Просмотр содержимого документа
««Мой друг – Чуковский».»
МБОУ «Средняя школа №11»
Г.Щекино, Тульская область
Педагоги: Семенова О.А.
Алешина Е.А.
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству писателя «Мой друг – Чуковский».
Вход детей под музыку Ю.Левитина из оперы «Мойдодыр».
Вбегает девочка. Извините за опоздание.
Учитель: Что произошло?
Девочка. Я увидела коробку с разными вещами. Их, наверное, кто-то потерял. Помогите найти владельцев.
Учитель: Давайте, ребята, попробуем найти владельцев. Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из того произведения, в котором о ней говорится:
телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
Инсценировка сказки «Телефон»
воздушный шарик– Ехали медведи на велосипеде... А за ним комарики на воздушном шарике…(“Тараканище”) мыло– Вот и мыло подскочило…(“Мойдодыр”) блюдце – А за ними блюдца…(“Федорино горе”)
термометр– И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”) мочалка – И мочалку, словно галку, словно галку проглотил. (Мойдодыр) перчатки–А потом позвонили зайчатки: нельзя ли прислать перчатки?
Учитель: Ребята, а кто автор этих строчек?
Портрет К.Чуковского.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2016 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 134 года.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Они воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться. Стихи Чуковского Великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Ученик. Стихотворение «Поросёнок».
Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Тата
Маленьких котят.
Но всего милее Татеньке
Не котёнок полосатенький,
Не утёнок,
Не цыплёнок,
А курносый поросёнок.
Ученик. Стихотворение «Черепаха».
До болота идти далеко, До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги".
И на камень лягушки кладут узелок. "Хорошо бы на камне прилечь на часок!"
Вдруг на ноги камень вскочил И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
"Это - ЧЕ! Это - РЕ! Это - ПАХА! Это - ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА!"
Ученик. Стихотворение «Бутерброд».
Как у наших ворот За горою Жил да был бутерброд С колбасою.
Захотелось ему Прогуляться, На траве-мураве Поваляться.
И сманил он с собой На прогулку Краснощёкую сдобную Булку.
Но чайные чашки в печали, Стуча и бренча, закричали: "Бутерброд, Сумасброд, Не ходи из ворот, А пойдёшь - Пропадёшь, Муре в рот попадёшь!
Муре в рот, Муре в рот, Муре в рот Попадёшь!
Ученик. Стихотворение «Ёжики смеются»
У канавки Две козявки Продают ежам булавки. А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать: «Эй вы, глупые козявки! Нам не надобны булавки: Мы булавками сами утыканы».
Учитель: А сейчас послушаем потешки, которые собрал и обработал К.Чуковский.
Ученик. «Елизар».
Кто ты будешь?
Елизар.
Куда едешь?
На базар.
Что везешь?
Рожь.
Что возьмёшь?
Грош.
Что купишь?
Блин.
С кем съешь?
Один.
Не ешь один,
Не ешь один!
Ученик. «Дженни»
Дженни туфлю потеряла, Долго плакала, искала. Мельник туфельку нашел И на мельнице смолол.
Учитель: К.Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
- Отгадайте загадки К.Чуковского.
Ученик. «Чудесный дом.» Был белый дом, Чудесный дом, И что – то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое, такое пушистое и золотистое. (Яйцо и цыплёнок)
Ученик. «Чудесная пещера.» Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою - Я с радостью белым зверям отдаю! (Рот и зубы)
Ученик: « Берегись!» Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня!
(Крапива)
Ученик. «Почему?» Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
Ученик. «Чудесные кони.» Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная! (Коньки и лёд)
Ученик. «Зубастая загадка.» Хожу – брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расчёска)
Учитель: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
Начало сказки читает автор (запись).
А затем учащиеся инсценируют отрывок из сказки «Муха-Цокотуха».
Учитель: К.И.Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
-О, если я утону,
Если пойду я ко дну…
Я сразу написал 20 строчек. Ни начала , ни конца у сказки не было.
Ребята, как вы думаете, о какой сказке здесь говорится?
Чтение отрывка сказки «Айболит» по ролям.
Учитель: А сейчас попробуйте разгадать кроссворд по произведениям К. Чуковского и вы узнаете, как называлась первая сказка писателя.
По горизонтали:
Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет, Будто кто её щекочет. (Айболит)
Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил
Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!
Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь, Заревел Медведь, И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его: "Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил, Завопил, заголосил, а из пасти Из зубастой солнце вывалилось, В небо выкатилось! Побежало по кустам, По берёзовым листам.
Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, но лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото... - Провалился в болото? - Да! И ни туда, ни сюда! О, если вы не придете - Он утонет, утонет в болоте, Умрет, пропадет Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Учитель: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал и плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку (А это была сказка “Крокодил”) Оказалось, что мальчик запомнил ее всю слово в слово.
Героем многих сказок К.И. Чуковского является Крокодил. Попробуйте отгадать из каких произведений эти строчки? (Дети по очереди читают стихи, остальные отгадывают).
А в Большой реке Крокодил Лежит, И в зубах его не огонь горит – Солнце красное… (“Краденое солнце”)
Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил… А за ним-то народ И поет и орет: “Вот урод так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое чудовище?” (“Крокодил”)
Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными грибами. (“Путаница”)
Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил… (“Мойдодыр”)
…И со слезами просил: - Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене и Тотоше (“Телефон”)
Бедный Крокодил Жабу проглотил. (“Тараканище”)
-Молодцы, ребята.
Учитель: Однажды Корней Иванович три часа лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось «Федорино горе». А сейчас вы услышите эту сказку в исполнении самого автора.
Прослушивание сказки «Федорино горе» в исполнении автора.
Учитель: Корней Иванович вспоминает «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание умываться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
Просмотр отрывка из мультфильма «Мойдодыр»
Учитель: Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке «Мойдодыр» композитор Ю.Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.)
Прослушивание отрывка из оперы «Мойдодыр»
Учитель: С ранних лет стихи его приносят всем радость. Не только вы, а ваши папы, мамы, бабушки и дедушки не представляют себе детства без “Айболита”, “Тараканища”, Федорина горя”, “Бармалея”, “Мухи-цокотухи”, “Телефона”.
Чтение стихотворений К.Чуковского родителями.
Учитель: Познакомьтесь с Чуковским – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения барона Мюнхгаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльбери Финна”, “Принца и нищего”, “Рикки – Тики – Тави” и многие другие.
Он был писатель, переводчик,
Критик, литературовед.
Родился он в Санкт-Петербурге,
В Одессе жил он 20 лет.
С Житковым в классе он учился,
Английский – просто обожал,
Вообще способным был ребёнком,
Друзей ценил и уважал.
Писать для нас он рано начал,
Когда в гимназию ходил,
Нам с вами клад большой оставил–
Стихи и сказки подарил.
Дружны теперь мы с Мойдодыром,
С Федорой, Мухой, Крокодилом.
И с Айболитом, и слоном,
Что шоколада просит в дом.
Зайчатами, мартышками,
С газелями и КНИЖКАМИ!
Спасибо Чуковскому мы говорим,
За сказки его мы благодарим.
Они нам открыли дверь в царство книг.
Чтению, друзья,
Посвятим каждый миг!
Учитель: Я желаю вам удивительных встреч с творчеством К.И. Чуковского. И в конце хочу прочитать шутливое стихотворение, которое посвятил Чуковскому поэт Валентин Берестов
Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве “ Бармалея ” И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник. Как вырос он таким учёным, Не зная самых главных книг?