Данная работа предназначена для детей старшего дошкольного возрата. Материал можно использовать в конце изучения темы "Птицы" и частично для диагностики знаний детей. Предложенный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предшествующая работа: чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений о природе; беседа на тему «Птицы – наши друзья»; подкормка птиц и наблюдение за ними около кормушек и на площадках для подкормки птиц; дидактические игры: «Часть-целое», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Кормушка»; лепка на тему «Грачи-вестники весны»; рисование на темы «Птицы к кормушкам прилетели», «Перелетные птицы»; сочинение девизов, эмблем команд; рисование эмблем команд.
Оформление: рисунки детей с изображением птиц; выставка книг посвященных птицам.
Оборудование:
1.Карточки с изображением перелетных и зимующих птиц (грач, жаворонок, кукушка, скворец, лебедь, аист, журавль, цапля, ласточка, стриж, синица, клест, ворона, снегирь, сорока, галка, воробей, дятел, голубь).
2. Ребусы.
3. Разрезные картинки с изображением грача и ласточки.
4.Шапочки с изображением грача и ласточки.
Ход занятия:
- Сегодня у нас с Вами праздник, мы собрались, чтобы провести КВН «Знатоки птиц». Я знаю, что Вы любите птиц, много о них знаете. Вот сегодня вы и покажете чему научились. Сейчас мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами.
1 задание «Части-целое» - У вас на столах есть части картинок, их надо собрать в целые картинки, и тогда мы узнаем название команд. А какая команда первой соберет картинку, той и первая птичка-фишка.
- Наши команды будут называться «Грачи» и «Ласточки». Наденьте на голову шапочки с изображением ласточек и грачей.
- Сначала мы вспомним, как мы называем птиц, которые на зимний период отправляются в тёплые края, а весной прилетают обратно? (перелётные птицы)
- А как мы называем птиц, которые на зимний период остаются на родине? (зимующие птицы)
2 задание «Перелетные и зимующие птицы»
- Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы различаете зимующих и перелётных птиц. Команда «Грачи» выберет все картинки с изображением перелётных птиц, и прикрепит их на магнитную доску. А команда «Ласточки» прикрепит на другую доску птиц, которые остаются с нами зимовать.
Какая птичка может выводить зимой птенцов (клест и кормит своих птенцов плодами хвойных деревьев).
Какие птицы совсем не летают? (страусы, пингвины)
С прилётом каких птиц начинается весна? (С прилетом грачей)
8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Вопросы для команды «Ласточки»:
Перечислите перелетных птиц (грач, соловей, скворец, ласточка, журавль, аист т.д.)
Какое любимое лакомство аистов? (Лягушки)
Основное меню сов? (грызуны: мыши, полевки).
Какая птица любит ползать по стволу деревьев (Поползень).
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки) 7. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
8. Самая маленькая птичка нашей Родины. (Королек)
Физкультминутка:
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть).
3 задание «Ребусы». - Я раздам каждой команде ребусы. В них зашифрованы названия птиц. Вы должны их расшифровать.
с 3 ж (СТРИЖ)
Ц , нарисована капля (ЦАПЛЯ)
ЛАС .(ЛАСТОЧКА)
А , нарисован лист (АИСТ)
4 задание вопросы «Из жизни птиц»
Чем покрыто тело птицы? (Перьями)
Птичий домик. (Гнездо)
У людей руки, у птиц - (Крылья)
У людей ноги, у птиц - (Лапы)
Лесной доктор. (Дятел)
Дитя любых пернатых. (Птенец)
Рот и нос птицы. (Клюв)
За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)
Каких птиц используют для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).
Как называется птица, домик для которой делают люди и назван в честь нее. (скворец, скворечник).
Какая птица живет у людей в часах? (кукушка).
12. Как называется столовая для птиц? (кормушки).
5 задание « Из какой мы сказки?» - Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. 1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»). 2. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»). 3. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»). 4. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»). 5.У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»). 6. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
8. Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок с яблоками» (ворона)
- Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться? (Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.)
- А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону.
- Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся работа по охране природы. Наша страна очень серьёзно относится к проблемам охраны птиц. На месте вырубленных и сожженных лесов сажают новые насаждения. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники. Давайте же стараться жить так, что бы Земля вокруг нас осталась щедрой и прекрасной.
– А какую помощь птицам можете оказать вы? (Ответы детей).
– Мы с вами зимой помогали зимующим птицам, подкармливали их на кормушках. А сегодня поможем перелетным птицам. Вечером, ваши папы повесят наши скворечники и мы будем ждать весенних друзей.