ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОИ? ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 3 КЛАССА КУРСА ПОЗНАНИЕ МИРА «ПРИРОДА ПРИУРАЛЬЯ».
Пояснительная записка.
Общая характеристика.
Курс по познанию мира « ПРИРОДА ПРИУРАЛЬЯ » реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в рамках Казахстанского государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность данного курса обусловлена тем, что программа объединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания, что способствует целостному и системному видению мира в его важнейших взаимосвязях.
Цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально — научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом, природой;
воспитание любви к природе родного края, интереса и бережного отношения, формирования гражданского и патриотического сознания учащихся.
Задачи:
развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, формировать здоровый образ жизни, способствовать формированию личностных, коммуникативных, познавательных УУД;
создавать условия для развития каждого школьника, на основе знания его индивидуальных особенностей и потребностей.
Разделы:
Я –частичка природы.
Природа Приуралья.
Человек и природа.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание курса по познанию мира «Природа Приуралья» формирует представления о природе как универсальной ценности, развивает устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы.
Объём программы
Программа курса по познанию мира «Природа Приуралья» для 3 класса, составлена на 34 часа. На реализацию программы отводится 1 час в неделю.
Численный и возрастной состав курса «Природа Приуралья»
Возраст детей от 9-10 лет, численность 11 человек.
Ожидаемые результаты:
повышение мотивации учения;
развитие личности и создание основ творческого потенциала;
формирование позитивной самооценки;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения и сравнения.
Используемая литература:
1.Дмитриев Ю.Д. «О природе для больших и маленьких»
2.Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему»
3.»Мир живой природы»
4.Красная книга Казахстана.
5.Кадыр Мырза Али «Красная книга»
6.Ковшарь А.Ф. «Мир птиц Казахстана»
7.Рябицев В.К. «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири»
8.Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки»
Содержание работы курса «Природа Приуралья»
(34 ч – 1 ч в неделю)
Я – частичка природы. (4ч).
Введение: Я-частичка природы.
Взаимосвязь природа-человек-природа.
Я и красота окружающий мир.
Природа Приуралья. (24 ч)
Живая и неживая природа родного края. Времена года.
Растения родного края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения родного края.
Дикие животные родного края.
Птицы родного края.
Природные сообщества родного края (лес, луг, водоём).
Человек и природа (5ч)
Красная книга Казахстана.
Заповедники.
Охрана окружающей среды.
Обобщение (1ч)
Природа родного края. (Защита проектной деятельности по курсу познание мира «Природа Приуралья».
Календарно – тематическое планирование курса по предмету Познание мира -«Природа Приуралья».
№п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
34 ч
Содержание деятельности
Я – частичка природы (4 ч)
05.09
Введение.
Я-частичка природы.
1
Познакомить с понятием «Я – частичка природы». Выставка рисунков на тему : Красота природы»
12.09
Взаимосвязь: природа-человек-природа.
1
Рисование рисунков на тему: «Я и природа».
19.09
Я и окружающий мир.
(экскурсия)
1
Фотосъемка на тему:» Я восхищаюсь твоей красотой»
26.09
Правила поведения на природе.
1
Рисование правил поведения на природе.
Природа Приуралья (24ч)
03.10
Живая и неживая природа родного края.
1
Повторение понятий: Живая и неживая природа.
Наблюдения за природой.
Рисование пейзажей на тему: «Красота родного края».
10.10
Времена года.
1
Чтение стихов на тему: Времена года.
Слушание музыкального произведения Чайковского «Времена года»
Растения родного края:
17.10
24.10
31.10
14.11
Деревья растущие в нашей местности (виды деревьев).
4
Исследовательская деятельность по проблеме «Деревья моего края»
Дать понятие: Что такое дерево.
Сбор пословиц и поговорок, загадок о видах деревьев.
Познакомить с видами деревьев родного края.
Сбор информации о видах деревьев растущих в нашей местности.
Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека.
Составление альбома: Виды деревьев нашей местности.
«Деревья и поэзия» - стих. выдающихся писателей.
21.11
28.11
05.12
12.12
Кустарники растущие в нашей местности (виды кустарников)
4
Исследовательская деятельность по проблеме: «Кустарники моего края».
Дать понятие о кустарниках.
Познакомить с видами кустарников растущих в нашей местности.
Составление альбома: «Кустарники нашей местности».
19.12
26.12
09.01
16.01
Травы растущие в нашей местности (виды трав).
4
Исследовательская деятельность по проблеме: «Травы моего края».
Познакомить с видами трав.
Чтение стихов, загадок о травах.
Составление альбома: «Травы нашей местности».
23.01
30.01
06.02
Лекарственные растения нашей местности.
3
Сбор информации о лекарственных растениях: «Лечебная сила растений».
Изготовление справочника: «Волшебные растения».
Написание эссе на тему: «Травушка-муравушка».
13.02
20.02
27.02
Дикие животные родного края.
3
Исследовательская деятельность по проблеме «Дикие животные моего края».
Чтение произведений о животный.
Составление альбома: « Животные моего края».
05.03
12.03
19.03
Птицы родного края.
3
Исследовательская деятельность по проблеме «Птицы родного края».
Чтение произведений, загадок о птицах.
Составление альбома: «Птицы моего края».
02.04
Природные сообщества: лес, луг, водоем.
1
Дать понятие о природном сообществе.
Природа и человек (5).
09.04
16.04
Красная книга Казахстана.
2
Знакомство с животными занесенными в КРАСНУЮ КНИГУ КАЗАХСТАНА.
23.04
Заповедники.
1
Знакомство с заповедниками.
30.04
07.05
Охрана окружающей среды.
2
Рисование рисунков на тему: «Природа- наш дом».
Обобщение (1).
14.05
«Природа Приуралья»
1
Защита проектной деятельности по познанию мира: «Природа Приуралья»