Муниципальное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья II вида
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат г. Сарапула УР»
_____________________________________________________________________________________________
427960, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. М. Горького, 30. Телефон 8 (34147) 4-18-34, 4-18-36.
Факс: 8 (34147) 4-18-36, E-mail: [email protected]
Конспект занятия в 9 классе
«Познай самого себя».
( Командная игра «Крестики-нолики»
по развитию навыков самопознания личностных качеств)
Выполнил: Воспитатель Быкова О.Г.
«Познай самого себя».
Цели:
- Формирование психологической готовности подростков к вступлению во взрослую жизнь.
- Формирование и развитие навыков самопознания личностных качеств;
- Развитие социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими).
- Формирование положительного эмоционального фона на занятиях.
- Расширение кругозора учащихся, обогащение их речи; раскрытие творческих способностей учащихся в игровой форме
Оборудование:
- Плакаты с высказываниями знаменитых людей:
«Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы».
«Счастье – это когда
тебя понимают» Рене Декар
Советы Чарли Чаплина
- Цветок – ромашка с именами детей
- Карточки-опоры
- Экран
- Игровое поле
Предварительная работа:
- Цикл занятий по нравственному воспитанию
Жюри: взрослые
Место проведения: класс
Ход:
В: Сегодня мы с вами поговорим о том, насколько вы готовы вступить во взрослую жизнь. Как вы можете без ущерба для себя выйти из неприятных, непредвиденных ситуаций, которыми полна эта жизнь. И как вы оцениваете свои способности.
Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя успеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное.
Многие люди довольствуются малым, не прилагая особых усилий, и всю свою жизнь обвиняют окружающих в том, что многое у них в судьбе не сложилось. Другие же прилагают титанические усилия (словарь: карточка-опора) и воистину становятся титанами. (словарь: карточка-опора.) Но психологи уже давно сделали свой вывод: любой человек талантлив. (карточка-опора.)
Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? (словарь: карточка-опора.)
Нужно прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, имеющие на это право.
Мне очень нравится совет Чарли Чаплина, великого актёра и комика: «Любите людей, и они ответят вам тем же».
Советы Чарли Чаплина
- Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
- Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
- Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
- Не упускайте мгновения удачи.
- Чётко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.
- Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
- Любите людей, и они ответят вам тем же.
В: И вот сейчас в командной игре «Крестики-нолики» мы узнаем, насколько пригодятся советы Чарли Чаплина нашим игрокам. Тема игры «Познай самого себя».
Правила игры:
. Чтобы на табло записать свой знак, надо успешно выполнить задание, которое обозначено на желаемом поле. Если команда выполняет задание не верно, то свой знак на этом поле имеет право поставить другая команда. Выигрывает та команда, которая, как в обычных «крестиках – ноликах» поставит свои 3 знака в одну линию.
Команда сама выбирает себе задание.
В. Право первого хода имеет команда… Выбирайте понравившееся вам игровое поле.
игровое поле
Я это знаю (антонимы)
Жесты и наблюдательность
Я стану актером
Что в имени тебе моём
Словарь терминов
Пословицы
Брейн - ринг
Жму Вашу руку
Вся наша жизнь – игра.
. Команда, выполнившая задание успешно, ставит свой знак на табло.
Я это знаю (антонимы: скажи наоборот)
В: Дети:
- - небрежность - аккуратность
- - невежество - воспитанность
- - безответственность - исполнительность –
- – лживость - искренность
Что в имени тебе моём
Цветок ромашка символизирует класс. Серединка цветка – личность. На лепестках с нижней стороны написаны имена учащихся. Капитан команды вырывает один из лепестков, на котором написано имя того школьника, чьи качества характера будет называть команда. Но каждая черта характера должна начинаться с одной из букв имени. Имя ученика пишется на доске по вертикали.
Жму Вашу руку.
Задание: Изобразить приветствия разных народов в прежние времена.
- Китайцы – встречая друг друга, пожимали руку самому себе.
- Тибетцы – показывают язык.
Я стану актером
Разыграть сценку:
Как следует обращаться к человеку в различных ситуациях: «Вы» или «ты»?
Ситуация № 1.
Милиционер останавливает человека, который нарушил правила дорожного движения. Какие обращения тут уместны?
Ситуация № 2.
Молодая девушка обронила на улице перчатку. Вы это заметили. Как вы обратитесь к ней?
Словарь терминов
Называется расшифровка, дети называют термин по карточке опоре.
Личность – это человек, обладающий сознанием и индивидуальностью
Вежливость – проявление уважения.
Искренность – качество, обеспечивающее контакт друг с другом.
Доброжелательность – способность выражать людям доброжелательное отношение,
Вся наша жизнь – игра.
Игра «Место в маршрутке»
Участники: Дети в роли пассажиров в автобусе.
Участнику в роли сидящего пассажира нужно не уступать место рядом с собой. Участнику в роли стоящего пассажира нужно попытаться занять свободное место (а на нём сумка сидящего), выбрав определённую позицию во взаимодействии.
Правила взаимодействия:
- не переходить на «ТЫ».
- Просьба отличается от требования.
- Спокойный тон лучше крика.
Жесты и наблюдательность
Жест искренности – раскрытые руки ладонями вверх
Жест защиты – собеседник скрестил руки
Жест скрытности – рука прикрывает рот
Жест неуверенности – манипуляции с пальцами рук,
Жест доверчивости – пальцы соединяются наподобие купола.
Брейн-ринг
Задание: закончит фразу
- Главный враг воли… – лень.
- Условие успеха ……. – работа над собой.
- Источник знаний ……– чтение.
- Путь к радости …………– проявление чувств.
пословицы
Собрать разрезные пословицы.
Один за всех – все за одного.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Подведение итогов игры. Награждение
Вывод:
Вы уже заметили круг на доске. Это центр цветка, он символизирует вашу личность, но у него пока отсутствуют лепестки. Поэтому необходимо окружить его лепестками, символизирующими элементы, из которых складывается уважение к себе. (Дети называют) Это:
- особенность
- уверенность в себе
- хорошая успеваемость
- удовлетворённость своим внешним видом
- доверие окружающих
- умение заботиться о себе
Посмотрите на наш цветок. Он символизирует модель, которая показывает, что наше уважение к себе во многом зависит от того, как складываются наши отношения с окружающими, получается ли наладить с ними доброжелательные контакты, дают ли окружающие люди нам возможность почувствовать нашу собственную ценность.
Но самое важное, это то, что лепестки цветка держатся вместе потому, что их что-то объединяет. Это «что-то» - вы сами, ваша личность.