kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Имена и люди" для учащихся 6-7 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие проводится в 6-7 классах. Будет полезно и интересно педагогам дополнительного образования и родителям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Имена и люди" для учащихся 6-7 классов.»









Цель: познакомить учащихся с историей появления имени на земле.

Задачи:

-показать роль и значение традиций и обычаев в определении имени человека;

-способствовать формированию информационной культуры учащихся, умения слушать, понимать информацию, размышлять и делать выводы.

Форма проведения: информационный час

Назначение. Конспект занятия составлен для учащихся 6-7 классов. Думаю, что будет интересен и полезен педагогам дополнительного образования и родителям.


Ход занятия


Воспитатель: Ребята, скажите, как меня зовут?

Все: Татьяна Михайловна.

Воспитатель: Меня так назвали в честь моей прабабушки, которая была учителем начальных классов. Её уже давно нет на земле, а имя живёт. Мне всегда хотелось знать, почему меня назвали в честь прабабушки. Какой она была? Похожа ли я чем-нибудь на того человека, в честь которого получила своё имя?

-А в честь кого названы были вы?

-Знаете ли вы о жизни того человека, в честь которого были названы?

-Что вы знаете об именах, которые вы носите?

(Ответы учащихся)

Воспитатель: Сегодня наш информационный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили огромный след в истории.

(Стук в дверь. Входят Купава, Владимир, княгиня Ольга и Катерина – учащиеся 9 класса в соответсвующих костюмах)

Воспитатель: Гости к нам пожаловали. Проходите, присаживайтесь. Ребята, это гости не простые: они пришли к нам из нашей истории, из истории имён. Давайте познакомимся с ними.

Купава: Меня зовут Купава и пришла к вам из времён язычества.

Владимир: Имя Владимир я получил при крещении Руси.

Княгиня Ольга: Моё имя Ольга стало символом Древней Руси.

Катерина: Я – Катерина. Мой век – двадцатый. И происхождение моего имени символично.

Воспитатель: Спасибо, гости дорогие. Мы рады, что вы хотите нам помочь разобраться в этой важной для нас информации. Готовясь к этому занятию, мы составили карту имён нашего класса, узнали их значение.

(Каждый ученик рассказывает о своём имени)

Дарья: Моё имя в переводе с древнегреческого означает «победительница», «сильная», «мощная». Это женский вариант персидского царя Дария. Мой день ангела – 18 августа.

Анастасия: Имя Анастасия в переводе с древнегреческого языка означает «восставшая», «воскресшая». Несмотря на то, что имя Анастасия является русским именем, оно заимствовано из другого языка. Корневым для него является древнегреческое слово «анастас» (воскресший). День ангела – 5 апреля.

Кристина: Моё имя в русском языке звучит с некоторым иностранным оттенком, имеет греческие корни и означает «христианка». Свой день ангела праздную 26 марта.

Екатерина: Имя пришло из Древней Греции. Происхождение его связано с греческим словом «катарос», что в переводе имеет значение «чистая, непорочная». Именины у меня 7 декабря.

Руслан: Моё имя заимствовано от тюркско-татарских языков и происходит от слова «арслан», что значит «лев». Дня ангела не имею.

Дмитрий: Моё имя имеет греческие корни и в переводе означает «посвящённый Деметре». Это богиня плодородия. И в связи с этим ещё одним популярным значением имени Дмитрий считается значение «земледелец». Мой день ангела 28 мая.

Никита: Моё имя – древнегреческое, восходит своими корнями к такому имени как Ника, которая была богиней победы. В переводе имя Никита означает «победитель». Мой день ангела – 26 октября.

Артём: Это имя имеет греческие корни и происходит от греческого имени Артемиос, что в переводе с греческого означает «невредимый» или «безупречного здоровья». Именины у меня 3 ноября.

Илья: Происхождение имени Илья берёт свои корни от древнееврейского слова Элияху, значение которого – «Яхве – мой бог». Мой день ангела 16 сентября.

Воспитатель: Значение имени для человека является очень важным. Имя – это мир человека. Уважающий себя человек дорожит своим именем, бережёт его. А как появились имена на Руси? Может, наши гости помогут нам узнать это?

Купава: Моё имя связано с красивым праздником, который и сегодня празднуется в России. Я родилась в ночь на Ивана Купалу, поэтому меня назвали Купава. Купать, купаться – это слова, которые стали основой моего имени. На Руси тогда имена давали в честь языческих праздников, событий, которые имели большое значение для народа. Именно с того времени пришли в русский язык имена Владислав, Всеволод, Всеслав.

Иногда имена детям давались в зависимости от того, какими они рождались по счёту в семье. Это мог быть Третьяк – третий ребёнок в семье. Имя давалось и по особенностям цвета волос, например, Беляк, особенностям телосложения – Малой.

Княгиня Ольга: Я княжеского рода. Моё имя хорошо известно не только в Древней Руси, но и в современной истории. Чем же я знаменитая?

(Ответы учащихся)

Княгиня Ольга: Вы правы, ребята. Спасибо, что знаете о событиях очень древних. Самыми распространёнными именами моего времени были княжеские имена, имеющие корни из Скандинавии. Это имена Ольга, Олег, Игорь. Эти имена стали популярными тогда, когда люди с этими именами возглавили борьбу русского народа с врагами Руси. Может, вы скажите, в каком литературном произведении Древней Руси об этом рассказывается?

(Ответы учащихся)

Владимир: Именно с введением христианства на Руси люди начали получать личное имя. Имена были записаны в церковных книгах и пришли к нам из Византии. Христианские имена были в обиходе у греков и римлян, египтян и евреев. Самым распространённым именем на Руси после её крещения стало имя Владимир, которое означает «владеть миром». Русским людям было тяжело воспринимать на слух христианские имена.

Имя давали ребёнку по святцам. Святцы – это сборник имён святых. Каждый святой имеет в святцах свой день. Вот по дню каждого святого в святцах священник и давал имя ребёнку. Родители не имели права выбирать имя.

Послушайте стихотворение М. Владимова.

Ученик: Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима –

То – хошь не хошь – Иероним.

Владимир: Ребята, знаете ли вы имена своих предков? Можете ли их назвать?

(Ответы учащихся)

Воспитатель: Война 1812 года с французами. Влияние английской, немецкой культуры внесли свои коррективы в появление новых имён на Руси. В дворянских купеческих семьях стали называть детей «заморскими» именами: Элен, Люси, Пьер. Как вы думаете, правильно ли это?

(Ответы учащихся)

Катерина: Моё имя в России также известно, как и имя Иван. В годы Великой Отечественной войны это имя стало символом борьбы за свободу русского народа в Отечественной войне. Может быть, кто-то скажет, почему?

(Ответы учащихся)

Катерина: Правильно. Моим именем назвали миномётную установку «Катюша», которая изменила ход войны. Это имя внесло свои коррективы в ход войны и доказало, что даже имя может бороться с врагом.

После Великой Отечественной войны появилось очень много имён, связанных с памятью народа о войне. Очень распространёнными стали имена Зоя в честь Зои Космодемьянской, Александр в честь Александра Матросова, но по словам историков все рекорды било имя Иван. Это имя стало олицетворением мужества и стойкости всех солдат Великой Отечественной войны.

Воспитатель: В ХХ веке, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса, стали появляться имена, которые возникли оттого, что люди восхищались происходившими изменениями в стране. Например, появилось имя Электрина в честь электричества, которое вошло в дома людей, или Гертруда, производное от слов «герой труда» и другие. По этому поводу я предлагаю послушать стихотворение Ю.Благого.

Ученик: Дед, стараясь для внучонка, нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко: Товий…Муций…Свен…Орест…

Зять решил по ходу прений повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней – Гелий…Атом…Космодром…

Дочь, захваченная спором, шумно лезет на рожон

С целым импортным набором: Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…

Бабка с нехристями знаться не желает, и сама

Вносит лепту, глядя в святцы: Той…Сысой…Кузьма…Фома…

Сочинительством премудрым занимаясь вчетвером,

Ночь проспорили, а утром мальчик назван был Петром.

Воспитатель: Что вам понравилось в этом стихотворении?

-Почему мальчика назвали Петром?

-Знаете ли вы о том, как выбиралось вам ваше имя?

(Ответы учащихся)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Назови имя». Я каждому из вас бросаю мяч и называю букву. Вы, бросая мне мяч, называете имя на данную букву.

(Игра «Назови имя»)

Купава: Ребята, мы приготовили для вас викторину, в которой будем давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

Княгиня Ольга:

1.Этот герой живёт в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка)

2.Эта девочка настолько мала, что в её имени размер её роста. (Дюймовочка)

3.У этих братьев-близнецов смешные и необычные имена. (Чук и Гек)

4.У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца Великобритании. (Гарри Потер)

5.Эта девочка, которая живёт в стране чудес, подарила своё имя многим современным девочкам. (Алиса)

Владимир:

6.Как звали братца и сестрицу из одноимённой сказки? (Алёнушка и Иванушка)

7.Как звали девочку из произведения Волкова «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

8.Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

9.Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино)

10.Как звали девочку, которая всё время хотела стать учительницей? (Мальвина)

Катерина:

11.Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу? (Василиса)

12.Как зовут девочку из стихотворения Агнии Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

13.Как зовут мальчика из произведения Эдуарда Успенского «Каникулы в Простоквашино»? (Фёдор)

14.Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше. (Карлсон)

15.Как зовут девочку, которую обижала злая мачеха? (Золушка)

(Награждение победителя)

Воспитатель: Спасибо, гости дорогие за прекрасную викторину.

Есть люди, чьи имена стали им памятниками ещё при жизни. Вот с таким человеком, с которым вы сталкиваетесь на уроках математики, я хочу вас познакомить. Узнав об этом человеке, вы убедитесь в том, что не имя красит человека, а человек имя.

Он родился на острове Самос. Совсем юным Пифагор покинул свою родину. Он прошёл пешком по дорогам Египта и 12 лет жил в Вавилоне, где обучался астрономии и философии. После возвращения домой он поселяется на Сицилии, где рождается его знаменитая Пифагорейская школа. Его ученики и сам учитель жили по следующим правилам:

-Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.

-Не делай никогда того, чего не знаешь. Но научись тому, что следует знать.

-Приучайся жить просто и без роскоши.

-Не пренебрегай здоровьем своего тела.

-Не закрывай глаза, когда хочется спать, не разобравши всех своих поступков в прошлый день.

Пифагор открыл теорему, которая известна всем школьникам в XXI веке. Он оставил о себе такую память, которую трудно переоценить. Именно Пифагор определил, что земля является шаром, что все музыкальные интервалы подчинены законам чисел. Пифагора люди помнят уже более 2,5 тысячи лет. Его нет, а имя, которое он получил при рождении, известно всему миру и сегодня.

-Ребята, как вы думаете, почему имя Пифагора сохранилось в XXI веке?

-Можно ли считать, что Пифагор собой и своими поступками сохранил в истории своё имя?

(Ответы учащихся)

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Я благодарю всех за участие.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект занятия "Имена и люди" для учащихся 6-7 классов.

Автор: Обливанцева Татьяна Михайловна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект занятия   «Познай самого себя». "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-zaniatiia-poznai-samogho-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "133897"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416596058"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект занятия по внеурочной работе "Заповедь: Чти отца твоего и мать твою" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-zaniatiia-po-vnieurochnoi-rabotie-zapovied-chti-ottsa-tvoiegho-i-mat-tvoiu"
    ["file_id"] => string(6) "228128"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441121709"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект занятия внеурочной деятельности по общей физической подготовке  в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-zaniatiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchiei-fizichieskoi-podghotovkie-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "149064"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419941103"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок "Безопасный интернет" (для учащихся начальной школы) "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-biezopasnyi-intierniet-dlia-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "244506"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445952198"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Классный час на тему   «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»   (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(102) "klassnyi-chas-na-tiemu-prava-i-obiazannosti-dietiei-konstitutsiia-rf-gosudarstviennyie-simvoly-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132490"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416338860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства