В последние годы, особенно в последние 10 лет, все больше возрастает интерес к ценностям и традициям национальной культуры, а именно к её
воспитательным традициям и обычаям. В большинстве национальных школ активно внедряются лучшие традиции народной педагогики, возрождаются незаслуженно забытые прогрессивные обычаи, обряды, и ритуалы прошлого.
Такое отношение к народным традициям не случайно. Жизнь доказала, что они активно воздействуют на все стороны духовной сферы личности че-
ловека. Знание и использование традиций национальной культуры особенно важно в условиях многонациональной республики, какой является наш Татарстан.
При изучении народных традиций, обычаев ребенок может сравнивать культуру, историю других народов, у него воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, появляется возможность увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что помогает заботливо относиться к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе.
Народные традиции, обычаи, устное народное творчество как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре её – многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте – главные задачи.
Первые традиции, которые появились в народе – это традиции отношений, забота человека о другом человеке. На татарский язык слово «заботливость» переводится как «кайгыртучанлык». Оно образовано от слова «кайгы» (горе), которое проясняет глубокое психическое состояние человека, его горе, несчастье, беспокойство и заботу о себе или о ком-то, о чем-то и имеет много значений, выражающий мысль в действиях и поступках. Например, «игелекле» (блогадарный), «игътибарлы» (внимательный), «кешелекле» (человечный), «ярд?мчел” (отзывчивый). В данных словах заботливость выражается конкретно во взаимопомощи человека человеку. Например, у татарского народа она самовыражалась в таких трудовых традициях, как ?м? (йорт т?з? ?м?се, каз ?м?се). У татар “?м?” – для девушек и юношей как бы проверка проворности, трудолюбия, умение оказать помощь другим.
В наших объединениях таких, как «Татарский фольклор», «Фольклор кряшен» дети знакомятся с семейно-бытовыми традициями (это свадебные обряды, рождение ребенка). Педагог Анастасия Тимофеевна Усачева ищет и находит старинные стихи, песни, обряды, рассказывает детям историю данного обряда и дети с помощью педагога восстанавливают этот обряд. Они узнают и сопереживают личные взаимоотношения, оказание друг-другу различных услуг, помощи и т.д.
Каждый народ создает свою систему воспитания. Если хотим глубоко знать национальный характер, мы обязаны узнать национальную систему воспитания и историческое развитие образования народа.
А история развития образования в Татарстане имеет глубокие корни и свои особенности. Зачатки просвещения и грамотности у татар Поволжья уходит в глубь веков и связаны с историей Булгарского государства и связаны с историей Булгарского государства и Казанского ханства.
Усиление культурных связей со странами Востока, принятие религии ислама в 922г. привели к распространению среди булгар арабской письменности и школьного образования. Некоторые данные говорят о том, что у булгар еще до принятия арабской письменности существовала своя руническая письменность, распространенная тогда и среди других тюрских народностей. С ростом экономических и культурных связей со странами Востока в Булгарии стали появляться восточные ученые, учителя. Передовые люди Булгарии были знакомы не только с богословской литературой Востока, но и научной, художественной литературой того времени. Что способствовало появлению местных булгарских писателей, поэтов, ученых. Одним из дошедших до нас образцов – письменной литературы начало XIII в. Является поэма Кол Гали «Юсуф и Зулейха».
В те времена грамотными были не только представители господствующих классов но и обыкновенные люди. Фукс по этому поводу писал: «Всякому заезжему, без сомнения, странным покажется найти в Казанских татарах говоря вообще, народ более образованный, нежели европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и, как гражданин, не пользуется уважением других». Многочисленные эпиграфические памятники того времени говорят о грамотности мастеров не только Казани, но и далеких от неё деревень.
Но после революции татары были оторваны от своего духовного наследия. Сначала арабская графика поменялась на латинскую, а потом на кириллицу. Только после принятия Декларации о суверенитете Татарстана появилась возможность обучать детей к арабской графике. Сегодня усиливается внимание и интерес со стороны общественности, родителей и детей к изучению арабской графике. Я очень горжусь, что у нас работают влюбленные в свои дела педагоги Сабитова Г.Ш. и Гиниятуллина А.Б. Они прививают детям любовь и уважение к истории, книгам, коллеографии. Как здорово, когда ребенок в оригинале читает поэму «Юсуф и Зулейха», произведения Котби «Хосрау и Ширин», «Мухаббатнама» Харезми. Растущий человек этим чувствует себя защищенным, нужным, значимым. Он испытывает уважение к истории своего народа, гордость за свою Родину.
В объединениях «Изучение истории и культуры родного края» часто организуются экскурсии по историческим местам, в музей города. Дети другими глазами смотрят на мир вокруг и убеждаются в том, что и маленькая родина – Нижнекамск имеет свою богатую историю, талантливых людей.
В объединениях «Художественное слово» и «Литературное» объединение дети более подробно знакомятся с устным народным творчеством. Многие бытовые сказки татарского народа формировались на основе различных поверий и обрядов. Самыми распространенными были сказки, посвященные подросткам, которых при обряде совершеннолетия готовили к переходу во взрослую жизнь. В науке этот обряд называется инициацией. Подростков собирали в специально построенном по этому случаю доме и месяцами готовили к ответственным испытаниям: открывали секреты рода. Обучали различным ремеслам и порядку исполнения обряда совершеннолетия. В татарских сказках данный обряд сильно видоизменялся. Но прямая связь с тотализмом во многих из них сохранилась.
Дети читают, пересказывают, рисуют сказки и с удивлением узнают, что многие качества характера героев вполне отвечают современным требованиям жизни. Это и уважительное отношение к старшему поколению, и помощь младшим, и человечность, доброта, заботливое отношение к родителям.
А когда дети изучают «Риваяты и легенды» большое место уделяется изучению риваятов, которые передавались из уст в уста и дошли до наших дней как трагические рассказы об истории наших предков. Среди них риваяты о завоевании Волжской Булгарии монголами «Бил?рне яндыру» (Поджог Биляра), «Унике йолдыз» (12 звезд). Эти произведения помогают воспитывать уважение к предкам, своему государству.
В литературных объединениях, когда дети знакомятся с лироэпическими жанрами как бает и монажат, они с интересом записывают множаты у бабушек, и собирают вышедшие на газетных страницах баеты.
В драматических объединениях, когда проходим этюды, начинаем ставить шутки – смешные, очень короткие сюжетные произведения. Особый интерес у детей вызывают переработанные в оригинальные народные легенды шутки Ходжи Насреддина. Многие из них отражают нравственные нормы и правила вежливости. И играя эти шутки, учащиеся сами хотят придумать из своей жизни подобные сюжеты. И в данной ситуации они проявляются в роли субъекта самовоспитания.
Завершая свое выступление, хочется сказать, что очень много уделяется внимания нашими педагогами для изучения татарских песен, изучению татарских народных праздников и традиций. И это очень важно, чтобы учащиеся к рубежу юности, зрелости подошли с определенным багажом духовных и нравственных ценностей: уважали моральные устои, были добрыми, заботливыми, способными принять на себя ответственность за судьбу окружающих людей и отечества.
А все свои знания и умения мы – педагоги передаем через татарский язык – один из самых богатых языков мира. Он может передать любые оттенки мысли, надо лишь внимательно относиться к нему как к единому средству выражения мыслей и чувств, открывающему двери в мир познания, искусства, общения. Он служит главнейшим орудием культуры, духовного развития нации, её творчества, национального самосознания. Вот почему очень важно, чтобы родной язык стал действительно родным для каждого ребенка.