Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме
«Пусть поколения знают…»
Выполнила:
Кириллова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
п.Зеленогорск , 2023год
Содержание
1.Аннотация
2.Введение
3. Основная часть
4. Заключительная часть
5. Библиографический список
6.Электонные ресурсы
7. Приложение
1.Аннотация методической разработки
Мероприятие «Пусть поколения знают...» разработано и проведено учителем начальных классов Кирилловой Е.В. для детей 6-11 лет с целью формирования у них представления о творчестве М. Шкетана и о важных событиях из истории Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана.
В учебно-воспитательной работе школы одним из важнейших направлений должно быть воспитание у обучающихся любви к своей Родине и формирование достойного гражданина. Внеклассные мероприятия по литературе, истории, краеведению являются одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью. На таких мероприятиях возможно воспитать патриота, приобщить детей к культурному наследию страны и малой родины на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций. Принимая участие в этом проекте, очень важно донести до ребенка чувство личной ответственности за свою малую родину и ее будущее, как это делал Яков Павлович Майоров-Шкетан. Пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. В ходе совместной работы воспитанники и обучающиеся овладевают информационными, поисковыми, коммуникативными компетентностями.
Рассказывая про марийский драматический театр ознакомить с творчеством М. Шкетана – цель внеклассного мероприятия. Для достижения которой, поставлены такие задачи:
Совершить заочное путешествие в Марийский национальный театр. Показать внешний и внутренний вид театра
Развивать познавательную активность и артистического мастерства учащихся.
Воспитывать любовь к родному краю, вызвать интерес к марийской литературе
Актуальность проведения внеклассного мероприятия в школе заключается в том, чтобы детей больше заинтересовать к чтению произведений, книги марийских писателей.
2.Введение
По программе изобразительного искусства и ИКН в начальных классах изучаются темы, связанные с театром. Дети должны знать историю театра и то, что проблемы добра и зла определяются современным состоянием мира, в котором наблюдается тенденция к размыванию ценностных ориентиров людей, и какую роль сыграл драматург М. Шкетан в развитие и становлении театра.
Мероприятие призвано способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как любовь и гордость за свою малую родину, знакомству с творческими людьми, пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками, настраивать вносить небольшой вклад в процветание малой родины, как это делал Я.П.Шкетан.
3.Основная часть
Тема: «Пусть поколения знают…»
Разделы: Внеклассная работа
Цель:
Рассказать, какую роль сыграл драматург М.Шкетан в развитии и становлении театра.
Задачи:
Совершить заочное путешествие в Марийский национальный театр. Показать внешний и внутренний вид театра
Развивать познавательную активность и артистического мастерства учащихся.
Воспитывать любовь к родному краю, вызвать интерес к марийской литературе
Оборудование: выставка книг, портрет М. Шкетана, портреты артистов театра, раздаточный материал для каждого ученика (тест, кроссворд), плакат, компьютер.
Ход урока
2. Актуализация знаний.
- На занятии мы совершим заочное путешествие в театр. А какой вы узнаете по строкам стихотворения. Давайте прочитаем:
"…Марийский народ любит театр
И мы должны сохранить его…"
(М. Шкетан)
- О каком театре будем говорить?
- А почему этот театр носит имя писателя-драматурга, юмориста М. Шкетана?
- Значит, будем говорить о Марийском национальном театре и о писателе-драматурге М. Шкетане, так как театр и Шкетан неразрывно связаны друг с другом.
3. Изучение нового материала.
Слайд 1(театр)
- Что такое театр?
Ученик: Театр – слово греческого происхождения. Означает место для зрелища. Местом рождения драматического искусства считается Древняя Греция.
– Театр – место для представления. Где показывают спектакли, оперы, оперетты и балет…
- Когда был организован первый театр в Марийском крае? И каким он был?
(Выступление ученика)
- Театр был передвижной. Артисты театра ставили спектакли в различных помещениях: в клубе, в школе, в частных домах. У театра не было своего здания.29 ноября 1919 году впервые был поставлен спектакль по пьесе Тыныша Осыпа «Из-за закона» и этот день считается днём рождения театра.
20-е годы были самыми трудными в истории театра. Встал вопрос о его закрытии.
Слайд 2( М.Шкетан)
- В 1921 году М. Шкетан приехал в Краснококшайск (Йошкар-Ола), работал в редакции газеты «Йошкар кече» и участвовал в работе молодого Марийского театра в качестве драматурга, актера и режиссёра. Писал статьи о сохранении театра в журнал «Йошкар кече». Он понимал, что театр нужен народу. Писал пьесы и через год уже артисты поставили его драму «Сардай» о событиях текущего момента. Затем состоялись и другие спектакли по его пьесам.
Слайд 3 (Деревянное здание театра)
- В 1926 году театр был размещён в деревянном здании. Каменное здание было построено в 1960 году.
Слайд 4 (Здание театра в данный момент и портрет М.Шкетана)
- Перед вами Марийский национальный театр им. Шкетана, который находится в городе Йошкар-Ола.
Внутренний вид театра (лестница) Слайд 5. Поднимаемся по лестнице и попадаем в фойе (зал в театре для пребывания зрителей во время антракта). Слайд 6
Зрительный зал. Слайд 7
Словарная работа
- Иногда в билете написано партер или ложа. Что обозначают эти слова?
Партер – место в зрительном зале, ближе к сцене и находится параллельно к сцене.
Ложа – место, отведённое отдельно для гостей (показывают на слайде)
- Кто такой М. Шкетан? Почему театр назван в честь него?
Ученик: - М. Шкетан – писатель-драматург, писатель-юморист. Родился в Оршанском районе, в деревне Старое Крещено в 1898 году. Он много читал, занимался самообразованием, из-за бедности не мог учиться. Его «институтом» был жизненный опыт. Писатель любил марийский край, хорошо знал традиции и обычаи, жизнь своего народа и широко использовал в своём творчестве. В 20-ые и 30-ые годы его пьесы наравне с драмами С. Г. Чавайна составляли основной репертуар театра. Наиболее счастливой оказалась сценическая судьба драмы «Ачийжат-авийжат» («Эх, родители»), которая идет в театре и поныне.( можно показать отрывок из спектакля)
- Творческие люди - артисты театра (Слайд 8)
(На доске надпись: М.Шкетан - писатель-юморист.)
- Шкетан - тоже творческая личность и был выдающимся мастером сатиры и юмора, высмеивал темноту и невежество, как люди постепенно привыкали ко всему новому, светлому. Перед вами сценка из рассказа «Ече» Я.П. Майорова-Шкетана. О чём беседуют герои?
(Сценка)
– Салам лийже.
– Поро кече.
– Мо кÿлеш, гражданин?
– Эргымлан ече кÿлеш.
– Эргычше мызар ияш?
– Молан ийготшо.
– Мемнан ече изиланат, кугуланат уло.
– Лучко ияш.
– Вот тиде ече эргычлан лач лиеш.
– Но мо тыгай? Тошкал шогалмаште резинке уло. Тиде брак.
– Ораде улат.
– Ораде омыл, может резинке лÿвалне рож.
– Тиде йол яклештме деч, моло ечат тыгай улыт.
– Йöра, налам.
- Это сатирический рассказ, где Шкетан смеётся над человеком, который не только в первый раз видит лыжи, но и против всяких занятий физкультурой. Кто из вас запомнил, как называется рассказ? Называется «Ече».(можно сыграть из рассказа «Парашют» разговор Деда Ипата и Придона в фойе театра )
- Ребята, М. Шкетан тоже был артистом и режиссёром.
М. Шкетан – артист и режиссёр (Появляется надпись на доске)
- Игра артиста заключается не только в том, что у него хороший голос, но в умении жестикулировать. Уметь изображать радость, печаль, страх без слов, только мимикой. М. Шкетан имел талант ,мог сыграть любую роль. Он в своих пьесах исполнял главные роли. Его умение передалось младшему сыну Новомиру (Слайд 9 ), который стал учителем марийского языка и литературы. Ведь учителя тоже как артисты проводят свои уроки. А старший сын – Шемер не успел профессию получить, погиб во время ВО войны.
6. Физкультминутка
Сейчас вы попытаетесь показать свои артистические способности.
Проведём игру мимов – пантомиму.
- Изобразим радость (дети изображают радость)
– Изобразим печаль (дети изображают печаль)
– Изобразим восторг, победу (дети изображают восторг)
(повторяется несколько раз)
7. Обобщение
На экране портрет М. Шкетана.
На доске запись:
Шкетан – драматург.
Шкетан – писатель-юморист.
Шкетан – актёр и режиссёр.
(Дети рассказывают про него как про писателя-драматурга, юмориста, актёра и режиссёра)
- За заслуги М. Шкетана в становлении и развитии театра в честь 50-летнего юбилея в 1948 году Марийскому драматическому театру присвоили его имя.
8. Рефлексия
(Каждому ученику даётся тест )
Тест:
Год рождения театра:
а) 1921г.;
б) 1919г.
В своих статьях М. Шкетан писал:
а) о закрытии театра;
б) о сохранении театра.
Драма Шкетана для Марийского театра:
а) «Эх, родители!»;
б) «Салика»;
Юмористические рассказы Шкетана:
а) «Ече»;
б) «Леший»;
С какого года драматический театр стал носить имя М. Шкетана:
а) 1950г.;
б) 1948г.
Заслуга Шкетана в становлении театра:
а) М. Шкетан – драматург, актёр, режиссёр;
б) М. Шкетан – художник.
(Взаимопроверка)
- Лучше всех справились…Они получают приз…
9. Итог урока
- Марийский национальный театр драмы сейчас является инициатором проведения Международного фестиваля театров финно-угорских народов. В 1998 году Марийский национальный театр имени Шкетана вошёл в число 30 лучших театров России. Был награждён призом европейских театров «Золотая пальма». Во время работы 4 фестиваля театров финно-угорских народов в 2004 году в городе Йошкар-Ола было решено сделать столицу Марий Эл местом проведения всех последующих фестивалей.
- Ребята, когда готовила это занятие, я составила вот такой кроссворд. Для разгадывания вам надо дальше изучить жизнь и творчество М.Шкетана. Может, у кого-нибудь возникнет желание дома составить другой кроссворд. Творческих успехов вам, удачи.
Старший сын М.Шкетана.
Повесть, написанная в 1935 году.
Деревня, где родился М. Шкетан?
Как называют писателя, который пишет драмы?
Название первой драмы Шкетана.
Младший сын М. Шкетана.
5.Заключение
В настоящей методической разработке собран познавательный и интересный краеведческий материал для обучающихся 1-4 класа на тему «М Шкетан – писатель-драматург», «М.Шкетан – писатель-юморист», «М.Шкетан – актёр и режиссёр» и всё взаимосвязано с историей Марийского драматического театра им.М.Шкетана. Весь материал представлен в разнообразными видами деятельности: сообщение ученика, разгадывание кроссворда, выполнение теста с выбором ответа и презентация.
Краеведческий материал, предоставленный в выступлениях детей с сопровождением презентации, а не в привычной печатной форме, развивает интерес к истории своего края, способствует познавательной активности.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Пусть поколения знают…» может быть полезна для учителей при проведении уроков изобразительного искусства и истории и культуры марийского народа.
Мероприятие проходит в форме беседы между учениками и учителем или отдельными обучающимися и учениками.
Занимательные краеведческие вопросы способствуют активации познавательных процессов у обучающихся. Учат их быстро и чётко мыслить, обобщать и анализировать имеющиеся знания и приобретать новые.
6.Список литературы.
Г. Л. Сабанцев, Ю. И. Соловьев, Г. И. Байкова, С. Д. Архипова, Г. З. Зайниев Писатели Марий Эл. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 2020.
Захарова В.С. М. Шкетан. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 2001, с. 338-339.
Зайниев Г.З. Зеркало жизни. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1994.
Черных С.Я. Творческий путь М. Шкетана, Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1969.
Горохов В.М. Марийский государственный театр им. М. Шкетана. Фотоальбом, Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1994.
Иванов С.И. Марийский государственный драматический театр им. М. Шкетана. Фотоальбом. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1969.
Интернет-ресурсы: