Просмотр содержимого документа
«Педагогическое событие»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1с. Возжаевки
Конспект воспитательного события «Педагогическая находка»
Игра «Дом счастья» для учащихся
8-11 классов
Классного руководителя 11 класса
Зилинской Ольги Евгеньевны
Цель игры: воспитание нравственно здоровой и духовно богатой личности в счастливой, здоровой и крепкой семье.
Задачи: способствовать созданию идеального образа семьи через чистоту русского слова, чтобы впоследствии этот образ стал ориентиром в жизни. Пробудить в учащихся потребность задуматься над вопросами: кто я? что я могу сделать для другого человека?
Форма проведения: игра «Дом счастья» — дом, который построили ребята из хороших, добрых и чистых слов.
Песня «Родительский дом»
Учитель: «Всему начало — отчий дом», слова песни всплывают в памяти каждый раз, когда возвращаешься в родительский дом. Медленно, неспешно тянулись дни, месяцы в школьные годы, всё вокруг казалось простым, обыденным, даже надоевшим, и мысли, мечтания уносили в далёкие края, прекрасные своей неизвестностью. Но прошли годы, настала зрелость, и давно уже не будит по утрам мама, и уж чужие края стали своими. Но иногда что-то напомнит о родительском доме, нахлынут воспоминания, оказывается, что годы, прожитые в родительском доме, — самое прекрасное время твоей жизни.
Мир полон радости и счастья,
Но край родной — милей всего.
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего...
В родном доме с радостью и удивлением разглядываешь детские фотографии, рассматриваешь свои старые книжки, бережно сохраняемые родителями, трогаешь немудрёную мебель и, как со старым другом, здороваешься с печкой. И сжимается сердце от вида совсем уже состарившихся родителей, и чувство не совсем ясной вины захлёстывает душу.
Родительский дом жив памятью, он жив, пока живы мы. У каждого человека есть свой дом. Что же такое дом?
Ученик. Родительский дом
Что же такое дом? Если лишь только место, где едят и спят, где хранят вещи да запасы на зиму, это ещё не дом.
В народной культуре дом — средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода, считая и предков. Дом, построенный руками хозяина, воплощает идею семьи и рода, связи предков и потомков. Дом там и жизнь там, где от покойной бабки расшитые рушники и веретено, где зарубка, что сделал дед, уходя на войну, да и не воротился с поля битвы, тулуп отцовский, семейные альбомы и портреты на стене, и детство, и сказки, и домовой...
Что такое дом? Радости, воспоминания и труды. Да, труды: «Дом невелик, да лежать не велит».
А ещё говорят: «Дом вести — не усами трясти».
Вести дом, водить — значит, поддерживать, указывать путь, управлять, быть хозяином, продолжать, плодить.
А как построить дом? Что, кроме денег, для этого надо?
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом.
Сегодня мы будем строить дом мечты, где все будут жить счастливо, в любви и согласии. Его можно построить из особого «строительного материала» доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора и других качеств человека
Дома отличаются друг от друга, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница заключается в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях — культуре семьи.
1-й ученик. Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».(Под музыку торжественно выносят первый кирпичик с этой надписью, так же и все последующие.) Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, но имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные традиции передаются от дедов и прадедов.Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем общенародные праздники. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.
2-й ученик. Мы, стоящие на пороге взрослой самостоятельной семейной жизни, еще неискушенные в вопросах воспитания, мы выступаем за сотрудничество, а не за конфронтацию в семейных отношениях. Каждой семье присущ свой стиль жизни. Традиции наших предков позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество»(вносится кирпичик с этой надписью).
Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Родители здесь не играют в демократию и свободу со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких из них личностями, заслуживающими уважения. Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с общения, с задушевных бесед. Мир и лад в доме — высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.
Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.
3-й ученик. Народная мудрость гласит: маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснешь. В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме — кирпичик «Дружба»(вносится кирпичик с этой надписью).
Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы: взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность.
Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее и, конечно же, воспитывает бескорыстие. Вспомним древний афоризм: «То, что отдал, — твое, что взял, — потеряно». Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Такая дружба обогащает и возвышает, дает каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым
Берегите друзей
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать повсюду не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг — и повинился —
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей. Р. Гамзатов
4-й ученик. Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к трудящимся, вкус к работе, чувство долга и целый ряд других показателей, высоко ценящихся в любом обществе во все времена.
Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. А вот и другая подходящая к теме мудрость: ни дня без напряженного труда. С самого детства и на всю жизнь. Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд»(кирпичик вносится в зал).
Основа жизни семьи — честный, добросовестный общественно полезный труд. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие. Дети оказывают взрослым посильную помощь. Взрослые воспринимают труд как источник благосостояния, что естественно передается детям.
Справедливо заметил К.Д.Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, — это воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».
А сейчас мы узнаем, как распределяются обязанности у вас дома(Поочередно выходят дети, читают надпись на «поленьях дров» и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома?)
Надписи на «поленьях дров» (с обратной стороны):
1. Стирать.
2. Приготовить обед.
Мыть обувь.
Ухаживать за домашними животными.
Готовить ужин.
Пылесосить в доме.
Готовить завтрак.
Поливать комнатные растения.
9. Позаниматься с младшими братьями, сестрами, 10. Вынести мусор.
Подоить корову.
Сходить в магазин.
Прополоть грядку.
Отнести бабушке продукты.
Вымыть посуду.
Вымыть полы.
Вскопать грядки.
Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет ...
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония. Там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.
5-й ученик. Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно, то, что усваивается он с раннего детства и в семье. Растущий человек очень рано задумывается над проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости, а ответы на свои вопросы ищет, прежде всего, у старших. Настоящая любовь родителей всегда поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости создает благодатную обстановку для нравственного воспитания ребенка.
Условие эмоционального здоровья семьи — подлинность чувств, когда поступок находится в гармонии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье» (вносится кирпичик с этой надписью). Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие.
Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.
Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
Стремление и умение управлять собственным здоровьем.
Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты преимущественно определяется его образом жизни, т.е. повседневным поведением.
«Все в твоих руках!» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.
6-й ученик. Человек не может воспринимать окружающий его мир одним лишь умом, ему необходимо подключить сюда и свое сердце, и свои чувства. Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота»(вносится в зал).
Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад и сразу во многих государствах и в разных частях света.
Наш дом предоставляет нам неограниченные возможности для творчества, духовного развития и самосовершенствования. Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться молодой семье, незаметно решить многие проблемы. Он приучает к творчеству, которое одаривает минутами бесценного общения с красотой.
7-й ученик. Дома мы проводим значительную часть времени — отдыхаем, занимаемся учебой, любимыми делами, отмечаем семейные праздники, ведем домашнее хозяйство. Здесь растут и получают первые жизненные уроки дети; формируются внутрисемейные отношения, традиции, складывается особая семейная атмосфера домашнего очага. Гармоничное сочетание предметов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстановлению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик — «Чистота»(вносится в зал).
«Каково на дому, таково и самому», — гласит народная мудрость. Наш дом — место психологической защищенности и комфорта. Но сам по себе он таковым не становится. Чтобы было тепло и уютно в доме, помимо душевности в отношениях между близкими людьми нужен элементарный порядок. Чистота, как известно, и залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме.
Наверное, вы замечали, что порядок в доме легче поддерживать, чем наводить. А нужно-то совсем немного: каждому члену семьи убирать за собой, и тогда чистота и порядок будут в радость.
8-й ученик. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово – «понимание» Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи, испытывать в семье эмоциональное благополучие. Определение счастья включает желание быть понятым. Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психологического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание» (вносится кирпичик с этой надписью).
В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей.
Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье — это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, заботу о них. Но счастье — в обоюдности, а значит, в том, чтобы и родители понимали детей.
9-й ученик. Что означает подготовка молодых людей к семейной жизни? Формирование чувств, воли, культуры поведения человека, создание морального и эстетического фундамента личности.
Необходимо воспитывать мальчиков и девочек, юношей и девушек в духе подлинного уважения друг к другу. Очень важен для строительства нашего дома кирпичик «Уважение» (вносится в зал). Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам — ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и будущими членами семьи в частности. В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших — друг к другу и к младшим, а младших — к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.
10-й ученик. Для воспитания нравственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей. Взаимная любовь родителей — главный воспитательный фактор. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь» (вносится в зал).
«Тайна сия велика есть», — говорили древние о любви. Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Во многом счастье семьи и ее нравственный климат зависят от того, царит ли в ней доверительная, полная любви атмосфера между супругами, между родителями и детьми. Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо.
Вспомним слова писателя Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении — вот что значит любить».
11-й ученик. Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение» (вносится в зал). Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции, сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм — создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение В доме, где живут хорошие люди, всегда рядом — животные, вызывающие в нас добрые чувства.
Попробуйте отгадать их названия.
1. Непарнокопытный, подчас в яблоках, а иногда в пальто. (Конь.)
2. Объект любви и забот кота Матроскина и Крошечки-Хаврошеч-ки. (Корова.)
3. Весёлые постояльцы бабуси. (Гуси.)
4. Кем был Полиграф Полиграфович Шариков до встречи с профессором Преображенским? (Собакой Шариком.)
5. Хозяйка, в чьём доме, увы, произошёл пожар и которая любит гулять сама по себе. (Кошка.)
6. Рыбкин дом. (Аквариум.
7. «Спальня» для курочки Рябы. (Насест.)
8.Общежитие для лошадей. (Конюшня.)
10. Специальный домик для пчелы. (Улей.)
11. Птичий домик. (Гнездо, скворечник.)
В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом вести, не бородой трясти.
Без хозяина дом сирота.
Дом невелик, да лежать не велит.
Дом построить - не шапку на голову надеть.
Домой придешь - хлеб-соль найдешь.
Не красна изба углами, красна пирогами.
В семье разлад, так и дому не рад.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Согласную семью и горе не берет.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Песня «Погода в доме».
Обратите внимание на слова этой песни. Не всегда все благополучно в семье. Порой набегают и тучи.
Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?
А теперь разгоним тучи над домом. (Участники снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону.)
Надписи на тучах: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.)
Вот уже засияло солнышко. (Прикрепляю «солнце» над домом.)
Пусть над нашим домом всегда сияет яркое солнышко.
Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Социологический опрос показал что основа человеческого счастья — это дружная, любящая семья и дети. Счастье человека в семье — наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье получает человек то, к чему он стремите в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят …
Дом, как известно всем давно, — Это не стены, не окно, Это не стулья со столом; Это не дом.
Дом — это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь, Яростным, добрым, нежным, злым, Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом, — Это твой дом.
Е. Куменко
Мы желаем каждому из вас построит такой же «Дом счастья» для своей семьи