kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Верования восточных славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:   формировать представление о религии восточных славян.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Закрепить знания о традициях и обычаях восточных славян, о живучести в народе древних поверий и празднеств;
  • познакомить с возникновением верований в духов, богов и связанных с их почитанием обрядов (молитвы, жертвоприношения);
  • помочь осознать, что древние люди были бессильны перед многими явлениями природы.
  • Коррекционно – развивающие:
  •  учить извлекать новые знания из прочитанного текста;
  • продолжить развивать самостоятельность при работе с учебником, давать полные ответы, учить работать с картиной и составлять небольшие рассказы.
  • Воспитательные:
  • воспитывать у учащихся интерес к древним поверьям и праздникам; воспитывать уважение к людям других вер и религий, поклонение силам природы;
  • пробудить стремление постоянно размышлять о проблемах морали, вырабатывать в себе высокие моральные качества

Тип урока: комбинированный

Ход урока

- Ребята, чтобы вспомнить какую тему мы изучали на прошлом уроке, мы решим кроссворд «Обычаи», который составляли на прошлом уроке. « Открывают тетради с кроссвордом».

  1.Песни, танцы, взявшись за руки, в круг.

  2.Прощальный пир.

  3.Предмет или рисунок, обладающий,  по

представлению славян, чудодейственной силой.

    4.Круглый стол.

О чем шла речь на прошлом уроке?

Суровая природа, необходимость постоянно трудиться, вместе расчищать новые участки земли под пашню, ходить на охоту, пасти скот, бороться против врагов – все это влияло на характер славян.

- Какими же были ваши предки?

За многие годы у восточных славян сложились обычаи и традиции. Например, в семье праздник.

 - Что происходит?     ( Застолье, песни, танцы).

  - Как происходило это у восточных славян?

 Горевали славяне тоже с песнями.

  - Как назывались погребальные песни и прощальный пир?

  - Как сейчас мы называем погребальный пир?

 Мы знаем, что славяне были дружными и всегда помогали друг другу.

  - Как славяне помогали друг другу?

  -Докажите, что восточные славяне были добрыми и гостеприимными к незнакомым людям.

  -Какие традиции дошли до нашего времени?   

  - Почему славяне уважительно относились к любой пище?

  - Какая пища была главной у славян?

Славяне внимательно наблюдали за всем, что происходило в природе. Так постепенно за многие годы у них появились различные приметы.

  - Какие приметы вам известны? Перечислите их.

Эти приметы помогали славянам вовремя сеять и убирать урожай, косить сено.

Хозяйство их было большим и требовало заботы. Заканчивалась зима, наступала весна, и снова надо было пахать, сеять, а летом и осенью собирать урожай. И так каждый год. О трудолюбии  славян говорят следующие пословицы.

  - Какие вы знаете пословицы? («Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут», «Делу время, потехе час», «Под лежачий камень вода не течет», «Где работано, там и густо, а в ленивом доме пусто».

  - Как вы считаете, какие черты характера сохранились у нас от наших предков?

Славяне считали, что существуют предметы, которые обладают чудодейственной силой и могут уберечь их от беды ив сякого зла.

  - Что такое обереги? Какие предметы у восточных  славян считались оберегами? (Учитель показывает обереги, дети отвечают).

Обереги передавались детям и внукам. Пока обереги в доме – они будут счастливы и богаты.

        Физическая   пауза: «Где жили восточные славяне?»

1.В лесу – древляне (руки вверх).

2.В болотистых местах – дреговичи (руки вниз).

3.В поле – поляне (руки в стороны).

4.Севернее – северяне (руки вверх).

5.Это наши предки – восточные славяне (руки скрещивают на груди).

       Новая    тема: «Верования восточных славян».

    В древности славяне были бессильны перед явлениями природы. Природа таила в себе много жуткого и непонятного для них. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Славяне не могли объяснить, почему светит солнце или дует ветер. Почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных. Почему день сменяется ночью, а зима летом. Все, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам. Бессилие перед стихиями, страх перед неизвестным привели к вере в богов.

  Словарная работа: боги, духи. Язычество - вера во многих богов и поклонение им.

Задание. Напишите названия богов.

  1.Сварбог – бог неба, владыка Вселенной.

  2.Даждьбог – бог солнца.  Давал людям свет и тепло.

  3.Перун – бог дождя, молнии и грома. Покровитель земледелия.

4.Велес – покровитель животных.

5.Стрибог – бог ветра. Покровитель земледелия.

Словарная работа: язычество – вера во многих богов и поклонение им.

Верования людей зависели от их занятий. Представьте себе два участка земли: один хорошо освещенный солнцем, другой затененный. Оба участка имеют черноземную почву и получают одинаковое количество воды во время дождя. Первый участок земли дает лучший урожай зерна, чем второй. В чем дело? Славяне стали задумываться над причинами и поняли, что обильные урожаи не возможны без солнца. Славяне стали задумываться: что такое солнце? Почему бывает восход и заход солнца? Не зная того, что солнце – небесное тело, люди решили, что солнце – это бог!

  Работа с текстом учебника. Учитель предлагает зачитать указанный абзац, ответить на вопросы:

 - Что давал бог солнца  людям?

 - Что на землю посылал бог Перун?

 - Что делали славяне для молитвы своим богам?

  Работа с картиной «Святилище».

 -Где ставили идолов? (Дети зачитывают, дают ответы).

  -Что приносили славяне для задабривания богов?

  -Кого приносили в жертву?

 -Кто такие волхвы и кудесники?

Словарная работа: идол – деревянные или каменные изображения  языческих богов, святилище, жертва, волхвы, кудесник, знахарь, обряд (записывают в тетрадь).

Образный рассказ о духах, населявших окружающий мир. (Слушают  рассказ учителя).

Самостоятельное задание. Класс делится на четыре группы (по желанию). Каждая группа получает задание – прочитать абзац о лешем, водяном, домовом, полевом. Нарисовать их. Учитель показывает варианты изображений водяного, лешего, домового, полевого. Дети рисуют, читают указанные учителем абзацы.

    Закрепление нового  материала.

 - Почему у славян возникла вера в богов? (Бессилие перед стихиями, страх перед неизвестным привели к вере в богов).

 - Что такое язычество? (Вера во многих богов и поклонение им).

Задание.

 Определите, какое слово лишнее? Почему?

Перун, Велес, Леший, Купало.

Подведение итогов.

  Комментарии, объявление оценок за работу.

 Домашнее задание.

Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника.

Индивидуальное задание.

Прочитать указанные учителем абзацы, дать ответы на первый, третий вопросы.                                                                                                                                                                                                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Верования восточных славян" »

Тема: Верования восточных славян


Цель:

  • формировать представление о религии восточных славян.


Задачи:

  1. Образовательные:

  • Закрепить знания о традициях и обычаях восточных славян, о живучести в народе древних поверий и празднеств;

  • познакомить с возникновением верований в духов, богов и связанных с их почитанием обрядов (молитвы, жертвоприношения);

  • помочь осознать, что древние люди были бессильны перед многими явлениями природы.

  1. Коррекционно – развивающие:

  • учить извлекать новые знания из прочитанного текста;

  • продолжить развивать самостоятельность при работе с учебником, давать полные ответы, учить работать с картиной и составлять небольшие рассказы.

  1. Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся интерес к древним поверьям и праздникам; воспитывать уважение к людям других вер и религий, поклонение силам природы;

  • пробудить стремление постоянно размышлять о проблемах морали, вырабатывать в себе высокие моральные качества


Тип урока: комбинированный

Ход урока


- Ребята, чтобы вспомнить какую тему мы изучали на прошлом уроке, мы решим

кроссворд «Обычаи», который составляли на прошлом уроке. « Открывают тетради с кроссвордом».

1.Песни, танцы, взявшись за руки, в круг.

2.Прощальный пир.

3.Предмет или рисунок, обладающий, по

представлению славян, чудодейственной силой.

4.Круглый стол.

О чем шла речь на прошлом уроке?

Суровая природа, необходимость постоянно трудиться, вместе расчищать новые участки земли под пашню, ходить на охоту, пасти скот, бороться против врагов – все это влияло на характер славян.

- Какими же были ваши предки?

За многие годы у восточных славян сложились обычаи и традиции. Например, в семье праздник.

- Что происходит? ( Застолье, песни, танцы).

- Как происходило это у восточных славян?

Горевали славяне тоже с песнями.

- Как назывались погребальные песни и прощальный пир?

- Как сейчас мы называем погребальный пир?

Мы знаем, что славяне были дружными и всегда помогали друг другу.

- Как славяне помогали друг другу?

-Докажите, что восточные славяне были добрыми и гостеприимными к незнакомым людям.

-Какие традиции дошли до нашего времени?

- Почему славяне уважительно относились к любой пище?

- Какая пища была главной у славян?

Славяне внимательно наблюдали за всем, что происходило в природе. Так постепенно за многие годы у них появились различные приметы.

- Какие приметы вам известны? Перечислите их.

Эти приметы помогали славянам вовремя сеять и убирать урожай, косить сено.

Хозяйство их было большим и требовало заботы. Заканчивалась зима, наступала весна, и снова надо было пахать, сеять, а летом и осенью собирать урожай. И так каждый год. О трудолюбии славян говорят следующие пословицы.

- Какие вы знаете пословицы? («Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут», «Делу время, потехе час», «Под лежачий камень вода не течет», «Где работано, там и густо, а в ленивом доме пусто».

- Как вы считаете, какие черты характера сохранились у нас от наших предков?

Славяне считали, что существуют предметы, которые обладают чудодейственной силой и могут уберечь их от беды ив сякого зла.

- Что такое обереги? Какие предметы у восточных славян считались оберегами? (Учитель показывает обереги, дети отвечают).

Обереги передавались детям и внукам. Пока обереги в доме – они будут счастливы и богаты.


Физическая пауза: «Где жили восточные славяне?»

1.В лесу – древляне (руки вверх).

2.В болотистых местах – дреговичи (руки вниз).

3.В поле – поляне (руки в стороны).

4.Севернее – северяне (руки вверх).

5.Это наши предки – восточные славяне (руки скрещивают на груди).


Новая тема: «Верования восточных славян».

В древности славяне были бессильны перед явлениями природы. Природа таила в себе много жуткого и непонятного для них. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Славяне не могли объяснить, почему светит солнце или дует ветер. Почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных. Почему день сменяется ночью, а зима летом. Все, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам. Бессилие перед стихиями, страх перед неизвестным привели к вере в богов.

Словарная работа: боги, духи. Язычество - вера во многих богов и поклонение им.

Задание. Напишите названия богов.

1.Сварбог – бог неба, владыка Вселенной.

2.Даждьбог – бог солнца. Давал людям свет и тепло.

3.Перун – бог дождя, молнии и грома. Покровитель земледелия.

4.Велес – покровитель животных.

5.Стрибог – бог ветра. Покровитель земледелия.

Словарная работа: язычество – вера во многих богов и поклонение им.

Верования людей зависели от их занятий. Представьте себе два участка земли: один хорошо освещенный солнцем, другой затененный. Оба участка имеют черноземную почву и получают одинаковое количество воды во время дождя. Первый участок земли дает лучший урожай зерна, чем второй. В чем дело? Славяне стали задумываться над причинами и поняли, что обильные урожаи не возможны без солнца. Славяне стали задумываться: что такое солнце? Почему бывает восход и заход солнца? Не зная того, что солнце – небесное тело, люди решили, что солнце – это бог!

Работа с текстом учебника. Учитель предлагает зачитать указанный абзац, ответить на вопросы:

- Что давал бог солнца людям?

- Что на землю посылал бог Перун?

- Что делали славяне для молитвы своим богам?

Работа с картиной «Святилище».

-Где ставили идолов? (Дети зачитывают, дают ответы).

-Что приносили славяне для задабривания богов?

-Кого приносили в жертву?

-Кто такие волхвы и кудесники?

Словарная работа: идол – деревянные или каменные изображения языческих богов, святилище, жертва, волхвы, кудесник, знахарь, обряд (записывают в тетрадь).

Образный рассказ о духах, населявших окружающий мир. (Слушают рассказ учителя).

Самостоятельное задание. Класс делится на четыре группы (по желанию). Каждая группа получает задание – прочитать абзац о лешем, водяном, домовом, полевом. Нарисовать их. Учитель показывает варианты изображений водяного, лешего, домового, полевого. Дети рисуют, читают указанные учителем абзацы.


Закрепление нового материала.

- Почему у славян возникла вера в богов? (Бессилие перед стихиями, страх перед неизвестным привели к вере в богов).

- Что такое язычество? (Вера во многих богов и поклонение им).


Задание.

Определите, какое слово лишнее? Почему?

Перун, Велес, Леший, Купало.


Подведение итогов.

Комментарии, объявление оценок за работу.


Домашнее задание.

Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника.


Индивидуальное задание.

Прочитать указанные учителем абзацы, дать ответы на первый, третий вопросы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Верования восточных славян"

Автор: Егина Вера Федоровна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 146126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по теме "Религии восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rielighii-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "165165"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422780877"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект к уроку "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-k-uroku-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "111620"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407681365"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по истории по теме: Восточные славяне"
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokapoistoriipotiemievostochnyieslavianie"
    ["file_id"] => string(6) "280405"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453371449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства