kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реформы 60-70-х годов 19 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок   по  истории   России в 8 классе по теме:

« Реформы 60-70-х гг. XIX века»

Учитель истории и обществознания ООШ д.Тугузлы

Хабибьянова Р.А.

Учебник: Данилов Д.Д. История России XIX век..

Цель:   Сформировать у учащихся представление о проведении и особенностях либеральных  реформ в России в XIX в., об отношении к реформам властей и общества.

Задачи:

  1. Ознакомление  с  либеральными реформами  России в середине XIX в.
  2. Вырабатывать навыки самостоятельной работы c историческим источником.
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся через выполнения   ряда заданий.
  4. Воспитание  нравственных качеств и патриотизм.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, учебник.

Новые понятия: земства, курии, апелляция, всеобщая воинская повинность.

Персоналии: Александр II, Д.А. Милютин.

Вспоминаем термины : реформа, либерализм

-  Reforme, от лат. Reform – преобразовываю, преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

-Дайте определение понятию «либеральный» / «либерализм»

Либерализм (фр. liberalisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.  

За отменой крепостного права в 60-70-х гг. последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, в военном деле.

  1. Причины проведения реформ.

1.После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами

2.Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств

3.Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами

4.Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден

5.Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму

6.Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения.

2. Реформа местного самоуправления.

1864 г. – Земская реформа. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства – выборные органы местного самоуправления.

Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских крестьянских обществ.

(Составить таблицу, схему)

- Вспомните, что такое имущественный ценз? ( Требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости).

1 курия – Землевладельцы – владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. (Дворяне, владельцы крупных промышленных предприятий, крупная буржуазия).

2 курия – Городские избиратели - лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах).

 Вопросы местного хозяйственного значения (строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности и т.д.).

16 июня 1870 – Городская реформа. Введение городского самоуправления по типу земского.

Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

В 509 городах России были введены думы — бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания.

Требования к избирателю были следующими:

  1. Он должен был быть Российским подданным
  2. Быть старше 25 лет
  3. Владение имуществом
  4. Отсутствие недоимок по сбору налогов
  5. Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием.

1864 – судебная реформа. Принятие новых судебных уставов.

В соответствии с реформой вводились принципы буржуазного права:

  1. Равенство все сословий перед законом
  2. Гласность суда
  3. Независимость судей
  4. Состязательность обвинения и защиты
  5. Введение суда присяжных заседателей (пример: суд над Верой Засулич)

Судебная система России по реформе 1864 года.

Сенат

(надзорные и контролирующие функции)

Съезд мировых судей

Судебная палата

Мировой суд

Окружной суд

Избирается Уездным земским собранием

Назначается императором

Особые суды:

- волостной для крестьян

- для духовенства

- для военных

- для высших сановников

1861 – 1874 гг. – военная реформа. Осуществлялась под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Главной задачей Д.А. Милютин считал необходимость сократить численность армии в мирное время при возможности значительно увеличить ее в военное время за счет резерва.

1863 – 1864 – реформирование военно-учебных заведений. Вместо кадетских корпусов создаются военные училища и военные гимназии. Кроме того, в 1864 г. были образованы юнкерские училища. Всего к 1876 г. действовало 17 военных училищ, которые ежегодно выпускали около 1500 офицеров, что было достаточно для армии. 

1874  - Принят Устав о воинской повинности. Вместо существующих  со времен Петра I рекрутских наборов в России вводится всеобщая воинская повинность. К военной службе привлекалось мужское население по достижении 21 года. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны. Устав определил общий срок военной службы 15 лет (на флоте 10), из них действительная военная служба 6 лет (на флоте 7),  в запасе 9 лет (на флоте 3 года). 

1867 г. – вместо гладкоствольных были введены нарезные орудия. Изменена система боевой подготовки – отказ от муштры и палочной дисциплины.

Реформы в области просвещения.

1864 г. – Положение о начальных народных училищах. Такие училища теперь могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Создание начальных школ различных типов – государственных, земских, церковно-приходских, воскресных. Срок обучения до 3-х лет.

1864 г. – Устав гимназий и прогимназий.

Прогимназия — (от лат. pro — перед и гимназия) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Учреждены в 1864 году. В прогимназии было четыре класса образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными.

          Гимназии

Классические

Готовили к поступлению в университет

Реальные

Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения

  1. г. - Университетский устав.
  1. новый университетский устав увеличивал самостоятельность университетов, освобождал от бюрократической опеки
  2. закреплял за университетами право решать внутренние вопросы, выбирать  деканов и ректоров
  3. Шел рост рядов интеллигенции, повышение общественной активности студентов
  4. в университеты можно было поступить только после окончания классической гимназии, и только мужчинам (дискриминация женщин)
  5. Для женщин были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем девушек стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.Подготовить выступления по реформам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реформы 60-70-х годов 19 века»

Урок по истории России в 8 классе по теме:

« Реформы 60-70-х гг. XIX века»

Учитель истории и обществознания ООШ д.Тугузлы

Хабибьянова Р.А.

Учебник: Данилов Д.Д.. История России XIX век. .

Цель: Сформировать у учащихся представление о проведении и особенностях либеральных реформ в России в XIX в., об отношении к реформам властей и общества.

Задачи:

  1. Ознакомление с либеральными реформами России в середине XIX в.

  2. Вырабатывать навыки самостоятельной работы c историческим источником.

  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся через выполнения ряда заданий.

  4. Воспитание нравственных качеств и патриотизм.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, учебник.

Новые понятия: земства, курии, апелляция, всеобщая воинская повинность.

Персоналии: Александр II, Д.А. Милютин.



Вспоминаем термины : реформа, либерализм

- Reforme, от лат. Reform – преобразовываю, преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

-Дайте определение понятию «либеральный» / «либерализм»

Либерализм (фр. liberalisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.

За отменой крепостного права в 60-70-х гг. последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, в военном деле.









  1. Причины проведения реформ.



1.После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами

2.Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств

3.Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами

4.Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден

5.Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму

6.Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения.

2. Реформа местного самоуправления.

1864 г. – Земская реформа. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства – выборные органы местного самоуправления.

Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских крестьянских обществ.

(Составить таблицу, схему)


- Вспомните, что такое имущественный ценз? ( Требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости).

1 курия – Землевладельцы – владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. (Дворяне, владельцы крупных промышленных предприятий, крупная буржуазия).

2 курия – Городские избиратели - лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах).

Вопросы местного хозяйственного значения (строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности и т.д.).


16 июня 1870 – Городская реформа. Введение городского самоуправления по типу земского.

Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

В 509 городах России были введены думы — бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания.

Требования к избирателю были следующими:

  1. Он должен был быть Российским подданным

  2. Быть старше 25 лет

  3. Владение имуществом

  4. Отсутствие недоимок по сбору налогов

  5. Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием.

1864 – судебная реформа. Принятие новых судебных уставов.

В соответствии с реформой вводились принципы буржуазного права:

  1. Равенство все сословий перед законом

  2. Гласность суда

  3. Независимость судей

  4. Состязательность обвинения и защиты

  5. Введение суда присяжных заседателей (пример: суд над Верой Засулич)


Судебная система России по реформе 1864 года.


Сенат

(надзорные и контролирующие функции)





Особые суды:

- волостной для крестьян

- для духовенства

- для военных

- для высших сановников

Избирается Уездным земским собранием

Мировой суд

Окружной суд

Судебная палата

Назначается императором

Съезд мировых судей



















1861 – 1874 гг. – военная реформа. Осуществлялась под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Главной задачей Д.А. Милютин считал необходимость сократить численность армии в мирное время при возможности значительно увеличить ее в военное время за счет резерва.

1863 – 1864 – реформирование военно-учебных заведений. Вместо кадетских корпусов создаются военные училища и военные гимназии. Кроме того, в 1864 г. были образованы юнкерские училища. Всего к 1876 г. действовало 17 военных училищ, которые ежегодно выпускали около 1500 офицеров, что было достаточно для армии. 

1874  - Принят Устав о воинской повинности. Вместо существующих  со времен Петра I рекрутских наборов в России вводится всеобщая воинская повинность. К военной службе привлекалось мужское население по достижении 21 года. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны. Устав определил общий срок военной службы 15 лет (на флоте 10), из них действительная военная служба 6 лет (на флоте 7),  в запасе 9 лет (на флоте 3 года). 

1867 г. – вместо гладкоствольных были введены нарезные орудия. Изменена система боевой подготовки – отказ от муштры и палочной дисциплины.

Реформы в области просвещения.

1864 г. – Положение о начальных народных училищах. Такие училища теперь могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Создание начальных школ различных типов – государственных, земских, церковно-приходских, воскресных. Срок обучения до 3-х лет.

1864 г. – Устав гимназий и прогимназий.

Прогимназия — (от лат. pro — перед и гимназия) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Учреждены в 1864 году. В прогимназии было четыре класса образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными.



Гимназии



Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения

Готовили к поступлению в университет

Реальные

Классические









  1. г. - Университетский устав.



  1. новый университетский устав увеличивал самостоятельность университетов, освобождал от бюрократической опеки

  2. закреплял за университетами право решать внутренние вопросы, выбирать деканов и ректоров

  3. Шел рост рядов интеллигенции, повышение общественной активности студентов

  4. в университеты можно было поступить только после окончания классической гимназии, и только мужчинам (дискриминация женщин)

  5. Для женщин были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем девушек стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Реформы 60-70-х годов 19 века

Автор: Хабибьянов Руслан Аликович

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Либеральные реформы 1860-70-х годов "
    ["seo_title"] => string(40) "libieral-nyie-rieformy-1860-70-kh-ghodov"
    ["file_id"] => string(6) "242319"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445438951"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Классный час: "Манифест Екатерины II о вхождении Крыма в состав России (8) 19 апреля 1783 года""
    ["seo_title"] => string(85) "klassnyichasmanifiestiekatierinyiiovkhozhdieniikrymavsostavrossii819aprielia1783ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "318362"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460562955"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "либеральные реформы во второй половине 19 века "
    ["seo_title"] => string(51) "libieral-nyie-rieformy-vo-vtoroi-polovinie-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "172230"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423771430"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презнетация "Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.и их влияние на жизнь вятской глубинки" "
    ["seo_title"] => string(98) "prieznietatsiia-vielikiie-rieformy-60-70-kh-ghgh-xix-v-i-ikh-vliianiie-na-zhizn-viatskoi-ghlubinki"
    ["file_id"] => string(6) "220389"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434616068"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка урока:"Аграрная реформа П.А.Столыпина""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaaghrarnaiarieformapastolypina"
    ["file_id"] => string(6) "267278"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450347943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства