Методическая разработка "Я гражданин своей страны"
Методическая разработка "Я гражданин своей страны"
Разработка рекомендуется для работы с детьми с нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями Цель занятия - воспитание чувства патриотизма, уважения и гордости своей Родиной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, вы прослушали стихотворение Зинаиды Александровой «Родина». Скажите, о чем это стихотворение? (ответы детей)
-Значит, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (о Родине)
- А как вы понимаете слово «Родина»? (ответы детей)
Слово «родина» может иметь разные значения для человека, вот некоторые из них:
Место, где человек родился и вырос, где находятся его дом, семья и друзья. Это может быть родной город, деревня, улица, двор (малая родина).
Страна, в которой человек родился и гражданином которой является (большая родина). Также это может быть страна, её культура, народ и традиции.
-Скажите, а в каком городе мы живем? (Мензелинск)
- Наш город небольшой, но очень красивый. Это очаровательный и самобытный город, который уютно расположился в Республике Татарстан, на северо-востоке европейской части России. С населением около17 тысяч человек, этот город сохранил уникальную атмосферу старинного уездного центра, где каждый уголок дышит историей и спокойствием.
Город привлекает своей богатой историей и культурным наследием. Прогуливаясь по его улицам, можно увидеть прекрасно сохранившиеся купеческие дома XIX века, свидетельствующие о былом торговом значении Мензелинска. Одной из особенностей города является его расположение на берегу реки Мензеля, что придает ему особое очарование и создает живописные пейзажи. Здесь гармонично переплетаются русские и татарские культурные традиции, что находит отражение в архитектуре, местной кухне и гостеприимстве жителей.
- Мензелинск-это наша малая Родина.
- А в какой республике мы живем? (ответы детей)
- Да, мы с вами живем в Республике Татарстан. Столица нашей республики город Казань.Казань считается одним из старейших городов России, которая вместила на своей территории самые разнообразные нации. Пожалуй, нет другого города на территории страны, в котором так органично сочетались бы культуры различных эпох и религий. Располагается город на берегу Волги, и является столицей Татарской республики.
- Наша Республика Татарстан находится на территории России.
Россия-это наша большая родина. Вы родились в России. Россия – самая большая страна на свете, так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступила ночь. Ни одного государство не имеет такой большой территории более 17 млн. кв. км и такой длинной границы, которая проходит и по суше и по воде. На свете много разных стран, но есть одна страна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она. На карте России много голубого цвета. Это реки моря и озера. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это пять из 22 главных рек земного шара. В Европейской части протекает самая длинная река в Европе – это Волга.
- А какой город является столицей России? (город Москва)
- Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
- Кто является главой нашего государства? (Президент)
- Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
- У каждого государства есть свои символы. Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
- А вы знаете, какие символы у Российской Федерации? (флаг, герб, гимн)
Отгадайте загадку:
По ветру вьётся полотно,
К шесту оно прикреплено,
У полотна три цвета.
Кто ответит, что же это? (Флаг.)
- Как выглядит современный российский флаг? (ответы детей)
Верно! Он состоит из трех полос: белой, синей и красной. Это отвечает народным представлениям о мире. В древности море называли синим, свет — белым, а слово «красный» употребляли в значении «красивый».
-Что в окружающей нас природе имеет белый цвет? (ответы детей)
Верно! Белый снег, белые берёзы, белые цветы калины, черемухи.
- А синий? (ответы детей)
Синее небо, синее море, синие реки.
Красный цвет имеют и огонь, и солнце, и красные ягоды, и цветы.
Цвета белый, синий и красный издревле почитались в народе. Со времен царя Алексея Михайловича белая и синяя полосы означали небосвод, красная — землю.
А еще белый цвет означает чистоту, мир. Синий — верность и правду, а красный — отвагу и любовь. Многие страны имеют флаги, составленные из сочетания этих цветов. Например, Франция, Великобритания, США, Словакия, Словения и др.
- Где можно увидеть российский флаг? (ответы детей)
На границе, при въезде в нашу страну, над зданиями посольств, торговых представительств за рубежом. Изображение флага помещают на автомобилях, самолётах, поездах, чтобы показать: они принадлежат России.
Кроме того, российский флаг мы видим в праздничные дни на улицах, стадионах во время спортивных состязаний.
Послушайте стихотворение.
Флаг России
Флаг у нас прекрасный —
Белый, синий, красный!
Белый — мир и чистота,
Синий — верность, небеса,
Красный — мужество, отвага...
Вот цвета родного флага!
Наша Родина – Россия-государство древнее, оно возникло много, много лет назад. Сейчас я предлагаю вам послушать историю о том, как возник второй символ нашего государства – Герб.
В те древние времена, когда еще не было ни городов, ни домов многоэтажных. А были лишь небольшие домики, которые стояли по берегам рек, в них жили наши предки- люди, от которых мы произошли. Наши предки - это славяне. Жизнь славян была неспокойной, им часто приходилось объединяться друг с другом, чтобы защищаться от врагов. откуда он История герба начиналась в те времена, когда наши предки очень часто воевали. Из оружия были стрелы, меч, копье, лук, автомат. А защищали раньше воина доспехи, щит. Во время сражений воины были все похожи друг на друга, и чтобы не ошибиться, где свой воин, а где чужой, придумали поместить на щит знак. Это изображение стали называть гербом. Предлагаю вам сейчас его рассмотреть. Что вы видите в центре? (Ответы детей).
- Да в центре изображен орел. А что можно про него рассказать, какой он? (ответы детей)
- Орел на гербе означает силу, значит наше государство сильное и непобедимое. А почему у орла две головы? (Предположения детей).
- Россия – государство очень большое и головы смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей. А что вы еще видите? (Корону).
- А что она означает? (В России главным был царь, сейчас он называется президентом).
-А как зовут президента нашей страны? А что еще держит орел в своих лапах? (ответы детей).
- Ребята, орел держит в левой руке скипетр- это символ власти, а в правой у него шар, его называют держава. В центре герба России изображен герб Москвы, потому что Москва является столицей нашей Родины – России. Российскому гербу много-много лет, потому что наша Родина возникла очень давно.
- Я предлагаю вам найти Герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)
После того, как дети определили учитель читает стихотворение:
У России величавой На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
- Кроме герба и флага, есть ещё один символ – гимн. Что такое гимн? (ответы детей)
- Гимн - это музыкальное произведение. Слово «гимн» в переводе на русский язык означает «торжественная, хвалебная песнь».
Его исполняют в особенных, важных случаях. Каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины!
Гимн - это особый отличительный знак, символ государства, такой же, как и флаг и герб. Эта торжественная песня объединяет и сближает граждан все страны.
Государственный гимн исполняется и слушается стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча, или тихо подпевая. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. По звучащему гимну можно определить, из какого государства приехали гости.
Музыку для Гимна написал композитор Александр Васильевич Александров, а слова - поэт Сергей Владимирович Михалков.
Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте и мы выразим свое уважение к Российскому гимну и прослушаем его, как и положено, стоя, повернув голову в сторону Государственного флага.
- Я предлагаю вамблиц-опрос. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется… Россия.
Граждане России называются… россияне.
Столица России – город… Москва.
Кто президент в России… Путин.
С какими символами России вы сегодня познакомились?