План
работы по санитарно-просветительской
деятельности с девушками
№ | мероприятия | срок | Ответ. |
1. | Беседа «Вот и стали мы на год взрослей» | сентябрь | Кл. рук. |
2. | Встреча с медиками «Как предохраняться от нежелательной беременности?» | октябрь | Кл.рук. |
3. | Просмотр мультфильма «Как ЭТО происходит?» | ноябрь | ЗОЖ |
4. | Беседа «Ум с сердцем не в ладу» | декабрь | Кл.рук. |
5. | Классный час «Между нами, девочками» | январь | Кл.рук. |
6. | Беседа «Контрацептивы и их место в жизни женщины» | февраль | Кл.рук |
7. | Беседа со школьными медиками | март | Медкаб. |
8. | Анкетирование по половому воспитанию | апрель | психолог |
9. | Выставка книг по половому воспитанию | май | Кл.рук. |
Материалы к плану.
Тема: «Вот и стали мы на год взрослей»
Цель: научить девочек- подростков управлять своим биологическим началом, подчинять его нравственным принципам и нормам морали
Задачи:
1. Познакомить с основными требованиями гигиены девочек-подростков; с понятием «планирования семьи».
2. Прививать чувство ответственности за собственное моральное и физическое здоровье.
3. Помочь осознать всю ответственность за здоровье своих будущих детей
То время кануло навек.
Но вдруг открылось мне
внезапно: Как много
детством человек в своём определяет завтра!
( Р. Казакова)
Мама! Какое тёплое, ласковое слово! Оно звучит одинаково почти на всех языках мира. Каждую секунду на нашей планете рождается три человека. И они тоже вскоре смогут произнести слово «мама».
С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Уинстон
Черчилль сказал: «Самый счастливый человек- человек, испытавший любовь к матери». Мать
наполняет жизнь своего дитя духовной силой. помогает постичь вечные ценности.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты…
…Я тебе отвечу прямо:
Это- мама, мама, мама!
( Л.Николаенко)
Малышей родители любят безоглядно, Это потом приходит сдержанность, строгость. Но и тут есть свой смысл. Ведь если матери не всё равно, с кем вы гуляете, дружите, значит она любит вас и печётся о вас. Она может вас и поругать, немного « попортить» вам нервы - ну и пусть, Это для вашей же пользы, И понятно каждому умному и рассудительному человеку.
Никогда не ссорьтесь с самым близким вам человеком. И как бы вы порой ни пытались вытеснить его из сердца, заменив своими лучшими друзьями и подругами,- ничего не получится, В трудные и горькие часы жизни вы всё равно вспомните о своей маме - самом близком и родном человеке.
Но есть ещё простое слово
В ряду вот этих светлых слов.
Оно не менее сурово,
Оно не менее тепло.
А суть его – всему основа:
Исток, начало жизни-
мать!
( В. Солоухин).
Здоровая девочка – счастливое материнство. За последние годы во всём мире наблюдается в
поведении девушек заметная деградация. Усиливается половая распущенность молодёжи, растёт количество внебрачных связей, проституция, особенно среди совсем юных девушек, наблюдается рост числа венерических заболеваний. Некоторые девочки ведут
беспорядочную половую жизнь. Начиная её уже с 12-13 лет. Растёт наркомания. Увеличивается женская преступность. Более 80% девушек, чтобы казаться «круче», взрослее, Начинают употреблять алкоголь. сигареты.
«Все страсти хороши, когда, мы владеем ими. Все дурны, когда мы им подчиняемся». (Ж. Ж. Руссо)
Примерно с 14-15 лет у детей начинают формироваться парные отношения со своими
сверстниками. Дружба мальчиков и девочек в этом возрасте - совершенно естественное явление и объясняется посыпающимся влечением физиологического характера. Эту дружбу нельзя отменить!
Опыт человечества учит, что любовь начинается не с полового влечения, а с трепета души. Если юноша по- настоящему любит девушку, он даже не допускает мысли о возможности интимной близости до брака, ибо он дорожит любовью и честью любимой
девушки.
Воздержание от половой жизни в юношеском возрасте не вредно для здоровья ни в настоящем ни в будущем.
Кроме того молодые люди должны быть знакомы с понятием «планирования семьи», с методами контрацепции, Все дети должны появляться там где их ждут и уже любят.
Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покорённой
(В.Шекспир)
Статистический материал
- 50% юношей и девушек начинают сексуальные отношения до 17 лет.
- За последние 7 лет число подростков, заболевших сифилисом , выросло в 31 раз.
- Ежегодно более 500 тысячам девочек делают аборт.
- Для каждой 10-й девушки первый сексуальный опыт связан с насилием.
- Каждая 8-10 семейная пара страдает бесплодием.
- Для многих девочек возраст вступления в сексуальные отношения 10-11 лет.
- Более 70 % изнасилований совершается мужчинами, с которыми жертва насилия была знакома.
- Около 23 % жертв изнасилований – девочки в возрасте до 16 лет.
- По статистике, каждое 4 из насилий совершается отцами. Отчимами, приёмными отцами, около трети – мужчинами , с которыми девочка была знакома.
- 18 % изнасилований совершается родственниками мужского пола.
2. Тема: «Контрацептивы и их место в жизни женщины: защищенный секс»
Цель занятия: сформировать установку на будущие безопасные сексуальные отношения.
Для лиц, ведущих половую жизнь, презерватив является лучшей защитой от БППП и ВИЧ. Для того чтобы правильно воспринимать и пользоваться презервативами, необходимо иметь информацию о них.
Аргументы, выдвигаемые против пользования презервативом
Ваш партнер может захотеть пользоваться презервативом. Если вы хотите уберечься от БППП, ВИЧ и беременности, вам необходимо знать, как убедить партнера, который не хочет пользоваться презервативом.
В ответ на каждый аргумент против пользования презервативом выберите самое веское основание в таблице под буквами а, б, в. Внесите выбранную вами букву в колонку ответ.
АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ | ОСНОВАНИЯ |
1. Ты думаешь, что я болен | а) я хочу, чтобы мы оба избежали инфицирования ВИЧ; б) видишь ли, многие инфицированные ВИЧ люди не имеют никаких симптомов; в) возможно, мы не больны, но лучше перестраховаться |
2. Но презервативы неэффективны | а) они очень эффективны, если ими правильно пользоваться; б) попробуй пользоваться презервативом несколько раз я посмотри; |
3. От них портиться настроение | а) это пройдет после того, как мы привыкнем к ним; б) послушай, даже забавно попользоваться презервативом; в) я могу помогать тебе надевать его |
4. Мне неудобно Ими пользоваться | а) это пройдет после того, как мы привыкнем к ним; б) попробуй пользовался презервативом несколько раз и посмотри; в) я буду более раскована, если буду чувствовать себя в безопасности |
5. Я чувствую себя каким-то жалким и грязным, когда ими пользуюсь | а) но мы знаем, что презервативы могут защитить нас; 5) я знаю, тебе это не нравится, но это очень важно сейчас; в) любой может инфицироваться ВИЧ и даже мы |
6. Я уже пользуюсь таблетками для предупреждения беременности | а) но мы также должны пользоваться презервативами, так как таблетки не предохраняют от инфекции; 5) таблетки не помогают против ВИЧ и БППП; в) ну и что же, очень плохо. Без презерватива – никакой близости |
7. Мне стыдно их покупать | а) так бывает только первый раз; 6) я куплю их, и мы будем пользоваться ими в следующий раз; в) еще никто не умер от стыда |
8. У меня нет с собой презерватива | а) я принесу его с собой в следующий раз, а сегодня никакого секса; б) извини, пожалуйста, без презерватива никакого секса; в) я не хочу, чтобы мы подверглись угрозе инфицирования ВИЧ |
9. Моя религия не позволяет мне делать этого | а) прости, но без презерватива никакого секса; б) мы можем заняться чем-то другим и обойтись без секса; в) ну, вероятно, мы не готовы к поповой жизни |
10. Они очень дорогие | а) прости, но меня просто беспокоит твое и мое здоровье; 6) я дам тебе деньги на покупку презерватива; в) давай не будем думать о сексе, пока не договоримся |
Очень важно проявлять настойчивость, когда ваш партнер не хочет пользоваться презервативом. Последние ваши слова должны быть: «Никакого секса без презерватива».
Эти ситуации Покажут вам, как надо вести себя с человеком, который не хочет пользоваться презервативом. Используя умение проявлять настойчивость, которым мы уже овладели, вы сможете выполнить эти задания.
І. «Мы оба не заразные...
Нам незачем пользоваться презервативом»
1. Объясните, что вы чувствуете, и проблему | Я нервничаю, когда я думаю о сексе без презерватива |
2. Попытка увести от темы | Что? Ты думаешь, у меня СПИД? |
3. Возвращайтесь к теме | Пожалуйста позволь мне закончить. Я знаю, у тебя нет СПИДа |
4. Изложите свои требования | Но мы не можем знать, что больны. Я хочу пользоваться презервативом |
5. Выясните мнение вашего партнера относительно вашего требования | Что ты скажешь? |
6. Попытка переубедить | И все-таки я не хочу заниматься сексом с презервативом. Это очень неестественно |
7. Откажитесь | Отложите решение вопроса или найдите компромиссное решение |
ІІ. «Мне неловко пользоваться презервативом»
1. Объясните, что вы чувствуете, и проблему | Я очень нервничаю при мысли о том, что мы будем заниматься сексом без презерватива |
2. Попытка увести от темы | С презервативом будет очень неудобно |
3. Возвращайтесь к теме | Позволь мне закончить. Послушай, мы могли бы сделать это вместе |
4. Изложите свои требования | Я знаю, тебе неловко пользоваться презервативом, но я хочу пользоваться им |
5. Выясните мнение вашего партнера относительно вашего требования | Что ты думаешь об этом? |
6. Попытка переубедить | Я не хочу пользоваться презервативом. Я не люблю презервативы |
7. Откажитесь | Отложите решение вопроса или найдите компромиссное решение |
III. «У меня нет презерватива.
Давай один раз обойдемся без него»
1. Объясните, что вы чувствуете, и проблему | Мне не нравится, когда ты говоришь, что мы должны заниматься сексом без презерватива |
2. Попытка увести от темы | Один раз – ничего страшного |
3. Возвращайтесь к теме | Пожалуйста, выслушай меня |
4. Изложите свое требование | Одного раза достаточно, чтобы подхватить ВИЧ или БППП, поэтому я хочу пользоваться презервативом |
5. Выясните мнение вашего партнера относительно вашего требования | Сделай это для меня |
6. Попытка переубедить | Ну, если мы сделаем это всего один раз, то шанс подхватить инфекцию будет нулевым |
7. Откажитесь | Отложите решение вопроса или найдите компромиссное решение |
3. Тема: «Ум с сердцем не в ладу».
Цель: Сформировать у подростков ценное отношение к здоровому образу жизни.
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, девочки, девушки, наши старшеклассницы. Сегодня мы с вами поговорим о великом предназначении женщины – материнстве и о проблемах, которые связаны с этим предназначением. Каждый из нас знает, что девочка, рожденная на планете Земля, в будущем призвана стать матерью, продолжательницей рода человеческого. Так было, есть и будет. Есть одно замечательное стихотворение, в котором поэт С. Островой очень точно выразил наше отношение к женщине.
Ученица читает стихотворение С. Острового
Есть в природе знак простой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Ученица делает обзор художественной выставки и подробно рассказывает об одной из картин.
С мыслью поэта “Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках!” перекликаются и картины, представленные на нашей выставке. Вы видите здесь и знаменитые картины великих мастеров. Вот картина Рафаэля “Мадонна из Конестабиле”. На фоне широкого пейзажа – долин и холмов, реки и, снежной горы на горизонте – изображена молодая женщина с ребенком. Задумчивое, немного грустное безмолвие окружает её: от ее склоненного лица, опущенных глаз, струящегося по плечам покрывала как бы исходит предчувствие печали. Целомудрием и душевной чистотой покоряет это маленькое тондо (произведение круглой формы), такая чистота слышится в пении свиристелей – даже шум большого города не заглушает их негромких, но хрустально – ясных голосов. “Мадонну Конестабиле” не подавляет ни золоченая, украшенная рельефами рама, ни пышность огромного зала; светясь внутренним светом, она сосредотачивает на себе взгляды. Этот внутренний свет, исходящий от мадонн, объединяет все эти картины, хотя они написаны разными художниками, в разных манерах, в разные эпохи.
Самое почетное место в нашей выставке занимает картина Рафаэля “Сикстинская мадонна”, которая стала вершиной его творчества.
“Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, – писал он. – Но ввиду недостатка… в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум. Имеет ли она какое – либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть”. Чистые овалы лиц, длинные прямые волосы, покорные глаза, чуть тронутые горечью губы – таковы его мадонны. Ни великолепных нарядов, ни яркой красоты, которые так любили его современники – венецианцы, ни экстатических переживаний – ничего резкого, экспрессивного. Только тихая материнская радость, слитая с таким же тихим предчувствием горя, только готовность войти в мир со своей судьбой и раствориться в ней. По умению создать земной и одновременно лишенный черт повседневной обыденности образ, по глубине и силе поэтического чувства, всегда выверенного и обузданного разумом, по точной мере их соотношения Рафаэля можно сравнить с поэтом Пушкиным.
“Сикстинская мадонна” находится в Дрезденской картинной галерее. Вряд ли стоит её описывать, она знакома всем нам по репродукциям, но и описания дают так же мало, как и сами репродукции. “Не видав оригинала, я хотел купить себе в Дрездене …эстамп; но увидав, не захотел и посмотреть на него: он, можно сказать, оскорбляет святыню воспоминания, – рассказывал поэт Василий Андреевич Жуковский. – Час, который я провел перед этой мадонной, принадлежит к счастливым часам жизни”. Необыкновенная чистота юной матери с детским и в то же время самоотверженным взглядом, не по-детски прозорливый взгляд младенца, уже постигнувшего сокровенный смысл жизни и смерти, удивительная одухотворенность обоих – все это делает “Сикстинскую мадонну” одним из величайших созданий европейской живописи.
Учитель
Действительно, женщина – прекрасное творение природы, она олицетворяет собой начало жизни, любовь, счастье на Земле. А можете ли вы представить себе мать, которая хочет причинить зло своему ребенку?. Наверное, нет, ведь нормой для нас матерей, стало бескорыстное самопожертвование во имя своего ребенка. Однако участились случаи, когда матерями становятся совсем еще юные женщины в 13 – 14 лет, которым впору играть с куклами, а не воспитывать ребенка; участились случаи прерывания беременности юными мамами, а сколько брошенных детей в детских домах, помойках, мусорных баках!
Ранняя беременность или что бывает, когда дети играют во взрослые игры
«Мама, я беременна…» - растирая сопли и глотая слёзы, дрожащим голосом говорит девочка-школьница. Она еще вчера играла в куклы, а сегодня взрослая жизнь сыграла с ней жестокую шутку. Даже в страшном сне матери не хотели бы видеть своих дочерей в такой ситуации. Но такое случается сплошь и рядом. Почему так происходит? Как уберечься от такой проблемы как ранняя беременность? Попробуем разобраться.
Как известно, хорошо все то, что происходит вовремя. Ранней беременностью (ее еще называют подростковой) принято считать состояние беременности у девочек-подростков 13-19 лет. Именно в этом возрасте у девочки идет гормональная перестройка организма, когда она «уже не девочка, но еще не женщина», как еще недавно пела кумир всех девочек-подростков Бритни Спирс.
Конечно, в слаборазвитых страна Африки или Азии ранняя, по нашим меркам, беременность может восприниматься обществом вполне нормально, но кто в этих странах придает значение шокирующим показателям детской смертности, в том числе во время родов? В конце концов, в наших, европейских широтах нет острой необходимости пораньше рожать много детей-помощников в сельскохозяйственных работах, например, для возделывания плантаций риса, как это было в древнем Китае. А раннюю беременность девочки-подростка не станут считать благословением небес, как это происходит в некоторых африканских деревнях.
В развитых странах большинство подростковых беременностей являются незапланированными и, как следствие, в 70% случаев заканчиваются абортами, причем на поздних сроках, 15% - выкидышами и только 15% приходится на роды. Почему же сейчас, в наш информационный век, существует проблема ранней беременности? Основная причина – отсутствие или недостаточное половое воспитание подростков. Мало кто всерьез задумывается о последствиях беременности несозревшего организма, а их множество.
Проблема здоровья при ранней беременности
Основная проблема заключается в том, что тело молодой женщины не готово физически вынашивать ребенка в таком юном возрасте.
Подросток находится в смятении, не знает, прекратить ли беременность или продолжать. Если девочка решается на аборт, она должна понимать, что в последствии могут возникнуть гинекологические проблемы, вплоть до бесплодия. Если она решает рожать, то подвергнет себя серьезному испытанию, ведь в неокрепшем организме молодой женщины начнут происходить многочисленные сложные изменения, которые способствуют внутриутробному развитию плода, готовят организм к родам и грудному вскармливанию.
Организм беременной женщины начинает накапливать строительный материал для растущего организма: азот (для синтеза белка), жиры (для формирования тканей плода), железо (для образования крови), калий (для работы сердечной мышцы), магний, кобальт, медь. А это все – дополнительная нагрузка на организм будущей матери. Также при беременности значительно усиливается работа сердечно-сосудистой системы, что, в свою очередь, заставляет работать в усиленном режиме печень и почки.
Неподготовленный организм просто может не справиться со столь сложной задачей, как вынашивание и роды здорового ребенка. Вес ниже нормы у младенцев или младенцы с врожденными дефектами - общий печальный результат беременности подростка.
Психологическая проблема ранней беременности
Не менее важной является и психологическая проблема ранней беременности. Узнав о своем положении, молодые девушки испытывают шок и пребывают в панике. Психологи говорят, что обычной реакцией является чувство вины, гнев и нежелание признать случившееся. Это приводит к опасным последствиям, ведь девочка может остаться без необходимой и своевременной медицинской помощи.
Зачастую, беременным девочкам не с кем поделиться своими переживаниями, они замыкаются в себе, часто бывают подавлены, ощущают вину и страх.
Это неудивительно, ведь происходит резкий переход из детства во взрослую жизнь, девочка сталкивается с первым серьезным решением в своей жизни. Причем принять важное решение нужно ей самой, молодые отцы, обычно, сразу перестают быть «крутыми парнями» и предпочитают уйти в сторону.
Социальная проблема ранней беременности
Даже в самом прогрессивном обществе беременные подростки часто сталкиваются, как минимум, с осуждением. Девочка часто остается один на один со своей проблемой, боится признаться даже родителям. К тому же, чаще ранняя беременность происходит у детей из неблагополучных семей, когда между родителями и детьми нет нормальных отношений, не говоря уже о каком-то воспитании. Кроме того, забеременев, девочка вынуждена бросить школу или совмещать материнство с обучением, что в большинстве случаев нереально. Нехватка образования «ставит крест» на дальнейшей самореализации девочки, у нее практически нет шансов получить хорошую работу, сделать карьеру. Нет хорошей работы – значит, нет достаточного количества денег, что, в свою очередь, толкает молодую мать на преступления. Беззащитность часто приводит к насилию в семье, безысходность подталкивает к алкоголизму и употреблению наркотиков. Такие женщины, зачастую, повторно беременеют, не достигнув и 20 лет. А их дети, в свою очередь, оказываются никому не нужными и пополняют дома малютки.
Профилактика ранней беременности
«Осведомлен – значит вооружен» - говорили отважные разведчики. С этим не поспоришь: проблему лучше предотвратить, чем потом бороться с последствиями.
Итак, что нужно знать подросткам и их родителям о ранней беременности.
Так, начавшая половую жизнь девочка, должна отчетливо понимать, что у нее возможно наступление беременности. Насколько она к этому готова? Хочет ли выносить и родить ребенка? Естественно, все эти вопросы должны быть решены еще до наступления близости. Если девочка не готова к ранней беременности, ей необходимо позаботиться о контрацепции. Тут на помощь и должны прийти родители, обеспечив своего ребенка разнообразной и полной информацией по этому серьезному вопросу. Очень важным также является посещение врача, ребенку нужно с детства прививать бережное отношение к своему здоровью.
Каждая девочка должна знать, что с появлением первой менструации она уже может забеременеть, причем даже при однократном половом контакте. Физиологически ранняя беременность возможна даже при безобидных, на первый взгляд, занятиях петтингом.
Итог:
Безусловно, нельзя сказать, что ранняя беременность имеет только негативные последствия. Есть, конечно, и счастливые исключения, как, например целеустремленная и не сломленная жизненными трудностями юная Катя Тихомирова из любимого многими кинофильма «Москва слезам не верит» в исполнении Веры Алентовой. Но много ли таких Кать среди нас?
Все-таки, исключительными лучше быть в чем-то другом.
Дорогие девушки, это огромное счастье и огромная ответственность – быть матерью! Здоровье ваших детей в ваших руках. Я знаю, что не все из вас любят прислушиваться к советам врачей, педагогов, родителей. Конечно, жить “своим умом”, а по сути, без всякого рассуждения перелетать с цветка на цветок подобно бабочке, спешащей навстречу своим желаниям, гораздо приятнее. Но мне кажется, что легкомыслие здесь неуместно и даже преступно. Ведь с некоторых пор вы начинаете распоряжаться не только своей судьбой и своим здоровьем, но и судьбой и здоровьем другого человека… Того, который пока еще не родился. Того, который через несколько лет станет хозяином страны… Судьба нации в ваших руках, девушки.
4. Тема: «Меду нами, девочками…»
Цель: дать сведения о предохранении от нежелательной беременности в подростковом возрасте.
Сформировать у подростков ценное отношение к здоровому образу жизни.
Задачи:
воспитание ответственности среди девушек за жизнь и здоровье будущего поколения;
подготовка девушек к ответственному шагу в жизни – стать матерью;
предупреждение беременности среди девушек в раннем возрасте.
Эту тему я хотела бы затронуть специально для девчонок подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте юные девушки совершают столь серьезные ошибки, которые могут повлечь за собой огромные неприятности. Вплоть до того, что ошибку свою они буду исправлять до конца жизни.
В нашем веке, наверное, все дети еще в начальной школе знают, что такое секс. В возрасте приблизительно от 12-ти лет у девочек уже начинаются отношения. (У всех, конечно, по-разному; зависит от развития.) В возрасте от 12-14 лет многие девушки и юноши начинают половую жизнь. Парни же начинают, в основном, из-за давления со стороны сверстников. Его друзья ожидают от юноши сексуальных похождений. А парни, вследствие чего, давят на девушку, уговаривая, принуждая ее к сексу. Зачастую, даже, угрожая разрывом. Конечно, глупо объяснять современной молодежи, что секс вреден в раннем возрасте (особенно, последствиями), так же как и глупо им разъяснить, что сигареты и алкоголь наносят огромный ущерб нашему организму. Просто я хочу поставить юных девушек на правильный путь, чтобы они не совершали ошибок, которые могут покалечить всю их жизнь. Чтобы лишних и ненужных половых связей в их возрасте было как можно меньше.
Ты, наверное, думаешь: «Почему я должна ждать? Все этим занимаются! Почему я должна отказываться от этого удовольствия?». Конечно, решение целиком зависит от тебя. Но хотелось бы начать разговор с некоторых вещей.
1. Ты должна заранее решить, когда и с кем тебе начать половую жизнь, чтобы это было заранее осмысленное решение. А не в тот момент, когда все идет к этому, и ты не в состоянии рассуждать.
2. Секс не рождает любовь. Как я говорила, сексом ты никогда не добьешься любви. Поэтому, если поторопишься с ним, и потом разонравишься своему парню, то будешь чувствовать себя униженной, опустошенной. Вследствие чего, будешь жалеть о содеянном.
3. В жизни это самый «первый раз» бывает лишь однажды. Ты должна получить первый сексуальный опыт с человеком, которого любишь. Тем более, что первый опыт оставит след воспоминаний на последующие. И если останутся только отрицательные эмоции, то у тебя может возникнуть отвращение к сексу.
4. Обязательно помни о последствиях. Если ты считаешь, себя достаточно взрослой для секса, то должна по-взрослому отнестись к этому, т.е. с полной ответственностью. Всегда полагайся только на себя, а не на партнера. Все мы, люди, и каждый может подвести, сам того не желая. Поэтому, в первую очередь, надейся на себя. Помни о возможной беременности, венерических заболеваниях и СПИДе.
Никогда не начинай половую жизнь, если причинами для этого является:
-Все твои друзья живут половой жизнью;
-Ты считаешь, что тебе уже слишком много лет, и стыдно в таком возрасте оставаться девственницей;
-Твой парень бросит тебя, если ты с ним не переспишь;
-Твоя лучшая подруга говорит, что секс – это великолепно.
Эти причины нельзя назвать серьезными. Секс – это высшая степень выражения любви, доверия двух людей, и относиться к этому надо серьезно.
Зачастую девушки-подростки ошибочно думают, что каждый половой акт заключается оргазмом. У большинства девушек первый сексуальный опыт
сопровождается болезненными ощущениями. Да, и оргазм получить трудно, для этого многим требуются годы.
Помни, что секс – это далеко не главное в отношениях. Если умение целоваться – это все, из-за чего вы вместе, то это уже пусть к крушению. Девушки в подростковом возрасте очень эмоционально относятся к сексу, нежели парни. Бывает такое, что вроде и была готова к сексу, а все равно жалеешь о том, что сделала. Начинаешь бояться, что он теперь будет требовать секса постоянно, будет тебя использовать, или вовсе бросит тебя. Ты плачешь, волнуешься, переживаешь... Чувствуешь зависимость от него. Будто он забрал часть тебя. Это все - моральная неготовность к сексу. Не говоря уже о физической неготовности. Поэтому обязательно убедись в своем партнере, в том, что он тебя не бросит. Чтобы ты была уверена в нем на все 100%.
Если ты решила пока что не торопиться, то старайся реже оставаться с ним наедине, чтобы дело не дошло до ЭТОГО. Ведь, если парень возбужден, то его очень сложно остановить. Не позволяй ему слишком многого, если не готова идти до конца.
Отличие между девушкой и парнем.
У парней в половом созревании 70% сексуального влечения к девушке, и только 30% неких чувств по отношению к ней. У девушек же наоборот: 70% любви, эмоций, желаний нежности и заботы, и, может быть, 30% сексуального влечения. Бывают и исключения, что девушек больше влечет секс, но это уже зависит от воспитания в семье. Вообще, это не считается нормой.
Бывает много случаев, когда девушка, поглощенная «любовью» своего парня, готова сделать ради него все, в том числе и прыгнуть в постель по его желанию. Чаще всего этими ребятами бывают так называемые «принцы». Очень симпатичный стильный молодой человек, за которым бегает уйма девчонок. Он их перебирает очень тщательно. Каждая должна пройти «испытание». Должна быть симпатична, стильная, крутая, и, конечно же, «давать». Я таких парней вообще не уважаю. Они считают, что это девушки должны их добиваться, делать абсолютно все, ради завоевания. Они ставят девушек ниже себя. Но, я думаю, что каждый из таких юношей рано или поздно влюбятся по-настоящему, и тогда уже они будут в капкане любви. J
Пользуясь уязвимостью влюбленных, многие юноши, даже не те «избранные красавчики», используют несколько обманных способов, чтобы добиться своего.
1. Пустые обещания.
Наверное, этот способ больше всего пользуется спросом у парней. Ведь заманить глупую влюбленную девочку в «ловушку» так легко! У нее и так в голове мечты о светлом будущем, а если еще добавить красок в ее воображение – так она совсем разум потеряет. Юноши начинают пудрить девушке мозги, обещать «золотые горы», говорить о том, какое прекрасное будущее их ждет. Клянутся в вечной любви, заявляя, что секс только укрепит их чувства. Это тоже закончится и разбитыми мечтами, и разбитым сердцем.
Вывод: Отношения разрушатся в любом случае, только если ты с ним переспишь – тебе будет намного сложнее при расставании. Т.к. секс привяжет не его к тебе, а тебя к нему. Ты будешь думать: «Как же так, у нас были на столько близкие отношения, а тут все кончено?». Разрыв будет больнее, поверь. Ведь для парня секс, тем более в таком возрасте, когда у них главная цель – удовлетворить свои сексуальные потребности, практически ничего не значит, по сравнению с тем, что значит секс для девушки. Тем более первый!
Конечно, есть редкие исключения, когда для парня секс – это нечто другое, но в том-то и дело, что редкие.
2. Угроза разрывом.
Тоже распространенный способ завлечения девушки, правда, грубый. Парни угрожают ей разрывом, мол «Если ты со мной не переспишь, то мы расстанемся». Отчаявшаяся девушка, испугавшись разрыва, мирно соглашается на секс. Она думает, что этим удержит его, ее молодой человек останется с ней, и все у них будет, как в сказке. Все бы хорошо, но не тут то было. Парню сколько не давай, ему все мало. Уступишь в этом, будет просить большего. Такие уж наши мальчики.
Вывод: Запомни, сексом ты никогда не удержишь парня. Даже если тебе это удастся, то
поверь, это будут не отношения. Он будет тебя использовать и видеть в тебе лишь сексуальный объект. Подумай, разве ты этого заслуживаешь? Я считаю, что каждая девушка заслуживает настоящей любви, заботы, ласки, нежности. А не таких отношений, когда ты зависишь от секса. Поэтому сама сделай для себя вывод о том, что будет потом после твоего подчинения. Ты должна будешь ему подчиняться постоянно. Или он тебе скажет «Прощай». Это не любовь. Тут даже ей и не пахнет.
3. Условие.
Такой подход тоже ставит девушек в тупик. Что же делать девушке, когда Он, твой любимый, говорит: «Если ты меня любишь, то докажи мне это». Тут девчоночки теряются: «Как же так? Я же его люблю! Почему бы и не доказать это моему мальчику?». И опять, опять совершают грубейшую ошибку. Девушка должна доказывать любовь нежностью, заботой, вниманием, но никак не сексом!!! Сексом будут доказывать свое умение, извините, девушки на Ленинградке. Но никак не любимая девушка.
Вывод: Такие условия тоже о большой любви не говорят. Но, конечно, здесь не обязательно сразу расставаться. Можно объяснить, что ты его любишь, и даешь ему об этом знать много чем (можно перечислить, см. выше). Но к сексу ты пока не готова.
4. Уговоры.
Это, на мой взгляд, самый банальный способ добиться секса. Парень уговаривает ее, мол, так и так: «Давай с тобой займемся ЭТИМ. Тебе понравится, вот увидишь! Я тебя люблю, буду осторожен, больно тебе не сделаю. Каждая девушка занимается этим, что тут постыдного? Это нормально» и т.д. Тем самым, подталкивает ее на этот шаг, внушая девушке, что это вполне нормально.
Вывод: Конечно, это не так уж и страшно, и постыдного в этом нет ничего, если твой возраст соответствует нормам. А если тебе даже нет 16-ти, то к этому шагу ты должна подойти очень ответственно. Обязательно 10 раз обдумай, прежде чем вкусить запретный плод. Если у тебя не было сексуального опыта, то первый раз тебе будет больно, как и в последующие несколько раз (чаще всего так и бывает). И в этот момент должен рядом с тобой находиться заботливый человек, который поддержит тебя, будет нежный и ласковый.
Итог.
Дорогая девочка!
Если молодой человек на самом деле тебя любит, то он никогда не будет ставить тебе условия, уговаривать, настаивать и давить на тебя. Любящий мальчик скажет примерно так: «Я тебя люблю, и буду ждать столько времени, сколько тебе понадобится». Если ты уже чувствуешь в его словах что-то подозрительное – лучше не рискуй. Подожди, проверь его чувства. Ведь если он хочет от тебя секса, то он, вряд ли будет ждать этого месяцами. Тем более, если это такая персона в твоем городе, которому все на шею вешаются. Так что доверяй, но проверяй! ;) Возможно, его уговоры, угрозы и пр. объясняются его возрастом, опытом общения с девушками, интеллектом. В этом случае можно не держать на него зла, он же еще маленький глупенький мальчик J, что с него взять. Тогда объясни ему все, и не вздумай соглашаться на детские капризы.
Если же он уже давно не малыш, и сделал условие (или начал настаивать), то объясни так: «Милый, я тебя люблю, но еще не готова к столь серьезному для меня шагу. Ты должен меня понимать, и уважать мои желания. Я считаю, что если ты меня любишь, то подождешь столько, сколько мне потребуется времени. И не будешь давить на меня, постоянно напоминая мне об этом». Если это убеждение не повлияло на него, то это явно не тот
человек, который будет готов идти всегда с тобой по жизни, и который тебя поддержит. Не тот, кто будет тебя любить. А такой тебе нужен? Конечно, решать тебе, но это вряд ли приведет к добру. Не вздумай совершить столь серьезную ошибку, и идти на поводу у парня и его уговоров. Ведь когда у тебя появится настоящий, любящий молодой человек, ты очень пожалеешь, что он у тебя не первый.
Напишу несколько фраз для отказа от секса:
-Я ненавижу, когда меня принуждают что-либо делать.
-Я не чувствую себя готовой к этому.
-Я считаю, что недостаточно хорошо тебя знаю.
-Нет, пока не решится вопрос о предохранении.
-Нет. И не заставляй меня думать, что оставишь меня, если я откажусь.
Алкоголь и секс.
Эти два понятия очень тесно связаны. Около четверти подростков утверждают, что воздействие алкоголя или наркотиков по крайне мере один раз повлияло на их решение заняться сексом. Из этого следует, что алкоголь – немалый провокатор секса. Поэтому всегда будь осторожна после лишнего выпитого. Алкоголь придает уверенности в себе, разжигает огонь желаний, при чем ложных, но притупляет чувства. И удовольствия от секса ты практически не получишь. К тому же, на утро, когда придешь в себя, ты можешь сильно пожалеть о содеянном.
Сейчас, практически во всех компаниях, и девушки, и парни сидят с пивком, с сигареткой. Я уже не говорю о вреде на организм алкоголя и табака. Так ведь часто выпивки заканчиваются тем, что парень с девушкой остаются наедине, и происходит то, о чем наутро чаще всего оба жалеют. К тому же, в таком состоянии зачастую оба забывают о методах контрацепции. А результат? Нежелательная беременность, венерические заболевания, в том числе и СПИД, ВИЧ. Вследствие чего боль, слезы. Вся жизнь переломана. А все из-за чего? Из-за того, что подошли к этому безответственно, да еще и не в трезвом состоянии.
Беременность.
Как тебе известно, во время секса есть возможность забеременеть. Этот шанс не столь значителен, но будет иметь огромные последствии. Врачи выделят 5 самых «опасных »дней в месяце, в которые вероятность забеременеть очень велика. Чаще всего – это 14-ый день после последней менструацией.
Если тебе даже нет 16-ти, и ты решила родить, то твоя жизнь может быть, в буквальном смысли, испорчена. Это повредит тебе как морально, так и физически, ведь ты и твой организм не готов к такому явлению. К тому же сейчас ты учишься, ты сама еще ребенок. Тебе сейчас нужно получать образование, оканчивать школу, поступать в институт, позже устаиваться на работу. И вместо этого, ты будешь сидеть дома, нянчить ребенка, в то время как твои друзья будут ходить по дискотекам, отдыхать, гулять. Твоя молодость будет погублена. А прерывание беременности может привести к бесплодию. Почти в 16% случаев причиной бесплодия является именно она. К тому же ты будешь испытывать моральные переживания (даже в случае аборта), которые зачастую приводят к депрессиям. Если ты решила делать аборт, обязательно обсуди это с родителями! Ни в коем случае не делай аборт нелегально и в домашних условиях!!! Это опасно для твоей жизни!
Признаки беременности.
-Прекращение менструации.
-Сонливость.
-Отвращение к табачному дыму/ранее любимым духам.
-Учащенное мочеиспускание.
-Тошнота и рвота по утрам.
-Увеличение молочных желез.
При первых признаках беременности – обязательно обращайся к врачу.
Знай, что все это можно избежать, пользуясь контрацепцией. Поэтому никогда не пренебрегай ей.
Венерические заболевания.
От заболевания венерическими заболеваниями тебя не спасут никакие таблетки. Только,
если отказаться от половых связей с людьми, в которых не уверена. Так же помогает презерватив, но не на 100%. А ведь среди венерических заболеваний существуют неизлечимые заболевания, такие как ВИЧ и СПИД.
У инфицированного СПИДом дети уже родятся больными, к тому же ты можешь заразить и
поражением иммунной системы человека, присоединением вторичных (оппортунистических) инфекций, образованием опухолей или прогрессирующим поражением центральной нервной системы. ВИЧ-инфекции в настоящее время не вылечивают полностью. В связи с тем, что основной путь передачи инфекции половой, то профилактические методы заключаются в первую очередь в полном отказе от половых контактов с партнерами, в которых ты не уверена. Так же обязательно пользуйся презервативом. Если парень заражен, то ты заразишься даже в том случае, если у него не произошло семяизвержения. Это объясняется тем, что во время полового акта на обоих половых органах образуются микро-трещинки, через которые передается вирус.
Не обманывай себя, мыслями о том, что это с тобой не случится. Это может случиться с каждым, в том числе и с тобой. Поэтому всегда помни о возможности заражения, и старайся их предотвратить.
Контрацепция.
Существует множество видов контрацепции. Я напишу о некоторых.
Презерватив. В подростковом возрасте он тебе подойдет больше всего. Он защищает от беременности, от венерических заболеваний, и от СПИДа. Его очень легко приобрести: в магазине или в аптеке. Но лучше покупать в аптеке.
Таблетки. Их применяют 3 недели каждый день. Потом делают перерыв на 7 дней (во время менструации). Они просты в применении, но в твоем возрасте они не очень подходят. Таблетки больше подходят замужним женщинам, или девушкам, у которых регулярная половая жизнь с 1 партнером. К тому же они не защитят тебя от инфекций, передаваемых половым путем, и от СПИДа. Популярные из них – Регулон, Новинет.
Прерванный половой акт. Это самый ненадежный способ предохранения. Ведь сперма может выделяться в небольших количествах до семяизвержения. Из-за этого способа предохранения беременности ежегодно беременеют сотни девочек-подростков. Никогда не полагайся на этот метод.
Таблетки «на следующее утро». 2 таблетки применяют в 2 приема после полового акта в течение 72 часов. Этот способ контрацепции нельзя использовать регулярно. Это своего рода «скорая помощь». Популярные – Постинор. Правда, в подростковом возрасте они противопоказаны.
Календарный метод. Этот метод строится на определенных безопасных днях месяца, когда вероятность беременности очень мала. Но также учитывай то, что в подростковом возрасте менструальный цикл еще не установился. Поэтому он подойдет тебе позже.
Несколько слов в заключение.
Милая девочка, искренне советую тебе все-таки не торопиться с этим. Очень многие девушки жалеют о ранних половых связях. Помни, что рядом с тобой обязательно должен быть человек, который готов идти с тобой «бок о бок» до самого конца. Ты должна быть уверена в том, что он не бросит, если вдруг узнает, что ты беременна.
Помни о некоторых вещах, при которых половую жизнь лучше не начинать:
-Вы встречаетесь совсем недавно.
-Ты не уверена в нем, как в человеке, который готов будет взять на себя ответственность за происходящее.
-Ты не уверена в отсутствии у него венерических заболеваниях.
-Ты морально не готова, или у тебя есть хотя бы какие-то сомнения в том, чтобы начинать половую жизнь.
-Тебе даже нет 16-ти.
5.Тема: «Как предохраняться от нежелательной беременности».
Цель занятия: ознакомить учащихся с возможными аргументами против раннего начала сексуальных отношений.
На каждый ваш аргумент «нет» кто-то нашел контраргумент, чтобы заставить вас сказать «да». На данном занятии мы рассмотрим варианты ответа на эти убеждения.
Прочитайте каждый из вариантов убеждений, склоняющих вас к ответу «да».
Используя возможные ответы, отберите наилучший ответ.
Боязнь беременности.
Ты не можешь забеременеть с первого раза.
Боязнь БППП.
Ты думаешь, что я могу быть больным?
Семейные ожидания.
Ну давай, ты больше не ребенок.
Боязнь насилия.
Я знаю, что ты хочешь, но ты просто боишься.
Дружба.
Мы более, чем друзья; я тебя люблю.
Вы (или партнер) пьяны.
Давай выпьем, это создаст тебе хорошее настроение.
Религиозные ценности.
Никто не узнает об этом.
Неготовность.
Знаешь, я возбуждена. Ты бы как-нибудь успокоил меня.
Только не с неподходящим человеком.
У тебя может не быть такого шанса, как этот.
Подождем до свадьбы.
Все занимаются этим.
Возможные ответы:
A. Это бывает лишь один раз.
Б. Это не шутка. Я не хочу забеременеть или заразиться БППП.
B. Может быть, мы не готовы к сексуальным отношениям.
Г. Я действительно не хочу заниматься «этим» сейчас.
Д. Знаешь, я не буду заниматься сексуальными контактами, пока не стану старше.
Е. Может быть, мы могли бы просто обняться и поцеловаться.
Ж. Я знаю, что не все занимаются «этим».
З. Я не знаю, но не хочу рисковать.
И. Я не люблю, когда на меня оказывают давление, поэтому я ухожу.
К. Нет, но я узнаю об этом.
Л. Я чувствую себя хорошо и без «этого».
М. Я тоже, но я хочу подождать.
Н. Мне не нужен алкоголь, я просто не хочу «этого».
О. Я верю себе и мне не хочется «этого».
Культура поведения юношей и девушек проявляется прежде всего в общении, которое предполагает: потребность и умение понять другого человека; искренний интерес к нему; умение легко вступать» в беседу; способность сдерживать свои эмоции; умение слушать; вступать в общение без предвзятости; ненавязывание своих вкусов и привычек.
Предложите учащимся зачитать на два голоса нижеперечисленные советы. Юноша читает наставления девушке, а она, чередуясь с ним, – юноше.
Поведение культурного юноши
Во всех случаях обязан защищать честь девушки. Оказывает помощь везде, где она необходима. Первым приветствует девушку, уступает ей лучшее место, поддерживает при подъеме, помогает войти и выйти из транспорта, идет слева от девушки, если с ее стороны не» опасности (обрыв, движущийся транспорт).
В зрительном зале (кафе) идет впереди, помогает своей спутнице сесть, при выходе пропускает ее вперед. Приглашая девушку на танец, подходит к ней и, встав прямо, слегка наклоняет голову, при этом может сказать: «Разрешите мне пригласить вас». Молодой человек, которому отказано в танце, должен согласиться с решением девушки и отойти с легким поклоном головы.
Познакомившись с девушкой, никогда не допытывается, встречалась ли она с кем-нибудь другим, – так будет лучше. Не спешит с признанием в любви. Не критикует свою подругу слишком часто, а вот комплименты обязательны – их надо высказать хотя бы дважды за встречу.
Регулярно пишет письма, если случится уехать. Не настаивает на чем-нибудь лишь для того, чтобы последнее слово было за ним, не мучает свою избранницу ревностью.
Не опаздывает на свидание, это не по-мужски и наглядно свидетельствует об отсутствии чувства ответственности и ненадежности отношений.
Если девушка дарит фотографию, не показывает ее товарищам: рыцари гак не поступают.
Уделяет подруге внимание, в компании с ней первой здоровается, первую приглашает на танец, первой подает пальто, не допускает, чтобы она скучала.
Не требует от девушки доказательства любви физической близостью, не демонстрирует свои чувства другим. Не дает своим поведением повода к сомнению в верности своей любви, тактично информирует родителей о своих отношениях с девушкой, помнит, что они переживают за него.
Поведение культурной девушки
Принимая знаки внимания, обязана поблагодарить. Должна оберегать свою независимость и честь. При знакомстве называет свое имя, полное или сокращенное, первой протягивает руку для пожатия, если пожелает, а если нет, то ограничивается поклоном головы. Не берет за правило ходить в кино, театр, на танцы за счет юноши.
Снимает головной убор, если он мешает сидящим сзади.
Отказывает в танце в самой вежливой форме, после этого, чтобы не обидеть пригласившего юношу, не пойдет танцевать с другим, если он не пригласил ее раньше.
Если одновременно приглашают два молодых человека, то делает выбор, с кем танцевать, сама девушка.
Не говорит своему избраннику, что без него скучает, – особа, которая скучает, малопривлекательна. Не повторяет без конца: «Ты меня не любишь», в этом можно убедить. Не делает упреков слезным тоном, не стремится показать, что она несчастна из-за своего избранника: мученица вызывает жалость, не любовь.
Не считает любимого собственностью, не использует свою любовь в качестве оружия и вообще должна оставить убеждение, что ее обязаны любить только за то, что она сама любит.
Не расследует, где ее избранник был вчера.
Не пытается одним махом переделать человека, по крайней мере, старается «изменять» его так, чтобы он этого не замечал.
Не проявляет слишком большую подозрительность – это отталкивает и надоедает.
Не требует от избранника поступков, противоречащих его натуре или мужской натуре вообще.
Не стремится к физической близости до наступления социальной зрелости и готовности образовать семью.
С пониманием относится к заботе родителей, тактично информирует их (особенно мать) о своих чувствах.
Не следует смотреть во время танца в упор на своего партнера, но и не надо отворачиваться. Некрасиво во время танца без умолку болтать, равно как и молчать. Встретив во время танца знакомую или знакомого, можно поклониться или улыбнуться, не вести переговоры через головы танцующих. Танцевать в головном уборе неприлично. По окончании танца юноша провожает свою партнершу до ее места и вежливым поклоном благодарит ее.
Информация к размышлению
Среди юношей и девушек иногда встречаются малообщительные и застенчивые. Им очень трудно дается общение с противоположным полом. Информацию о том, как развивать общительность, учитель может использовать в индивидуальной консультации учащихся.
Что способствует развитию общительности? Прежде всего, человек должен иметь успех в какой-либо деятельности. Это повысит его самооценку, значение в глазах других. Развитию общительности способствует участие в различного рода играх, общение с младшими по возрасту ребятами. Не следует забывать и о приглашении к себе гостей, самому не отказываться пойти за компанию в кино, к кому-либо из сверстников домой. В отношении с малообщительными людьми нельзя говорить им или напоминать о их недостатке. Советы лучше давать в косвенной форме Психологи предлагают начинать работу по развитию общительности со своей внешности, с устранения своей робкой позы, неуверенном походки. Следует заметить, что человек аккуратный, со вкусом одетый, более уверен в себе и привлекателен для общения. Напряжение мышц лица, корпуса, суетливые движения усугубляют несобранность, неуверенность, нерешительность. Просительные интонации и жалобная мимика действуют угнетающе на самого говорящего, с такими людьми стараются не общаться.
Одновременно нужно овладеть собственным голосом. В этом поможет чтение вслух, особенно стихов, сказок. При чтении следует добиваться плавного звучания фразы, изменения высоты голоса (интонации), гибкости интонирования. Этим раскрепощается речевой: аппарат, сознательно регулируется ритм речи. Лучше подбирать такие стихи, на которых можно тренировать интонации свободные, мягкие и сдержанные, успокаивающие. Положительный результат будет ощущаться сразу При этом не надо позволять себе никаких эмоциональных ре акций, надо читать, как выйдет. Никаких внушающих себе «н» могу», «не получается», никаких виноватых улыбок, жестикуляций, которые бы выдавали вашу самооценку чтения. Лучше читать для кого-то (для брата, сестры, друга, малышей), тогда есть возможность корректировать свое чтение. Надо чаще выступать с короткими сообщениями в классе, обращаться с вопросами к знакомым и незнакомым людям.
Особое место в общении занимает улыбка. Улыбка важна i первые минуты контакта. Улыбка – сигнал внутреннего благо получил и одобрения межличностного общения. Естественная открытая улыбка, обращенная к другому человеку или группе людей, является универсальным знаком личного расположения дружественности, положительного отношения к поддержанию контакта, к сближению. Значение улыбки особенно велико i тех случаях, когда общение протекает на фоне завязывания знакомства. Умение правильно «читать» улыбку, грамотно ею пользоваться – один из признаков высокой психологической культуры человека.
Успех в общении возможен при работе над своей эрудицией Ведь, чтобы стать интересным собеседником, необходимо много читать, знать, интересоваться событиями в стране и за рубежом проблемами сверстников.
Не следует считать себя неудачником. Необходимо определить у себя положительные качества и максимально использовать их в общении с другими людьми. Надо заставлять себя прощать обиды, забывать их. Злопамятность делает человека угрюмым и необщительным.
Способствуют развитию общительности профессии педагога, врача, юриста, сферы обслуживания. В условиях школы необходимо пробовать себя в роли организатора различных дел участника художественной самодеятельности.
Психологи разработали специальные упражнения для развития навыков общения. Назовем некоторые из них:
Заставьте себя вступать в максимальное число контактов в общественном транспорте, в очереди, на улице (спрашивайте дорогу, даже если вы ее знаете). Постарайтесь проследить, как вы обращаетесь к разным людям, в чем разница вашего поведения и почему. Выбирайте людей, которые не вызывают у вас сразу личной симпатии, и тех, кто, по вашему впечатлению, не склонен к такой случайней беседе. Ваша задача:
а) как можно дольше поддерживать беседу;
б) научиться «разговорить» даже самого необщительного собеседника.
Почти: наверняка среди ваших знакомых есть человек, вам неприятный и находящийся с вами в натянутых отношениях. Заговорив заранее естественную тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с ним первым.
У вас превосходное настроение. Попытайтесь вести себя в разговоре так чтобы ваш собеседник, прервав его, спросил: «Что это ты сегодня такой подавленный? Что случилось?» Усложненная задача: добиться такого же эффекта с различными людьми.
А теперь наоборот. Вы не в духе. Пусть ваий собеседники этого ни: в коем случае не заметят.
Выберите какую-то достаточно эмоциональную ситуацию (сдерживаемый гнев, скрываемая радость, неосознанная тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо знакомым вам человеком в этом эмоциональном ключе. Проверьте у него, насколько это выглядело естественно и понял ли он, что именно вы хотели выразить.
Достаньте сборник текстов выступления любого выдающегося оратора или ораторов (например, судебные речи русских или советских адвокатов). Внимательно прочтите эти речи с карандашом в руках, обращая особое внимание на те места, которые носят не столько информационный, сколько непосредственно воздействующий на аудиторию характер. Выделите для себя «ударные» слова, особенно выразительные. Попытайтесь заменить их синонимами. Попробуйте ответить, почему был избран данный вариант.В общественном транспорте приучите себя анализировать пассажиров: «угадывать» их профессию, служебное и семейное положение, биографт.дПостарайтесь определить, что именно в их внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе. Попытайтесь вообразить их лица улыбающимися, опечаленными, насмешливыми, гневными, испуганными, полными неясности.