Внеклассное мероприятие по факультативному курсу « Я – гражданин России» для 3 класса.
Блок: « Без прошлого нет настоящего и будущего»
Тема:« Не красна изба углами, а красна пирогами».
Задачи:
Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
2. Воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.
3. Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Подготовительная работа:
1 Беседы « Традиции русского народа», « Русские народный календарно- обрядовые праздники», «Русский народный костюм», « Русские народный игры и забавы»
Работа в группах
- русская печь
- гостеприимство русского народа
- фольклор (частушки,пословицы)
- русский быт
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Не красна изба углами, а красна пирогами »
Внеклассное мероприятие по факультативному курсу « Я – гражданин России» для 3 класса.
Блок: « Без прошлого нет настоящего и будущего»
Тема:« Не красна изба углами, а красна пирогами».
Задачи:
Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
2. Воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.
3. Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Подготовительная работа:
1 Беседы « Традиции русского народа», « Русские народный календарно- обрядовые праздники», «Русский народный костюм», « Русские народный игры и забавы»
Работа в группах
- русская печь
- гостеприимство русского народа
- фольклор (частушки ,пословицы)
- русский быт
3 Родители пекут пироги.
Ход занятия:
Глашатый 1. Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!
Глашатый 2. Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, люди русские! Приглашаем вас к себе, просим милости в гости к нам!
Глашатый 1. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!
Глашатый 2. Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице! Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется.
Дети исполняют русскую народную песню о России
Ученик 1.
На завалинках, в светёлке,
Иль на брёвнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели,
И водили хоровод.
Ученик 2.
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок
И, чего там говорить:
Ученик 1 и ученик 2 вместе:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Глашатый 2.
Много танцев нам известно,
Мы их любим танцевать,
А на этих посиделках
Хотели б «Валенки» сплясать!
Танец «Валенки»
Ученица (в русском сарафане и в платке встречает с хлебом-солью).
Мир вам, гости дорогие,
Что явились в добрый час.
Встречу тёплую, желанную мы готовили для вас.
Хлебосольством да радушием
Знаменит наш русский край –
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
И места для них приметные
За обеденным столом…
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом!
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом – солью встретить вас!
(Подносит гостям хлеб – соль на полотенце)
Гости называют пословицы о хлебе
Учитель.
Всегда во все времена гостей на Руси встречали хлебом – солью и добрым отношением. В народном творчестве по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?
Ученик 3
Гостю почёт – хозяину честь.
Ученик 4.
Хоть не богат, а гостям рад.
Ученик 5.
Гость в дом – радость в нём.
Выходят девочки в костюмах Бабы- Яги и сполняют частушки из мульт. «Летучий Корабль»
Баба-Яга:
Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дело пытаешь?
Иван-Царевич:
Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои – накорми, да тогда и спрашивай!
Учитель:
И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила – напоила его, вести выспросила. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчается и даже даёт своего крылатого коня для дальнейшего путешествия. Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее? Да, конечно. Ведь отведав русской еды, невозможно оставаться злым.
Глашатый 1.
В тёплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в том царстве стужа, змий раскручинится, и начнёт у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются.
Ученик .Если хорошенько подумать, нетрудно догадаться, что «тёплое царство» - это крестьянская изба, в которой стоит русская печь – «пещера каменная», в которой прячется огонь - «лютый змий».
Ученик .В старину, когда ещё не придумали спички и зажигалки, добывать огонь было очень трудно. Например, высекая искру из камня, или потерев дощечки друг о друга. Но надо было очень долго и очень быстро тереть, чтобы дощечки разгорелись. Чтобы не мучиться разжигать огонь, его не гасили, а прятали угольки внутри печки, в особом углублении, называемом «горнушкой».
Ученик .Их присыпали золой и оставляли на следующий день, и когда становилось в избе холодно, клали на них мелкие щепочки и раздували новый огонь, или «будили змия», как в загадке.
Ученик .
Печи разные на свете.
Есть голландки, есть с плитой,
Европейские камины…
Но, нет лучше печки той,
Что стоит, как королева,
Посреди избы родной.
И накормит,
И согреет,
И подлечит, коль больной.
Ученик 3.
На дворе зима крутая.
Дом без печки – сирота.
Не заваришь даже чая,
Щей не сваришь. Маята!
Каравай не испечёшь
И гостям не поднесёшь.
Ученик 4.
Так и жил народ честной
С печью русской дровяной.
Потому бы, русской печи
Памятник поставить вечный.
Глашатый 2 Русский народ прославлял свою любимицу ещё и частушками.
Ребята исполняют частушки.
Истоплю я жарко печь,
Испеку блиночков,
На вечёрку позову
Милого дружочка.
Эх, выйду плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
До чего ж я хороша,
До чего ж пригожа,
Ведь фигурою своей
Я на печь похожа.
Мне не надо винегрет,
Не хочу я лечо,
Мне подайте на обед
Щи из русской печи!
Лежит Прошка на печи
Колупает кирпичи,
Ты вставай-ка, Прошка,
Попляши немножко!
Глашатый 1:
А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра – забава.
Мальчики:
Мы работали, устали,
Только в праздник отдыхали –
Рубахи красны надевали,
Поясом их подвязали.
Эй, подружки, выходите,
На нас, нарядных, поглядите!
Девочки:
А мы тоже наряжались,
В хороводы собирались –
Губки красили морковкой,
Угольком чертили бровки,
Щеки пудрили мукою
И румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали –
Сарафаны надевали,
Ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали
И скорей к парням бежали.
Учитель:
Ну вот, самовары налиты, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов. А что надо было делать раньше?
Ну – считайте, вы в лесу.
Вот вам шишки, вот вам ёлки.
Ну-ка, кто здесь не трусишка?
Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу,
Сама в сторонке посижу.
Конкурс «Собери шишки».
Вот теперь раздуем жар –
И запышет самовар.
Учитель:
Про печь не только придумывали загадки, но и слагали сказки. Кто назовёт сказку, в которой говорится про печку? (Ответы детей)
Стук в дверь. Заходит домовёнок Кузя.
А кто это к нам пришёл в гости?
Домовёнок Кузя:
А это я, домовёнок Кузя. Услышал, что вы сегодня всё о печи вспоминаете, а я ведь имею самое прямое отношение к печи. В каждой крестьянской семье я, домовой, издавна считался бессменным покровителем и хранителем семейного очага. Я был покровителем не только огню в русской печи, но также дому и его обитателям, храня от воров и недоброго глаза.
Учитель:
Ну, будь и ты сегодня нашим дорогим гостем. Но, ребята, это всё сказки. А на самом деле в печи жило немало настоящей живности. И мышки – норушки, и сверчок – старичок, и друг сердечный – таракан запечный. Всё живое тянулось в стужу к печке. Всем матушка – печь давала приют. Но не только тепло, уют, заботу давала печка.
глашатый1.
В деревне Пирогов
Жили скоморохи.
Ели скоморохи пироги с горохом
И с капустой, и с картошкой,
И с калиной, и с морошкой.
Учитель:
Немецкий учёный Адам Олеарий писал после путешествия в Россию:
Глашатый 2
«Между прочим, у них имеется особый вид печенья вроде паштета называемый ими пирогом. Они дают им начинку из мелко рубленой рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле. Вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».
Глашатый 1.
Какой же славный стол накрыт,
И самовар давно кипит
Чего же нам на этом столе не хватает?
Пирогов! Веселья без них не бывает!
Глашатые 1 и 2:
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Родители вносят в класс пироги, расставляют на столах.