ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ
Ход мероприятия
1. Вступительное слово:
- Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным! Сегодняшняя наша игра призвана научить вас быть такими.
Дети читают стихи:
- Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
- Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где тёплый ветер так порою тих!
Где сотней радуг лёд зимой искрится,
Где по весне бушует ледоход,
Где летом пьёт доверчивая птица,
Где сосны зеленеют круглый год.
2. Ход игры.
1 задание «Всё о цветах»:
1. Все растенье это знают
Иногда на нём гадают…
Может, любит, может, нет-
Скажет нам она в ответ…. /ромашка/
2. В поле есть такой цветок:
Ярко – синий лепесток.
На ветру качается,
Нежно называется …. /василёк/
3. Ты в лесу его найдёшь.
Пожалеешь, не сорвёшь.
Очень нежный он на вид.
Тронь чуть – чуть и позвонит… /колокольчик/
4. Какой цветок носит имя звезды? / астра/
5. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что – то? / незабудка.
6. Какой цветок всегда следит за солнцем? /подсолнух/
7. Какой цветок считается самым благородным? / роза/
Учитель: Но как бы не были красивы цветы, лучше их не рвать.
1 ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Доставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
2 ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
3 ученик:
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
3 задание «Всё о деревьях»:
1. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? /лиственница/
2. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? /клён/
3. Из какого дерева делают спички? /из осины/
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? /берёзу/
5. Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? /ольха и липа/
6. У каких деревьев осенью листья красные? /у клёна и рябины/
7. Из какого дерева делают пианино? /из ели/
1. Это дерево растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет / дуб/
2. А это дерево растёт очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды /берёза/
3. Цветы этого дерева дают первоклассный мёд / липа/
4. Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет / сосна/
5. Это дерево у древних славян было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней /ива/
4 задание «Узнай животное по описанию»:
1. Я животное - хищник. Во все времена люди боялись и остерегались меня. Я жесток и кровожаден, обладаю устрашающим голосом. Я удивительно вынослив: могу не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут меня серым разбойником. Кто это? /волк/
2. Моя жизнь связана с водой. Я умею глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде мне никто не страшен. Издавна люди уважали меня за моё строительное искусство. Кто это? /бобр/
3. Я известен людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Меня можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Я бегаю, не таясь, шуршу листьями, громко посапываю, а когда ем, громко причмокиваю. Кто это? /ёж/
4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? /медведь/
5. У меня 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Я могу развивать скорость до 50 км в час. Однако я не просто удираю от опасности, а ещё и хитрю, сбиваю преследователей со следа. Так что на самом деле я никакой не трус. Кто это? /заяц/
6. Меня величают по имени – отчеству. Главная моя черта – хитрость, изворотливость. Кто это? /лиса/
7. Наша родина – Антарктида. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы? /пингвины/
8. У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои, личинки красного цвета, очень прожорливы. Кто я? Колорадский жук/
9. Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда – сюда, вверх – вниз по дереву, мне и крылья – то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? /поползень/
10. Я – зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу, использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. Кто я? /кошка/
Учитель:
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
5 задание «Узнай по описанию птицу»
1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой /стриж/
2. Эти птицы считаются символом мира /голубь/
3. Эта птица кричит громче всех /павлин/
4. Эта птица живёт на болоте /цапля/
5. У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко – жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я? /синица/
6. Я немного больше галки. В народе меня называют – белобока. Яркая чёрно – белая окраска и длинный, с зелёным отливом хвост. К тому же я стрекочу /сорока/
7. В нашей стране их 3 вида: деревенская, городская, береговушка. У деревенской – хвост вилочкой с длинными перьями – косицами. На горле и лбу – красное пятно. У городской на горле – белое пятно, а у береговушки – коричневое /ласточка/
Почему птицы так называются?
1. Снегирь /появляется вместе со снегом/
2. Синица /основной цвет в оперении сине – голубой/
3. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/
4. Поползень /птица, которая ползает по стволу/
5. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки – мухи/
6. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/
Справочное бюро:
Справка об экологической роли птиц:
Дятел – лесной доктор, за день съедает до 750 – 900 насекомых – короедов.
Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.
Мухоловка – пеструшка – совсем небольшая.
3. Заключительное слово:
Любите родную природу:
Озёра, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!