ТУРНИР ЗНАТОКОВ
«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
Цель: привитие любви к природе, расширение кругозора учащихся.
Задачи: воспитание бережного отношения к природе,
развитие коллективных навыков в игре,
развитие творческих способностей ивоображения учащихся в процессе игры,
воспитание толерантного отношения друг к другу.
Оборудование: мультимедийная система, карточки для групповой работы.
Ход мероприятия
I.Конкурс «Разминка»
Каждой команде задаётся 5 вопросов, на которые надо ответить быстро. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
Вопросы 1 команде:
1.Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
2.Какое животное носит домик на себе? (Улитка)
3.Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений? (Растительноядные)
4.Чем дышит рыба? (Жабрами)
5. Может ли дрозд отморозить хвост? (Нет, он зимует на юге)
Вопросы 2 команде:
1.Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест)
2.Какое животное спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
3.Как называются животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные)
4.Какое животное называют речным инженером? (Бобра)
5. Может ли сазан забраться в океан? (Нет, это речная рыба)
Вопросы 3 команде:
1.Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
2.Какую птицу считают плохой матерью? (Кукушку)
3.Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями? (Хищные)
4.Бывают ли от жаб бородавки? (Нет)
5. Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет, у птиц нет зубов)
Вопросы 4 команде:
1.Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги длиннее)
2.Самая маленькая птичка Беларуси. (Королёк)
3.Как называются животные, которые питаются и растениями, и животными? (Всеядные)
4.Кукушка перелётная птица или зимующая? (Перелётная)
5. Может ли медведь зимою потолстеть? (Нет, зимой медведь спит и худеет)
II.Конкурс «Лишнее слово»
В каждой строчке нужно вычеркнуть лишнее слово и объяснить – почему? Максимальное количество баллов – 5.
Липа, дуб, ель, тополь.
Сосна, ель, пихта, лиственница.
Смородина, крапива, сирень, малина.
Вороний глаз, подорожник, зверобой, мать-и-мачеха.
Корень, стебель, лист, василёк.
III.Конкурс «Узнай меня»
Максимальное количество баллов – 5.
Это растение прославило Беларусь. Его можно найти даже на гербе нашей страны. Выращивают его для производства тканей. (Лён)
IV.Конкурс «Узнай животное по описанию»
Максимальное количество баллов – 5. Может быть две подсказки, за которые баллы снимаются.
Задание 1 команде:
Он самый сильный на Земле: может переносить тяжести в 50 раз больше своего веса. Он великолепный строитель. Приносит лесу огромную пользу: ещё называют его санитаром леса. У него утолщённое брюшко, три пары маленьких ножек, очень сильные челюсти и подвижные усики.(Муравей)
Задание 2 команде:
Что же это за зверёк, характер которого не по росту задиристый? Умеет он отвоевать себе место: не задумываясь, займёт сорочье гнездо, которое покрепче и побольше. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Разных гнёзд – для сна, для потомства или укрытия от непогоды у зверька обычно несколько: до пяти. (Белка)
Задание 3 команде:
Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. (Ёж)
Задание 4 команде:
Что это за зверь, который так похудел за зиму, что шкура на нём висит. Весной он жуёт всё, что ему попадается: зелень, корешки, насекомых, рыбу. Да и падаль найдёт – попирует. Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Несмотря на свой огромный рост и вес очень быстр и ловок. (Медведь)
V.Конкурс «Зимующие или перелётные?»
Нужно распределить птиц на 2 группы. Максимальное количество баллов – 8.
Зимующие птицы: дятел, клёст, снегирь, синица.
Перелётные птицы: ласточка, жаворонок, лебедь, грач.
VI.Конкурс «Красная книга Беларуси»
Определить по фотографиям животных, занесённых в Красную книгу Беларуси, и распределить их по группам. Максимальное количество баллов – 10.
1).Насекомые: жук-олень, аполлон.
2).Рыбы: ручьёвая форель.
3).Земноводные: камышовая жаба.
4).Птицы: зелёный дятел, филин, чёрный аист.
5).Звери: зубр, барсук, бурый медведь.
VIII.Игра «Живые синонимы»
Иногда на людей переносят черты характера животных. Подумайте, как сказать правильно?
Верный, как собака.
Трусливый, как заяц.
Хитрый, как лиса.
Тихий, как мышь.
Голодный, как волк.
Упрямый, как осёл.
Выносливый, как лошадь.
Косолапый, как медведь.
Толстощёкий, как хомяк.
IX.Подведение итогов. Награждение участников.