kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-игры "«Забавой он людей исправил…» ( по биографии и творчеству И.А.Крылова)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Забавой он людей исправил…»  ( по биографии и творчеству И.А.Крылова)

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова, освоение знаний о басне как жанре литературы, знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие: развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности,умения работать в группе, принимать общие решения;

Воспитательные: воспитание культуры работы в группе; воспитание интереса к изучению русской классической литературы.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры.

     Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами обобщим все сведения о великом русском писателе И.А.Крылове и его баснях, полученные на предыдущих уроках, повторим термины,изученные по данной теме,проверим знание собственно текстов басен и умение находить в них мораль. Будет проходить этот урок в форме игры. Для этого мы разделились на группы,каждая из которых имеет своё название и домашнее задание. Спикеры команд, представьте свои группы. (Представление команд)

    Чтобы приступить к игре,нам необходимо выработать с вами единые правила. Итак, ребята, как вы считаете, какие условия необходимы для успешной работы в группе. (Учащиеся предлагают варианты, учитель записывает на доске правила работы в группе)

2.Слово о баснописце И.А.Крылове (читает учитель).
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые Крыловские слова.
                                                 М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

3. Слово учителя. Итак,ребята, у вас на столах лежат оценочные листы,в которых спикеры команд будут отмечать количество набранных баллов за каждый конкурс, а в конце урока- посчитают общее количество баллов.

4.Критический опрос по биографии И. А. Крылова.(по группам)

( один правильный ответ -один балл) Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова.

1.В 1969 году в Москве в семье капитана Крылова родился сын Иван (Нет. В 1769)

2.Иван  в десятилетнем возрасте потерял отца (Нет. В 9 лет)

3.После смерти отца мальчика определили писцом на службу.(Да)

4.В 18 лет писатель потерял мать.(Нет. В 16)

_______________________________________________

5.Крылов родился и вырос в достатке и любви (Нет.В нужде и унижениях)

6.С юности презирал лицемерие и стремился на своём примере показать преимущества простого образа жизни.(Да)

7.Будучи стройным и проворным от природы, он старался выставить свою фигуру напоказ.(Нет.Полным и неуклюжим,неповоротливость)

8.В салонах светских гостиных он вёл себя по-домашнему.(Да)

_________________________________________________________

9.Он не считал нужным скрывать своё богатство (Нет. Бедность)

10.В любых обстоятельствах он вёл себя естественно, оставался самим собой(Да)

11.В языковых средствах и образах Крылов шёл от современной ему литературы (Нет.От фольклора)

12.Многие строки из его басен стали пословицами и поговорками.(Да)

__________________________________________________________

13.Мудрый баснописец говорил на сложном языке, понятном только высокообразованным людям.(Нет. Простом, даже невеждам)

14. И.А.Крылов делал это,чтобы люди осознали и искоренили свои недостатки.(Да)

15.И.А.Крылов стал для русского народа всеобщим отцом.(Нет. Дедушкой)

16.Басни Крылова оказались «поэтическими игрушками» для подрастающего поколения.(Да)

5. Конкурс «Блиц-турнир». Повторение литературоведческих терминов. (по группам).Запись терминов и их определений на листах (басня,аллегория, мораль)(Один термин – один балл)Время выполнения – 3 минуты.

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

6Конкурс-разминка на знание содержания текстов басен(общий)

( один правильный ответ -один балл)
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

7. Конкурс «Картинная галерея». На доске развешаны иллюстрации к басням. Выша задача – определить, к каким басням относятся данные иллюстрации по порядку ( изображения подписаны по номерам)( один правильный ответ -один балл).Время – 1 минута.

8. Творческий конкурс «Домашнее задание».Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую подготовили к уроку. Примерное время – 10 минут. Оценивание по 10-балльной шкале(декорации,костюмы, актерское мастерство, знание текста, оригинальность представления).

9.Продолжите крылатые слова (по группам). Время выполнения – 3 минуты.

 У сильного всегда…( бессильный виноват)

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

10.Конкурс «Найдите пару»Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Волк-Ягнёнок), наклеить пары на лист бумаги.Время выполнения – 2 минуты.Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

11.«Конкурс Знатоков».Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 3 минуты.Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды № 1

Свинья под дубом.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей __________, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, ___________

И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу __________ говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит _______________, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б ________________: ведь я от них жирею».

Для команды № 2
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» - 
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ______________.
Для команды № 3
Волк и Ягнёнок
У сильного всегда ________________ виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ____________ Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить __________
Моё
С песком и илом?

Для команды № 4

Квартет
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
__________________сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под _____________,-
Пленять своим искусством свет.
____________________ в смычки,
Дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-
Погодите!
Как музыке идти! Ведь вы не так __________.
Ты с басом, Мишенька, садись против__________,
Я, прима, сяду против вторы.

12. Заключительный конкурс  «Проба пера». Каждая группа составляет синквейн по теме урока. Время выполнения – 2 минуты. Оценивание: 5 баллов.

13. Подсчет баллов.Подведение итогов.

14.Заключительное слово учителя. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. 

15.Домашнее задание:  написать свою басню на тему школьной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-игры "«Забавой он людей исправил…» ( по биографии и творчеству И.А.Крылова)"»

Тема урока: «Забавой он людей исправил…» ( по биографии и творчеству И.А.Крылова)

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова, освоение знаний о басне как жанре литературы, знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие: развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности ,умения работать в группе, принимать общие решения;

Воспитательные: воспитание культуры работы в группе; воспитание интереса к изучению русской классической литературы.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры .



Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами обобщим все сведения о великом русском писателе И.А.Крылове и его баснях, полученные на предыдущих уроках, повторим термины ,изученные по данной теме ,проверим знание собственно текстов басен и умение находить в них мораль. Будет проходить этот урок в форме игры. Для этого мы разделились на группы ,каждая из которых имеет своё название и домашнее задание. Спикеры команд, представьте свои группы. (Представление команд)

Чтобы приступить к игре ,нам необходимо выработать с вами единые правила. Итак, ребята, как вы считаете, какие условия необходимы для успешной работы в группе. (Учащиеся предлагают варианты, учитель записывает на доске правила работы в группе)



2.Слово о баснописце И.А.Крылове (читает учитель).
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые Крыловские слова.
М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?



3. Слово учителя. Итак ,ребята, у вас на столах лежат оценочные листы ,в которых спикеры команд будут отмечать количество набранных баллов за каждый конкурс , а в конце урока- посчитают общее количество баллов.

4.Критический опрос по биографии И. А. Крылова.(по группам)

( один правильный ответ -один балл) Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова.

1.В 1969 году в Москве в семье капитана Крылова родился сын Иван (Нет. В 1769)

2.Иван в десятилетнем возрасте потерял отца (Нет. В 9 лет)

3.После смерти отца мальчика определили писцом на службу.(Да)

4.В 18 лет писатель потерял мать.(Нет. В 16)

_______________________________________________

5.Крылов родился и вырос в достатке и любви (Нет.В нужде и унижениях)

6.С юности презирал лицемерие и стремился на своём примере показать преимущества простого образа жизни.(Да)

7.Будучи стройным и проворным от природы, он старался выставить свою фигуру напоказ.(Нет.Полным и неуклюжим,неповоротливость)

8.В салонах светских гостиных он вёл себя по-домашнему.(Да)

_________________________________________________________

9.Он не считал нужным скрывать своё богатство (Нет. Бедность)

10.В любых обстоятельствах он вёл себя естественно, оставался самим собой(Да)

11.В языковых средствах и образах Крылов шёл от современной ему литературы (Нет.От фольклора)

12.Многие строки из его басен стали пословицами и поговорками.(Да)

__________________________________________________________

13.Мудрый баснописец говорил на сложном языке, понятном только высокообразованным людям.(Нет. Простом, даже невеждам)

14. И.А.Крылов делал это ,чтобы люди осознали и искоренили свои недостатки.(Да)

15.И.А .Крылов стал для русского народа всеобщим отцом.(Нет. Дедушкой)

16.Басни Крылова оказались «поэтическими игрушками» для подрастающего поколения.(Да)



5. Конкурс «Блиц-турнир». Повторение литературоведческих терминов. (по группам).Запись терминов и их определений на листах (басня ,аллегория, мораль)(Один термин – один балл)Время выполнения – 3 минуты.



Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

6Конкурс-разминка на знание содержания текстов басен(общий)

( один правильный ответ -один балл)
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

7. Конкурс «Картинная галерея». На доске развешаны иллюстрации к басням. Выша задача – определить , к каким басням относятся данные иллюстрации по порядку ( изображения подписаны по номерам)( один правильный ответ -один балл).Время – 1 минута.

8. Творческий конкурс «Домашнее задание».

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую подготовили к уроку. Примерное время – 10 минут. Оценивание по 10-балльной шкале(декорации ,костюмы, актерское мастерство, знание текста, оригинальность представления).

9.Продолжите крылатые слова (по группам). Время выполнения – 3 минуты.

 У сильного всегда…( бессильный виноват)

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)



10.Конкурс «Найдите пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Волк-Ягнёнок), наклеить пары на лист бумаги.Время выполнения – 2 минуты.Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

11.«Конкурс Знатоков».Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 3 минуты.Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды № 1

Свинья под дубом.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей __________, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, ___________

И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу __________ говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит _______________, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б ________________: ведь я от них жирею».

Для команды № 2
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» - 
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ______________.
Для команды № 3
Волк и Ягнёнок
У сильного всегда ________________ виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ____________ Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить __________
Моё
С песком и илом?

Для команды № 4

Квартет
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
__________________сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под _____________,-
Пленять своим искусством свет.
____________________ в смычки,
Дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-
Погодите!
Как музыке идти! Ведь вы не так __________.
Ты с басом, Мишенька, садись против__________,
Я, прима, сяду против вторы.


12. Заключительный конкурс «Проба пера». Каждая группа составляет синквейн по теме урока. Время выполнения – 2 минуты. Оценивание: 5 баллов.

13. Подсчет баллов.Подведение итогов.

14.Заключительное слово учителя. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. 

15.Домашнее задание:  написать свою басню на тему школьной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Ильясова Эдита Амануллаховна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271727


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства