Конспект библиотечного урока на тему «Творчество К.И.Чуковского».
2 класс
Цель: продолжить знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского.
Личностные УУД – воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Ругулятивные УУД – учить принимать и сохранять учебную задачу через выполнение на уроке различных учебных ситуаций.
Познавательные УУД – учить находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий, выделять существенную информацию в тексте.
Коммуникативные УУД – учить общаться, уважать мнение других, корректно отстаивать свою точку зрения, вести диалог.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация к уроку, выставка произведений К.И.Чуковского, выставка детских рисунков к произведениям, нарисованных заранее, листы и фломастеры.
План урока.
1. Психологический настрой на урок.
2. Актуализация знаний, игра «Вспомни сказку»
3.Проблема. Поиск информации с использованием приёма критического мышления «Верные и неверные утверждения»
4. Получение достоверной информации о жизни писателя. Работа в группах.
5. Закрепление материала.
6. Самостоятельная работа. Защита рисунка.
7. Рефлексия. Синквейн.
Ход:
1. Организационный момент.
– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Улыбнитесь. Начинаем урок литературного чтения.
2. Актуализация знаний. Игра «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
-Кто написал все эти произведения?
-Тема урока? (Произведения К.И.Чуковского), слайд 1 – портрет Чуковского.
- Цель урока? ( Узнать биографию писателя, продолжить знакомство с его произведениями)
3. Проблема
Поиграем в игру «Верные и неверные утверждения». Сейчас мои помощники зададут вам некоторые вопросы.
Вопросы читают дети, которые заранее ходили в библиотеку и изучили биографию писателя: слайд 2
1) Верно ли, что Чуковский родился 1 апреля 1882 года, а свой день рождения отмечал 31 марта? (да)
2) Верно ли, что Чуковский – это настоящая фамилия писателя? (нет)
3) Верно ли, что писатель родился в Москве? (нет)
4)Верно ли, что К. И. Чуковский писал стихи и сказки в стихах? (да)
5) Верно ли, что у Чуковского было четверо детей? (да)
6) Верно ли, что сам Чуковский рос без отца? (да)
-Ребята, как же проверить правильно ли вы ответили на эти вопросы или нет? (прочитать в книге, сходить в библиотеку, посмотреть в Интернете)
- Некоторым ученикам было дано такое задание заранее. Сейчас мы посмотрим, как они нашли информации о писателе Чуковском. Слайд 3-съёмка.
4. Открытие.
- Эту информацию ребята принесли нам на урок. Сейчас, работая в группе, вы должны найти ответы на интересующие нас вопросы (вернуть слайд 2), а дети, работавшие в библиотеке, будут вашими консультантами.
Текст для работы в группе.
Биография К.И.Чуковского
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра и других. Звали этого замечательного человека. Корней Иванович Чуковский.
Писателю Корнею Ивановичу Чуковскому исполнилось бы в этом году 132 года. Он родился в Петербурге в 1882 году, умер в 1969 году. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Его настоящее имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Псевдоним писатель себе выдумал сам. Он даже свой день рождения отмечал не 1 апреля, а 31 марта. Своё детство он провёл в городе Одессе. Николай рос в семье без отца. Мать Чуковского была прачкой. Её заработка едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения, сказки в стихах и даже поэмы.
Внимание на экран. На какие вопросы вы смогли ответить, работая с текстом? Какие ещё интересные факты из жизни поэта вы узнали?
5. Закрепление материала.
1) Закрепим знания и проведём ролевую игру «Мы – читатели библиотеки».
(Заранее поставить стол, на котором будут разложены разные книги, а также стоять ящик с каточками абонемента)
За столом сидит ученик в роли библиотекаря и ждёт читателей. Приходят ученики, библиотекарь выдаёт им книги и напоминает правила пользования библиотечной книгой.
2)Скажите, мы ответили на все вопросы? (нет) Продолжаем поиск.
- К.И.Чуковский был очень весёлый и интересный человек, он родился 1 апреля – в день смеха. Писатель очень любил детей и старался писать для них интересные сказки в стихах. И дети очень любили его произведения. А вы любите?
- Одни ребята брали информацию о жизни писателя в библиотеке, а другие тоже времени зря не теряли. Они нашли нам интересные сведения о том, как появились те или иные произведения Корнея Чуковского. Сейчас ученики вам их прочитают, а вы попробуйте угадать о каком произведении идёт речь.
1 ученик
Об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, тихо сказал…
Как вы думаете, что? («Мойдодыр»)
- Поработаем в группе над поиском четверостиший из этого произведения. Вам их нужно выбрать среди отрывков из других произведений.
(Выбрать
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!)
2 ученик
Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба. (Муха-Цокотуха)
- Работа аналогичная…
3 ученик
Какое произведение Чуковский написал самым первым? («Крокодил»). А было это так: заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вёз его в ночном поезде домой, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колёс стал рассказывать:
(Выбрать
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил –
Крокодил, Крокодил Крокодилович)
-Работа аналогичная.
4 ученик
Однажды Корней Иванович часа три лепил из глины с детьми разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет … попробуйте догадаться, какая сказка?
(«Федорино горе»).
- Работа аналогичная.
5 ученик
Вполне реальные люди иногда являются прототипами (реальная личность) сказочных героев. Так случилось и с персонажем знаменитой сказки Чуковского. В Крыму в больнице лежала восьмилетняя дочь поэта. Она серьёзно болела и лечилась у этого врача. Как вы демаете, какое произведение было написано после этого?
-Работа аналогичная.
-Удалось ли теперь ответить на все вопросы? (да)
6. Самостоятельная работа.
-Дома вы рисовали рисунки к понравившемуся произведению Корнея Ивановича Чуковского. Выполните его защиту, зачитывая фрагмент из сказки.
Далее дети выходят к доске, читают отрывок из сказки и прикрепляют рисунок к доске. Таким образом получилась выставка рисунков.
7. Рефлексия.
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Давайте составим синквейн-вывод по произведениям Чуковского. Составляют в группе и зачитывают (выдать большие листы и фломастеры).
-Закончите предложения: (заранее написать на доске)
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …