- расширение кругозора учащихся /знакомство с истоками
русского народа и его историей/
- развитие сотрудничества и коллективизма
- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы немного окунемся в прошлое нашей Родины, почти на 2000 лет назад, к нашим предкам.
стих
Как велика моя страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
- Давным-давно, на месте сегодняшней России находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Только просеки в них прорублены, а на этих просеках поля вспаханные. А по краям полей - деревянные избы стоят. Жили там наши предки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- расширение кругозора учащихся /знакомство с истоками
русского народа и его историей/
- развитие сотрудничества и коллективизма
- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы немного окунемся в прошлое нашей Родины, почти на 2000 лет назад, к нашим предкам.
стих
Как велика моя страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
- Давным-давно, на месте сегодняшней России находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Только просеки в них прорублены, а на этих просеках поля вспаханные. А по краям полей - деревянные избы стоят. Жили там наши предки.
/картина -
Выполнив первое задание, мы узнаем, как звали наших предков.
1 задание - вычеркни повторяющиеся буквы и прочитай получившееся слово
/работаем парой/
/на индивидуальном листе/
осмутлоуамувтяомнуте /славяне/
- От какого слова произошло слово - "славяне" /слава, хвала, славный/
- Славяне были очень сильные и выносливые люди. Селились они возле водоемов. Почему?
/картина -
- А кто догадается, почему поселения древних славян называли Русью?
От какого слова произошло слово "Русь"?
Выполнив 2 задание, мы это узнаем.
2 задание - слушай внимательно учителя и расставь буквы по порядку:
/на индивидуальном листе/
й ы у с р
вписываем буквы в ячейки во втором задании на инд.листе:
1 буква - последняя в данном ряду
2 буква - средняя
3 буква - между ними
4 буква - не самая левая
5 буква - самая левая
/ответ - русый цвет/
- Да, у наших предков были глаза и волосы русого цвета. Поэтому и их поселения называли Русью. /на доске Русь - русый/
- В то время не было городов, высоких, каменных домов, дорог и машин, радио и телевизоров. Не было электричества - избы свои славяне освещали в темное время суток лучиной. /деревянная горящая щепочка/
/картина - фото -
- Славяне были рослыми людьми, одетые в простую полотняную одежду. У древних славян были наброшены на плечи звериные шкуры. На ногах - лапти.
/показ на выставке/
В руках - копье и палица. Чтобы зимой было тепло, свои избы делали из плотно пригнанных друг к другу бревен, обмазанных глиной. В доме вначале был очаг, а потом стали делать печи. С помощью них грелись и готовили еду. Избы были большими и просторными. Вечерами собиралась за столом вся большая славянская изба, ели и пили из деревянной и глиняной посуды.
/картина -
на доске - фото
- Почему посуда была деревянная и глиняная?
- Чем питались славяне? /грибы, ягоды, мясо зверей, молоко, хлеб/
- Перед собой вы видите 2 картины. Что вы тут заметили? /они почти одинаковые/
- Приглядитесь и скажите - какая картина показывает раннюю историю славян, а какая - позднее. Почему?
- Рассматривание 1 картины:
- около воды
- избы
- чем пашут землю
- одежда /рубаха, поясок, лапти/
- длинные волосы, почему?
- Большинство из нас сейчас верит в одного Бога - Иисуса Христа /и вера называется православная/, а вот древние славяне поклонялись разным Богам - Богу охоты, Богу урожая, Богу воды.
Например,
/на доске -
Бога грома и молнии звали Перун /славяне очень сильно его боялись, приносили ему разные дары/
Бога ветра звали - Стрибог
Бога огня - Сварог
- У древних славян были разные обереги - для чего?
/показ - куколки, овсяный сноп - чтобы хлеба было много, помпончики в нарядах, разные узоры на посуде и одежде/
Самым главным Богом у древних славян был Бог солнца. Почему?
- Его звали Ярило, но не только Ярило, а было у него еще одно имя,
и древние славяне называли так рождавшихся мальчиков, у которых были рыжие волосы.
3 задание - следи внимательно за учителем, отмечай буквы одна за одной.
/на индивидуальном листе/
л
а
м
к
у
о
с
е
л
п
т
ж
р
д
ь
- Следим за учителем и отмечаем номера выпавших букв. Начинаем с пустой клетки.
- Хорошо жили славяне, были бодрыми, неутомимыми, много работали, никого не боялись. И одежда у них была нарядная, и посуда красивая.
/на доске - фотографии изделий народных промыслов
Но приходилось им отражать набеги чужих племен, которые завидовали нашим предкам. Понаедут враги, гости незваные, все спалят, сожгут, порушат, людей в плен возьмут. И приходилось славянам за оружие браться.
И что же придумали славяне - они стали обьединяться семьями, строить рядом свои дома и огораживать их высоким забором / отсюда и пришло к нам название - городить - город/ -
/картина №2 -
рассматривание - появились лошади
- городище /изгородь/
- избы стали больше
- головные уборы
- домашние животные /приручили/
- для чего черепа /оберегали от врагов/
Так стали образовываться славянские деревни, а потом уж и города.
/Белгород, Новгород, Галич, Москва, Киев, Торжок и другие/
- Похожа ли древнеславянская деревня на современную русскую?
/картина -
- Но кроме злых соседей, была у древних славян еще одна беда- часто ссорились они между собой и некому было их помирить друг с другом.
И когда дело дошло до родовой войны, когда славяне стали убивать друг друга, то собрались славянские старейшины на совет и решили послать гонцов за моря, в далекую страну, где жил иноземный народ - ВАРЯГИ.
И сказали послы - наша земля велика и богата, только порядка в ней нет. Приходите управлять нами. И приехал вместе с послами к славянам князь варягов и стал он первым царем на Руси, а как звали его - мы сейчас узнаем.
- Рюрик примирил враждующих славян, обьединил их поселения, создал богатырские заставы и отсюда и стало образовываться наше государство - Русь, которое потом стали называть Россией.
- Славяне - народ веселый, сочиняли разные песни, сказки, заклички.
6 задание - прослушайте ритмический стук и попробуйте повторить его.
/Во поле березка стояла/
- Загадка - про что песня?
И не девица, а красавица,
Всем полюбится, всем понравится,
Черно-белое на ней платьице,
О кудрях ее слава катится. /береза/
- А как песня называется?
физминутка "Во поле береза стояла" /магнитофон/
- Береза - символ нашей страны, главное дерево России. Почему?
/картина -
стих про березку:
У красы березки
Платье серебрится
У красы березки
Зелены косицы.
Защищать березку
Будем мы гурьбою
Чтоб краса березка
Выросла большою.
7 задание - у нас над доской висят изображения различных эмоций.
Попробуем спеть первую строчку "Во поле березка стояла" по-разному.
-
-
-
-
-
-
- А кто из вас был в березовой роще? Какие звуки мы там слышали?
8 задание - сейчас мы попробуем с вами нарисовать звуковую картину русского леса.
/картина -
- деревья шелестят
- кукушка
- свист, пение птиц
- кузнечики трещат
- девочки кричат - АУ!
- Русский народ сочинял не только песни, но и пословицы и поговорки, в них заключалась народная мудрость.
9 задание - соедини половинки русских народных пословиц на своем листе.
Кто любит трудиться - - Сделано насмех.
Хочешь есть калачи - - Тому без дела не сидится.
Каков мастер - - Торопись делом.
Умелые руки - - Не сиди на печи.
К большому терпенью - - Такова и работа.
Делано наспех - - Не знают скуки.
Не спеши языком - - Придет и уменье.
- Мы с вами сегодня окунулись в прошлое нашего русского народа, познакомились с его истоками. На уроках мы будем и дальше изучать историю России.
У нашей страны - великое будущее. Давайте мы сейчас сложим в этот расписной короб пожелания нашей Родине. Каждый кладет одно пожелание.
/хожу с коробом по классу/
- И закончим мы сегодняшнее занятие стихотворением "Берегите Россию"
стих
Берегите Россию -
нет России другой!
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию-
Без неё нам не жить,
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
/дети дарят гостям куколок-берегинь - их делали и дарили в масленичную неделю, чтобы они оберегали о злых духов и врагов/
Задания, которые можно еще взять на этот урок:
- опиши Россию по буквам: Р -
О -
С -
С -
И -
Я -
- образное представление - делаем свистульку, представляем поэтапно
- истинные или ложные высказывания о жизни славян
- сравни два текста о жизни славян
- вспомни, сколько человек было на первой картине "Древние славяне"