Петухова Елена Евгеньевна, МБОУ "Елембаевская ООШ", Новоторъяльский район РМЭ
Данную разработку классного часа можно использова также и на уроках ИКН.
"Моя малая Родина"
Классный час разработан для учащихся 5 – 6 классов. На занятии дети будут оперировать понятиями «Родина» и «малая родина», получат возможность лучше познакомиться со своей малой родиной. В ходе занятия будут исполнены стихи, песни, будут проведены игры.
Подготовка к классному часу “Моя малая Родина” состояла из нескольких этапов:
- В апреле 2014 г. был проведен классный час, на котором были определены цели и задачи дальнейшей работы по их реализации.
- Учащиеся были разделены на группы для исследовательской деятельности по различным темам.
- Сформулированы темы исследовательской деятельности учащихся.
- В мае 2014г. руководитель каждой из групп отчитывается о проделанной работе.
- Учитель совместно с учениками готовит презентацию по теме.
- Проведение классного часа “Моя малая Родина” – сентябрь 2014г.
Основные принципы работы:
- Принцип вариативности.
- Принцип сотворчества.
- Принцип созидательной творческой деятельности.
- Принцип гуманизма.
Цель:
1.
- Расширение и углубление знания учащихся об истории родного района.
- Воспитание чувства любви и гордости за свою «малую Родину».
Задачи: способствовать развитию личностных качеств и эмоционально-волевой сферы школьников; создать условия для воспитания интереса к родному краю.
- Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
- Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
- Содействовать моральному развитию детей.
Форма проведения:
Час общения.
Оборудование: карточки с пословицами, фигурки и основа для коллажа, клей, фломастеры и цветные карандаши, видеоролики, компьютерная презентация, проектор, компьютер.
Ход занятия
“Для России наш район – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
I. Вступление.
Учитель:
Ребята, что такое Родина? У каждого из нас есть свой родной уголок. У кого то – это небольшая деревенька, у кого-то – это село или поселок, а у кого-то – это большой город, но у каждого она своя. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми
Ученик читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Учитель: Республика Марий Эл, марийский край – это живописный уголок России, в котором много озер, лесов, рек. Приятно осознавать, что мы родились на земле, славной своей историей, богатой многовековой культурой и прекрасными памятниками старины. А какие памятники старины вам известны? (ответы учащихся)
Наша республика прославилась такими замечательными людьми, как Сергей Григорьевич Чавайн – основоположник марийской литературы, нашими учеными, как Зиновий Васильевич Учаев, Иван Степанович Галкин, Иван Григорьевич Иванов, Валериан Михайлович Васильев; артистами, композиторами и многими другими выдающимися людьми.
А Новоторъяльский район, где мы родились и выросли – это кладезь таланта. Можно отметить марийских писателей, наших земляков Валентина Косоротова, Вениамина Иванова. Заслуженного учителя РФ, ученого, писателя, автора марийского букваря Василия Федоровича Сапаева, деятелей культуры – Георгия Пушкина, Майю Романову, Ивана Смирнова; Василия Домрачева и многих-многих других.
Об истории Новоторъяльского района нас познакомят учащиеся 8 класса:
II. История района - как все начиналось.
Ученик 1.
Историческая судьба жителей Новоторъяльского района тесно связана с историей вятского края. Основная масса марийцев поселилась на землях новоторъяльской стороны в период XIII - XVIII веков.
Они пришли сюда с берегов реки Вятки, преимущественно из слободы Кукарка, ныне город Советск. Марийцы осваивали богатые лесом и дичью края, корчевали леса, расширяли площади под пашней. Селились они в основном илемами - каждая семья отдельным участком.
Ученик 2.
В XVII - XIX веках в край, богатый лесами и дичью, чистыми полноводными реками, с севера, с Вятской стороны, переселились русские.
Переселенческое движение в марийский край продолжалось до 20-х годов XX века. Переселенцы размещались не только отдельными селениями, но и в качестве припущенников в марийских деревнях.
Ученик 3.
До 1920 года территория Новоторъяльского района входила в состав Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии. С образованием Марийской автономной области большинство населенных пунктов нынешнего Новоторъяльского района вошло в состав Сернурского кантона.
В 1924 году образован Торъяльский кантон (с 1935 года - Новоторъяльский кантон) площадью 1418,73 кв. км. Он объединил поселения Новоторъяльской, Конганурской волостей и часть поселений Токтайбелякской волости, отошедших от Сернурского кантона, некоторые поселения Кужмаринской и Пектубаевской волостей Краснококшайского кантона, Салобелякской (42 поселения) и Тожсолинской (25 поселений) волостей Яранского уезда Вятской губернии.
Площадь Торъяльского кантона составляла в 130558,5 десятин, т.е. 44,5 кв. версты или 1418,73 кв. километра. Всего в кантоне имелось 336 селений с числом жителей 55902 человека.
Ученик 4.
Кантон делился на 18 райсельсоветов: Немдинский, Тумью-Мучашский, Сухорецкий, Лангинерский, Каменно-Ключевский, Большенурминский, Сосновский, Токтарсолинский, Пектубаевский, Ошканерский, Кадамский, Елембаевский, Оршинский, Красно-Ключевский, Мумзерский, Масканурский, Верхушнурский, Апшатнурский.
20 июня 1932 г. произошло переименование административно-территориальных единиц области, исключено наименование кантон и заменено на район.
19 января 1936 г. образован Пектубаевский район (из ряда сельсоветов Новоторъяльского и Оршанского районов).
А какой же сейчас наш Новоторъяльский район? Наш Торъял славится своими достопримечательностями, своей необыкновенной природой.
III ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Написать небольшое мини-сочинение о «малой Родине»
Ответы учащихся:
Я очень люблю природу. В моем родном поселке Новый Торъял, в его окрестностях, удивительная природа: обширные луга, березняки, перемежевавшиеся сосново-еловыми посадками, наши удивительные реки с чистой водой, родники, овраги, балки. Я полностью согласна с выражением, что Родина – это то место, где ты родился, это тропинка, поросшая мягкой травой от отчего дома, это старый колодец, это отблеск костра, отражающийся в воде.
IV Учитель: А теперь послушайте стихотворение Любы Прозоровой, ученицы 9 класса, на марийском языке «Марий Элем – шочмо верем».
Марий Элем – шочмо верем.
Марий Элем – шочмо верем,
Илыш вийым тый пуэт.
Куш ом кае, кушто ом лий
Шумыштем эре илет.
Шочыктен мыйым Торъял мланде
Шушпык мурмо вер-шорем.
Пуртусшат тыште пеш ямле
Кок энер йога эртен.
Чодыраже, тор пасужо,
Олык лапыш легылдем.
Яндар южым шулалталын,
Илыш вийым погалтем.
Шочмо мланде, ава мланде,
Тый гына кулат мылам!
Вуй умбалне кава канде
Садлан улам мый пиалан.
V. Заключение.
Спасибо всем ребятам, участвовавшим в исследовательской работе по истории нашего района. С заданием вы справились достойно.
А сейчас для вас небольшая викторина о нашем родном Новом Торъяле.
VII. Викторина для учащихся. (Составляется группами учащихся по исследованным вопросам).
Учитель:
Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?
Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.
Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Ученик:
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
Учитель:
-Перед вами лежат листы бумаги. На этих листах разбросаны пословицы о Родине. Ваша задача собрать пословицы.
Жить — Родине служить.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Где смелость, там и победа.
Кто дрожит, тот и от врага бежит.
-Но это не все. Наш классный час подходит к концу и каждый из вас принимал участие в подготовке нашего классного часа. Поэтому, рядом с пословицами вам нужно оценить свою работу на уроке, в подготовке к классному часу.
Если вы активно участвовали в работе класса, то нарисуйте солнышко. Если принимали небольшое участие – нарисуйте солнышко, зашедшее за облако. Если вы только слушали выступающих и не были активны, то рисуйте облако.