Цель: показать значение малой родины в жизни каждого человека.
Задачи: рассмотреть понятия «Родина», «малая родина»; способствовать развитию личностных качеств и эмоционально-волевой сферы младших школьников; создать условия для воспитания интереса к родному краю.
Оборудование: карточки с пословицами, фигурки и основа для коллажа, клей, фломастеры и цветные карандаши, видеоролики, компьютерная презентация, проектор, компьютер.
Классный час разработан для учащихся начальных классов, но материал разработки можно использовать и в среднем звене. На занятии дети будут оперировать понятиями «Родина» и «малая родина», получат возможность лучше познакомиться со своей малой родиной. В ходе занятия будут исполнены стихи, песни, будут проведены игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Моя малая родина" »
Урок Знаний – 2014. Тема: «Моя малая родина»
Автор - составитель: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4»
п.Чернянка Белгородской области Редченко Светлана Владимировна
Возрастная категория – начальные классы.
Цель: показать значение малой родины в жизни каждого человека.
Задачи: рассмотреть понятия «Родина», «малая родина»; способствовать развитию личностных качеств и эмоционально-волевой сферы младших школьников; создать условия для воспитания интереса к родному краю.
Оборудование: карточки с пословицами, фигурки и основа для коллажа, клей, фломастеры и цветные карандаши, видеоролики, компьютерная презентация, проектор, компьютер.
Ход занятия:
1. Введение.
- Дорогие ребята! Давайте вместе прочитаем слова со слайда:
“Для России поселок – частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем”.
- Кто может сказать, какой будет тема нашего первого урока в этом году, Урока Знаний? (ответы детей)
- Действительно, тема Урока Знаний – «Моя малая родина».
Малая Родина – Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая, А под ней скамья – Ласковая малая Родина моя!
- А почему «Моя»? (тут живут мои родители, мои друзья, тут моя улица, моя школа и т.д.)
- Почему «Малая»? (потому что это частичка нашей большой страны)
- А как называется наша страна? (Россия)
Красотой ты славилась веками, Глубиною голубых морей. И своими добрыми руками Вырастила рать богатырей. Кто искал и счастья, и свободы, Собирался под твоё крыло. Племена и малые народы Получали ласку и тепло. Жить в союзе равенства и братства, Ничего нет лучше и святей. Всё твоё несметное богатство —
Миллионы любящих детей. Много разных войн и потрясений Довелось России пережить. Подвигами бывших поколений Всем живущим надо дорожить. Стань ещё надёжнее и краше, Под высоким небом расцветай. Сказка недосказанная наша И любимый необъятный край. Н. Цветкова
- Посмотрите на карту - широко раскинулась Россия от Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в нашей огромной стране горы, моря, озера и реки, степи и леса. А живут в нашей стране удивительно добрые, умные и талантливые люди. Мы гордимся, что ты – Россияне!
2. Основная часть.
- Но есть в этой огромной стране самый дорогой для нас с вами маленький уголок. Это область, в которой мы живём. (Показать на карте)
- Какое она носит название? (Белгородская)
- А как, одним словом, можно назвать Белгородскую область?(Белгородчина)
Чтение стихотворения сопровождается видеороликом:
Моя Родина – Белгородчина,
Я люблю твои лес и поля,
Меловые откосы и просеки,
Ты прекрасна, родная земля!
Я любуюсь твоими просторами
И сияньем святых куполов
Колокольным малиновым звоном
И цветеньем вишнёвых садов.
Я люблю твои песни и праздники
Золотые колосья в полях
С каждым годом становишься краше
Ты, Отчизна, родная моя.
Словно мать, ты с заботой о людях
Всё даёшь, чем богата сама.
Я считаю, что самая лучшая,
Белгородская область моя!
Ларченко Наталья Александровна
- Белгородчина славится и своими людьми. Это известный полководец Николай Федорович Ватутин, Михаил Семенович Щепкин – известный русский актер, Шухов Владимир Григорьевич — инженер, архитектор, изобретатель. В этом году умер дважды Герой Социалистического Труда Горин Василий Яковлевич, который руководил колхозом им.Фрунзе. С жизнью этих и многих других известных людей Белгородчины вы познакомитесь в старших классах, а вот Федора Емельяненко и Светлану Хоркину вы точно знаете – это наши знаменитые спортсмены. Со всеми этими людьми у нас с вами одна Родина.
- А какие родственные слова можно подобрать к слову «Родина»?
– Род, родной, родился.
- А где мы с вами родились и живем? (В поселке Чернянка)
- Чернянка - это наша малая родина.
Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина. Татьяна Бокова
- Для кого-то малая родина – это его поселок. Для кого-то – родная улица или уютный дом. Для кого-то это мама, друзья.
- Словом, малая Родина у каждого своя!
Я узнал, что у меня, Есть огромная семья. И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок, Речка, небо голубое, Это всё моё, родное. Это родина моя, Всех люблю на свете я.
В.Орлов
- Что вы знаете о нашем поселке Чернянка? (рассказы детей)
Чтение стихотворения сопровождается видеороликом о поселке:
На страницах книжек древних Про Чернянку я читал, Ведь три века с половиной Наш посёлок прошагал. Тут крестьяне хлеб растили, И ремесленники были, А купцы к нам заезжали И на ярмарку всех звали. Взяли в руки власть советы, Приняли они декреты: Хлеб - крестьянам, мир - народу И повсюду всем свободу. А потом война была, Много горя принесла, Но народ наш победил, Всех врагов он разгромил. Закипела вновь работа: Стали строиться заводы, Производство подымали, Сахар, масло выпускали. Школы новые открылись, Чтобы дети в них учились. Будет новая больница, Чтобы было, где лечиться. Храмы стали возрождать, Чтобы веру пробуждать. Площадь новая есть тут, И цветы везде цветут. Планов есть ещё немало, Чтоб Чернянка процветала, Чтобы счастливо нам жить, Надо край родной любить.
И. Перемышленников
- Русский народ всегда очень бережно относился к своей Родине, что подтверждают и пословицы.
Игра «Собери пословицу».
- Объединяйтесь в группы и собирайте пословицы из разрезанных карточек. Готовые пословицы крепите на доску.
Пословицы и поговорки о Родине:
В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
За морем светло, а у нас светлее.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Одна у человека родная мать, одна у него и родина.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
Родная землица и во сне снится.
Своя сторона не бывает холодна.
Человек без родины — соловей без песни.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Действительно, дома чувствуешь себя увереннее – рядом друзья, семья. Дома тебя всегда любят и ждут. И как бы хорошо не было в чужом краю, дома всегда лучше. Знаете в чем секрет? Тебе дорога Родина, а ты очень нужен ей. Россия не проживет без тебя, а ты не сможешь жить счастливо без нее, как не смог бы жить без мамы или папы. И твоя страна тебя любит, всегда поддержит и поймет, так же как родители.
Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я : – Здравствуй, улица моя ! Я пою и в тишине Подпевают птицы мне. Травы шепчут мне в пути : – Ты скорей, дружок, расти ! Отвечаю травам я, Отвечаю ветру я, Отвечаю солнцу я : – Здравствуй, Родина моя ! В. Орлов
3. Заключительная часть.
Каждый из нас желает своей семье и своей Родине всего самого лучшего. Давайте и мы с вами напишем пожелания стране, поселку, школе, друзьям!
(Дети пишут пожелания на фигурках человечков, птицах, цветах и т.д.)
На свете живут
Разноцветные дети.
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
Кружится планета,
Большая планета,
Ладонями солнца
Она обогрета.
Но греют планету
Намного теплей
Улыбки и смех
Разноцветных детей.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева - дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!
В. Орлов
- Разместите свои пожелания на плакате (изображен земной шар), и пусть они обязательно исполнятся!
- Что символизирует получившийся рисунок? (ответы детей)
Нам нужен мир На голубой планете. Его хотят И взрослые и дети. Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, Не думать о войне! Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли. Нам нужен мир Навеки! Навсегда! И.Кравченко
- И на прощанье давайте исполним песню «Край в котором ты живешь».