Тема урока: «Забавой он людей исправил…» ( по биографии и творчеству И.А.Крылова)
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова, освоение знаний о басне как жанре литературы, знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие: развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности,умения работать в группе, принимать общие решения;
Воспитательные: воспитание культуры работы в группе; воспитание интереса к изучению русской классической литературы.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры.
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами обобщим все сведения о великом русском писателе И.А.Крылове и его баснях, полученные на предыдущих уроках, повторим термины,изученные по данной теме,проверим знание собственно текстов басен и умение находить в них мораль. Будет проходить этот урок в форме игры. Для этого мы разделились на группы,каждая из которых имеет своё название и домашнее задание. Спикеры команд, представьте свои группы. (Представление команд)
Чтобы приступить к игре,нам необходимо выработать с вами единые правила. Итак, ребята, как вы считаете, какие условия необходимы для успешной работы в группе. (Учащиеся предлагают варианты, учитель записывает на доске правила работы в группе)
2.Слово о баснописце И.А.Крылове (читает учитель).
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые Крыловские слова.
М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
3. Слово учителя. Итак,ребята, у вас на столах лежат оценочные листы,в которых спикеры команд будут отмечать количество набранных баллов за каждый конкурс, а в конце урока- посчитают общее количество баллов.
4.Критический опрос по биографии И. А. Крылова.(по группам)
( один правильный ответ -один балл) Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова.
1.В 1969 году в Москве в семье капитана Крылова родился сын Иван (Нет. В 1769)
2.Иван в десятилетнем возрасте потерял отца (Нет. В 9 лет)
3.После смерти отца мальчика определили писцом на службу.(Да)
4.В 18 лет писатель потерял мать.(Нет. В 16)
_______________________________________________
5.Крылов родился и вырос в достатке и любви (Нет.В нужде и унижениях)
6.С юности презирал лицемерие и стремился на своём примере показать преимущества простого образа жизни.(Да)
7.Будучи стройным и проворным от природы, он старался выставить свою фигуру напоказ.(Нет.Полным и неуклюжим,неповоротливость)
8.В салонах светских гостиных он вёл себя по-домашнему.(Да)
_________________________________________________________
9.Он не считал нужным скрывать своё богатство (Нет. Бедность)
10.В любых обстоятельствах он вёл себя естественно, оставался самим собой(Да)
11.В языковых средствах и образах Крылов шёл от современной ему литературы (Нет.От фольклора)
12.Многие строки из его басен стали пословицами и поговорками.(Да)
__________________________________________________________
13.Мудрый баснописец говорил на сложном языке, понятном только высокообразованным людям.(Нет. Простом, даже невеждам)
14. И.А.Крылов делал это,чтобы люди осознали и искоренили свои недостатки.(Да)
15.И.А.Крылов стал для русского народа всеобщим отцом.(Нет. Дедушкой)
16.Басни Крылова оказались «поэтическими игрушками» для подрастающего поколения.(Да)
5. Конкурс «Блиц-турнир». Повторение литературоведческих терминов. (по группам).Запись терминов и их определений на листах (басня,аллегория, мораль)(Один термин – один балл)Время выполнения – 3 минуты.
Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.
Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.
Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.
Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.
Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).
6. Конкурс-разминка на знание содержания текстов басен. (общий)
( один правильный ответ -один балл)
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
7. Конкурс «Картинная галерея». На доске развешаны иллюстрации к басням. Выша задача – определить, к каким басням относятся данные иллюстрации по порядку ( изображения подписаны по номерам)( один правильный ответ -один балл).Время – 1 минута.
8. Творческий конкурс «Домашнее задание».Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую подготовили к уроку. Примерное время – 10 минут. Оценивание по 10-балльной шкале(декорации,костюмы, актерское мастерство, знание текста, оригинальность представления).
9.Продолжите крылатые слова (по группам). Время выполнения – 3 минуты.
У сильного всегда…( бессильный виноват)
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
10.Конкурс «Найдите пару»Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Волк-Ягнёнок), наклеить пары на лист бумаги.Время выполнения – 2 минуты.Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
11.«Конкурс Знатоков».Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Время выполнения – 3 минуты.Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Например:
Для команды № 1
Свинья под дубом.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей __________, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, ___________
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу __________ говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит _______________, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б ________________: ведь я от них жирею».
Для команды № 2
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ______________.
Для команды № 3
Волк и Ягнёнок
У сильного всегда ________________ виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ____________ Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить __________
Моё
С песком и илом?
Для команды № 4
Квартет
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
__________________сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под _____________,-
Пленять своим искусством свет.
____________________ в смычки,
Дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-
Погодите!
Как музыке идти! Ведь вы не так __________.
Ты с басом, Мишенька, садись против__________,
Я, прима, сяду против вторы.
12. Заключительный конкурс «Проба пера». Каждая группа составляет синквейн по теме урока. Время выполнения – 2 минуты. Оценивание: 5 баллов.
13. Подсчет баллов.Подведение итогов.
14.Заключительное слово учителя. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
15.Домашнее задание: написать свою басню на тему школьной жизни.