«Хлеб – всей жизни голова!»Классный час
Цель и задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения хлеба.
2. Расширить знания о понятии «хлеб»; раскрыть его лексическое значение.
3. Рассмотреть профессии людей, которые работают над созданием хлеба.
4. Воспитывать уважение, любовь и бережное отношение к хлебу.
5. Развивать аналитико-синтетическое мышление у учащихся, интерес к исследовательской и поисковой деятельности.
Оборудование:
1. Презентация на тему: «Хлеб – всей жизни голова!».
2. Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
3. Выставка детских рисунков и поделок.
Ход занятия:
Орг. момент:
Учитель: Разгадайте загадку:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна – в муку и тесто.
Вырос он под синим небом
И пришел на стол он.
Дети: Хлебом!
Написание сочинения (первичное) на тему: «Что такое для меня хлеб?»
Составление плана занятия:
1. Что мы называем хлебом?
2. История хлеба.
3. «Блокадный» хлеб.
4. Хлеб в устном народном творчестве.
1. Что мы называем хлебом?
Учитель: Что мы называем хлебом? О каком хлебе идет речь в загадке? /Ответы детей/.
Учитель: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Слов «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
Ученик 1: Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб!
(И.Токмакова)
Учитель: Интересно, а почему хлеб имеет именно такое название? Как вы думаете? /Ответы детей/.
Ученик 2: Само слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались «клибанос».
Отсюда произошло готское слово «хлайфе», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб».
2. История хлеба.
Учитель: Как вы думаете, когда впервые появился хлеб и из чего он был сделан? /Предположения детей/.
Ученые-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что первых хлебным растением надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а… дуб. Обильные урожаи его желудей использовали для приготовления хлеба еще в очень древние времена. Археологи при раскопке древних поселений нашли высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5 тысяч лет назад.
Шло время век за веком. Открытие сменялось открытием, и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. Произошло это, как полагают, впервые в Египте 4-5 тысяч лет назад. При раскопках Египетских пирамид обнаружено немало статуэток и других предметов, свидетельствующих о том, что древние египтяне умели не только молоть зерно в муку, но и выпекать из нее хлеб.
Расскажите, а как происходит создание хлеба в наши дни? /Ответы детей/.
Кто трудится над его созданием? /Ответы детей/.
Ученик 3: Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Колхозник,
рабочий,
нефтяник,
строитель,
шахтер,
машинист,
металлург и НАРОД!
Ученик 4: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.
Святое дело – вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 000 зерен. Сколько же надо, чтобы накормить народ?
Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем хлебороб.
3. Блокадный хлеб.
Учитель: Совсем недавно мы отмечали годовщину блокады Ленинграда. Вспомните, что это за событие. /Ответы детей/.
Именно в годы блокады люди остро ощущали нехватку хлеба.
Создали наши ученые новый сорт пшеницы. И первый его урожай хранился в Ленинграде, в одном институте. А тут фашисты напали на нашу страну, окружили Ленинград, и в этом прекрасном городе начался голод. Почти все мужчины ушли на фронт, и в этом институте, где хранили зерна нового сорта пшеницы, остался один старый профессор. Ходит он по холодному залу в шубе и валенках, шатается от голода, и кажется ему, будто кто-то прямо в ухо нашептывает: «Возьми одну горсточку и пожуй. Ну не горсточку, так хоть десять зернышек. Сегодня только десять и завтра только десять…» Он уже протянул было руку к банке, где хранилась пшеница, но тут же отдернул ее. И даже в другой конец зала ушел.
«Не смей брать! – приказал профессор сам себе. – Ведь если я не удержусь и все съем, труд моих товарищей пропадет. Нельзя, надо терпеть!»
Умер этот профессор от голода, но новый сорт пшеницы сберег до зернышка. И когда мы победили фашистов, люди посеяли пшеницу. Хорошо она заколосилась, созрела вовремя, хороша мука получилась.
Ученик 5: Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители – 125 граммов. Этот хлеб состоял их небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с «большой земли» по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее «Дорогой жизни».
Ученик 6:
Казалось, что конец Земли,
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще, он рядом где-то –
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
Ученик 7:
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Ученик 8:
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мороза,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Ученик 9:
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Учитель: 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»
И даже в наше время встречаются могилы, на которых лежит кусочек хлеба.
4. Хлеб в устном народном творчестве.
Учитель: Некоторые из ребят подготовили пословицы и поговорки о хлебе. Давайте познакомимся с ними и подумаем, чему же каждая из них учит нас.
/Разбор пословиц и поговорок/.
Хлеб всему голова!
Едешь на день, хлеба бери на неделю.
Куском хлеба не попрекают.
Плох обед, коли хлеба нет.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Без хлеба куска везде тоска.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Хлеб и вода – мужицкая еда.
Написание сочинения (вторичное) на тему: «Что такое для меня хлеб?»
Подведение итогов урока: чтение получившихся сочинений.