kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Избирательная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Избирательна система". Форма проведения: круглый стол с приглашением учащихся 10-11 классов, представителя Избирательной комиссии.

Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета.

Актуальность темы: последние выборные кампании показали, что молодежь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации - низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодежных организациях, а также о том, кто может выражать ее интересы, представлять во власти и каковы ее обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодежи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня. Данное мероприятие рассчитано на тех, кому сегодня 17 - 18 лет, будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо-пространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах. Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право».

Данную разработку рекомендуется использовать для проведения внеклассных мероприятий в рамках воспитательной работы в образовательных организациях в 10-11 классах.Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка внеклассного мероприятия "Избирательная система" »

Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета.

Актуальность темы: последние выборные кампании показали, что молодежь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации - низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодежных организациях, а также о том, кто может выражать ее интересы, представлять во власти и каковы ее обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодежи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня. Данное мероприятие рассчитано на тех, кому сегодня 17 - 18 лет, будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо-пространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах. Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право».

Данную разработку рекомендуется использовать для проведения внеклассных мероприятий в рамках воспитательной работы в образовательных организациях в 10-11 классах.







































Методическая разработка внеклассного мероприятия «Избирательная система».

Автор – Сайгина Гульнара Дамировна, учитель истории и обществознания МОУ Чердаклинской СОШ №2, Чердаклинского района, Ульяновской области.

Цель - формирование знаний учащихся о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах ее проведения, воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий.

Задачи:

- повысить уровень информированности молодых избирателей о выборах и осознанного участия в голосовании;

- формировать у молодых людей гражданскую ответственность;

- увеличить интерес молодых и будущих избирателей к вопросам управления государством посредством выборов.

Форма проведения: круглый стол с приглашением учащихся 10-11 классов, представителя Избирательной комиссии.

Основные термины и понятия темы: демократия, гражданское общество, гражданская ответственность, гражданская позиция, избирательная система, принципы избирательного права, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная кампания, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, политическая власть, выборы, референдум, абсентеизм, политическая активность.

Оборудование: Конституция РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", карточки с тестом «Избирательная система», презентация «Избирательная система», агитационные плаката «Все на выборы!», сообщения учащихся.

Оформление доски:

– агитационные плакаты «Все на выборы!;

- цитата И.А. Ильина (1882-1954), русского философа «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою;

- цитата Отто фон Бисмарка «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов».

План мероприятия:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей мероприятия.

  2. Вступительное слово представителя Избирательной комиссии.

  3. Сообщение учащегося «Избирательное право».

  4. Конкурс « На приёме у юриста».

  5. Сообщение учащегося «Избирательный процесс».

  6. Объяснение смысла цитаты «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов». О.Бисмарк

  7. Игра «Выбери из четырёх кандидатов».

  8. Сообщение учащегося « Типы избирательных систем».

  9. Решение теста «Избирательная система».

  10. Составление « Памятки для избирателя».

  11. Подведение итогов.

Ход мероприятия

1.Организационный момент, сообщение темы и целей мероприятия.

2. Вступительное слово представителя Избирательной комиссии.

В зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика – это область общих интересов, публичной жизни.

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Демократические выборы – это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает своё индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав народных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма. Популизм (от лат. populous – народ) – это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в выборах. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называется абсентеизмом, укрепляет определенную политическую линию и может нанести ущерб государству. Например, неявка на выборы может сорвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определении результатов голосования. Она включает два взаимосвязанных компонента: 1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2)избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.

3. Сообщение ученика. «Избирательное право.

Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в узком и широком смысле. Напомним, что в узком смысле избирательное право – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомним из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим).

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента, такие выборы, называют многостепенными.) президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума – сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за какого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год – для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет – для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Избирательное право в широком смысле включает, помимо сказанного, избирательные законы (например, законы РФ «О выборах Президента Российской Федерации». «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.; законодательство субъектов.

4. Конкурс. На приеме у юриста.

Задание: учитель по очереди предлагает ситуации, а ученики должны с правовой точки зрения их объяснить.

Предлагаемые ситуации:

1. Гражданин Петров по пути на избирательный участок споткнулся и сломал ногу. После того как ему наложили гипс, в травматологической поликлинике и доставили домой, было уже 19 часов. Желая не оставаться в стороне от политической жизни страны и принять участие в выборах президента, Петров отправил жену в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать вне помещения для голосования, однако в просьбе Петрову отказали. Правомерен ли отказ избирательной комиссии? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: Избирательная комиссия права, так как согласно ст.67 ФЗ « О выборах Президента РФ» заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть подано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования в день голосования. В данном случае срок пропущен и отказ обоснован.

2. В ходе предвыборной агитации при проведении выборов в Государственную Думу РФ епископ Московский во время воскресной проповеди призвал всех католиков России проголосовать за гр. Радченко, являющегося их единоверцем. У членов избирательной комиссии возник вопрос, является ли подобного рода агитационное заявление законным. Дайте юридическую консультацию по данному вопросу.

Ответ: Ст. 48 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав» прямо предусматривает, что запрещается проведение предвыборной агитации благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний (п.7).

3. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?

4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

5. Сообщение ученика. Избирательный процесс.

На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Не случайно его называют избирательным законом в действии. Для избирательного процесса характерны следующие стадии:

1)подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);

2)выдвижение и регистрация кандидатов;

3)предвыборная агитация и финансирование выборов;

4)голосование и подведение итогов выборов.

Каждая из стадий отражает динамику действий на основе установленных правил. Например, согласно закону выдвижение кандидатов проводится партиями, что позволяет обеспечить альтернативность кандидатур. После регистрации кандидатов начинается стадии предвыборной агитации. Партии, избирательные блоки и кандидаты стремятся расширить свой электорат (от лат. еlector - избиратель), т.е. контингент голосующих за них избирателей. К ведущим принципам предвыборной агитации относятся: состязательность и конкурентность претендентов на власть, а также равенство их возможностей (например, равное распределение эфирного времени). Сегодня в связи с возрастанием в избирательном процессе роли СМИ, и прежде всего телевидения, этот принцип приобретает особую значимость. Борьба претендентов за власть стала схожа с традиционным рынком: каждый из них, стремясь «продать» свою кандидатуру дороже (т.е. завоевать симпатии наибольшего числа избирателей), обращается к специалистам в области политического маркетинга (от англ. market – рынок). Они создают с помощью рекламы (в первую очередь телевизионный) привлекательный для избирателей имидж (от англ. image – облик) «товара». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (либо партии) не всегда совпадают (приведите примеры), что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании.

6. Объяснить смысл цитаты «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов». О.Бисмарк

Избирательные технологии.

Важна не биография, а то, как она написана. «Комсомольская правда», 2000г., 10 января

7. Игра «Выбери из четырёх кандидатов»:

Кандидат А.

На протяжении всей своей политической карьеры он не гнушался обществом воров и спекулянтов. Более того – защищал их. По самым важным вопросам консультировался с астрологами. Много курит и выпивает по бутылке конька в день.

Кандидат Б.

Его два раза выгоняли с работы. Любит поспать до обеда. В школьные годы баловался опиумом. Каждый вечер выпивает бутылку бренди.

Кандидат В.

Прошел путь «от самых низов». Всю жизнь заботился о нуждах простого народа. Начав буквально с нуля, вывел свой регион6 в мировые лидеры по большинству основных показателей. Отличается завидной работоспособностью.

Кандидат Г.

Герой войны. Вегетарианец. Не курит, иногда балуется пивом. В личной жизни аскетичен. В порочащих связях не замечен.

Кто есть кто:

А – Франклин Рузвельт

Б – Уинстон Черчилль

В – Иосиф Сталин

Г – Адольф Гитлер



Предвыборная агитация, по существу, выражает суть избирательной кампании (от фр. сampagne – поход). Поэтому многие ученые рассматривают ее как часть избирательного процесса. Другие – отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания».

8. Сообщение ученика. Типы избирательных систем (Приложение1).

Избирательные системы прошли длительный путь развития. В итоге представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.

В соответствии с мажоритарной избирательной системой вся территория страны разбивается на территориальные единицы – избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномандатные округа), но иногда два депутата и более (многомандатные округа). Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. В противном случае нарушается принцип равенства избирательных прав граждан. В самом деле, представьте, что в двух избирательных округах выбирается по одному депутату, но в первом округе насчитывается 60 тыс. избирателей, а во втором – 120 тыс. Следовательно, голоса избирателей в первом округе оказываются вдвое весомее, чем во втором.

Еще одна характерная черта мажоритарной системы – избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет.

И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы – мажоритарная (от лат. majorite – большинство).

Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства (например, в Австралии) и относительного большинства (в США и Канаде).

В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1% голосов. Во втором – побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый и его соперников. Не случайно мажоритарную систему относительного большинства называют «системой первого пришедшего к финишу».

При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не получает требуемого абсолютного числа голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.

Положительная сторона мажоритарной избирательной системы в том, что обычно возникают и упрочиваются связи между кандидатом (в дальнейшем – депутатом) и избирателями. Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют представлять свои интересы в органах власти.

Недостаток мажоритарной системы в том, что голоса избирателей, отданные за не победивших кандидатов, пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей. Предположим, что в одном из избирательных округов происходит политическое соперничество между тремя кандидатами (А,Б,В). Голоса избирателей распределились следующим образом: А – 25%, Б – 38%, В – 35%. При мажоритарной системе относительного большинства победит, конечно же, кандидат Б. голоса, отданные за кандидатов А и В, пропадут, хотя в сумме они составляют 60% (подавляющее большинство избирателей). Тем не менее победитель (Б) становится во властных органах единственным полномочным представителем социальных интересов всех без исключения жителей данного избирательного округа.

Пропорциональная избирательная система распространена в современном мире широко. Она имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом. Политические партии, их союзы (избирательные блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избирателям предлагается проголосовать только за один из таких списков. По существу, они голосуют не за личность от той или иной партии, а за собственно партии в масштабе всей страны. После подсчета голосов партии получают число мест в представительные органы четко пропорционально числу отданных за них голосов. Например, если первая партия собрала 40% всех голосов, вторая – 20%, третья – 10%, то каждая из партий получит соответственно 40,20 и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство в два и четыре раза по сравнению с другими партиями.

Пропорциональная система обеспечивает более справедливое, чем мажоритарная, соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С её помощью в органах власти представлена реальная картина противоборства и расстановки политических сил. Однако и этой системе присущи недостатки. Она хорошо работает в странах, где на выборах соперничают две-три крупные партии. Но, в странах, где имеются десятки крупных и мелких партий, избранный представительный орган нередко оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно осложняет его работу. Поэтому во многих странах устанавливается так называемый заградительный барьер (порог). В России, например, для преодоления заградительного барьера на выборах в парламент надо набрать 7% голосов. Партии, набравшие менее 7% голосов, депутатских мест в парламенте не получают. Голоса, отданные за эти партии, делятся по пропорциональному принципу между партиями-победителями. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, нескольких активистов, но остальные ему не известны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе.

Смешанная избирательная система применяется в нашей стране при выборах в Государственную Думу. В соответствии с такой системой половина (225) из 450 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным округам. Другая половина (225) – по единому общенациональному округу. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства. Подчеркнем, что, согласно Закону РФ «О политических партиях» (2001), партии, которые в течение пяти лет подряд не принимают участия в выборах, подлежат ликвидации.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Победившим является кандидат, который набрал более половины голосов избирателей. Если же ни один не сможет получить в первом туре абсолютного большинства, то назначается второй тур. Борьба ведётся между двумя кандидатами, получившими в первом туре большинство голосов. Побеждает тот, кто набрал большее число голосов.

9. Решение теста «Избирательная система» (Приложение 2).

10. Учитель. Нам необходимо составить памятку для избирателя.

Обсуждение и составление памятки. (Приложение 3).

11. Подведение итогов.

Учитель. Притча.

 «В стародавние времена в одном городе жили-были два мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли два мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.

Завтра вы станете избирателями, и, я думаю, что вы не будете равнодушны и пассивны, так как общественные проблемы станут для вас личными.

Сегодняшняя молодежь четко должна осознавать цели и задачи современного общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Приложение 1.

Избирательные системы.

Избирательные системы

Мажоритарная (один округ – один депутат)

Пропорциональная

Избранным считается тот, кто получил в округе голосов больше других.

Недостаток: не отражается соотношение политических сил

В многомандатных округах голосуют за списки кандидатов от партий. Избранными считаются партии, набравшие определенный процент голосов. Места распределяются пропорционально полученным голосам

Пример: на 1 место претендуют кандидаты А,В, С;

А – 7 млн. голосов,

В – 6 млн. голосов;

С – 5 млн. голосов.

Так как 7 6 5, то победил А,

но 7

Пример: на 9 мест претендуют партии А,В,С;

А – 20% - 2 места;

В – 30% - 3 места;

С – 50% - 4 места



Приложение 2.

Тест. Избирательная система.

1. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу Российской Федерации?

а) смешанной

б) демократической

в) мажоритарной

г) пропорциональной.

2. Всенародные выборы в Российской Федерации определяют состав

а) муниципальных органов власти

б) депутатов Государственной Думы

в) членов Совета Федерации

г) парламентов субъектов Федерации РФ.

3. Смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы

а) обеспечить социальную справедливость и равенство граждан

б) познакомить избирателей с программами политических партий

в) представить оптимальную модель социального государства

г) создать избирательные округа.

4. В какой из приведенных ситуаций речь идет о пассивном избирательном праве?

а) Из-за болезни гражданка А. не смогла самостоятельно дойти до избирательного участка и поэтому на президентских выборах проголосовала на дому.

б) Члены геологоразведочной партии во время парламентских выборов находились далеко от ближайшего избирательного участка, поэтому избирательные бюллетени и урны им были доставлены вертолетом.

в) Гражданин З., выдвинувший свою кандидатуру на пост главы муниципального образования села Боровичи, выиграл выборы у своего соперника с большим преимуществом.

г) Студент В. Впервые должен принять участие в выборах главы государства, поэтому в период избирательной компании внимательно ознакомился с программами кандидатов на пост президента страны.

5. Референдум является элементом

а) представительной демократии

б) ограниченной демократии

в) декоративной демократии

г) прямой демократии.

6. На всенародных выборах в Российской Федерации избирается глава

а) правительства

б) государства

в) Верховного суда

г) Государственной Думы.

7. Верны ли следующие суждения об избирательной кампании?

А. Избирательная кампания – это совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц.

Б. Избирательная кампания – система агитационных мероприятий. Проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны.

8. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Избирательные округа

Виды избирательных округов

Характеристика

Одномандатный избирательный округ

округ, от которого избирается депутат

….

избирательный округ

округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы



Ответ: ________________________.

9. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов; 3) избирательная кампания; 4) выдвижение и регистрация кандидатов; 5) предвыборная борьба.

Ответ: _______________________.

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы избирательных систем.

Типы избирательных систем

Характеристики

Система формирования выборных органов через персональное представительство, избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей

Пропорциональная

Система формирования выборных органов власти через партийное представительство

Ответ: _____________________.

11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Важность политического участия граждан трудно переоценить. (Б) Политической участие – действия, посредством которых рядовые граждане в рамках любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности. (В) В демократическом обществе гражданин имеет возможность выполнять функции профессионального политика, члена политической организации, избирателя и многое другое. (Г) Досадно, что не все граждане реализуют свои политические права. (Д) В современном западном обществе получил распространение политический абсентеизм.

Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер

  2. характер оценочных суждений

  3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблице под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Ключ к тесту: 1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – г; 6 – б; 7 – в; 8 – единый; 9 – в;10 - мажоритарная; 11 - 23321.

Приложение 3. Памятка для избирателя.

1.Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

2.При выборе Президента целесообразно знать хотя бы в общих чертах его предвыборную программу: как он оценивает положение дел в стране; какие общественные проблемы считает приоритетными; как собирается их решать; в чём видит основной результат реализации программы; насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции. Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый для себя вариант. Далее необходимо на основе биографических сведений выявить и оценить личностные качества потенциального лидера. Критерием оценки может служить положение главы 4 Конституции РФ, раскрывающее роль Президента как главы государства.

3.Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий: каковы их идейно-политические ориентации; гуманистичны ли они; баллотировалась ли партия прежде в Государственную Думу, кто из её представителей заседал в парламенте, как проявила себя партийная группа. Далее аналогично предложенному ранее определяется и оценивается суть предвыборной партийной программы.

4.При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать и какими путями; эффективны ли они. Следует также выяснить, обладает ли кандидат необходимыми для выполнения своих предвыборных обещаний и защиты интересов избирателя качествами (компетентностью, решительностью, целеустремленностью, порядочностью, человечностью, обязательностью, готовностью брать на себя ответственность).



Литература.

1. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016;

2. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009;

3. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015;

4. ЕГЭ 2013. Обществознание: сборник заданий / Е.Л. Рутковская, е.С. Королькова, Г.Э. Королева. – М. : Эксмо, 2012;

5. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М. : Эксмо, 2012.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
методическая разработка внеклассного мероприятия "Избирательная система"

Автор: Сайгина Гульнара Дамировна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства