Цель: помочь учащимся определить роль и место национальной валюты - тенге, страны в мировом сообществе
Задачи: 1) углубление и систематизация знаний учащихся о стране и национальной валюте и ее месте в мире, полученных на уроках естественно-гуманитарного цикла;
2) развитие навыков критического мышления, коммуникативных
навыков и навыков публичного выступления;
3) воспитание осознания причастности к судьбе своей страны,
патриотизма и ответственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН »
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Цель: помочь учащимся определить роль и место национальной валюты - тенге, страны в мировом сообществе
Задачи: 1) углубление и систематизация знаний учащихся о стране и национальной валюте и ее месте в мире, полученных на уроках естественно-гуманитарного цикла; 2) развитие навыков критического мышления, коммуникативных навыков и навыков публичного выступления; 3) воспитание осознания причастности к судьбе своей страны, патриотизма и ответственности. Тип классного часа: интеллектуально-познавательный классный час Форма проведения: беседа с элементами викторины Оформление: книжная выставка, тема классного часа. Оборудование: проектор, слайды, видеоролики о Казахстане, видеоролик «История тенге», альбом с коллекцией монет и купюр. Подготовительная работа: разучивание стихотворений о Казахстане, подготовка слайдов, проведение конкурса рисунков «Каким я вижу Казахстан через 10 лет?», работа над проектом «Памятные монеты РК»
учитель: Земля моя! В зелёном летнем платье Ты ловишь солнце будущего дня. Родимая, какое это счастье, Что ты всегда со мной и для меня! учитель: - О чём говорится в этом отрывке из произведения С. Сейфуллина? - Что мы зовём Родиной? - В каком государстве мы живём? Что вы можете рассказать о своей Родине? Ученики читают стихотворения
1.Қазақстан дейтін менің бар елім, Жатыр алып жарты дүние әлемін! Бұл даланы анам жаспен суарған. Бұл далада атам қолға ту алған. Бұл далаға жылап келіп, уанғам Бұл даланы көріп алғаш қуанғам, Бұл далада өскее жанда жоқ арман!
2. Приветствую тебя, мой Казахстан! Страна степей, лесов и гор высоких! Ты – Родина моя, ты мой – Отан. Люблю простор лугов, простор степей, Где дышится приятно и свободно. Люблю леса, озера, реки, горы и людей, Живущих мирно на земле твоей.
3 .Елімнің атын айтсам- Қазақстан, Жерімнің атын айтсам- Қазақстан, Қойнауы қазынана толған мекен, Байлығым атын айтсам- Қазақстан!
4. О Казахстан, Республика моя — Любимая, какое это счастье, Что ты родная — Родина моя. И в солнечные дни и в дни ненастья.
5. Тудым, өстім Отан үшін, Отанымды сүйем жастан. Отан үшін- қуат күшім, Жыр жазамын бір тынбастан. Отан- қуат, нәр береді Отан-ұран, Отан- туым, Отан мәңгі гүлденеді.....
Приветствуем тебя, Наш солнечный, Наш гордый Казахстан! Пускай поет в твоих просторах ветер, тебе в грядущее маршрут великий дан! Приветствуем тебя, Наш солнечный, Наш гордый Казахстан! Моя любовь, моя Отчизна, Мой край, мой светлый дух земной! Мой Казахстан – свободный, чистый, цвети под солнцем и луной!
Казахстан – это ветер степной, Шевелящий страницы тетради, Это песня летит надо мной, над равниной бескрайнею гладью. Плод истории в наших устах Каждым подвигом жизни овеян. Это мой Казахстан! Мой великий аул и живой современник. Упражнение «Ассоциации» учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами? Учащиеся называют свои ассоциации и приклеивают свои листочки к «Дереву Казахстана».
учитель: Казахстан-это наша Родина. Невозможно назвать все слова, которые входят в это емкое понятие. Это степь, Астана, Президент, флаг, герб, гимн – это наша история.
Время и катаклизмы сметают с лица Земли племена, народы и цивилизации, что остаётся потомкам для того, чтобы разгадать историю времён? Камень, донесший загадочные письмена и остатки сооружений, некоторые орудия труда, глиняные черепки, да ещё монеты - красноречивые свидетели государственности. Ведь на самых первых монетах человечества, выпущенных ещё в VII веке до нашей эры в древнем государстве Лидия на территории Малой Азии, было отпечатано название государства! А вот сам термин “монета” пришёл из Древней Греции, где первые золотые деньги начал печатать отец Александра Македонского царь Филипп II. Первое предприятие по чеканке монет, монетный двор, располагалось при храме богини Юноны Монеты. Именно монета многие века считалась одним из символов государственности. Сегодня мы с вами в преддверии великого праздника Независимости поговорим о Казахстанской валюте. Тенге такой же атрибут государственности, как флаг, герб и гимн. Каждая страна стремиться подчеркнуть, выразить в собственном денежном знаке символ своего суверенитета. 15 ноября - День национальной валюты Казахстана, и сегодня мы с вами поговорим о нашей валюте.
Тенге - первый денежный знак суверенного Казахстана. Кстати, само слово “деньги” произошло от тюркского “тенге”. Когда 18 лет назад, глава государства представил с экранов телевизоров казахстанцам новые банкноты, каждый житель страны отметил: очень красивые. Не случайно королева Великобритании присудила им “Золотой знак качества”. Авторами тенге стали Хайрулли Габжалилов, Мендыбай Алин, Тимур Сулейменов и Арима-Салы Дузельханова.
Где-то в середине октября 1993 года четыре гигантских транспортных самолёта “Ил-76” вне всякого расписания вылетели из Алматы в Лондон и вернулись обратно с грузом особой важности - несколькими тоннами новой казахстанской валюты, изготовленной в Англии. Она должна была вводиться через месяц. Однако этой секретной операции предшествовала целая цепь растянувшихся на несколько лет драматических событий.
Видеоролик «История тенге»
Так как наше государство не имело своей банкнотной фабрики, деньги печатала фирма “Харисон и сыновья” - в Великобритании. Они делают деньги уже четыреста лет, делают ручную гравировку, а таких художников во всём мире по пальцам можно пересчитать. Это мастера высочайшего класса. Наша валюта стоит в первой мировой десятке по уровню качества и защиты. Например, американский доллар в то время имел 4 степени защиты, а наша тенге - 18. И, кстати, у нашего тенге есть ещё своя особенность - орнамент “навылет”. Этот приём в мире вообще был использован впервые, и благодаря ему тенге очень удобно считать.
Но кроме бумажных денег есть и монеты. Монетный двор появился в Усть-Каменогорске на базе металлургического завода. Тогда никто не имел представления, как чеканить монеты. Краткое описание технологического процесса удалось найти только в энциклопедии 30-х годов. Монетные дворы других стран своими наработками, увы, не делились, поэтому руководству завода приходилось до всего доходить “своим умом”. Монетный двор производит не только монеты, но и государственные награды, и спортивные, столовое серебро, отливает 250-грамовые золотые и серебряные слитки с чеканкой для тех, кто предпочитает хранить состояние в таком виде, а так же памятные и юбилейные монеты, которые очень популярны у нумизматов во всём мире.
из серии “Красная Книга”: “Дрофа”, “Снежный барс”;
из серии “Петрографы Казахстана”: “Солярное божество”, “Тюркский воин”; из серии “Прикладное искусство”;
посвящённые юбилеям: “1500-летию Туркестана”, “60-летию победы в ВОВ”: “100-летию С. Муканова”: “100-летию Г. Мусрепова”, “10-летию тенге”, “10-летию Независимости Казахстана”, памятная монета, посвящённая встрече Милениума в Казахстане, сделанные из золота, серебра и сплава “нейзильбер”.) учитель;Так зачем же нужно вводить новую валюту? Начинать строительство нового производства? (Ответы детей)
Кризис советской плановой экономики, начавшийся ещё в 70 - 80 годы, обрёл характер агонии после развала союзного государства. Было совершенно очевидно что нужно переходить на рыночную экономику. Вы, наверное, помните, как резко взлетели цены, инфляция. Из-за падения рубля начали “гореть” сбережения людей, пошло обнищание населения на территории всего Содружества. 12 ноября, в понедельник, до 15 ноября прошёл обмен тенге. Ровно через 13 лет после введения национальной валюты 15 ноября 1993 года начался обмен банкнот старого образца на новые. С 15 ноября 2006 года по 14 ноября 2018 года банкноты старого и нового образца имеют параллельное хождение. До 14 ноября 2018 года обмен может производиться в филиалах Нацбанка, причём только после экспертизы, подтверждающей их подлинность
Банкноты нового дизайна образца 2006 года полностью исключают вероятность ошибочного восприятия какого-либо номинала, так как все номиналы отличаются как по цветам, так и по размеру. Цветовая гамма подобрана таким образом, чтобы создать положительный и легко узнаваемый образ банкнот любого достоинства. Каждый следующий номинал больше предыдущего на 4 мм по длине и на 3 мм по ширине. Все банкноты выполнены в едином стиле, лицевая сторона содержит преимущественно вертикальные изображения, оборотная сторона — горизонтальные. В целом дизайн отображает современность Казахстана, включает все государственные символы, изображения архитектурных объектов и природных ландшафтов страны.
На лицевой стороне банкнот в центральной части расположен монумент «Астана-Байтерек» — достижение современной казахстанской архитектуры, конструкторской и инженерной мысли, символ развития независимого Казахстана. Посередине банкноты на цветных полосах изображены фрагменты нот государственного гимна Республики Казахстан, на которые нанесено цифровое обозначение номинала. Слева от монумента «Байтерек» нанесён одним цветом государственный герб Республики Казахстан. В верхней правой части — изображение государственного флага. В нижней части банкноты изображена открытая ладонь руки, в классической геральдике символизирующей веру, искренность и правосудие. На банкнотах номиналом 200 и 500 тенге буквенное обозначение номинала на государственном языке расположено по вертикали в нижнем правом углу, на банкнотах номиналом 1000, 2000, 5000 и 10000 тенге — внизу слева. Надпись «ҚАЗАҚСТАН ҰЛТТЫҚ БАНКІ» на номиналах 200 и 500 тенге расположена под нотами государственного гимна, а на номиналах 1000, 2000, 5000 и 10000 тенге — по вертикали внизу справа.
Серийные номера нанесены на лицевой стороне и расположены в двух противоположных частях банкнот.
Оборотная сторона банкнот содержит изображения ландшафтов и современных объектов архитектуры, находящихся на территории страны. Они обрамлены контуром карты Казахстана. Слева внизу и сверху справа расположено цифровое обозначение номинала банкноты, а снизу посредине — буквенное обозначение на русском языке
У каждого казахстанца сегодня есть тенге, мы живём с этой валютой и не можем без неё обходиться уже 18лет. Сначала тенге был только платёжным средством, а теперь это ещё и средство накопления. Люди открывают депозиты, берут кредиты в тенге, меняют доллары и рубли на тенге...
Викторина 1. Итак, первый вопрос. Вы все знаете, что существуют бумажные купюры и монеты. В каком городе нашей страны работает монетный двор, и что они чеканят? (Усть-Каменогорск, печатают монеты простые для оборота, юбилейные, коллекционные из золота и серебра, медали, ордена, ювелирные изделия, слитки золота и серебра весом 250 гр.) 2. В каком городе открыта банкнотная фабрика? (Алматы.) 3. От какого слова произошло слово “деньги”? (От тюркского “тенге”). 4. От какой августейшей особы наша тенге получила приз, вспомните название приза. (От королевы Великобритании “Золотой знак качества”). 5. Назовите фамилии авторов нашей национальной валюты. (Первыми дизайнерами бумажных купюр были Мендыбай Алин, Тимур Сулейменов, Агима-Салы Дузельханова, Хайруллы Габжалилов.) 6. Сколько степеней защиты у тенге? (18). 7. Особенность национальной валюты. (Двуязычие). 8. А сейчас пойдут более сложные вопросы. Вспомните число и день недели введения тенге. (Понедельник, 15 ноября 1993 года). 9. Из-за отсутствия собственной банкнотной фабрики, на какой фирме печатали в Великобритании первые тенге? (“Харисон и сыновья”). 10. Когда был введён режим свободно плавающего обменного курса тенге? (Апрель 1999 года) учитель: «Наше знамя- независимость, Наша цель- мир и благоденствие, В этом мире у нас лишь одна Родина!- это Казахстан» - эти слова принадлежат нашему Президенту Н.А. Назарбаеву. В подтверждении мудрости этих слов мне хочется рассказать вам притчу.
Жил в одном городе Человек и никогда не покидал его пределов. Была у Человека работа по душе. После работы встречала его любимая жена. А тихими вечерами очаровательные дети резвились в уютном садике и радовали глаз. И счастлив был бы Человек, но иногда одна мысль накатывала и не давала покоя – ЧТО ТАМ ЧЕРТОЙ ГОРОДА?! Однажды утром собрался Человек и, попрощавшись с женой и детьми, двинулся в путь – навстречу к иным, прекрасным городам. И шёл он весь день, не меняя направления. А когда солнце уже почти зашло – остановился. Вокруг степь: ни кустика, ни дерева – ни одного ориентира. Как не сбиться с намеченной дороги? И тогда лёг Человек лицом к предстоящему пути и крепко заснул. А ВО СНЕ СЛУЧАЙНО ПОВЕРНУЛСЯ НА ДРУГОЙ БОК! Утром продолжил путь Человек. В сторону, куда был обращён его взор после пробуждения. И уже вечером увидел Путник вдали очертания иного города, чем-то похожего на его родной город. Вошёл Человек в город, бродил по улицам и везде находил сходства. Были в этом городе улица и дом, как две капли воды похожие на его улицу и дом. В доме жила женщина с детьми, черты лиц которых напомнили его жену и детей. Остался Человек жить в этом доме. И прожил, в общем-то, долго и счастливо. Но всю оставшуюся жизнь уже другая мысль не давала покоя: «КАК ТАМ… ЖЕНА И ДЕТИ?!». А временами… СИЛЬНО ТОСКОВАЛ ПО ПОКИНУТОЙ РОДИНЕ! Ученик: Когда народы, распри позабыв, В единую семью объединяться… «Уже свершилось!» - хочется сказать, Сквозь тьму веков к поэту достучаться. На нас сошла лазури благодать – Под шаныраком мы смогли собраться. Такие разные, но равные во всём Мы счастливо живём одной семьёю. И гордо званье «казахстанцев» пронесём, Сумеем справиться с любой бедою. Мы искренне любим родной Казахстан, И вместе мы – сила – «бірлігі жарасқан»!
Ученик: Ты слышишь?- песня, Вольная, степная, Звенит все громче в небе голубом, Цвети, моя республика родная! Мой Казахстан! Ты мой родимый дом! учитель: Любой праздник в нашей стране многолик и многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать весёлые украинские и русские частушки, перекликающиеся с задорными шванками, раздумья, в которые вводит чудный мотив домбры, вдруг прерываются зажигательной лезгинкой. И очень важно, что всех нас, независимо от цвета кожи, разреза глаз и вероисповедания объединяет великое чувство любви к родной стране. С праздником родина и наша отчизна!!!
Исполняется песня: «Туган Елім» ( учащиеся в национальных костюмах)