачкать и ради потехи
Трепать их не буду. Клянусь!
Все: Клянусь!
Ученик: Другом книги теперь назовусь.
Книгу любить клянусь!
Все: Клянусь
!Дина Владимировна Сегодня вы стали читателями. Сегодня и на всю жизнь! Запомните этот день, этот час. Я поздравляю Вас! Будьте достойны почётного звания читателя нашей прекрасной библиотеки. Знайте, что книги, как мудрые, добрые друзья, вводят вас в удивительный прекрасный мир, рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят с замечательными людьми. Читая, вы и сами становитесь умнее, сильнее, добрее.
Дорогие ребята!
Примите на память поздравление с приветствием:
Новый читатель пожаловал к нам.
Это хорошая весть.
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть!
(Детям вручаются закладки для книг).
Королева книг: Пришла пора сказать:
до новой встречи,
окончен сказочный наш бал.
В гостях вы были у друзей сердечных,
в чудесной сказке каждый побывал.
Пеппи: Наш юный друг!
Бери с собой в дорогу
Мальвина: Своих любимых сказочных друзей!
Буратино: В заветный час они тебе помогут,
Все вместе: Найти мечту и сделать жизнь светлей!
(Все участники и дети поют песню «Страна Читалия»).
По окончании мероприятия каждому первокласснику торжественно вручаются памятные открытки.