Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
-обогащать представления об окружающем мире;
-показать значимость окружающей нас действительности;
-привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды;
-формировать у учащихся представление о планете Земля, как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами;
-активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе;
-предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Форма проведения: экологический турнир знатоков природы с элементами инсценировки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия по экологии »
Внеклассное мероприятие
Турнир знатоков природы «Берегите Землю, берегите»
Зубарева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
МОУ СОШ №30
г. Томск
Внеклассное экологическое мероприятие
Турнир Знатоков природы
"Берегите Землю, берегите!"
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
-обогащать представления об окружающем мире;
-показать значимость окружающей нас действительности;
-привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды;
-формировать у учащихся представление о планете Земля, как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами;
-активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе;
-предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Форма проведения: экологический турнир знатоков природы с элементами инсценировки.
Методика проведения турнира:
1. Игра проводится в форме соревнования 2 команд.
2. Время 45-55 минут.
3. Возраст участников – 4 класс.
4. Ход игры отражается на доске.
5. Игра проводится в 4 тура.
6. В конце игры выявляется команда – победительница, набравшая наибольшее количество баллов.
7. Отдельно отмечаются активные и эрудированные дети.
8. Награждение.
Дидактический материал:
-таблица по учету заработанных победных баллов (маршрутный лист);
-карточки с заданиями;
-победные жетоны;
-детские рисунки; плакаты на экологическую тему;
-картинки с изображением животных; презентация; аудио – космическая музыка; сообщения уч-ся;
Оборудование:
-мультимедийный проектор;
- глобус;
-экран;
-процессор;
-выставка кормушек;
-выставка книг: энциклопедии животных и растений, Красная книга России;
-чай из лекарственных трав;
-рояль;
-реквизит, декорации для сценки;
-песочные часы
Предварительная подготовка:
-на протяжении месяца организуются тематический показ диафильмов, выставка книг о природе,
конкурсы на лучший рисунок, на лучшее стихотворение о природе.
-на уроках чтения, на экологических классных часах читаются рассказы о природе, об охране ее
богатств;
проводятся беседы по таким телевизионным передачам, как: “Клуб путешественников”, “Команда
Кусто», «В мире животных»;
-создание выставочных стендов для оформления кабинета: «Экологический календарь»; «Животный и растительный мир глазами детей» (рисунки);
-редколлегия классов рисуют плакаты «В защиту природы»;
-учащиеся под руководством учителя готовят сообщения и презентации;
-группа детей изготавливают декорации и костюмы для представления;
-изготовление кормушек.
Место проведения внеклассного мероприятия – школьный кабинет. Кабинет красочно оформляется, звучит музыка.
Оформление:
- класс украшен экологическими плакатами «В защиту природы»;
-выставка детских рисунков «Животный и растительный мир глазами детей»;
-выставка книг экологической направленности;
План-структура мероприятия:
1) Организационный момент (2 минуты)
2) Вступительное слово учителя (3 минуты)
2) Чтение стихотворения учеником (2 минуты)
3) Представление команд (3 минуты)
3) Разминка (5 минут)
4) Основная часть (25-30 минут)
а)1-й тур – «Лесная почта». Играют две команды. Игроки получают карточки с жалобами животных. На обсуждение вопросов – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Написать, кому принадлежит жалоба.
б)2-й тур – «Цветик - семицветик». Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов.
в)3-й тур – «Мы любим природу». Театрализованное представление. Выступление экологического театра «Сказ про Ивана удальца». Исполнение музыкального произведения «Острою секирой ранена береза». На выступление дается 10 минут
г)4-й тур - «Найди ошибки». Играют две команды. Игроки получают карточки. На обсуждение трех вопросов – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Исправить ошибки.
5)Слово учителя, о том, как сохранить природу, и что для этого может сделать каждый человек.(2 минуты).
6)Путешествие в будущее (музей вымершей флоры и фауны (5 минут)
7) Заключительное исполнение экологических частушек (Участники выходят на сцену и поют экологические частушки). (5 минут)
8) Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (3 минуты)
Ход занятия
Звучит космическая музыка
Учитель: Когда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе произошла вспышка яркого света.
Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами дом - планету Земля.
В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас.
Представьте себе! (закройте глазки).
Кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днем - нестерпимая жара, а ночью ужасный холод.
Земля была беззащитна. И ничто не могло защитить землю от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутает нежный, тонкий слой атмосферы.
В апреле 1961 г. русский космонавт Ю.А.Гагарин окинул взором нашу землю, именно он впервые заметил то, как она прекрасна. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит вот так - (показать на экран). Слайд 2 Бело-зелёно-голубая, такая хрупкая, красивейшая из планет.
Наша планета и теперь еще продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Как планета, она существует уже несколько миллионов лет. И всего около 2 миллионов лет назад на ней появился человек.
Говоря о Земле, мы сегодня будем иметь в виду в основном её биосферу или живую природу.
Обратите внимание на экологический календарь, который размещён на стене. Здесь вы не увидите таких праздников, как 23 февраля или 8 марта, но есть масса других дат, посвящённых природе. О некоторых вы, наверное, даже не слышали. Мы с вами каждую весну отмечаем такие праздники, как День птиц, День Земли. А вот в предновогодней суете забываем, что 29 декабря отмечается Международный День биологического разнообразия (День Флоры и Фауны). Эта дата стала знаменательной в 1992 году, после того, как в Рио- де –Жанейро на конференции по окружающей среде был принят первый документ о сохранении биологического разнообразия, которую подписали представители 150 государств. Мы посвящаем наше мероприятие именно этому дню.
Казалось бы какой сложный термин - «биологическое разнообразие», а на самом деле оно означает только одно, что все живые существа, населяющие нашу планету Земля (от бактерии до человека) имеют право на жизнь и мы должны сохранить, сберечь их.
На планете Земля предположительно живет 11 млн. видов организмов, из которых пока описано только 1 млн. 550 тыс. Каждый из них занимает своё место в природе.
Слайд 3
«Берегите Землю, берегите» - тема нашего внеклассного мероприятия. На экране высвечивается название мероприятия.
Чтение стихотворения учеником.
“Берегите Землю, берегите”
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!
А сейчас, представляем команды, которые принимают участие в нашем познавательном экологическом турнире знатоков природы. Наш турнир - это интересные конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания, эрудиция и находчивость. Отсчитывать время будут песочные часы. Как только весь песок опустится вниз - ваше время истекло.
Просим команды (названия команд) приготовиться. Повторить правила работы в команде.
Представление команд
Разминка слайд 4,5,6,7
Мы знаем, как разнообразен мир живой природы. Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь:
1. Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. (Птицы).
2. Они живут в воде и покрыты чешуей, дышать могут только под водой. (Рыбы).
3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. (Насекомые).
4. Они кормят своих детей молоком. Обычно покрыты шерстью. (Млекопитающие).
Задаются 2 вопроса 1 команде, 2 вопроса 2 команде. За каждый правильный ответ жетон.
Слайд 8 Раздать карточки с вопросами. На подготовку 1 минута. Выходит представитель от команды. Перед ним картинки на слайдах, найти правильный ответ и показать. Вопросы для 1 команды.
Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Бобр)
Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:
Слайд 9 Вопросы для 2 команды. Выходит представитель от команды
Если дети не знают ответа и не могут показать картинку, может помочь команда-соперница.
1.Этого дикого зверя можно встретить и на небе. (Большая медведица)
2. 3.Какая птичка бегает под водой по дну ручьев и рек в поисках пищи? (оляпка)
3.Кто бежит ногами вперёд? (Заяц)
Тур 1. Лесная почта Слайд 10,11,12 Очень часто из лесной школы к нам в школу приходят жалобные письма от животных, растений, которые просят у вас совета, помощи. Вам нужно внимательно прочитать их (3 письма), дать ответ и помочь им. Каждой группе дается 1 письмо- задание. Капитаны разбирают письма. Посовещавшись, они зачитывают письмо-описание и называют отгаданное животное.
Учитель: Ребята, из этих жалоб мы можем сделать вывод: Живой природе грозит опасность! Потеря любого вида растений или животных – глубокая трещина в биологическом разнообразии Земли. До появления человека один вид животных вымирал за1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год. Зоологи подсчитали, что из-за деятельности человека в исторический период исчезли 150 видов птиц, 106 видов млекопитающих. В основном это касается охотничьих и промысловых животных.
Человечество давно осознало эту проблему и поставило перед собой одну из важнейших задач – сохранение биологического разнообразия (флоры и фауны).
Первым шагом к этому явилось создание Красных книг различного ранга. Слайд 13 В 1963 году появилась первая Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы). Первая Красная книга бывшего СССР была опубликована в 1978 году, а Красная книга России - в 1982г. Ребята, в Красной книге указаны не только редкие животные, которых мы должны беречь и охранять. В Красной книге также говорится о тех животных, которые уже исчезли. Послушайте одну печальную историю о странствующем голубе. Слайд 14 Выступает учащийся с докладом о странствующем голубе.
В Северной Америке в конце 19 века был полностью истреблён странствующий голубь. Эта птица считалась самой многочисленной. Люди убивали птиц всеми возможными способами: ружьями, палками, шестами и даже сетями, т.к. стаи этих птиц пролетали очень низко. Мясо убитых в огромных количествах птиц засаливали в бочках, скармливали свиньям, использовали как удобрение. Никто в те времена не допускал мысли, что голуби могут исчезнуть. Но к началу 80-х годов многочисленные стаи заметно поредели и странствующий голубь исчез.
Физминутка. «Раз, два, три, выросли цветы! К солнцу потянулись – высоко. Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал, стебелёчки качал. Влево качнулись, низко пригнулись. Вправо нагнулись, низко пригнулись. Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они цветут, растут!
Учитель: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу.
Тур 2. Цветик – семицветик Слайд 15, 16, 17 Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов.
Предлагаются названия трех цветков, занесенных в Красную книгу: ветреница, ландыш, колокольчик.
Выступает учащийся с докладом.
Ветреница! Она уменьшает содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза.
А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов растений.
Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.
Учитель: Да… И зачем губить деревья? В некоторых странах просвещенной Европы того времени, например за незаконную рубку леса, палач отсекал руку обличенному преступнику. «О времена, о нравы!» За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Знаете ли вы? Один гектар леса вырабатывает за 1 час кислорода столько, сколько нужно для дыхания двухсот человек
Тур 3 Мы любим природу
Чтение стихотворения «Береза» учащимся.
От чего березка плачет?
Не пойму, что это значит?
Кто б ответить нам помог?
Почему березка плачет?
Кто её обидеть мог? Сейчас мы это узнаем.
Учитель: Группа ребят, озабоченных состоянием нашей Земли, сейчас покажут вам сказку про Ивана - удальца, но не обычную, а экологическую. Инсценировка.
Учитель: Что же ещё делает человек для спасения живой природы? Ответы детей
Создаются заповедники (в России их – 99), заказники, национальные парки, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества. Для разведения отдельных видов создаются питомники, где разводят, например, журавлей, крупных соколов, дроф, а затем их потомство выпускается на волю.
Создаются организации, которые также включаются в борьбу за сохранение флоры и фауны.
Тур 4. Найди ошибки Слайд 18, 19, 20
Слон – плотоядное млекопитающее.
Флора - древнеримская богиня полей и лесов, покровительница животных.
(Растительноядное, Фауна).
Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.
Такое поведение в природе недопустимо! Вот что может случиться в недалеком будущем, если мы вовремя не остановимся и не задумаемся.
Путешествие в будущее (Музей вымершей флоры и фауны)
Дорогие товарищи экскурсанты! Добро пожаловать в наш Музей вымершей флоры и фауны XXX века. Мы с гордостью говорим, что сотрудникам нашего музея удалось сохранить то немногое, что когда-то было на Земле. Но нас ожидает большая, кропотливая работа.
До нас дошли записи песни, которую мы не можем полностью расшифровать. Так, известная в своём веке певица Людмила Зыкина поёт песню «Посею лебеду на берегу». Что она сеет, нам не удалось выяснить. Лебеда, видимо, было какое-то экзотическое растение, которое высевали по склонам, чтобы услаждать взор проплывающих мимо путешественников.
Правда, людям в своё время тоже пришлось поломать голову над одним растением, которое знал ещё Пушкин, а до нас оно не дошло. Название его – полба.
Ну, не будем грустить; видимо, этот процесс закономерен. Я прошу взглянуть на эти чудесные искусственные цветы. Когда-то они росли на планете Земля и исчезли, но, благодаря умельцам, мы можем любоваться ими сейчас.
Фауна в нашем музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас ожидают интересные находки. Посмотрите на эту птицу, это петух. К сожалению, до нас дошёл единственный игрушечный экземпляр, т.к. люди были беспечными и не думали о будущем. По утрам их будил крик живого петуха, и они думали, что так будет продолжаться вечно.
Вот другой экспонат – свинья-копилка. Люди относились к ней любовно, но уже к концу XX в. свиней становилось всё меньше и меньше. Посмотрите на этих забавных лягушку, медведя и зайца. Прошу бережно обращаться с игрушками, надо думать о наших потомках; им и этого может не достаться.
Что касается птиц, то из уцелевших письменных источников нам известно, что была какая-то кукушка, какой-то соловей. Мы вам можем показать только картинку вороны. Предлагаем записи птиц, которые когда-то населяли Землю.
Учитель: Музей вымершей флоры и фауны – фантазия. Страшная фантазия! Но она тем и страшна, что может стать реальностью.
Чтобы не допустить подобной ситуации, мы предлагаем вам еще раз вспомнить правила поведения в природе. И озвучим мы эти правила в необычной форме.
Дети поют экологические частушки.
В заключение произносят хором клятву юного эколога.
Подведение итогов (команды подсчитывают жетоны)
Учитель: Ну вот, ребята, и закончилась наша игра, выявлена команда, которая первой пришла к «финишу». И подводя итоги нашего турнира, я скажу следующее: Молодцы, ребята, проделали большую работу, готовясь к этому мероприятию: сделали много кормушек, (судить, чья кормушка лучше, будет самое строгое жюри - птицы, которые будут прилетать к ним), выпустили газеты, рисовали плакаты, читали литературу, писали, разучивали стихи, песни на экологическую тему.
И очень хотелось бы, чтобы эта работа была бы потребностью вашей души, вашего характера.
Наша планета Земля очень большая. И она отблагодарит вас за то, что хотя бы на маленьком участке вы сумели стать добрыми хозяевами. Но дело в том, что нам уже сейчас нельзя терять время. Уже сегодня, сейчас, наша планета, этот хрупкий голубой шарик в космическом пространстве, и в ваших руках. Будьте добрыми хозяевами Земли!
А теперь, - награждение лучших. Команда – победитель (название команды,аплодисменты). Ей вручаются призы - сюрпризы (призы упакованы, прилагаются только аннотации).
Награждение команд
Ну, а наших гостей мы угощаем чаем из лекарственных трав, и желаем Вам здоровья!
Приложение к внеклассному мероприятию
Тур 1 «Лесная почта»
Жалобы животных
Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым без хлеба сидеть. Так вот подумайте, обижать или любить меня.________________________________________________________
Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. ____________________________________________________
Я красивая грациозная кошка – одно из наиболее редких животных. У нас очень ценится пятнистая шкура и кости, которые широко используются в народной медицине. Поэтому человек безжалостно истребляет нас.___________________________________
Тур 2 «Цветик-семицветик»
«Узнай растение»
1.Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот побежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. Что это за растение?______________________________________________________
2 Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено и холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.__________________________________________________________
3 Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.________________________________________________________