ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АВТОРСКОГО ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АВТОРСКОГО ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА.
Совсем недавно в школах нашего города было введено преподавание нового предмета «Литература Красноярского края». Я считаю, что это очень важный и необходимый предмет для наших ребят, которые в будущем станут хозяевами Сибири хозяевами Красноярья. И кому как не подрастающему поколению надо знать прошлое и настоящее своего края. А для того, чтобы проникнуть в кладовую сокровищ, которая накапливалась веками многими поколениями, сегодняшним ученикам надо знать фольклор народов севера Красноярского края (Эвенкия, Таймыр), легенды о великом Енисее, творчество поэтов и писателей своей малой Родин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АВТОРСКОГО ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА.»
учитель русского языка
МБОУ «СОШ№2»
.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АВТОРСКОГО ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА.
Совсем недавно в школах нашего города было введено преподавание нового предмета «Литература Красноярского края». Я считаю, что это очень важный и необходимый предмет для наших ребят, которые в будущем станут хозяевами Сибири хозяевами Красноярья. И кому как не подрастающему поколению надо знать прошлое и настоящее своего края. А для того, чтобы проникнуть в кладовую сокровищ, которая накапливалась веками многими поколениями, сегодняшним ученикам надо знать фольклор народов севера Красноярского края (Эвенкия, Таймыр), легенды о великом Енисее, творчество поэтов и писателей своей малой Родин.
Проблема, с которой пришлось столкнуться в самом начале преподавания данного предмета, заключается в отсутствии каких-либо учебных пособий как у детей, так и у учителей. А ведь за ней тянется целая цепочка проблем:
1.Учащиеся не смогут читать в полном объёме произведения поэтов и писателей;
2.У учеников не будет возможности выучить наизусть все те стихи, которые необходимы для заучивания;
3.У ребят со временем может просто исчезнуть интерес к предмету «Литература Красноярского края»,а этого допустить нельзя.
4.У учащихся снизится качество образования по предмету.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: пока данные проблемы не будут решены, преподавание не может быть качественным. Следовательно, необходимо искать пути их решения. И я нашла выход в использовании новых технологий, ведь современный урок требует современного подхода.
Я считаю, что приняла очень своевременное и полезное решение, создав собственный цифровой образовательный ресурс (ЦОР) по предмету «Литература Красноярского края», ведь очень важно, как дети будут заинтересованы новым предметом на первых уроках его преподавания. И мне удалось привлечь внимание учеников к предмету «Литература Красноярского края». В этом мне помог созданный мною авторский ЦОР.
Данный цифровой образовательный ресурс нацелен, прежде всего, на учащихся и учителей литературы. Поэтому он полностью соответствует возрастным особенностям учащихся , прост и понятен по своему содержанию. В нём нет однообразия, напротив, весь материал интересный, по необходимости дополненный музыкальным сопровождением, что повышает интерес учащихся к предмету и активизирует внимание на уроках.
Создавая цифровой ресурс, весь программный курс предмета «Литература Красноярского края» я разбила на три блока и к каждому подобрала необходимый материал, который можно быстро найти и эффективно использовать на уроках.
1 блок – «Введение».
Здесь происходит первое знакомство ребят с понятиями «регион» и «региональная литература».
2 блок – «Фольклор Красноярского края».
В нем наглядно даны фольклорные жанры края: сказы и сказки, легенды и мифы. Здесь предлагается богатейший материал электронной книги «Легенды и сказы».
3 блок – «Авторские произведения».
В этом блоке рассматривается материал по творчеству поэтов и писателей Красноярья. Здесь ребята могут изучить биографию и произведения В.П.Астафьева, используя материал ЦОР по предмету.
Кроме того, в цифровой электронный ресурс включён и оценочный блок по каждой теме, который помогает отследить качество усвоения теории. В него входят проверочные тесты, контрольные задания, схемы на внимание и таблицы.
Название сказки
В чём заключается добрый смысл сказок?
1. «Сотворение Земли».
2. «Белый медведь и Бурый медведь».
3. «Почему Огонь очага священный».
4. «Бабушка и парень- сирота».
Например, по теме «Сказки народов Севера» учащимся предлагается заполнить таблицу, анализируя содержание сказок.
Работая со схемой на внимание, ребята смогут выбрать те качества, которые должны быть у положительных героев сказок, с которыми учащиеся познакомились на последних уроках по предмету «Литература Красноярского края».
Ленивый Жадный
Добрый Умный
ГЕРОЙ
Трусливый Злой
Честный Отзывчивый
При выполнении этого задания учащиеся должны провести стрелочки до тех качеств, которые считают верными. Здесь предполагается как индивидуальная форма работы, так и работа в парах.
Таким образом, после прохождения определённой темы, ученики закрепляют свои знания, а учитель контролирует и оценивает успехи каждого ребёнка. Причём, тесты и прочие перечисленные задания, можно выполнять как в тестовой оболочке, так и в распечатанном виде.
Конечно, любая работа даёт свои результаты. Я думаю, что такой предмет как «Литература Красноярского края» не может не подтолкнуть ребят на творчество. Поэтому появилось творческое электронное портфолио у каждого ученика, за заполнением которого следят сами ребята. В него помещаются авторские рисунки в электронном варианте, стихи собственного сочинения на определённые темы, мини - сочинения и рассказы. Пусть неумело, но первые шаги к творчеству сделаны. Кроме этого учащиеся сами пробуют создавать авторские электронные ресурсы по отдельным темам. Например:
«Я горжусь своим земляком В.П.Астафьевым»;
«Поэты Красноярья – за защиту природы»;
«Военная страница Сибири»;
Всё это способствует формированию у учащихся следующих информационно-коммуникационных компетентностей: умение выходить в Интернет для поиска в нём информации; умение работать с цифровым фотоаппаратом; умение создавать видеоролики и добавлять звуковой эффект в презентацию; умение создавать электронные рисунки.
Итак, для решения проблем, перечисленных выше, создание авторского цифрового ресурса необходимо. Надо отметить разнообразные формы использования ЦОР:
1.Учащиеся применяют при подготовке домашнего задания, выступлений, для самоконтроля;
2.Широко используется на уроках при объяснении нового материала, закреплении, контроля знаний учащихся, тестирования.
Нельзя не сказать о новизне и оригинальности авторского электронного ресурса, которые заключаются в том, что:
рядом с произведениями известных писателей и поэтов Красноярского края используются работы учеников, что активизирует и подталкивает их к творчеству;
здесь уместно подобрана теория и практика:
материал постоянно добавляется и обновляется;
Итак, в заключении хочется сказать, чтобы преподавание предмета «Литература Красноярского края» было более эффективным и интересным для учащихся, необходимо забыть скучные и однообразные методы старой школы.
Оглянитесь вокруг. На дворе XXI век! А это значит, что новое время требует новый подход к образованию и обучению. Ведь современных учеников нельзя научить, используя только учебник и сухой рассказ учителя по теме. Это давно в прошлом.
В век информатизации и компьютерной техники необходимо вводить в школьное преподавание новые технологии, которые успешно помогут решить возникшие проблемы. Надо помнить о том ,что качество образования, каким бы оно ни было, зависит целиком и полностью, в первую очередь, от учителя, а уж потом от ученика. Насколько грамотно будет организован учебный процесс, настолько качественно будет преподавание.
Литература
1 .Город у красного Яра (Документы и материалы по истории Красноярска 17-18в.в.) – Красноярск, 1981.
2.Авдеева. Е.А.Записки и замечания о Сибири. – М.-1837.