kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русской литературы Корней Иванович Чуковский «Серебряный герб» (глава из повести)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Корней Иванович Чуковский «Серебряный герб»  (глава из повести)

Цели:

·         познакомить учащихся с отрывком из книги «Серебряный герб», совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;

·         создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;

·         способствовать развитию речи, мышления учащихся;

·         воспитывать чувство взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Оборудование:

·         портрет К. И. Чуковского

·         выставка книг

·         пословицы

На доске высказывание И. Андроникова о Чуковском: «Талант Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный».

 

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Речевая разминка (2-3 скороговорки)

1.     “Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки, три сегодня три вчера, три еще позавчера”.

2.     “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

3.     “От топота копыт, пыль по полю летит”.

 

III. Проверка домашнего задания

1. Из каких сказок Чуковского приведённые ниже отрывки?

Сыграем в игру «Найди пару». Ребята, вам предстоит поработать в парах. Нужно соединить отрывок из соответствующего произведения с названием этого произведения (на партах лежат карточки, соедините отрывок из произведения с его названием).

 

«Цапнул солнце с небосвода                            «Тараканище»

И с набитым животом

Завалился под кустом…»

 

«И сейчас же брюки, брюки                             «Муха-Цокотуха»

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:

«Ну-ка съешь меня дружок!»

 

«А посуда вперёд и вперёд                               « Краденое солнце»

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

«Я больше идти не могу».

 

 

 

«Музыканты прибежали,                                  «Федорино горе»

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшут муха с комаром.»

 

«А слониха – щеголиха                                             «Мойдодыр»

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала».

 

2. Путаница.

В названиях стихотворений К. И. Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно пишутся названия этих стихотворений?

Гадость                                   Муза-Цокотуха

Кармалей                                Пил на свете человек

Мокдодыр                              Федорино море

Козауси и Мауси                    Худо-дерево

Крашеное солнце                   Кутаница

 

3. Герой-Крокодил.

Героем многих сказок является крокодил. Вспомните, какие это сказки?

 

 Долго, долго Крокодил

 Море синее тушил:

 Пирогами и блинами,

 И сушеными грибами. («Путаница»).

 

 Бедный Крокодил

 Жабу проглотил. («Тараканище»).

 

Вдруг навстречу мой хороший,

 Мой любимый Крокодил

 Он с Татошей и Кокошей

 По аллее проходил. («Мойдодыр»).

 

       И со слезами просил:

       Мой милый, хороший,

       Пришли мне калоши,

       И мне, и жене, и Татоше.

                                                  («Телефон»).

       Повернулся, улыбнулся

       Засмеялся Крокодил

       И злодея Бармалея

       Словно муху проглотил.

                                                 («Бармалей»).

       А в большой реке

       Крокодил лежит

       А в руках его

       Не огонь горит.

                                     («Краденое солнце»)

       Жил да был Крокодил

       Он по улицам ходил,

       А за ним-то народ

       И поет, и орет.

                                    («Крокодил»).

 

4. Вспомни сказку, доскажи словечко.

       Только вдруг из-за кусточка

        Из-за синего лесочка

        Из далеких из полей

       (Прилетает воробей).

     

          А в Африке, а в Африке

      На черной Лимпопо

      Сидит и плачет в Африке

      (Печальный Гиппопо).

     

      Я великий умывальник

      Знаменитый Мойдодыр

      Умывальников начальник

      (И мочалок командир).

      

       Вдруг из подворотни

       Страшный великан

       (Рыжий и усатый Таракан).

      

       Веселися народ,

       Муха замуж идет

       И лихого, удалого

       (Молодого Комара_)....

 

5. Корзина с потерянными вещами.

Учитель достает вещи из корзины, дети называют произведения К. И. Чуковского и строки, относящиеся к этим вещам: мочалка («Мойдодыр»), сито («Федорино горе»), перчатки («Телефон»), монеты («Муха Цокотуха»), мыло с полотенцем («Мойдодыр»).

 

IV. Формулирование темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из книги К.И. Чуковского «Серебряный герб».

 

V. Рассказ подготовленного учащегося о поэте

- К.И. Чуковский – это псевдоним или настоящее имя поэта? (псевдоним)

- Как звали его? (Николай Васильевич Корнейчуков). 

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

Такова внешность К. И. Чуковского.

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в п. Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил этот удивительный человек. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом капался в огороде или цветнике перед домом. В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом и писал. Поработав несколько часов, К. И. Чуковский отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Стихи Корнея Ивановича Чуковского легко запоминаются, “сами лезут с языка”, говорят малыши. Поэт использовал в своих произведениях фольклор, считалки, присказки, сказки, поговорки, загадки, любил шутить. Корней Иванович отличался большим трудолюбием. “Всегда, - писал он, - где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей”.

 

VI. Работа над новым материалом

1. Работа с текстом до чтения:

а) беседа с учащимися по иллюстрации к главе

- Кого вы видите на рисунке к тексту? (мальчиков-гимназистов)

- Как вы думаете, где они находятся?

- Обратите внимание на одежду учащихся.

- Так в современной школе одеты мальчики? (нет, так одевались гимназисты в 30-е годы)

Мы привыкли читать произведения Корнея Ивановича Чуковского, записанные в стихотворной форме, а, глядя на этот текст, ждете ли вы неожиданное открытие о поэте? (был поэт, а сегодня познакомимся с Чуковским писателем)

 

2. Чтение учителем главы из повести «Серебряный герб». Выявление эмоционального восприятия текста:

- Что привлекло в рассказе, особенно впечатлило, понравилось?

 

3. Словарная работа.

Таможня, мираж, Багдад, контрабандист.

 

4. Чтение текста учащимися.

5. Работа над текстом.

5.1. Порадовались ли вы дружбе рассказчика с Тимошей? Сочувствуете ли вы герою? Почему?

5.2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик — хороший человек?

5.3. Что привлекало мальчика в Тимоше? Найдите и прочитайте.

5.4. Что вас привлекает в Тимоше?

5.5. Как описывает своего друга К. Чуковский? Какие черты выделяет в его характере?

5.6. Определите черты характера будущего писателя.

5.7. Почему с рассказчиком Тимоша чувствовал себя свободно и даже не заикался?

5.8. Можно ли сказать, что у ребят была настоящая дружба?

 

VII. Итог урока.

Произведения Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Воспитывают драгоценную способность опереживать, сострадать, радоваться успехам других. Ведь без этой способности человек – не человек. Вы можете еще познакомиться с Корнеем Ивановичем – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Барона Мюнгхаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Принц и Нищий”, “Рики - Тики – Тави”.

Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.

 

VIII. Домашнее задание:

С. 108 – 111, выразительно читать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы Корней Иванович Чуковский «Серебряный герб» (глава из повести) »

ГУО «Гимназия №1 г. Жодино»





Урок русской литературы


К. Чуковский

«Серебряный герб»


(глава из повести)


4 класс





Учитель Н.И. Карпович








2014 год


Тема: Корней Иванович Чуковский «Серебряный герб» (глава из повести)

Цели:

  • познакомить учащихся с отрывком из книги «Серебряный герб», совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;

  • создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;

  • способствовать развитию речи, мышления учащихся;

  • воспитывать чувство взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Оборудование:

  • портрет К. И. Чуковского

  • выставка книг

  • пословицы

На доске высказывание И. Андроникова о Чуковском: «Талант Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный».


Ход урока

I. Организационный момент


II. Речевая разминка (2-3 скороговорки)

  1. “Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки, три сегодня три вчера, три еще позавчера”.

  2. “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

  3. “От топота копыт, пыль по полю летит”.


III. Проверка домашнего задания

1. Из каких сказок Чуковского приведённые ниже отрывки?

Сыграем в игру «Найди пару». Ребята, вам предстоит поработать в парах. Нужно соединить отрывок из соответствующего произведения с названием этого произведения (на партах лежат карточки, соедините отрывок из произведения с его названием).


«Цапнул солнце с небосвода «Тараканище»

И с набитым животом

Завалился под кустом…»


«И сейчас же брюки, брюки «Муха-Цокотуха»

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:

«Ну-ка съешь меня дружок!»


«А посуда вперёд и вперёд « Краденое солнце»

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

«Я больше идти не могу».




«Музыканты прибежали, «Федорино горе»

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшут муха с комаром.»


«А слониха – щеголиха «Мойдодыр»

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала».


2. Путаница.

В названиях стихотворений К. И. Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно пишутся названия этих стихотворений?

Гадость Муза-Цокотуха

Кармалей Пил на свете человек

Мокдодыр Федорино море

Козауси и Мауси Худо-дерево

Крашеное солнце Кутаница


3. Герой-Крокодил.

Героем многих сказок является крокодил. Вспомните, какие это сказки?

Долго, долго Крокодил

Море синее тушил:

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»).


Бедный Крокодил

Жабу проглотил. («Тараканище»).


Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил

Он с Татошей и Кокошей

По аллее проходил. («Мойдодыр»).


       И со слезами просил:

       Мой милый, хороший,

       Пришли мне калоши,

       И мне, и жене, и Татоше.

                                                  («Телефон»).

       Повернулся, улыбнулся

       Засмеялся Крокодил

       И злодея Бармалея

       Словно муху проглотил.

                                                 («Бармалей»).

       А в большой реке

       Крокодил лежит

       А в руках его

       Не огонь горит.

                                     («Краденое солнце»)

       Жил да был Крокодил

       Он по улицам ходил,

       А за ним-то народ

       И поет, и орет.

                                    («Крокодил»).


4. Вспомни сказку, доскажи словечко.

       Только вдруг из-за кусточка

        Из-за синего лесочка

        Из далеких из полей

     (Прилетает воробей).

     

А в Африке, а в Африке

      На черной Лимпопо

      Сидит и плачет в Африке

      (Печальный Гиппопо).

     

Я великий умывальник

      Знаменитый Мойдодыр

      Умывальников начальник

      (И мочалок командир).

      

Вдруг из подворотни

       Страшный великан

       (Рыжий и усатый Таракан).

      

Веселися народ,

       Муха замуж идет

       И лихого, удалого

       (Молодого Комара_)....


5. Корзина с потерянными вещами.

Учитель достает вещи из корзины, дети называют произведения К. И. Чуковского и строки, относящиеся к этим вещам: мочалка («Мойдодыр»), сито («Федорино горе»), перчатки («Телефон»), монеты («Муха Цокотуха»), мыло с полотенцем («Мойдодыр»).


IV. Формулирование темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из книги К.И. Чуковского «Серебряный герб».


V. Рассказ подготовленного учащегося о поэте

- К.И. Чуковский – это псевдоним или настоящее имя поэта? (псевдоним)

- Как звали его? (Николай Васильевич Корнейчуков). 

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

Такова внешность К. И. Чуковского.

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в п. Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил этот удивительный человек. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом капался в огороде или цветнике перед домом. В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом и писал. Поработав несколько часов, К. И. Чуковский отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Стихи Корнея Ивановича Чуковского легко запоминаются, “сами лезут с языка”, говорят малыши. Поэт использовал в своих произведениях фольклор, считалки, присказки, сказки, поговорки, загадки, любил шутить. Корней Иванович отличался большим трудолюбием. “Всегда, - писал он, - где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей”.


VI. Работа над новым материалом

1. Работа с текстом до чтения:

а) беседа с учащимися по иллюстрации к главе

- Кого вы видите на рисунке к тексту? (мальчиков-гимназистов)

- Как вы думаете, где они находятся?

- Обратите внимание на одежду учащихся.

- Так в современной школе одеты мальчики? (нет, так одевались гимназисты в 30-е годы)

Мы привыкли читать произведения Корнея Ивановича Чуковского, записанные в стихотворной форме, а, глядя на этот текст, ждете ли вы неожиданное открытие о поэте? (был поэт, а сегодня познакомимся с Чуковским писателем)


2. Чтение учителем главы из повести «Серебряный герб». Выявление эмоционального восприятия текста:

- Что привлекло в рассказе, особенно впечатлило, понравилось?


3. Словарная работа.

Таможня, мираж, Багдад, контрабандист.


4. Чтение текста учащимися.

5. Работа над текстом.

5.1. Порадовались ли вы дружбе рассказчика с Тимошей? Сочувствуете ли вы герою? Почему?

5.2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик — хороший человек?

5.3. Что привлекало мальчика в Тимоше? Найдите и прочитайте.

5.4. Что вас привлекает в Тимоше?

5.5. Как описывает своего друга К. Чуковский? Какие черты выделяет в его характере?

5.6. Определите черты характера будущего писателя.

5.7. Почему с рассказчиком Тимоша чувствовал себя свободно и даже не заикался?

5.8. Можно ли сказать, что у ребят была настоящая дружба?


VII. Итог урока.

Произведения Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Воспитывают драгоценную способность опереживать, сострадать, радоваться успехам других. Ведь без этой способности человек – не человек. Вы можете еще познакомиться с Корнеем Ивановичем – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Барона Мюнгхаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Принц и Нищий”, “Рики - Тики – Тави”.

Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.


VIII. Домашнее задание:

С. 108 – 111, выразительно читать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Карпович Нина Ивановна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141828


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства