Занятие по внеурочной деятельности "Мы общаемся. Учимся договариваться." помогает младшим школьникам сдружиться, находить способы решения спорных вопросов. Учит детей правилам сотрудничества, развивает речь, память. Помогает снять эмоциональное напряжение. Развивает коммуникативные навыки, умения понимать и строить отношения другими детьми, управлять своими эмоциями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мы общаемся. Учимся договариваться.»
Тема: Мы общаемся. Учимся договариваться»
Цели:
познакомить учеников с понятием конфликт, причинами его возникновения;
познакомить уч-ся с различными способами решения спорных ситуаций;
развивать речь, память, координацию движений;
учить детей правилам сотрудничества.
1. Приветствие.
Я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу, повернёмся и улыбнемся своему соседу! Ребята, в знак нашей дружбы пожмем, друг другу руку и займем свои места.
Все учащиеся берутся за руки, приветствуют друг друга “ Мне приятно с тобой общаться…”
Плюшевое солнышко размером не больше брелока для ключей перекочевывает в руки рядом сидящего школьника: «Меня зовут Даша. Я готов к разговору», - так, передавая из рук в руки солнышко, ребята продолжают беседу.
2. Формулирование темы.
Учитель ставит проблему: Что означает выражение «правильно понимать других людей»? К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
Ученики своими словами раскрывают смысл данного выражения: надо уметь выслушать собеседника, уметь объяснить, что ты хочешь, не считать себя лучше других и т. д.
- Между людьми возникает непонимание, это ведет к спорам и ссоре. Возможно, они просто не захотят больше общаться, но могут прибегнуть к силе.
3. Знакомство с понятием «конфликт», причинами его возникновения.
- Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?
Ученики высказывают своё мнение.
Работа со словарём.
Учитель: Обратимся за подсказкой к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова: «Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор».
- Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.
4. Игра «Трио».
Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.
- Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием.
Учитель вместе с классом подбадривает учеников.
- Что мешало, а что помогало проходить дистанцию? Помогал ли кто-нибудь вам? А вы кому-нибудь оказали помощь и поддержку? Трудно ли вам было договариваться?
Отвечая на вопросы учителя, ученики приходят к выводу, что договариваться между собой трудно, каждый настаивает на своей точке зрения, не хочет уступить другому.
- Именно поэтому конфликтов нам не избежать!
Знакомство с различными способами решения спорных ситуаций.
1. Сказка.
Учитель читает текст сказки, задавая по ходу чтения ученикам вопросы. В процессе обсуждения он дожидается нужного по сюжету ответа, благодарит ученика и продолжает чтение.
Учащиеся в ходе такой работы несколько раз вслух проговаривают способы выхода из спорных ситуаций.
Примерный текст сказки:
«За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за высокой горой есть город. Ах, если бы вы очутились в этом городе! Даже рот бы открыли от удивления. Дома в городе сложены из шоколада, крыши мармеладные. В каждом доме ставни из конфет и печенья. А остроконечные городские башни – пряничные!
Всех чудес в сказочном городе не перечесть. В высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой квартире за разноцветными окошками живет самая обыкновенная семейка самых настоящих гномиков. Мама, папа и два брата-близнеца…»
Учитель показывает фигурки братьев гномов (можно использовать куклы-дергунчики или детские мягкие игрушки).
- «Однажды вечером мама зашла в комнату к гномикам и спросила:
– Дети, что вам завтра приготовить на завтрак: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне.
Как только мама вышла, братья сразу же стали «договариваться»:
– Кашу!
– Омлет!
– Нет, кашу!
– Нет, омлет!
– Кашу, кашу, кашу!!!
– Омлет, твоя каша невкусная!
– А ты ничего не понимаешь!
– Ты сам ничего не понимаешь!
– А ты игрушки всегда разбрасываешь!
– А ты на велосипеде кататься не умеешь! …
(Учитель прячет гномиков за спину).
- Стойте, ребята! Не понимаю, какое отношение игрушки и велосипед имеют к каше и омлету. Как вы думаете, смогут ли гномики договориться между собой?
Ученики: предлагают различные варианты…
Учитель: Как вы считаете, они спорят или ссорятся?
Ученики: Конечно, они ссорятся: обзывают и обижают друг друга; забыли из-за чего начался спор.
Учитель: А можно ли договориться и не поссориться, даже если разные мнения?
Ученики: …
Учитель: Посмотрим, а может гномики уже договорились?
Учитель достает гномиков, они дерутся.
Учитель: Какой ужас! Они уже дерутся!
«… На шум прибежала мама и развела гномиков в разные стороны:
– Вы не смогли договориться, поэтому на завтрак будут макароны…
Утром гномики встали и пошли умываться. Кто будет первым?
– Я!
– Нет, я!..
Но они сразу вспомнили вчерашний вечер…»
Учитель: Как договориться гномикам, чтобы не поссориться?
Ученики: Можно умываться по очереди.
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Надо установить очерёдность или бросить жребий.
«Гномики решили умываться по очереди: сегодня один первый, завтра – другой. Когда стали одеваться, снова возник спор: какой колпачок нарядней Учитель: Как вы думаете, ребята?
Ученики: …
«Тут вошла мама и сказала:
– Пусть каждый выбирает тот, который ему нравится. О вкусах не спорят!»
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Каждый может остаться при своём мнении!
Учитель: «Гномики отправились в школу. На перемене учительница предложила детям выбрать, во что играть. Один гномик закричал: «В кошки-мышки!», а другой: «В рыбака и рыбку!» Подскажите, ребята, как им договориться?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Можно проголосовать.
Учитель: «Большинство детей выбрали «Кошки-мышки». Но опять возникла проблема: кому быть кошкой?
– Я быстрее бегаю! – начал спорить один гномик.
– Нет, я! – закричал второй.
Давайте устроим конкурс и проверим, кто же из них быстрее бегает…»
2. Игра-эстафета с гномиками.
Дети строятся в две колонны. У первых учеников в руках гномы. По команде: «Начали!» все поднимают вверх руки и передают гномов назад за голову. Последний игрок, получив гнома, становится впереди колонны и говорит: «Готово!»
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Можно устроить соревнование.
Учитель: «Когда пришло время идти на прогулку, учительница предложила построиться парами.»
3. Игра «Найди пару».
Цель: развитие внимания, симпатий по отношению друг другу через нахождение общего.
Учитель называет определенный признак, по которому ребята объединяются в пары. Варианты признаков:
1. встаньте в пары те, кто одет в брюки;
2. встаньте в пары девочки;
3. встаньте в пары мальчики;
4. встаньте в пары те, у кого светлые волосы;
5. встаньте в пары те, у кого стрижка короткая…
Учитель: «Вечером мама спросила: «Так что же готовить на завтрак: кашу или омлет?»
– Омлет из каши! – дружно сказали гномики.
– Молодцы! Научились договариваться! Вот вам за это конфеты, – мама улыбнулась и протянула братьям две разные конфеты…
– Кому какую?...»
У ч и т е л ь: Как вы думаете, как поступят братцы-гномы?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Можно уступить …
Учитель: «Очень просто! В какой руке? – мама спрятала конфеты за спину… Гномики поняли, что есть много способов договориться и не поссориться!»
IV. Рефлексия.
Учитель: Какой урок получили наши друзья гномики? Вы с ними согласны? Напомните эти способы.
Ученики называют основные правила, которые появились на доске. Они могут предложить и свои способы выхода из спорных ситуаций.
Учитель: Помогут ли нам эти способы научиться понимать друг друга и договариваться?
Тренировочное упражнение «Клубочек»(2 мин).
-А можно ли наш класс назвать дружным? Почему?
- Ребята, а зачем нам надо дружить?
- Давайте образуем наш круг дружбы и, используя клубок ниток, обратитесь к детям, поблагодарив их за дружбу.
(Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Даниил, что ты рядом со мной». Держа нить, передают клубочек соседу и т.д. Получается круг дружбы).
- Дружно поднимите руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.