kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мы - славяне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема занятия "Мы - славяне"

 

2 класс

 

цели занятия: - развитие познавательных процессов младшего

                школьника /мышление, память, внимание, воображение/

              - расширение кругозора учащихся /знакомство с истоками

                русского народа и его историей/

              - развитие сотрудничества и коллективизма

 

 

- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы немного окунемся в прошлое нашей Родины, почти на 2000 лет назад, к нашим предкам.

 

стих

 

Как велика моя страна,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

 

 

- Давным-давно, на месте сегодняшней России находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Только просеки в  них прорублены, а на этих просеках поля вспаханные. А по краям полей - деревянные избы стоят. Жили там наши предки.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мы - славяне" »

Конспект развивающего занятия факультатива "Развитие"


тема занятия "Мы - славяне"


2 класс


цели занятия: - развитие познавательных процессов младшего

школьника /мышление, память, внимание, воображение/

- расширение кругозора учащихся /знакомство с истоками

русского народа и его историей/

- развитие сотрудничества и коллективизма



- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы немного окунемся в прошлое нашей Родины, почти на 2000 лет назад, к нашим предкам.


стих


Как велика моя страна,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!



- Давным-давно, на месте сегодняшней России находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Только просеки в них прорублены, а на этих просеках поля вспаханные. А по краям полей - деревянные избы стоят. Жили там наши предки.


/картина -



Выполнив первое задание, мы узнаем, как звали наших предков.


1 задание - вычеркни повторяющиеся буквы и прочитай получившееся слово

/работаем парой/



/на индивидуальном листе/


осмутлоуамувтяомнуте /славяне/



- От какого слова произошло слово - "славяне" /слава, хвала, славный/



- Славяне были очень сильные и выносливые люди. Селились они возле водоемов. Почему?


/картина -


- А кто догадается, почему поселения древних славян называли Русью?

От какого слова произошло слово "Русь"?


Выполнив 2 задание, мы это узнаем.



2 задание - слушай внимательно учителя и расставь буквы по порядку:


/на индивидуальном листе/


й ы у с р


вписываем буквы в ячейки во втором задании на инд.листе:


1 буква - последняя в данном ряду

2 буква - средняя

3 буква - между ними

4 буква - не самая левая

5 буква - самая левая



/ответ - русый цвет/


- Да, у наших предков были глаза и волосы русого цвета. Поэтому и их поселения называли Русью. /на доске Русь - русый/



- В то время не было городов, высоких, каменных домов, дорог и машин, радио и телевизоров. Не было электричества - избы свои славяне освещали в темное время суток лучиной. /деревянная горящая щепочка/



/картина - фото -



- Славяне были рослыми людьми, одетые в простую полотняную одежду. У древних славян были наброшены на плечи звериные шкуры. На ногах - лапти.


/показ на выставке/


В руках - копье и палица. Чтобы зимой было тепло, свои избы делали из плотно пригнанных друг к другу бревен, обмазанных глиной. В доме вначале был очаг, а потом стали делать печи. С помощью них грелись и готовили еду. Избы были большими и просторными. Вечерами собиралась за столом вся большая славянская изба, ели и пили из деревянной и глиняной посуды.


/картина -

на доске - фото


- Почему посуда была деревянная и глиняная?


- Чем питались славяне? /грибы, ягоды, мясо зверей, молоко, хлеб/



- Перед собой вы видите 2 картины. Что вы тут заметили? /они почти одинаковые/


- Приглядитесь и скажите - какая картина показывает раннюю историю славян, а какая - позднее. Почему?



- Рассматривание 1 картины:

- около воды

- избы

- чем пашут землю

- одежда /рубаха, поясок, лапти/

- длинные волосы, почему?



- Большинство из нас сейчас верит в одного Бога - Иисуса Христа /и вера называется православная/, а вот древние славяне поклонялись разным Богам - Богу охоты, Богу урожая, Богу воды.


Например,


/на доске -



Бога грома и молнии звали Перун /славяне очень сильно его боялись, приносили ему разные дары/

Бога ветра звали - Стрибог

Бога огня - Сварог


- У древних славян были разные обереги - для чего?

/показ - куколки, овсяный сноп - чтобы хлеба было много, помпончики в нарядах, разные узоры на посуде и одежде/


Самым главным Богом у древних славян был Бог солнца. Почему?


- Его звали Ярило, но не только Ярило, а было у него еще одно имя,

и древние славяне называли так рождавшихся мальчиков, у которых были рыжие волосы.


3 задание - следи внимательно за учителем, отмечай буквы одна за одной.



/на индивидуальном листе/



л

а

м

к

у

о

с

е

л

п

т

ж


р

д

ь


- Следим за учителем и отмечаем номера выпавших букв. Начинаем с пустой клетки.


1 буква - 1вверх,1вправо,1вверх,1влево,1вверх - впишите букву

2 буква - 2вправо,1вверх,2влево,1вверх,3вправо - впишите

3 буква - 2вверх,2вправо,1вверх,1влево,1вниз,1влево,1вверх

4 буква - правая в нижнем ряду.



/Лель/


- Вы все посмотрели на выставку славянских изделий, кто-нибудь нашел там изображение Бога солнца - Леля?



- А вот сейчас мы узнаем, какие еще были замечательные имена у древних славян.


4 задание - учитель читает группы слов, дети выбирают лишнее:


мужские - Добрыня, Прокопий, Кристофер, Капитон

женские - Неждана, Забава, Дарья, Жозефина

мужские - Северьян, Еремей, Патрикей, Ганс

женские - Марья, Ярославна, Джеральдина, Прасковья



- подумайте, почему так называли славян:


/на доске -


- Разумник

- Буян

- Гордиян

- Мирон

- Патрикей



- Хорошо жили славяне, были бодрыми, неутомимыми, много работали, никого не боялись. И одежда у них была нарядная, и посуда красивая.


/на доске - фотографии изделий народных промыслов


Но приходилось им отражать набеги чужих племен, которые завидовали нашим предкам. Понаедут враги, гости незваные, все спалят, сожгут, порушат, людей в плен возьмут. И приходилось славянам за оружие браться.


И что же придумали славяне - они стали обьединяться семьями, строить рядом свои дома и огораживать их высоким забором / отсюда и пришло к нам название - городить - город/ -


/картина №2 -


рассматривание - появились лошади

- городище /изгородь/

- избы стали больше

- головные уборы

- домашние животные /приручили/

- для чего черепа /оберегали от врагов/



Так стали образовываться славянские деревни, а потом уж и города.

/Белгород, Новгород, Галич, Москва, Киев, Торжок и другие/


- Похожа ли древнеславянская деревня на современную русскую?


/картина -


- Но кроме злых соседей, была у древних славян еще одна беда- часто ссорились они между собой и некому было их помирить друг с другом.

И когда дело дошло до родовой войны, когда славяне стали убивать друг друга, то собрались славянские старейшины на совет и решили послать гонцов за моря, в далекую страну, где жил иноземный народ - ВАРЯГИ.

И сказали послы - наша земля велика и богата, только порядка в ней нет. Приходите управлять нами. И приехал вместе с послами к славянам князь варягов и стал он первым царем на Руси, а как звали его - мы сейчас узнаем.



5 задание - прочитай закодированное символами слово.


А - *

О - /

И - +

Р - \

К - -

Ю - "

М - , \ " \ + - /РЮРИК/



- Рюрик примирил враждующих славян, обьединил их поселения, создал богатырские заставы и отсюда и стало образовываться наше государство - Русь, которое потом стали называть Россией.


- Славяне - народ веселый, сочиняли разные песни, сказки, заклички.


6 задание - прослушайте ритмический стук и попробуйте повторить его.


/Во поле березка стояла/


- Загадка - про что песня?


И не девица, а красавица,

Всем полюбится, всем понравится,

Черно-белое на ней платьице,

О кудрях ее слава катится. /береза/


- А как песня называется?

физминутка "Во поле береза стояла" /магнитофон/



- Береза - символ нашей страны, главное дерево России. Почему?


/картина -


стих про березку:


У красы березки

Платье серебрится

У красы березки

Зелены косицы.

Защищать березку

Будем мы гурьбою

Чтоб краса березка

Выросла большою.



7 задание - у нас над доской висят изображения различных эмоций.

Попробуем спеть первую строчку "Во поле березка стояла" по-разному.


-

-

-

-

-

-


- А кто из вас был в березовой роще? Какие звуки мы там слышали?


8 задание - сейчас мы попробуем с вами нарисовать звуковую картину русского леса.


/картина -


- деревья шелестят

- кукушка

- свист, пение птиц

- кузнечики трещат

- девочки кричат - АУ!



- Русский народ сочинял не только песни, но и пословицы и поговорки, в них заключалась народная мудрость.


9 задание - соедини половинки русских народных пословиц на своем листе.


Кто любит трудиться - - Сделано насмех.

Хочешь есть калачи - - Тому без дела не сидится.

Каков мастер - - Торопись делом.

Умелые руки - - Не сиди на печи.

К большому терпенью - - Такова и работа.

Делано наспех - - Не знают скуки.

Не спеши языком - - Придет и уменье.



- Мы с вами сегодня окунулись в прошлое нашего русского народа, познакомились с его истоками. На уроках мы будем и дальше изучать историю России.


У нашей страны - великое будущее. Давайте мы сейчас сложим в этот расписной короб пожелания нашей Родине. Каждый кладет одно пожелание.


/хожу с коробом по классу/


- И закончим мы сегодняшнее занятие стихотворением "Берегите Россию"


стих


Берегите Россию -

нет России другой!

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию-

Без неё нам не жить,

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!



/дети дарят гостям куколок-берегинь - их делали и дарили в масленичную неделю, чтобы они оберегали о злых духов и врагов/




Задания, которые можно еще взять на этот урок:


- опиши Россию по буквам: Р -

О -

С -

С -

И -

Я -

- образное представление - делаем свистульку, представляем поэтапно


- истинные или ложные высказывания о жизни славян


- сравни два текста о жизни славян


- вспомни, сколько человек было на первой картине "Древние славяне"







Индивидуальный лист

1. осмутлоуамувтяомнуте


2. й ы у с р









3.

л

а

м

к

у

о

с

е

л

п

т

ж


р

д

ь









4. А - *

О - /






И - +

Р - \

К - -

Ю - "

М - ,



5.

Кто любит трудиться - - Сделано насмех.

Хочешь есть калачи - - Тому без дела не сидится.

Каков мастер - - Торопись делом.

Умелые руки - - Не сиди на печи.

К большому терпенью - - Такова и работа.

Делано наспех - - Не знают скуки.

Не спеши языком - - Придет и уменье.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Мы - славяне"

Автор: Власов Игорь Михайлович

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Верования восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vierovaniia-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "146126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419085874"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект к уроку "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-k-uroku-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "111620"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407681365"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентация к уроку "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-k-uroku-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "111617"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407679784"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Происхождение и ранняя история славян "
    ["seo_title"] => string(45) "proiskhozhdieniie-i-ranniaia-istoriia-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "144502"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418739066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства