kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народы Севера Красноярского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие представляет собой составление книги о жизни, традициях, обычаях народов Севера Красноярского края.

Просмотр содержимого документа
«Народы Севера Красноярского края»



КГБОУ «Красноярская школа № 4»




Конспект занятия













Составили и провели:

воспитатель 8а класса

Паращук Н. А.

воспитатель 9а класса

Захарова О. А.





Красноярск-2018


«Народы Севера Красноярского края»


Цель: знакомство с традициями и обычаями коренных народов севера.


Задачи:

1. Формировать знания обучающихся о своеобразии жизни народов Севера Красноярского края: природа, жилище, одежда, занятия, пища, прикладное искусство, праздники.

2. Обогащать словарный запас, развивать образное мышление, память, устную речь, внимание через беседу, объяснение новых слов и выражений, игры, разгадывание кроссворда, создание книги своими руками.

3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.


Оборудование и наглядность: чум, разрезные картинки чума, бумажные костюмы (русский, восточный, северный), арканы, стойки, кроссворд, клей, книга-заготовка.


Ход занятия.


1. Организационный момент.


Просмотр фрагмента видео из м/ф «Цветик-семицветик».


- И мы вместе с девочкой Женей из м/ф оказались с вами у холодных морей, на Севере Красноярского края. Территория нашего края простирается от гор южной Сибири до берегов Северного Ледовитого океана. Край протянулся с юга на север на 2 000 км, располагается вдоль рек Ангара и Енисей. На территории Красноярского края проживает много людей разных национальностей. Но сегодня мы познакомимся только с коренными северными народами, которые поселились там очень давно и проживают до сих пор.

Какие народы здесь живут, во что одеваются, чем питаются, чем занимаются, мы узнаем на нашем занятии.

- Назовите дату образования Красноярского края (7 декабря 1934 года).

- Сколько лет исполнилось Красноярскому краю? (84 года).

- В наше издательство поступил заказ на издание книги о коренных народах Красноярского края, и мы согласились выпустить такую книгу.


Повторение ТБ при работе с клеем.


1 страница – название книги «Народы Севера Красноярского края».


2 страница – карта Красноярского края.


3 страница – названия народов.


В настоящее время на Севере Красноярского края проживают 8 коренных национальностей:

Долганы – «Лесные люди» (5 500 чел.)

Нганасаны – «Товарищ» (732 чел.)

Ненцы – «Настоящий человек» (27 000 чел.)

Кеты – «Человек» (489 чел.)

Селькупы – «Таёжный человек» (412 чел.)

Чулымцы – «Бегущий снег» (115 чел.)

Эвенки – «Человек, владеющий оленем» (266 чел.)

Энцы – «Енисейские самоеды» (213 чел.)


4 страница – жилище.


Традиционное переносное жилище – чум в форме конуса. Размер зависел от количества живущих в нем людей. Собирался из жердей и покрывался оленьими шкурами зимой, летом – вываренной берестой. Дверь из двух сшитых оленьих шкур. В центре чума, напротив входа располагался очаг (тори), над которым подвешивали крюки для чайников и котлов. В верхней части чума оставляли отверстие – дымоход. Спали на бересте, детей укладывали в берестяные корзины.

Земляной чум (полуземлянка) – каркас из бревен и земляное покрытие.

Балок – нартяной чум (нарты с крытым верхом).

Яранга – квадратный шалаш из бревен, покрытый оленьими или моржовыми шкурами.

Селение из нескольких яранг или чумов называлось стойбищем. Яранги и чумы легко разбирались и собирались. За несколько часов можно было перебраться в другое место и поставить жилище. Это было очень удобно: ведь людям приходилось переезжать- кочевать- то в поисках лучших пастбищ для оленей, то к хорошим местам для охоты или рыбной ловли.


Игра «Собери чум» (разрезные картинки)


5 страница – одежда.


Всю свою одежду люди шили из меха. Меховые штаны, меховая рубашка, меховая шуба. Виды верхней одежды:

Малица – рубаха из оленьих шкур мехом вовнутрь. Пришивные рукавицы, пришивной капюшон. Носили и зимой, и летом. Была по колено, удобна для охоты.

Парка – надевалась сверху малицы в сильные морозы. Шилась из молоденьких оленят мехом наружу. По подолу – мех другого цвета, узор (орнамент). На капюшон пришивались кусочки разноцветной ткани. Парка была короче малицы.

Кухлянка – мужская меховая куртка, двойная, мехом наружу и мехом внутрь, с капюшоном и без капюшона. Рукава очень широкие, что позволяет втянуть руки глубоко в рукав. Весной носили только одну кухлянку, так как в двойной было жарко. Если мужчине приходится ночевать в тундре, то, затянув пояс, втянув руки внутрь, затянув и заткнув ворот шапкой, он преспокойно спит на свежем воздухе, не опасаясь жгучего мороза и пурги.

Паница – женская меховая куртка. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей.

Сокуй – мужская одежда с капюшоном. Дорожная одежда сшита из оленьих шкур мехом наружу. К нижнему краю пришиты три меховые полосы, удлиняющие одежду. Сокуй мужчины надевали в сильные морозы в дорогу поверх повседневной меховой одежды. Характерным отличием этой одежды был олений хвост на капюшоне.

Шапка женская – головной убор северной женщины. Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.

Молодые женщины и девочки-подростки носят высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха, без донышка. Перёд шапки несколько выше. Сзади к шапке пришиваются уши. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх шубки, опускаясь ниже талии. Шапку надевали только в самые сильные морозы и пургу, а, в основном, ходили с открытой головой.

Перчатки отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов.

Сеймекунсыда – снеговые очки для защиты глаз весной от слепящего света. Очки представляли из себя металлическую пластину с прорезью на кожаных ремешках.

Волосы и женщины, и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески.


6 страница – обувь.


Торбаса – это типичная северная очень удобная обувь. Не боятся эти меховые чулки ни мороза, ни пурги. Только вот сырости надо остерегаться, потому что она может повредить шкуру и мех. Они бывают низкие и высокие, большие и узкие, женские и мужские, зимние и летние. В торбасах северянин может проходить долгие годы.

Сам чулок изготавливают из шкуры с ноги оленя или из шкур нерпы обязательно мехом наружу. Внутрь одеваются меховые носки (чижи).

Подошву шьют из кожи тюленя, чтобы не промокали. Можно сшить и из шкуры оленя со стельками из травы. Траву периодически заменяют на новую сухую. Это в основном зимой. А летние шьют из кожи нерпы, предварительно соскоблив мех, или из старых покрытий яранги, продымленных за время проживания.

В верхней части торбаса туго затягиваются шнурком из подшейного волоса оленя.

Унты – меховые сапоги, расшитые бисером.


Игра «Собери костюм» (костюм, головной убор, обувь русского костюма, восточного костюма, северного костюма из бумаги)


7 страница – занятия «Рыболовство».


Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), вареной. Дети для рыболовства используют крючки, гарпуны. Взрослые добывают рыбу сетями и неводами с лодок. Во время лова едят сырую рыбу. Зимой для приманки используют маленькие деревянные рыбки. Когда рыба подплывает, ее колотят острогами. Практически все национальности используют рыбий жир. Из рыбы даже изготавливали муку. Рыбу солили, варили, сушили, квасили в ямах вместе с ягодами.

8 страница – занятия «Охота».


Охота на лосей, оленей, пушной промысел (соболь, белка, росомаха, лисица, песец). Охота имела большое значение для семьи. Охотились мужчины и подростки. Мальчиков с рождения учили искусству охоты. Во время охоты использовали ружья, самострелы, копье, большой нож с длинной ручкой, охотничьи ловушки – петли, плашки и т.д.


9 страница – занятия «Оленеводство. Транспорт».


Оленеводство – основное занятие северных народов.

Главным средством передвижения являлся и является олень. Самый надежный вид транспорта в северной тундре – нарты, в них запрягали двух-трех оленей. У женщин и мужчин были разные нарты (у женщин со спинкой и мягче для удобства). На нартах ездят и зимой, и летом. Управляли нартами хореем. Хорей – это шест длиной 5 м, с костяным шариком на конце или железным наконечником.

Охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу шкурой оленя. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака.

Лодки-илимки использовались для передвижения по воде.

Лодки-ветки на мелководье и озерах (выдолблены из осины).


Игра


10 страница – пища.


Строганина – сырая мороженая рыба.

Оленина – сырая, мороженая, вареная. Ненцы едят до сих пор мясо с кровью.

Один из видов еды – копченое мясо с ягодой голубикой, вареное мясо с бульоном.

Собирательство – заготавливают ягоды, кедровые орехи, черемшу, дикий лук.

Любимый напиток Севера – чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока. Пили отвары трав.

Готовили на костре (весна, лето), в чуме.


11 страница – прикладное искусство.


Украшения из бисера, вышивание орнамента на одежде и обуви бисером.

Резьба по оленьей и мамонтовой кости. Обработка дерева.

Шитье национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя.

Женщины выделывали шкуры и бересту.


12, 13 страницы – традиции и обычаи, богатая культура


Развит фольклор, в котором прослеживаются сказания-былины, сказки, предания, мифы, загадки, поговорки, частушки).

Развито танцевальное искусство (традиционный хороводный танец – хейро).

Национальный инструмент северных народов – варган (из кости или дерева), играющая струна-жила, музыкальный лук.


14 страница – праздники народов Севера.


«Суглан – День оленевода».

Современный День оленевода — это соревнования по национальным видам спорта (метание маута, гонки на оленьих упряжках), приготовление блюд национальной кухни, фестиваль изделий, изготовленных по традициям народных промыслов, и даже конкурсы красоты — их участницы предстают перед жюри в национальных костюмах.

Хэйро — праздник солнца.

«Хэйро» — долганское слово, и означает оно не просто «солнце», а «солнце, впервые появившееся после полярной ночи». Хотя праздник этот отмечают не только долганы, но и другие северные народы. Сказать, что Хэйро празднуют в какую-то конкретную дату, нельзя: длиться он может хоть весь апрель, а заодно и май — это перед кочевьем оленей на новые пастбища. «Хэйро» — это и название танца — традиционного хоровода, который обязательно исполняется в этот праздник и, по сути, символизирует солнце, а значит, и жизнь. Собственно, танец этот и есть главный ритуал, связанный с праздником Хэйро.


«Большой аргиш».

Слово «аргиш» на языке сразу нескольких северных народов означает «обоз», «олений караван» или же «путь». Летний караван-аргиш состоит из нескольких вьючных оленей, зимний — из запряженных в нарты оленей. Какого-то особого праздника, связанного с началом того или иного сезона перемещений по тундре, у северян прежде не существовало. И лишь в последние годы на севере Красноярского края стали отмечать «Большой аргиш».


«Оживление бубна».

Этот праздничный обряд селькупы совершают весной, когда на Север прилетают первые птицы. Их селькупы всегда считали своими ближайшими родственниками и даже называли себя орлиным народом. Ну а смысл обряда состоит в том, чтобы превратить бубен шамана в оленя, на котором шаман совершит путешествие в верхний мир и установит таким образом связь между людьми и добрыми духами. Длиться оживление бубна может до десяти дней. На то, что шаман выполнил задуманное, должна указывать его усталость и пот, льющийся с него градом. Обряд завершается кормлением деревянных фигурок, которые изображают предков селькупов.


«Праздник чистого чума».

Нганасанский праздник чистого чума отмечается в конце января — начале февраля и связан с окончанием длинной полярной ночи. Специально для этого праздника ставят особый, новый чум, в котором несколько дней (до девяти) колдует шаман, за все это время не выходя наружу ни разу, а люди, дожидаясь его, отмечают праздник по-своему — танцами, песнями, играми. Все это должно обеспечить удачу, богатство и здоровье.


15 страница – фамилия, имя издателя книги, данные Издательства.


16 страница – кроссворд



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Народы Севера Красноярского края

Автор: Паращук Наталья Александровна Захарова Олеся Александровна

Дата: 13.12.2018

Номер свидетельства: 490642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АВТОРСКОГО ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА."
    ["seo_title"] => string(159) "organizatsiia-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-po-priedmietu-litieratura-krasnoiarskogo-kraia-s-primienieniiem-avtorskogo-tsifrovogo-obrazovatiel-nogo-riesursa"
    ["file_id"] => string(6) "301281"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456900424"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Тема " Коренные народы Ямала  и особенности спортивных национальных игр" "
    ["seo_title"] => string(77) "tiema-koriennyie-narody-iamala-i-osobiennosti-sportivnykh-natsional-nykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "130105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415817674"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Урок геогрфии в 9 классе "Восточно-Сибирский экономический район. Географическое положение,природные ресурсы,население района. "
    ["seo_title"] => string(143) "urok-ghieoghrfii-v-9-klassie-vostochno-sibirskii-ekonomichieskii-raion-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-prirodnyie-riesursy-nasielieniie-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "157883"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421665913"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Воспитательский час на тему Что такое семья "
    ["seo_title"] => string(50) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "236860"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444163520"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Воспитательский час: " Семья" "
    ["seo_title"] => string(29) "vospitatiel-skii-chas-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "242519"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445484656"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства