Статья
«Моя любимая библиотека».
Ашырбаева М.Э.
воспитатель
«Книги, которые пишутся собственно
для детей, должны входить в план
воспитания как одна из важнейших
его сторон».
В. Г. Белинский.
Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – книгу несложно найти в Интернете. Наши дети «разучились» читать, они не хотят и не любят сидеть с книгой в руках. Учитывая это, задача педагогов – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего» человека.
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитание интереса к чтению, формирование будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста – с детского сада. Дошкольный период – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируются определённые отношения к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки, складывается характер. Главным вопросом для ребёнка этого возраста становится вопрос «почему?», то есть проявление и осознание им собственного незнания. Важно, чтобы в процессе взаимодействия взрослого и ребёнка увиденное и услышанное прошло через его душу, формируя мир его эмоций. И в этом ему поможет детская книга, писатели, которые пишут именно для детей. А ещё ему должна помочь библиотека, и именно детская. Детская библиотека должна стать для ребёнка любого возраста и различных физических возможностей гостеприимным книжным домом, где он сможет раскрыть свои таланты и возможности. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. выполняют познавательную и развивающую функции. Воспитание настоящего читателя – процесс многоэтапный. Первый и главный период в этом процессе – период дошкольного детства.
Мы в своей группе, в рамках проекта «Город дружественный к ребёнку», в октябре 2012 года, организовали экскурсию в ближайшую библиотеку – филиал №3. Результатом экскурсии стало подписание соглашения о постоянном сотрудничестве между библиотекой и детьми нашей группы, был заведен читательский формуляр «группы Ертостик», составлен план совместных мероприятий.
Посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочиваются к знаменательной дате, к государственным праздникам, к дню рождения детского писателя (Наурыз, День Астаны, День пожилого человека, юбилей Абая Кунанбаева и т.д.), либо посвящаются определённой теме (книги о природе, книги «Про всё на свете» и т.д.). Проведение экскурсий, выставок и специальных «библиотечных занятий» способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определённого объёма библиотечно-библиографических сведений ( «библиотека», «стеллаж», «каталог», «читательский формуляр» и др.).
В ходе совместной работы была разработана программа «Я живу среди людей». Её цель – посредством литературы выработать у ребёнка духовную потребность терпимого отношения к окружающим людям, миру. В процессе реализации программы наши дети приобретают представление о качествах личности – добрый, вежливый, честный, ответственный и т.д, формируется толерантность, умение правильно вести себя в конфликтах, не обижаться по пустякам, соблюдать правила принятые в обществе.
Вся работа по проекту разбита на несколько разделов:
- «Книжкина выставка» - знакомство с детскими писателями, их творчеством, знакомство с книжными новинками;
- «Волшебный карандаш» - тематические выставки детских рисунков («Мой любимый сказочный персонаж», «Золотая осень», «Мой Казахстан» и т.д), конкурсы рисунков на асфальте, знакомство с художниками иллюстраторами;
- «Умники и умницы» - проведение викторин, конкурсов, интеллектуальных игр;
- «В гостях у Читайки» - чтение произведений детских писателей, конкурсы чтецов, инсценировки сказок;
- «У лукоморья дуб зелёный» - знакомство с казахскими народными сказками и сказками народов мира;
У себя в группе мы практикуем чтение перед сном – дети сами выбирают в библиотеке книгу, которая требует длительного чтения. Так в течение этого учебного года мы прочитали «Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Чипполино» Д.Родари.
Помимо запланированных мероприятий бывают неожиданные посещения библиотеки. Как то Вадим Карташов принёс в группу набор игрушек-динозавров. Дети с удовольствием играли с ними, а потом возникли вопросы – «Где живут, чем питаются, как правильно называть их?». Я предложила детям во время прогулки зайти в библиотеку и попросить книгу о динозаврах. Зайдя в библиотеку, мы взяли книгу о динозаврах с яркими иллюстрациями и доступным текстом. После прочтения книги и рассматривания иллюстраций дети решили устроить свой зоопарк для динозавров. Несколько дней они с увлечением лепили, мастерили из бросового материала своих динозавров.
Постепенно наши дети привыкли к тому, что библиотека – это место где их ждут, им всегда рады и готовы помочь найти ответы на любые вопросы. Нашему сотрудничеству с библиотекой уже несколько лет и мы рады, что 4 из 9 выпускников 2013 года являются постоянными читателями центральной детской библиотеки. Мы очень благодарны и признательны сотрудникам нашей любимой библиотеки – Розе Медьяновне и Светлане Владимировне за понимание, любовь и заботу к нашим детям.
И закончить своё выступление хочется следующими словами Нурсултана Назарбаева: «В нашем перенасыщенном информационном пространстве, в обществе, имеющем много уродливых черт, существует гарантированно безопасная для воспитания детей родителями любого образовательного, культурного уровня и интеллекта зона – это современная библиотека. Её потенциал велик, перспективы неоспоримы. Все известные и успешные сегодня люди когда-то были юными читателями. Это факт. И не менее надёжный прогноз – именно у читателей библиотеки есть все возможности в будущем стать культурными, высокодуховными, образованными, состоявшимися людьми».