kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возрождение национальной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы, особенно в последние 10 лет, все больше возрастает интерес к ценностям и традициям национальной культуры, а именно к её

воспитательным традициям и обычаям. В большинстве национальных школ активно внедряются лучшие традиции народной педагогики, возрождаются незаслуженно забытые прогрессивные обычаи, обряды, и ритуалы прошлого.

Такое отношение к народным традициям не случайно. Жизнь доказала, что они активно воздействуют на все стороны духовной сферы личности че-

ловека. Знание и использование традиций национальной культуры особенно важно в условиях многонациональной республики, какой является наш Татарстан.

          При изучении народных традиций, обычаев ребенок может сравнивать культуру, историю других народов, у него воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, появляется возможность увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что помогает заботливо относиться к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе.

Народные традиции, обычаи, устное народное творчество как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре её – многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте – главные задачи.

        Первые традиции, которые появились в народе – это традиции отношений, забота человека о другом человеке. На татарский язык слово «заботливость» переводится как «кайгыртучанлык». Оно образовано от слова «кайгы» (горе), которое проясняет глубокое психическое состояние человека, его горе, несчастье, беспокойство и заботу о себе или о ком-то, о чем-то и имеет много значений, выражающий мысль в действиях и поступках. Например, «игелекле» (блогадарный), «игътибарлы» (внимательный), «кешелекле» (человечный), «ярд?мчел” (отзывчивый). В данных словах заботливость выражается конкретно во взаимопомощи человека человеку. Например, у татарского народа она самовыражалась в таких трудовых традициях, как ?м? (йорт т?з? ?м?се, каз ?м?се). У татар “?м?” – для девушек и юношей как бы проверка проворности, трудолюбия, умение оказать помощь другим.

        В наших объединениях таких, как «Татарский фольклор», «Фольклор кряшен» дети знакомятся с семейно-бытовыми традициями (это свадебные обряды, рождение ребенка). Педагог Анастасия Тимофеевна Усачева ищет и находит старинные стихи, песни, обряды, рассказывает детям историю данного обряда и дети с помощью педагога восстанавливают этот обряд. Они узнают и сопереживают личные взаимоотношения, оказание друг-другу различных услуг, помощи и т.д.

       Каждый народ создает свою систему воспитания. Если хотим глубоко знать национальный характер, мы обязаны узнать национальную систему воспитания и историческое развитие образования народа.

       А история развития образования в Татарстане имеет глубокие корни и свои особенности. Зачатки просвещения и грамотности у татар Поволжья уходит в глубь веков и связаны с историей Булгарского государства и связаны с историей Булгарского государства и Казанского ханства.

         Усиление культурных связей со странами Востока, принятие религии ислама в 922г. привели к распространению среди булгар арабской письменности и школьного образования. Некоторые данные говорят о том, что у булгар еще до принятия арабской письменности существовала своя руническая письменность, распространенная тогда и среди других тюрских народностей. С ростом экономических и культурных связей со странами Востока в Булгарии стали появляться восточные ученые, учителя. Передовые люди Булгарии были знакомы не только с богословской литературой Востока, но и научной,  художественной литературой того времени. Что способствовало появлению местных булгарских писателей, поэтов, ученых. Одним из дошедших до нас образцов – письменной литературы начало XIII в. Является поэма Кол Гали «Юсуф и Зулейха».

           В те времена грамотными были не только представители господствующих классов но и обыкновенные люди. Фукс по этому поводу писал: «Всякому заезжему, без сомнения, странным покажется найти в Казанских татарах говоря вообще, народ более образованный, нежели европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и, как гражданин, не пользуется уважением других». Многочисленные эпиграфические памятники того времени говорят о грамотности мастеров не только Казани, но и далеких от неё деревень.

          Но после революции татары были оторваны от своего духовного наследия. Сначала арабская графика поменялась на латинскую, а потом на кириллицу. Только после принятия Декларации о суверенитете Татарстана появилась возможность обучать детей к арабской графике. Сегодня усиливается внимание и интерес со стороны общественности, родителей и детей к изучению арабской графике. Я очень горжусь, что у нас работают влюбленные в свои дела педагоги Сабитова Г.Ш. и Гиниятуллина А.Б. Они прививают детям любовь и уважение к истории, книгам, коллеографии. Как здорово, когда ребенок в оригинале читает поэму «Юсуф и Зулейха», произведения Котби «Хосрау и Ширин», «Мухаббатнама» Харезми. Растущий человек этим чувствует себя защищенным, нужным, значимым. Он испытывает уважение к истории своего народа, гордость за свою Родину.

          В объединениях «Изучение истории и культуры родного края» часто организуются экскурсии по историческим местам, в музей города. Дети другими глазами смотрят на мир вокруг и убеждаются в том, что и маленькая родина – Нижнекамск имеет свою богатую историю, талантливых людей.

          В объединениях  «Художественное слово» и «Литературное» объединение дети более подробно знакомятся с устным народным творчеством. Многие бытовые сказки татарского народа формировались на основе различных поверий и обрядов. Самыми распространенными были сказки, посвященные подросткам, которых при обряде совершеннолетия готовили к переходу во взрослую жизнь. В науке этот обряд называется инициацией. Подростков собирали в специально построенном по этому случаю доме и месяцами готовили к ответственным испытаниям: открывали секреты рода. Обучали различным ремеслам и порядку исполнения обряда совершеннолетия. В татарских сказках данный обряд сильно видоизменялся. Но прямая связь с тотализмом во многих из них сохранилась.

            Дети читают, пересказывают, рисуют сказки и с удивлением узнают, что многие качества характера героев вполне отвечают современным требованиям жизни. Это и уважительное отношение к старшему поколению, и помощь младшим, и человечность, доброта, заботливое отношение к родителям.

А когда дети изучают «Риваяты и легенды» большое место уделяется изучению риваятов, которые передавались из уст в уста и дошли до наших дней как трагические рассказы об истории наших предков. Среди них риваяты о завоевании Волжской Булгарии монголами «Бил?рне яндыру» (Поджог Биляра), «Унике йолдыз» (12 звезд). Эти произведения помогают воспитывать уважение к предкам, своему государству.

        В литературных объединениях, когда дети знакомятся с лироэпическими жанрами как бает и монажат, они с интересом записывают множаты у бабушек, и собирают вышедшие на газетных страницах баеты.

        В драматических объединениях, когда проходим этюды, начинаем ставить шутки – смешные, очень короткие сюжетные произведения. Особый интерес у детей вызывают переработанные в оригинальные народные легенды шутки Ходжи Насреддина. Многие из них отражают нравственные нормы и правила вежливости. И играя эти шутки, учащиеся сами хотят придумать из своей жизни подобные сюжеты. И в данной ситуации они проявляются в роли субъекта самовоспитания.

        Завершая свое выступление, хочется сказать, что очень много уделяется внимания нашими педагогами для изучения татарских песен, изучению татарских народных праздников и традиций. И это очень важно, чтобы учащиеся к рубежу юности, зрелости подошли с определенным багажом духовных и нравственных ценностей: уважали моральные устои, были добрыми, заботливыми, способными принять на себя ответственность за судьбу окружающих людей и отечества.

           А все свои знания и умения мы – педагоги передаем через татарский язык – один из самых богатых языков мира. Он может передать любые оттенки мысли, надо лишь внимательно относиться к нему как к единому средству выражения мыслей и чувств, открывающему двери в мир познания, искусства, общения. Он служит главнейшим орудием культуры, духовного развития нации, её творчества, национального самосознания. Вот почему очень важно, чтобы родной язык стал действительно родным для каждого ребенка.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возрождение национальной культуры »

Возрождение национальной культуры

В последние годы, особенно в последние 10 лет, все больше возрастает интерес к ценностям и традициям национальной культуры, а именно к её

воспитательным традициям и обычаям. В большинстве национальных школ активно внедряются лучшие традиции народной педагогики, возрождаются незаслуженно забытые прогрессивные обычаи, обряды, и ритуалы прошлого.

Такое отношение к народным традициям не случайно. Жизнь доказала, что они активно воздействуют на все стороны духовной сферы личности че-

ловека. Знание и использование традиций национальной культуры особенно важно в условиях многонациональной республики, какой является наш Татарстан.

При изучении народных традиций, обычаев ребенок может сравнивать культуру, историю других народов, у него воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, появляется возможность увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что помогает заботливо относиться к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе.

Народные традиции, обычаи, устное народное творчество как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре её – многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте – главные задачи .

Первые традиции, которые появились в народе – это традиции отношений, забота человека о другом человеке. На татарский язык слово «заботливость» переводится как «кайгыртучанлык». Оно образовано от слова «кайгы» (горе), которое проясняет глубокое психическое состояние человека, его горе, несчастье, беспокойство и заботу о себе или о ком-то, о чем-то и имеет много значений, выражающий мысль в действиях и поступках. Например, «игелекле» (блогадарный), «игътибарлы» (внимательный), «кешелекле» (человечный), «ярдәмчел” (отзывчивый). В данных словах заботливость выражается конкретно во взаимопомощи человека человеку. Например, у татарского народа она самовыражалась в таких трудовых традициях, как өмә (йорт төзү өмәсе, каз өмәсе). У татар “өмә” – для девушек и юношей как бы проверка проворности, трудолюбия, умение оказать помощь другим.

В наших объединениях таких, как «Татарский фольклор», «Фольклор кряшен» дети знакомятся с семейно-бытовыми традициями (это свадебные обряды, рождение ребенка). Педагог Анастасия Тимофеевна Усачева ищет и находит старинные стихи, песни, обряды, рассказывает детям историю данного обряда и дети с помощью педагога восстанавливают этот обряд. Они узнают и сопереживают личные взаимоотношения, оказание друг-другу различных услуг, помощи и т.д.

Каждый народ создает свою систему воспитания. Если хотим глубоко знать национальный характер, мы обязаны узнать национальную систему воспитания и историческое развитие образования народа.

А история развития образования в Татарстане имеет глубокие корни и свои особенности. Зачатки просвещения и грамотности у татар Поволжья уходит в глубь веков и связаны с историей Булгарского государства и связаны с историей Булгарского государства и Казанского ханства.

Усиление культурных связей со странами Востока, принятие религии ислама в 922г. привели к распространению среди булгар арабской письменности и школьного образования. Некоторые данные говорят о том, что у булгар еще до принятия арабской письменности существовала своя руническая письменность, распространенная тогда и среди других тюрских народностей. С ростом экономических и культурных связей со странами Востока в Булгарии стали появляться восточные ученые, учителя. Передовые люди Булгарии были знакомы не только с богословской литературой Востока, но и научной, художественной литературой того времени. Что способствовало появлению местных булгарских писателей, поэтов, ученых. Одним из дошедших до нас образцов – письменной литературы начало XIII в. Является поэма Кол Гали «Юсуф и Зулейха».

В те времена грамотными были не только представители господствующих классов но и обыкновенные люди. Фукс по этому поводу писал: «Всякому заезжему, без сомнения, странным покажется найти в Казанских татарах говоря вообще, народ более образованный, нежели европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и, как гражданин, не пользуется уважением других». Многочисленные эпиграфические памятники того времени говорят о грамотности мастеров не только Казани, но и далеких от неё деревень.

Но после революции татары были оторваны от своего духовного наследия. Сначала арабская графика поменялась на латинскую, а потом на кириллицу. Только после принятия Декларации о суверенитете Татарстана появилась возможность обучать детей к арабской графике. Сегодня усиливается внимание и интерес со стороны общественности, родителей и детей к изучению арабской графике. Я очень горжусь, что у нас работают влюбленные в свои дела педагоги Сабитова Г.Ш. и Гиниятуллина А.Б. Они прививают детям любовь и уважение к истории, книгам, коллеографии. Как здорово, когда ребенок в оригинале читает поэму «Юсуф и Зулейха», произведения Котби «Хосрау и Ширин», «Мухаббатнама» Харезми. Растущий человек этим чувствует себя защищенным, нужным, значимым. Он испытывает уважение к истории своего народа, гордость за свою Родину.

В объединениях «Изучение истории и культуры родного края» часто организуются экскурсии по историческим местам, в музей города. Дети другими глазами смотрят на мир вокруг и убеждаются в том, что и маленькая родина – Нижнекамск имеет свою богатую историю, талантливых людей.

В объединениях «Художественное слово» и «Литературное» объединение дети более подробно знакомятся с устным народным творчеством. Многие бытовые сказки татарского народа формировались на основе различных поверий и обрядов. Самыми распространенными были сказки, посвященные подросткам, которых при обряде совершеннолетия готовили к переходу во взрослую жизнь. В науке этот обряд называется инициацией. Подростков собирали в специально построенном по этому случаю доме и месяцами готовили к ответственным испытаниям: открывали секреты рода. Обучали различным ремеслам и порядку исполнения обряда совершеннолетия. В татарских сказках данный обряд сильно видоизменялся. Но прямая связь с тотализмом во многих из них сохранилась.

Дети читают, пересказывают, рисуют сказки и с удивлением узнают, что многие качества характера героев вполне отвечают современным требованиям жизни. Это и уважительное отношение к старшему поколению, и помощь младшим, и человечность, доброта, заботливое отношение к родителям.

А когда дети изучают «Риваяты и легенды» большое место уделяется изучению риваятов, которые передавались из уст в уста и дошли до наших дней как трагические рассказы об истории наших предков. Среди них риваяты о завоевании Волжской Булгарии монголами «Биләрне яндыру» (Поджог Биляра), «Унике йолдыз» (12 звезд). Эти произведения помогают воспитывать уважение к предкам, своему государству.

В литературных объединениях, когда дети знакомятся с лироэпическими жанрами как бает и монажат, они с интересом записывают множаты у бабушек, и собирают вышедшие на газетных страницах баеты.

В драматических объединениях, когда проходим этюды, начинаем ставить шутки – смешные, очень короткие сюжетные произведения. Особый интерес у детей вызывают переработанные в оригинальные народные легенды шутки Ходжи Насреддина. Многие из них отражают нравственные нормы и правила вежливости. И играя эти шутки, учащиеся сами хотят придумать из своей жизни подобные сюжеты. И в данной ситуации они проявляются в роли субъекта самовоспитания.

Завершая свое выступление, хочется сказать, что очень много уделяется внимания нашими педагогами для изучения татарских песен, изучению татарских народных праздников и традиций. И это очень важно, чтобы учащиеся к рубежу юности, зрелости подошли с определенным багажом духовных и нравственных ценностей: уважали моральные устои, были добрыми, заботливыми, способными принять на себя ответственность за судьбу окружающих людей и отечества.

А все свои знания и умения мы – педагоги передаем через татарский язык – один из самых богатых языков мира. Он может передать любые оттенки мысли, надо лишь внимательно относиться к нему как к единому средству выражения мыслей и чувств, открывающему двери в мир познания, искусства, общения. Он служит главнейшим орудием культуры, духовного развития нации, её творчества, национального самосознания. Вот почему очень важно, чтобы родной язык стал действительно родным для каждого ребенка.





















Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х.Садыкова





Совещание при директоре


Выступление на тему:

Ценности и традиции национальной культуры в воспитании

подрастающего поколения







Подготовила: Заведующий отделом

«Национальная культура»

Зиновьева Флера Мингазовна







Нижнекамск, 2007

В последние годы, особенно в последние 10 лет, все больше возрастает интерес к ценностям и традициям национальной культуры, а именно к её

воспитательным традициям и обычаям.

При изучении народных традиций, обычаев ребенок может сравнивать культуру, историю других народов, у него воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, появляется возможность увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что помогает заботливо относиться к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе.

В наших объединениях таких, как «Татарский фольклор», «Фольклор кряшен» дети знакомятся с семейно-бытовыми традициями (это свадебные обряды, рождение ребенка). Педагог Анастасия Тимофеевна Усачева ищет и находит старинные стихи, песни, обряды, рассказывает детям историю данного обряда и дети с помощью педагога восстанавливают этот обряд. Они узнают и сопереживают личные взаимоотношения, оказание друг-другу различных услуг, помощи и т.д.

Каждый народ создает свою систему воспитания. Если хотим глубоко знать национальный характер, мы обязаны узнать национальную систему воспитания и историческое развитие образования народа.

А история развития образования в Татарстане имеет глубокие корни и свои особенности. Зачатки просвещения и грамотности у татар Поволжья уходит в глубь веков и связаны с историей Булгарского государства и связаны с историей Булгарского государства и Казанского ханства.

Но после революции татары были оторваны от своего духовного наследия. Сначала арабская графика поменялась на латинскую , а потом на кириллицу. Только после принятия Декларации о суверенитете Татарстана появилась возможность обучать детей к арабской графике. Сегодня усиливается внимание и интерес со стороны общественности, родителей и детей к изучению арабской графике. Мы очень гордимся, что у нас работают влюбленные в свои дела педагоги Сабитова Г.Ш. и Гиниятуллина А.Б. Они прививают детям любовь и уважение к истории, книгам, коллеографии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Возрождение национальной культуры

Автор: Зиновьева Флера Мингазовна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) ""Возрождение национальной культуры на основе марийского фольклора""
    ["seo_title"] => string(70) "vozrozhdieniie_natsional_noi_kul_tury_na_osnovie_mariiskogho_fol_klora"
    ["file_id"] => string(6) "395801"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488113696"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Народный танец как средство приобщения обучающихся к национальной культуре»"
    ["seo_title"] => string(80) "narodnyi_tanets_kak_sredstvo_priobshcheniia_obuchaiushchikhsia_k_natsionalnoi_ku"
    ["file_id"] => string(6) "556764"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1598870097"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Знакомству детей с национальной культурой  Поволжья». "
    ["seo_title"] => string(55) "znakomstvu-dietiei-s-natsional-noi-kul-turoi-povolzh-ia"
    ["file_id"] => string(6) "207173"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430367685"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Доклад по теме: "Национальная одежда эвенков""
    ["seo_title"] => string(49) "doklad_po_tiemie_natsional_naia_odiezhda_evienkov"
    ["file_id"] => string(6) "370239"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481855529"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Духовная и музыкальная культура коренных народов Кузбасса"
    ["seo_title"] => string(59) "dukhovnaia_i_muzykalnaia_kultura_korennykh_narodov_kuzbassa"
    ["file_id"] => string(6) "591958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637322931"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства