Использование элементов национальных видов спорта народов Севера на занятии физической культуры
Использование элементов национальных видов спорта народов Севера на занятии физической культуры
~~В своей работе использую программу в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного статуса начального общего, основного общего и среднего общего образования в области «Физическая культура» и на основании приказа № 230 от 18.06.99 г. Главного Управления по общему и профессиональному образованию администрации ХМАО «О внедрении регионального компонента в образовательных учреждениях округа». Программа разработана с учётом традиций коренного населения ХМАО и рассчитана на учебный материал в объеме 102 урока физической культуры в год. Из этой программы я взяла некоторые элементы на занятиях физической культуры.
Целью программы является физическое воспитание основанное на традициях народа Севера. Достижению этой цели соответствует решение следующих задач:
1. Расширение двигательного опыта посредством использования национальных видов спорта, самобытных физических упражнений, состязаний, борьбы, игр и танцев, народов Севера ханты и манси.
2. Формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания учащихся с помощью профессионально-трудовой деятельности, утверждение здорового образа жизни.
3. Укрепление здоровья, закаливание организма, достижение всестороннего физического развития.
4. Формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном общении и взаимодействии.
5. Воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями
В своей работе учитываю национальные, климато-географические особенности и все формы школьной физической культуры, что образовательный процесс представляет собой целостную систему, основанную на национальных видах спорта, состязаниях, самобытных физических упражнениях, подвижных играх, средствах закаливания народов Севера. Такая организация физического воспитания будет способствовать выработке умений, использования национальных средств физической культуры для укрепления здоровья, противостоянию стрессам, овладению основами самостоятельной двигательной деятельности с учётом индивидуальных способностей, воспитанию нравственных качеств, подготовке учащихся к трудовой и профессиональной деятельности, а главное – воспитанию личности, способной к самостоятельной и творческой деятельности.
На уроках физической культуры в старших классах основное внимание уделяется разностороннему развитию кондинационных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных способностей; закреплению и совершенствованию двигательных навыков (техники и тактики); освоению новых, более сложных двигательных действий и выработке умений применять их в различных по сложности условиях; овладению основами самостоятельной двигательной деятельности, ее внедрению в индивидуальный образ жизни выпускника школы.
В процессе физического воспитания углубляются знания о двигательной активности, о значении физической культуры для будущей трудовой деятельности (охота, рыболовство, оленеводство), утверждения здорового образа жизни, возрождения и культурного развития народов Севера.
Задачи физического воспитания, решаемые в старших классах, а также возрастные и половые особенности юношей и девушек накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса. Более отчетливо, чем в среднем звене, проявляются в этот период половые различия между юношами и девушками. Это требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов организации занятий. Необходимость раздельного проведения занятий еще более очевидна, чем ранее.
Большое внимание следует уделять оздоровительным и воспитательным задачам, которые решаются, как прежде, на каждом уроке в тесной взаимосвязи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей. При прохождении различного материала программы следует предусматривать использование упражнений и ситуаций, содействующих воспитанию нравственных и волевых качеств, направленных на традиционную хозяйственную деятельность.
Элементы национальных видов спорта я использую на уроках легкой атлетики, лыжной подготовки, гимнастики, спортивные игры.
1. Национальные виды спорта на основе лёгкой атлетики.
Бег с палкой: повторное выполнение специальных беговых упражнений; повторный бег с максимальной скоростью на 100, 200, 400, 800 метров; эстафетный бег на результат; бег по пересеченной местности до 5 км; финиш в беге на различные дистанции; бег с палкой 3км на результат.
Прыжки и прыжковые упражнения: тройной национальный прыжок , прыжки через нарты. Прыжки в длину с места и разбега; прыжки в высоту; разнообразные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением; напрыгивание и спрыгивание с возвышенной опоры (60-80) с последующим прыжком в высоту или длину; прыжки через нарты высотой 50 см; тройной национальный прыжок с разбега.
На материале гимнастики, национальных танцев и борьбы: «Бой медвежат», «Бой лосей», «Бой тетеревов», «Борьба ногами лёжа на спине», «Извилистая тропа», «Качалка на качалке», «Мир вокруг нас», «Муравейник», «Победи троих», «Поднимание партнёра из положения лёжа на спине», «Состязания в силе рук», «Удержись на бревне».
На материале лыжной подготовки: «Волокуша», «Гонки на нартах», «Скороходы-снегостопы», «С хореем на нартах», «Тир на снегу», «Бег на подволоках», «Охотничий биатлон», «Турнир богатырей», «Догонялки», «Ловкий охотник»
На материале спортивных игр: (Баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч). Игры с ведением мяча «Мини-футбол», «Мини-баскетбол», «Мини-гандбол», с передачей мяча в «Волейбол».
2. Гимнастика.
Строевые упражнения – повороты в движении кругом.
Вис и упоры – подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись сзади; подъем махом вперед; сгибание рук в упоре на брусьях; угол в упоре; стойка на плечах из седа ноги врозь.
Акробатика – длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью.
3. Лыжная подготовка
Переход с одновременного хода на попеременный, преодоление препятствий и подъемов, торможение боковым соскальзыванием, полуконьковый ход с комбинированным отталкиванием палками, прохождение дистанции до 5-6 км, бег на подволоках и голиницах.
4. Спортивные игры
Баскетбол – передвижения в нападении и защите; ловля высоко летящих мячей в прыжке двумя руками и после отскока от щита; передача мяча от головы; ведения мяча при сближении с противником; броски по кольцу; зонная защита; учебная игра.
Результатами этой работы являются командные призовые места по национальным видам спорта «Спартакиада школьников района». Команда занимала три года подряд второе место в районных соревнованиях по национальным видам спорта, а также личные I, II, III места. Мои ученики выступают за сборную команду городского поселения Федоровский по национальным видам спорта. Сейчас работая – в 5-8 классах, добилась результатов: восьмиклассники выступали за сборную школы по национальным видам спорта в городском поселении Федоровский. Три ученика восьмых классов заняли призовые места.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование элементов национальных видов спорта народов Севера на занятии физической культуры »
Использование элементов национальных видов спорта народов Севера на занятии физической культуры.
В своей работе использую программу в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного статуса начального общего, основного общего и среднего общего образования в области «Физическая культура» и на основании приказа № 230 от 18.06.99 г. Главного Управления по общему и профессиональному образованию администрации ХМАО «О внедрении регионального компонента в образовательных учреждениях округа». Программа разработана с учётом традиций коренного населения ХМАО и рассчитана на учебный материал в объеме 102 урока физической культуры в год. Из этой программы я взяла некоторые элементы на занятиях физической культуры.
Целью программы является физическое воспитание основанное на традициях народа Севера. Достижению этой цели соответствует решение следующих задач:
Расширение двигательного опыта посредством использования национальных видов спорта, самобытных физических упражнений, состязаний, борьбы, игр и танцев, народов Севера ханты и манси.
Формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания учащихся с помощью профессионально-трудовой деятельности, утверждение здорового образа жизни.
Формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном общении и взаимодействии.
Воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями
В своей работе учитываю национальные, климато-географические особенности и все формы школьной физической культуры, что образовательный процесс представляет собой целостную систему, основанную на национальных видах спорта, состязаниях, самобытных физических упражнениях, подвижных играх, средствах закаливания народов Севера. Такая организация физического воспитания будет способствовать выработке умений, использования национальных средств физической культуры для укрепления здоровья, противостоянию стрессам, овладению основами самостоятельной двигательной деятельности с учётом индивидуальных способностей, воспитанию нравственных качеств, подготовке учащихся к трудовой и профессиональной деятельности, а главное – воспитанию личности, способной к самостоятельной и творческой деятельности.
На уроках физической культуры в старших классах основное внимание уделяется разностороннему развитию кондинационных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных способностей; закреплению и совершенствованию двигательных навыков (техники и тактики); освоению новых, более сложных двигательных действий и выработке умений применять их в различных по сложности условиях; овладению основами самостоятельной двигательной деятельности, ее внедрению в индивидуальный образ жизни выпускника школы.
В процессе физического воспитания углубляются знания о двигательной активности, о значении физической культуры для будущей трудовой деятельности (охота, рыболовство, оленеводство), утверждения здорового образа жизни, возрождения и культурного развития народов Севера.
Задачи физического воспитания, решаемые в старших классах, а также возрастные и половые особенности юношей и девушек накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса. Более отчетливо, чем в среднем звене, проявляются в этот период половые различия между юношами и девушками. Это требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов организации занятий. Необходимость раздельного проведения занятий еще более очевидна, чем ранее.
Большое внимание следует уделять оздоровительным и воспитательным задачам, которые решаются, как прежде, на каждом уроке в тесной взаимосвязи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей. При прохождении различного материала программы следует предусматривать использование упражнений и ситуаций, содействующих воспитанию нравственных и волевых качеств, направленных на традиционную хозяйственную деятельность.
Элементы национальных видов спорта я использую на уроках легкой атлетики, лыжной подготовки, гимнастики, спортивные игры.
Национальные виды спорта на основе лёгкой атлетики.
Бег с палкой: повторное выполнение специальных беговых упражнений; повторный бег с максимальной скоростью на 100, 200, 400, 800 метров; эстафетный бег на результат; бег по пересеченной местности до 5 км; финиш в беге на различные дистанции; бег с палкой 3км на результат.
Прыжки и прыжковые упражнения: тройной национальный прыжок , прыжки через нарты. Прыжки в длину с места и разбега; прыжки в высоту; разнообразные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением; напрыгивание и спрыгивание с возвышенной опоры (60-80) с последующим прыжком в высоту или длину; прыжки через нарты высотой 50 см; тройной национальный прыжок с разбега.
На материале гимнастики, национальных танцев и борьбы: «Бой медвежат», «Бой лосей», «Бой тетеревов», «Борьба ногами лёжа на спине», «Извилистая тропа», «Качалка на качалке», «Мир вокруг нас», «Муравейник», «Победи троих», «Поднимание партнёра из положения лёжа на спине», «Состязания в силе рук», «Удержись на бревне».
На материале лыжной подготовки: «Волокуша», «Гонки на нартах», «Скороходы-снегостопы», «С хореем на нартах», «Тир на снегу», «Бег на подволоках», «Охотничий биатлон», «Турнир богатырей», «Догонялки», «Ловкий охотник»
На материале спортивных игр: (Баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч). Игры с ведением мяча «Мини-футбол», «Мини-баскетбол», «Мини-гандбол», с передачей мяча в «Волейбол».
Гимнастика.
Строевые упражнения – повороты в движении кругом.
Вис и упоры – подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись сзади; подъем махом вперед; сгибание рук в упоре на брусьях; угол в упоре; стойка на плечах из седа ноги врозь.
Акробатика – длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью.
Лыжная подготовка
Переход с одновременного хода на попеременный, преодоление препятствий и подъемов, торможение боковым соскальзыванием, полуконьковый ход с комбинированным отталкиванием палками, прохождение дистанции до 5-6 км, бег на подволоках и голиницах.
Спортивные игры
Баскетбол – передвижения в нападении и защите; ловля высоко летящих мячей в прыжке двумя руками и после отскока от щита; передача мяча от головы; ведения мяча при сближении с противником; броски по кольцу; зонная защита; учебная игра.
Результатами этой работы являются командные призовые места по национальным видам спорта «Спартакиада школьников района». Команда занимала три года подряд второе место в районных соревнованиях по национальным видам спорта, а также личные I, II, III места. Мои ученики выступают за сборную команду городского поселения Федоровский по национальным видам спорта. Сейчас работая – в 5-8 классах, добилась результатов: восьмиклассники выступали за сборную школы по национальным видам спорта в городском поселении Федоровский. Три ученика восьмых классов заняли призовые места.