начальник Советского ресурсного центра Калининградского областного института развития образования.
Выпускник курса КПК «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО»
Мотивация в учебной деятельности
Занятие - тренинг для педагогов.
Цель - повысить у педагогов внутреннюю мотивацию в профессиональном и личностном росте.
Задачи – дать представление о коучинговом подходе в обучении, создать условия для совместного обсуждения мнений по вопросам мотивации, помочь формированию собственной позиции учителя в использовании методов мотивации, расширить их опыт новыми приемами и способами повышения мотивации для себя и в работе с учениками.
Занятие строится по структуре коуч-сессии. Это помогает включить участников в процесс обучения и сделать его осознанным, мотивированным и увлекательным. На разных этапах ведущий использует открытые вопросы, активное слушание, позитивную поддержку, сохраняя принцип безоценочности и экологичности. В тренинг включены коучинговые техники «4 вопроса планирования», «Сдвиг точки зрения», «Поддерживающая среда». Участники имеют возможность работать в малых группах и парами, обогащая свой опыт и формируя личную позицию.
Создание позитивной и доверительной атмосферы.
Упражнение «Ледокол».
Не хочу хвастаться, но люди говорят, что я ...
Участники договаривают фразу и называют качество или умение, которое человек рассматривает как достижение.
Что Вы чувствовали, кода говорили о своих достижениях?
Определение цели и наилучшего результата сессии.
- Что для вас будет наилучшим результатом нашей сегодняшней встречи?
(причины, новые приемы, анализ учебного процесса с точки его влияния на учебную мотивацию и др.)
- Почему лично для Вас это важно?
(позволит самораскрытию ребенка, повысить эффективность обучения, самосовершенствованию меня как педагога и др.)
Создание опыта, расширение знаний по теме мотивация.
Внешняя мотивация.
Внутренняя мотивация
Стратегии мотивации
Барьеры на пути к цели
Формирование факторов внутренней мотивации
Упражнение «Кластер».
В центре листа написано слово «мотивация».
Участники на листе записывают ассоциации, связанные с понятием мотивация.
Обсуждение.
Вопросы:
- Какой метод мотивации, на Ваш взгляд, распространен у нас в школе чаще всего?
- В чем заключается метод «кнута» и «пряника»?
- Работает ли этот метод для повышения мотивации? Есть ли у него побочные эффекты? Если да, то какие?
- Что лично Вы чувствуете, когда к Вам применяют такие методы мотивации?
Внешняя мотивация.
Метод кнута и пряника относится к так называемой внешней мотивации. То есть, есть внешний стимул, либо кнут, либо пряник, мы его применяем с внешней стороны, и получаем какой-то результат. Особенностью таких методов является то, что они действуют только до тех пор, пока есть стимул. Мы воздействуем на человека, и добиваемся того, чтобы он делал то, что нам нужно. Однако, когда воздействия нет, то мотивация пропадает. Если человек что-то делал, потом он это делать прекращает.
Внешняя мотивация – мотивация с применением внешних стимулов.
-Что может служить внешним стимулом? А еще…?
Упражнение «Ваши мотиваторы»
Работа в парах.
В ходе этого упражнения участники выясняют, что мотивирует каждого из них. Понимают, какими могут быть мотиваторы и то, что наиболее распространенные мотиваторы, подходят для большинства.
Внутренняя мотивация.
Мотивация - внутренний механизм, позволяющий нам делать то, что нам не хочется делать. Либо нравится делать - либо нужна мотивация.
Внутренняя мотивация - мотивация под воздействием факторов внутренней природы.
Упражнение «Мозговой штурм»
- Как Вы поддерживаете внутреннюю мотивацию у себя?
Примеры участников из жизненного опыта.
Стратегии мотивации.
Есть разные стратегии мотивации – мотивация «От» и «К». Это стратегии избегания и достижения.
Мотивация «От» более кинестетическая, чувственная, неприятная, от этого быстрее хочется избавиться. Легко теряется направление движения, для человека важно уйти от проблемы, а не прийти к цели.
Мотивация «К» более визуальная – представляется картина счастья! Человек часто не замечает препятствий при движении к цели.
Это не хорошо и не плохо – это разные метапрограммы каждого.
Зачем это учитывать? Когда вы разговариваете с человеком, с Вашим учеником, можно понять его мотивацию.
В коучинговом подходе все построено на мотивации достижения, движения «к цели».
Упражнение «4 вопроса планирования»
Что ты хочешь достичь?
Как ты поймешь, что достиг цели?
Почему это цель важна для тебя?
Как вы можете достичь цели? Что будет первым самым простым шагом.
Участники в парах отрабатывают каждый свою небольшую цель, выстраивая беседу по 4 вопросам.
Работа в обе стороны.
Обсуждение.
Упражнение «Слова –мотиваторы».
Сначала участники на индивидуальных листах записывают слова, которые они себе говорят для повышения внутренней мотивации.
Во второй части упражнения они обмениваются фразами, в процессе свободного движения и выясняя какие слова, фразы совпадают и делятся тем, что им понравилось у другого.
(неуверенности, некомпетентность, ограниченность физических возможностей, материальная зависимость)
- Как понизить барьер на пути достижения к цели успеха в обучении?
- Что может помочь не бояться трудностей? А еще…?
Упражнение « Поддержка друга»
Работа в парах. Участник рассказывает о каких-то ближайших планах, а партнер его подбадривает словами: «Здорово! Классно! Да!Да! Как интересно! Конечно! Ты сможешь! У тебя получится!...»
Работа в обе стороны.
Обсуждение. - Какая фраза лучше всего сработала во время рассказа, чтобы человек ощутил настоящую поддержку.
Упражнение «Позитивный коллаж».
Участники создают один общий плакат с лучшими позитивными фразами. Хаотично на листе флипчарта записывают наиболее понравившиеся фразы. Оформляют плакат.
Формирование факторов внутренней мотивации.
- С чего начинается мотивация? (проявление интереса, пробы, желание довести до конца, гордость)
В позитивной психологии выделяют три фактора, из которых складывается счастье человека:
Удовольствие
Вовлеченность.
Смысл.
В идеальном случае мотивация формируется, таким образом, поэтапно. Также может действовать только один или два их факторов. Исследования показывают, что удовольствие действует быстрее всего, но оно из всех самое ненадежное. Вовлеченность – средний вариант по времени и устойчивости. А смысл формируется дольше всего, но он из всех дает самую устойчивую мотивацию.
Возрастные особенности.
С точки зрения деятельностного подхода в обучении важно учитывать особенности ведущей деятельности для каждого возраста.
В дошкольном возрасте - игровая деятельность.
Для детей младшего школьного возраста – учебная деятельность
Для школьников средних классов – интимно-личностное общение.
Для старшеклассников - профессиональная направленность и самоопределение.
-Что будет важным для мотивации учеников разного возраста?
Упражнение «Сдвиг точки зрения»
- Представьте, как если бы Вы могли посмотреть на урок глазами ученика.
Чтобы предложил ребенок изменить, добавить для повышения его мотивации?
Упражнение «Поддерживающая среда».
Участники объединяются в три группы и обсуждают.
1 группа. Что является источником удовольствий для ваших учащихся, когда они находятся на уроке?
2группа. Что способствует вовлеченности учащихся на ваших занятиях?
3 группа. В чем заключается смысл для учащихся посещать ваши уроки?
Конкретный план действий.
Участники групп готовят плакат «Поддерживающая среда». Указать, какие действия учителя будут являться поддержкой для мотивации ученика.
Плакат можно оформить в виде «Цветика –семицветика», «Звезды» и т.п.
Принципы коучинга
«Внутренняя мотивация - это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, личного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работа - появляетсяощущение потока» (Чикзентмихали М.)
Коучинг – это искусство содействовать обучению и развитию другого человека. Коучинг не учит, а помогает учиться!
Основные принципы коучинга (М.Эриксон)
С людьми все в порядке
Изменения не только возможны, но и неизбежны
Каждый имеет свое позитивное намерение
У каждого есть все необходимые ресурсы
Каждый делает наилучший выбор для себя
Ценности.
Рефлексия.
–Что для Вас было ценным и важным в работе сегодня?
Домашнее задание.
Упражнение «Найди жемчужину»
Обратите внимание на ученика в вашем классе, которому нужна Ваша поддержка. Определите, что является его положительным качеством – найдите в нем жемчужину. В течении недели обращайте внимание на это качество: скажите ему, что вам нравится в нем это качество, напоминайте ему о нем, обращайте его внимание на ценность этого качества. Понаблюдайте, какие чувства это вызывает у вас и вашего ученика.
Благодарности.
Выводы:
По принципу андрагогики обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Важно учитывать его личный опыт, мотивированность. Он ставит перед собой конкретные цели и стремиться к самостоятельности, самореализации и самоуправлению. Качественно позволяет удовлетворить эти потребности именно коучинг. В такой атмосфере сотрудничества и позитивного подкрепления педагог проявляют свою активность, задает осознанные вопросы, обогащает свой личный и профессиональный опыт в совместной деятельности ведущего и других участников обучения. Методы коучингового подхода в обучении педагогов, позволяют повысить осознанность процесса обучения, стимулируют рефлексию и творчество, помогает раскрытию их потенциала.