Пояснительная записка
Новая Концепция развития образования определила одну из стратегических целей грядущих изменений – выравнивание стартовых возможностей стоящих на пороге школы детей. Предполагается, что предшкольное образование будет призвано решать проблему подготовки к школе тех детей, которые не посещают ДОУ.
Данная программа реализуется через группу кратковременного пребывания, функционирующую на базе школы, и предлагает разнообразные формы организации вхождения детей в образовательную среду.
Возраст детей в данной группе 6,5 - 7 лет. Программа предшколы рассчитана на 3 месяца. В процессе реализации программа позволяет решать приоритетные задачи непрерывного образования детей, обозначенные в Концепции:
• Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
• Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
• Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
• Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности в различных видах деятельности.
• Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
Цель программы «Академия для будущих первоклассников»: создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного вхождения будущих первоклассников в непрерывный образовательный процесс.
Для достижения данной цели содержание программы направленно на решение следующих значимых задач:
• Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом индивидуальных потребностей и возможностей детей этого возраста.
• Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.
• Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться.
• Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей данного возраста должен, прежде всего, определяться тем, что они только готовятся к систематическому обучению.
Исходя из этого, программа «Академия для будущих первоклассников» построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Программа обучения и развития дошкольников построена на основе следующих принципов:
• Реальный учёт особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний , умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.
• Учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития.
• Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка.
• Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
• Обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.
• Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребёнка, его ознакомление с доступными областями культуры.
Содержание программы
Содержание занятий способствует знакомству детей друг с другом и учителем, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Занятия проводятся в занимательной, игровой форме с использованием дидактических, наглядных, речевых, настольных игр, что позволяет детям успешно овладевать всесторонними знаниями. В процессе занятий они учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. При проведении занятий рекомендуется использовать разные формы организации деятельности: работа в парах, в группах. Во время занятий по развитию речи и театрализации проводить речевые разминки, которые включают ряд упражнений: дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные. Учебный материал должен подаваться детям в сравнении, сопоставлении, тем самым, побуждая детей к рассуждениям, анализу, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов, отстаивать своё мнение.
Учебный план по данной программе разработан в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями по организации образовательного процесса в группах предшкольного образования.
Вопрос о формах и методах работы с детьми на этапе предшкольного образования регламентируется Положением о группах временного пребывания. Основной вид деятельности ребёнка – игра, поэтому необходимо использовать игровые формы коммуникативной познавательной творческой деятельности.
Работа с детьми в системе дошкольного образования должна быть направлена на комплексное развитие ребёнка, включающее:
- социальное развитие
- личностное развитие
- формирование мотивов поведения
- развитие механизмов организации деятельности
- совершенствование речевого развития
- интеллектуальное развитие
- развитие внимания, памяти, мышления
- развитие зрительно-пространственного восприятия
- развитие интегративных познавательных функций
- формирование творческой и познавательной активности.
Именно поэтому мы считаем целесообразно на занятиях «Подготовка к письму» использовать комплект «Азбука» (авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова), рекомендованного Министерством образования РФ. Цель данного комплекта – комплексная подготовка к школе, развитие значимых функций, таких, как организация деятельности, общее (интеллектуальное) развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации, тонко координированные движения, фонематический слух, внимание, память, мышление.
Занятия «Развитие речи» обеспечивают обогащение активного словаря ребёнка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребёнка в процессе игровой деятельности.
Введение курса «Конструирование» (автор В.И.Романина) обусловлено решаемыми им задачами:
- подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определённом порядке
- обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, с целью сравнения, выделения признаков, анализа условия практической задачи для получения конечного результата
- развитие у ребёнка самоконтроля
- развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, фантазии, творческого подхода
- развитие речи
- воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления доводить начатое дело до конца
- подготовка детей к работе в паре, группе
Организация образовательного процесса
Продолжительность обучения для дошкольников: 15 учебных дней (начало занятий с 18 февраля). Общее число занятий – 45:
• развитие речи – 15;
• подготовка к письму – 15;
• «Математические ступеньки» - 15;
Режим занятий: 1 день в неделю по 3 занятия в день. Продолжительность урока составляет 30 минут с перерывами не менее 10 минут.
Учебно-тематическое планирование занятий
Развитие речи
1 занятие в неделю
15 занятий
№
занятия Тема занятия Количество занятий Время
проведения Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Что такое общение.
Для чего люди общаются.
Учимся вежливости.
Кто? Кому? Зачем? Как?
Поспешишь – людей насмешишь.
В гостях у автора. С.Маршак.
От чистоговорки к скороговорке.
Просьба. Благодарность.
Можно ли общаться без слов?
«В окно повеяло весною…»
Правила общения.
Разговор по телефону.
В гостях у автора. К.Чуковский.
«День рожденья только раз в году».
Слово веселит, огорчает, утешает.
В гостях у автора. С.Михалков.
Давайте договоримся.
Поиграем вместе.
Скоро лето!
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18.02
25.02
03.03
10.03
17.03
24.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
К концу обучения дети должны знать:
• нравственные аспекты речевого поведения;
• речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);
• средства выразительности устной речи (интонация, громкость звучания, тембр и др.);
• правила культурного слушателя;
• детских авторов и их произведения для детей;
• невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).
Дети должны уметь:
• оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;
• ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
• подробно отвечать на вопросы и задавать их;
• пересказывать литературные произведения, правильно передавая идею и содержание, правильно выбирая средства выразительности;
• сочинять сюжетные рассказы по картинкам, из опыта и т.д.;
• владеть своим голосом;
• внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
• соотносить вербальные и невербальные средства общения.
Подготовка к письму
1 занятие в неделю
15 занятий
№
занятия Тема занятия Количество занятий Время
проведения Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Подготовка к письму.
Рабочая строка.
«Волшебная ручка».
Наклон. Рисуем флажок.
Что мы умеем?
Поём гласные.
Согласные звуки.
Звуки и буквы.
Образуем слог.
Рисуем домики для слов.
Учимся отличать гласный от согласного звука.
Игра «Угадай букву».
Внимание. Память. Письмо.
В гостях у Мудрой Совы.
Игра «Паровозик».
Копируем за мной.
Весёлая АЗБУКА.
Что МЫ умеем?!
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18.02
25.02
03.03
10.03
17.03
24.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
К концу обучения дети должны знать:
• звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие;
• акустические характеристики звука.
Дети должны уметь:
• вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
• различать гласные и согласные звуки, вычленять их в словах;
• проводить слоговой анализ слова;
• соотносить буквы и звуки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Нулевичок" »
Рабочая учебная программа
«НУЛЕВИЧОК» по подготовке
будущих первоклассников
на 2012 учебный год
Губаревой Светланы Сергеевны
г. Кумертау
2011 год
Пояснительная записка
Новая Концепция развития образования определила одну из стратегических целей грядущих изменений – выравнивание стартовых возможностей стоящих на пороге школы детей. Предполагается, что предшкольное образование будет призвано решать проблему подготовки к школе тех детей, которые не посещают ДОУ.
Данная программа реализуется через группу кратковременного пребывания, функционирующую на базе школы, и предлагает разнообразные формы организации вхождения детей в образовательную среду.
Возраст детей в данной группе 6,5 - 7 лет. Программа предшколы рассчитана на 3 месяца. В процессе реализации программа позволяет решать приоритетные задачи непрерывного образования детей, обозначенные в Концепции:
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности в различных видах деятельности.
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
Цель программы «Академия для будущих первоклассников»: создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного вхождения будущих первоклассников в непрерывный образовательный процесс.
Для достижения данной цели содержание программы направленно на решение следующих значимых задач:
Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом индивидуальных потребностей и возможностей детей этого возраста.
Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.
Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться.
Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей данного возраста должен, прежде всего, определяться тем, что они только готовятся к систематическому обучению.
Исходя из этого, программа «Академия для будущих первоклассников» построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Программа обучения и развития дошкольников построена на основе следующих принципов:
Реальный учёт особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний , умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.
Учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития.
Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
Обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.
Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребёнка, его ознакомление с доступными областями культуры.
Содержание программы
Содержание занятий способствует знакомству детей друг с другом и учителем, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Занятия проводятся в занимательной, игровой форме с использованием дидактических, наглядных, речевых, настольных игр, что позволяет детям успешно овладевать всесторонними знаниями. В процессе занятий они учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. При проведении занятий рекомендуется использовать разные формы организации деятельности: работа в парах, в группах. Во время занятий по развитию речи и театрализации проводить речевые разминки, которые включают ряд упражнений: дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные. Учебный материал должен подаваться детям в сравнении, сопоставлении, тем самым, побуждая детей к рассуждениям, анализу, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов, отстаивать своё мнение.
Учебный план по данной программе разработан в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями по организации образовательного процесса в группах предшкольного образования.
Вопрос о формах и методах работы с детьми на этапе предшкольного образования регламентируется Положением о группах временного пребывания. Основной вид деятельности ребёнка – игра, поэтому необходимо использовать игровые формы коммуникативной познавательной творческой деятельности.
Работа с детьми в системе дошкольного образования должна быть направлена на комплексное развитие ребёнка, включающее:
социальное развитие
личностное развитие
формирование мотивов поведения
развитие механизмов организации деятельности
совершенствование речевого развития
интеллектуальное развитие
развитие внимания, памяти, мышления
развитие зрительно-пространственного восприятия
развитие интегративных познавательных функций
формирование творческой и познавательной активности.
Именно поэтому мы считаем целесообразно на занятиях «Подготовка к письму» использоватькомплект «Азбука» (авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова), рекомендованного Министерством образования РФ. Цель данного комплекта – комплексная подготовка к школе, развитие значимых функций, таких, как организация деятельности, общее (интеллектуальное) развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации, тонко координированные движения, фонематический слух, внимание, память, мышление.
Занятия «Развитие речи» обеспечивают обогащение активного словаря ребёнка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребёнка в процессе игровой деятельности.
Введение курса «Конструирование» (автор В.И.Романина) обусловлено решаемыми им задачами:
подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определённом порядке
обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, с целью сравнения, выделения признаков, анализа условия практической задачи для получения конечного результата
развитие у ребёнка самоконтроля
развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, фантазии, творческого подхода
развитие речи
воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления доводить начатое дело до конца
подготовка детей к работе в паре, группе
Организация образовательного процесса
Продолжительность обучения для дошкольников: 15 учебных дней (начало занятий с 18 февраля). Общее число занятий – 45:
развитие речи – 15;
подготовка к письму – 15;
«Математические ступеньки» - 15;
Режим занятий: 1 день в неделю по 3 занятия в день. Продолжительность урока составляет 30 минут с перерывами не менее 10 минут.
Учебно-тематическое планирование занятий
Развитие речи
1 занятие в неделю
15 занятий
№
занятия
Тема занятия
Количество занятий
Время
проведения
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Что такое общение.
Для чего люди общаются.
Учимся вежливости.
Кто? Кому? Зачем? Как?
Поспешишь – людей насмешишь.
В гостях у автора. С.Маршак.
От чистоговорки к скороговорке.
Просьба. Благодарность.
Можно ли общаться без слов?
«В окно повеяло весною…»
Правила общения.
Разговор по телефону.
В гостях у автора. К.Чуковский.
«День рожденья только раз в году».
Слово веселит, огорчает, утешает.
В гостях у автора. С.Михалков.
Давайте договоримся.
Поиграем вместе.
Скоро лето!
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18.02
25.02
03.03
10.03
17.03
24.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
К концу обучения дети должны знать:
нравственные аспекты речевого поведения;
речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);
средства выразительности устной речи (интонация, громкость звучания, тембр и др.);
правила культурного слушателя;
детских авторов и их произведения для детей;
невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).
Дети должны уметь:
оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;
ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
подробно отвечать на вопросы и задавать их;
пересказывать литературные произведения, правильно передавая идею и содержание, правильно выбирая средства выразительности;
сочинять сюжетные рассказы по картинкам, из опыта и т.д.;
владеть своим голосом;
внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
соотносить вербальные и невербальные средства общения.
Подготовка к письму
1 занятие в неделю
15 занятий
№
занятия
Тема занятия
Количество занятий
Время
проведения
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Подготовка к письму.
Рабочая строка.
«Волшебная ручка».
Наклон. Рисуем флажок.
Что мы умеем?
Поём гласные.
Согласные звуки.
Звуки и буквы.
Образуем слог.
Рисуем домики для слов.
Учимся отличать гласный от согласного звука.
Игра «Угадай букву».
Внимание. Память. Письмо.
В гостях у Мудрой Совы.
Игра «Паровозик».
Копируем за мной.
Весёлая АЗБУКА.
Что МЫ умеем?!
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18.02
25.02
03.03
10.03
17.03
24.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
К концу обучения дети должны знать:
звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие;
акустические характеристики звука.
Дети должны уметь:
вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки, вычленять их в словах;
проводить слоговой анализ слова;
соотносить буквы и звуки.
Математические ступеньки.
1 занятие в неделю
15 занятий
№
занятия
Тема занятия
Количество занятий
Время
проведения
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Свойства предметов. Объединение предметов в совокупности по общему свойству.
На, над, под.
Справа, слева.
Между, посередине.
Один – много.
Столько же, больше, меньше.
Число 1,2,3 и цифра 1,2,3.
Точка. Линия. Прямая и кривая линия. Отрезок. Луч.
Число 4,5,6. Цифра 4,5,6.
.
Овал. Круг.
Числовой отрезок.
Больше. Меньше.
Число 7,8,9. Цифра 7,8,9.
Длиннее, короче. Измерение длины.
Многоугольники.
Число 10. Цифра 10.
Число 0. Цифра 0.
Повторение.
Математические игры.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18.02
25.02
03.03
10.03
17.03
24.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
К концу обучения дети должны знать:
свойства предметов (цвет, форма, размер и др.);
числовой ряд (1-10);
прямой и обратный счет в пределах 10;
порядковый и количественный счет в пределах 10;
состав числа (в пределах 10);
название математических действий (сложение, вычитание);
названия простейших геометрических фигур.
Дети должны уметь:
сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов;
выделять основания для объединения предметов в группы, находить обобщающее слово для группы предметов;
правильно устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности;
сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
считать предметы, звуки, движения в пределах 10;
узнавать, писать и называть цифры (0-9), пользоваться ими для определения числа;
сравнивать совокупности предметов путем составления пар, на основе этого – сравнивать число в пределах 10;
составлять числовые равенства и неравенства, читать их;
распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.