kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по внеурочной работе "Заповедь: Чти отца твоего и мать твою"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • Воспитание обучающихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей.

Задачи:

  • познакомить с понятием “радость послушания” через обсуждение ветхозаветных историй;
  • дать представление о важнейших чертах, необходимых православному человеку: почтительность, красота, радость, счастье;
  • обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников;
  • способствовать развитию чувства благодарности и долга перед родителями, нравственного чувства сопереживания;
  • воспитывать любовь и уважение к родителям, и чувство ответственности за свои поступки.

Конспект составлен по материалу урока“Радость послушания. Дети и родители”, автор Л.Л.Шевченко, 2-ой год обучения.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Оборудование: мультимедийное оборудование и презентация по теме урока; запись музыки М. Ипполитов-Иванов "Се ныне благословите Господа"; выставка детских рисунков; карточки для работы в группах и парами;рисунок дерева и яблок для рефлексии.

Ход урока

Организационный момент

(психологический настрой).

Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно прохлада дышит,
Нам здесь уютно: весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

(На классную доску вывешиваются ключевые слова:послушание, почтительность, красота, радость,счастье.

Эпиграф урока:

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

2. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть важную грань христианской радости – радости послушания воле Божьей, воле родителей. (На экране проецируется тема урока: “Заповедь: Чти отца твоего и мать твою”. Зачитывается эпиграф урока)

3. Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

- Какие заповеди блаженства были даны людям и как вы их понимаете? (слайд 2)

- Для чего они были даны людям?

Предполагаемые ответы детей: (Заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми.)

- А что значит “счастливый человек”? (Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым,поступает по совести, живёт в мире со всеми.)

2. Работа с выставкой рисунков.

- Дома вы рисовали рисунки на тему: "Счастливый человек". Что вы на них изобразили? (Работа с выставкой рисунков.)

3. Обобщение.

Учитель: А теперь я зачитаю вам примерный портрет счастливого человека. А вы послушайте и скажите, хочется ли вам, чтобы это был ваш портрет?

Счастливый человек.

  • это такой человек, который, заметив свои плохие поступки, старается исправиться, стать лучше;
  • это человек, который не любит ценить себя выше всех;
  • это правдивый человек.
  • счастливый человек всегда послушен своим родителям.
  • это человек, который не любит лукавить.
  • счастливый человек любит быть в мире со всеми, мирить людей, прощать обиды;
  • он дружит с теми, кто хочет с ним дружить.

(выслушиваются ответы детей)

Учитель. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать счастливым человеком?

(Жить по заповедям Божьим).

4. Работа над новым материалом.

Вводная беседа.

Учитель. Мы уже знаем о святом царе и пророке Давиде. В его книге “Псалтирь” есть слова, где он напоминает людям о радости, которую они получат,если будут соблюдать уставы(правила), данные богом и хранить Его законы. За это добро людям следовало благодарить Бога. “Ныне благословите Господа” - такие слова звучат в песнопении.

1. Давайте послушаем это песнопение.

(слушание песнопения. М.Ипполитов-Иванов “Се ныне благословите Господа”).

Вопрос после прослушивания:

Как вы считаете, за что людям следует благодарить Бога?

(за Божьи благодеяния, за духовную радость,которую Бог даёт возможность получить людям)

Но Священная история рассказывает, что не все люди смогли сохранить духовную радость.Радостными могли стать те люди, которые помнили о Боге. Пророк призывал всегда помнить о Боге: “.ищите лица Его всегда”, “Вспоминайте знамения Его,чудеса Его, изречения уст Его”. Что значило помнить Бога? Это значило: сознавать, что Он Вездесущий, то есть нет такого места, где бы Его не было. “Помнить Бога” для христиан значило верить в его близость, надеяться на его любовь и заботу, соблюдать те правила, которые Он дал для жизни.

2. Повторение заповедей Божьих.

- давайте вспомним, когда и какие заповеди,правила давал Бог людям?

А) в раю Адаму и Еве о послушании и возделывании;

Б) пророку Моисею – 10 заповедей;

В) Нагорная проповедь – 9 заповедей блаженства.

- вспомните тему сегодняшнего урока и скажите,через кого передал людям Бог заповедь о послушании?

(через пророка Моисея)

Учитель:

О пятой заповеди Закона Божия.

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.

Грех непочтения к родителям есть великий грех. В Ветхом завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью. (Марк 7, 10). Например (самое трудное Богу молиться и родителей в старости содержать).

Наряду с родителями, мы должны почитать и тех, кто, в каком-либо отношении, заменяют нам родителей. К таким лицам принадлежат: пастыри и отцы духовные, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; начальники гражданские, которые заботятся о нашей мирной жизни; воспитатели, учители и благодетели, которые стараются учить нас и дать нам все доброе и полезное; и, вообще старшие по возрасту.

- Как вы понимаете, что означает слово“послушание”?

(ответы детей)

Учитель.

Послушание - это необыкновенное слово. Оно связано со словом “радость”

Но не всегда и не все люди оставались послушными. Многие из них оказались гордыми,из-за чего они потеряли радость и счастье ушло от них. Сегодня мы прочитаем о тех людях, которые были послушны Богу и о тех, которые нарушили Его заповедь послушания.

3. Работа с учебником стр.49.

Чтение рассказа из Священной истории “Об Аврааме”.

Словарная работа: благословение - милость Божия.

Ответы на вопросы после прочтения:

-

Какое качество позволило Аврааму стать праведным перед Богом? (Он был послушен Богу)

- Что сказал Ангел? (Ангел сказал, что Бог видит его веру).

Чтение рассказа из Священной истории “Дети Ноя”

Словарная работа: почитать – быть послушным, вежливым, внимательным.

Потомкидети.

Ответы на вопросы после прочтения:

- В чём заключается послушание детей родителям? (В быстром и радостном выполнении их воли.)

- В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)

- Как поступили Сим и Иафет?

- За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)

- За что Ной благословил Сима и Иафета?

- Догадайтесь, откуда пришло в русский язык слово "хамство"? Что оно означает? (Работа

со словарём.) (Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)

- Красивым или уродливым был поступок Хама?Объясните, почему вы так думаете.

Физкультминутка.

4. Просмотр видеоролика “Воробей”. Вопрос перед просмотром:

- сформулируйте заповедь, которую нарушил герой фильма.

Беседа после просмотра.

- какую заповедь не выполнял сын? (пятую заповедь, он не почитал своего отца, кричал на него)

-

как отец сумел поставить его на место? (он противопоставил грубости сына доброту и любовь)

- как вы думаете, раскаялся он в своём поступке? (да,он раскаялся, ему стало стыдно)

- а как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)

- в каком из рассказов Священной истории также была нарушена пятая заповедь? (Дети Ноя)

5. Закрепление изученного.

Работа в парах. Задание 2, стр.51. Выбери правильный ответ.

Вежливый, почтительный человек должен.

Проверка работы в парах.

(Вежливый, почтительный человек должен здороваться; спрашивать о самочувствии; желать спокойной ночи близким; слушать старших, не перебивая; не дерзить; быть благодарным родителям за их заботу).

6. Самостоятельная работа.

О том, какие труды с детства в помощь Своим близким выполнял Отрок Христос вы узнаете,прочитав стихотворение В. Афанасьева “Христос Отрок”.

(чтение стихотворения и значений выделенных слов самостоятельно)

7. Проверка самостоятельной работы.

Ответьте на вопрос:

- какие труды с детства в помощь Своим близким выполнял Отрок Христос?

- назовите заповедь Божию, в которой говорится об отношении детей к родителям.

8. Творческая работа. Работа в парах.

Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким и закончите предложение:

(Парам раздаются карточки со словами : Я должен.)

Проверка творческой работы. Примерные ответы учащихся

:

- я должен помогать родителям;

- я должен быть со всеми вежливым;

- я должен почитать своих родителей;

- я должен здороваться со взрослыми;

- я должен слушаться старших;

- я должен защитить маленьких;

- я должен быть благодарным родителям за их заботу. И т.д.

9. Работа над пословицей.

Прочтите пословицу. Вспомните наш эпиграф урока и попробуйте объяснить, как вы её понимаете.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

(выслушиваются ответы детей)

Обобщение.

Родители дали каждому из вас самое дорогое –жизнь. Родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе. Потом дети помогают престарелым родителям на закате их жизни.

Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным вниманием и участием. Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

10. Творческая работа в группах.

1 группе предложена логическая цепочка слов:

послушание –почтительность – красота –радость – счастье

2 группе предложена цепочка слов:

Непочтительность – несчастливость

Задание: объясните, почему эти слова связаны по смыслу.

(выслушиваются ответы групп)

11. Подведение итога урока.

Учитель. Итак, дети, мы много говорили сегодня о послушании и почитании родителей и своих наставников. Ответьте на вопрос

- почему слово “послушание” связано со словом“радость”?

(выслушиваются ответы детей)

Учитель. Если дети не будут выполнять заповедь послушания, радость уйдёт от них и они никогда не будут счастливы. Подчинение родителям- это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких. Для христиан это значит: исполнить свой долг с любовью. Любовь есть исполнение законов Бога!

“Благость Божия – первопричина создания мира”, “Бог есть Любовь”).

12. Рефлексия учебной деятельности.

Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока.

На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока –красное, жёлтое, зелёное. Перед вами на доске Дерево Успеха.

Если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповедь послушания – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной работе "Заповедь: Чти отца твоего и мать твою" »



Цель:

  • Воспитание обучающихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей.

Задачи:

  • познакомить с понятием “радость послушания” через обсуждение ветхозаветных историй;

  • дать представление о важнейших чертах, необходимых православному человеку: почтительность, красота, радость, счастье;

  • обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников;

  • способствовать развитию чувства благодарности и долга перед родителями, нравственного чувства сопереживания;

  • воспитывать любовь и уважение к родителям, и чувство ответственности за свои поступки.

Конспект составлен по материалу урока“Радость послушания. Дети и родители”, автор Л.Л.Шевченко, 2-ой год обучения.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Оборудование: мультимедийное оборудование и презентация по теме урока; запись музыки М. Ипполитов-Иванов "Се ныне благословите Господа"; выставка детских рисунков; карточки для работы в группах и парами;рисунок дерева и яблок для рефлексии.

Ход урока

Организационный момент

(психологический настрой).

Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно прохлада дышит,
Нам здесь уютно: весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

(На классную доску вывешиваются ключевые слова:послушание, почтительность, красота, радость,счастье.

Эпиграф урока:

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

2. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть важную грань христианской радости – радости послушания воле Божьей, воле родителей. (На экране проецируется тема урока: “Заповедь: Чти отца твоего и мать твою”. Зачитывается эпиграф урока)

3. Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

- Какие заповеди блаженства были даны людям и как вы их понимаете? (слайд 2)

- Для чего они были даны людям?

Предполагаемые ответы детей: (Заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми.)

- А что значит “счастливый человек”? (Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым,поступает по совести, живёт в мире со всеми.)

2. Работа с выставкой рисунков.

- Дома вы рисовали рисунки на тему: "Счастливый человек". Что вы на них изобразили? (Работа с выставкой рисунков.)

3. Обобщение.

Учитель: А теперь я зачитаю вам примерный портрет счастливого человека. А вы послушайте и скажите, хочется ли вам, чтобы это был ваш портрет?

Счастливый человек.

  • это такой человек, который, заметив свои плохие поступки, старается исправиться, стать лучше;

  • это человек, который не любит ценить себя выше всех;

  • это правдивый человек.

  • счастливый человек всегда послушен своим родителям.

  • это человек, который не любит лукавить.

  • счастливый человек любит быть в мире со всеми, мирить людей, прощать обиды;

  • он дружит с теми, кто хочет с ним дружить.

(выслушиваются ответы детей)

Учитель. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать счастливым человеком?

(Жить по заповедям Божьим).

4. Работа над новым материалом.

Вводная беседа.

Учитель. Мы уже знаем о святом царе и пророке Давиде. В его книге “Псалтирь” есть слова, где он напоминает людям о радости, которую они получат,если будут соблюдать уставы(правила), данные богом и хранить Его законы. За это добро людям следовало благодарить Бога. “Ныне благословите Господа” - такие слова звучат в песнопении.

1. Давайте послушаем это песнопение.

(слушание песнопения. М.Ипполитов-Иванов “Се ныне благословите Господа”).

Вопрос после прослушивания:

Как вы считаете, за что людям следует благодарить Бога?

(за Божьи благодеяния, за духовную радость,которую Бог даёт возможность получить людям)

Но Священная история рассказывает, что не все люди смогли сохранить духовную радость.Радостными могли стать те люди, которые помнили о Боге. Пророк призывал всегда помнить о Боге: “...ищите лица Его всегда”, “Вспоминайте знамения Его,чудеса Его, изречения уст Его”. Что значило помнить Бога? Это значило: сознавать, что Он Вездесущий, то есть нет такого места, где бы Его не было. “Помнить Бога” для христиан значило верить в его близость, надеяться на его любовь и заботу, соблюдать те правила, которые Он дал для жизни.

2. Повторение заповедей Божьих.

- давайте вспомним, когда и какие заповеди,правила давал Бог людям?

А) в раю Адаму и Еве о послушании и возделывании;

Б) пророку Моисею – 10 заповедей;

В) Нагорная проповедь – 9 заповедей блаженства.

- вспомните тему сегодняшнего урока и скажите,через кого передал людям Бог заповедь о послушании?

(через пророка Моисея)

Учитель:

О пятой заповеди Закона Божия.

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.

Грех непочтения к родителям есть великий грех. В Ветхом завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью. (Марк 7, 10). Например (самое трудное Богу молиться и родителей в старости содержать).

Наряду с родителями, мы должны почитать и тех, кто, в каком-либо отношении, заменяют нам родителей. К таким лицам принадлежат: пастыри и отцы духовные, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; начальники гражданские, которые заботятся о нашей мирной жизни; воспитатели, учители и благодетели, которые стараются учить нас и дать нам все доброе и полезное; и, вообще старшие по возрасту.

- Как вы понимаете, что означает слово“послушание”?

(ответы детей)

Учитель.

Послушание - это необыкновенное слово. Оно связано со словом “радость”

Но не всегда и не все люди оставались послушными. Многие из них оказались гордыми,из-за чего они потеряли радость и счастье ушло от них. Сегодня мы прочитаем о тех людях, которые были послушны Богу и о тех, которые нарушили Его заповедь послушания.

3. Работа с учебником стр.49.

Чтение рассказа из Священной истории “Об Аврааме”.

Словарная работа: благословение - милость Божия.

Ответы на вопросы после прочтения:

-

Какое качество позволило Аврааму стать праведным перед Богом? (Он был послушен Богу)

- Что сказал Ангел? (Ангел сказал, что Бог видит его веру).

Чтение рассказа из Священной истории “Дети Ноя”

Словарная работа: почитать – быть послушным, вежливым, внимательным.

Потомкидети.

Ответы на вопросы после прочтения:

- В чём заключается послушание детей родителям? (В быстром и радостном выполнении их воли.)

- В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)

- Как поступили Сим и Иафет?

- За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)

- За что Ной благословил Сима и Иафета?

- Догадайтесь , откуда пришло в русский язык слово "хамство"? Что оно означает? (Работа

со словарём.) (Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)

- Красивым или уродливым был поступок Хама?Объясните, почему вы так думаете.

Физкультминутка.

4. Просмотр видеоролика “Воробей”. Вопрос перед просмотром:

- сформулируйте заповедь, которую нарушил герой фильма.

Беседа после просмотра.

- какую заповедь не выполнял сын? (пятую заповедь, он не почитал своего отца, кричал на него)

-

как отец сумел поставить его на место? (он противопоставил грубости сына доброту и любовь)

- как вы думаете, раскаялся он в своём поступке? (да,он раскаялся, ему стало стыдно)

- а как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)

- в каком из рассказов Священной истории также была нарушена пятая заповедь? (Дети Ноя)

5. Закрепление изученного.

Работа в парах. Задание 2, стр.51. Выбери правильный ответ.

Вежливый, почтительный человек должен...

Проверка работы в парах.

(Вежливый, почтительный человек должен здороваться; спрашивать о самочувствии; желать спокойной ночи близким; слушать старших, не перебивая; не дерзить; быть благодарным родителям за их заботу).

6. Самостоятельная работа.

О том, какие труды с детства в помощь Своим близким выполнял Отрок Христос вы узнаете,прочитав стихотворение В. Афанасьева “Христос Отрок”.

(чтение стихотворения и значений выделенных слов самостоятельно)

7. Проверка самостоятельной работы.

Ответьте на вопрос:

- какие труды с детства в помощь Своим близким выполнял Отрок Христос?

- назовите заповедь Божию, в которой говорится об отношении детей к родителям.

8. Творческая работа. Работа в парах.

Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким и закончите предложение:

(Парам раздаются карточки со словами : Я должен...)

Проверка творческой работы. Примерные ответы учащихся

:

- я должен помогать родителям;

- я должен быть со всеми вежливым;

- я должен почитать своих родителей;

- я должен здороваться со взрослыми;

- я должен слушаться старших;

- я должен защитить маленьких;

- я должен быть благодарным родителям за их заботу. И т.д.

9. Работа над пословицей.

Прочтите пословицу. Вспомните наш эпиграф урока и попробуйте объяснить, как вы её понимаете.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

(выслушиваются ответы детей)

Обобщение.

Родители дали каждому из вас самое дорогое –жизнь. Родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе. Потом дети помогают престарелым родителям на закате их жизни.

Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным вниманием и участием. Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

10. Творческая работа в группах.

1 группе предложена логическая цепочка слов:

послушание –почтительность – красота –радость – счастье

2 группе предложена цепочка слов:

Непочтительность – несчастливость

Задание: объясните, почему эти слова связаны по смыслу.

(выслушиваются ответы групп)

11. Подведение итога урока.

Учитель. Итак, дети, мы много говорили сегодня о послушании и почитании родителей и своих наставников. Ответьте на вопрос

- почему слово “послушание” связано со словом“радость”?

(выслушиваются ответы детей)

Учитель. Если дети не будут выполнять заповедь послушания, радость уйдёт от них и они никогда не будут счастливы. Подчинение родителям- это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких. Для христиан это значит: исполнить свой долг с любовью. Любовь есть исполнение законов Бога!

“Благость Божия – первопричина создания мира”, “Бог есть Любовь”).

12. Рефлексия учебной деятельности.

Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока.

На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока –красное, жёлтое, зелёное. Перед вами на доске Дерево Успеха.

Если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповедь послушания – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по внеурочной работе "Заповедь: Чти отца твоего и мать твою"

Автор: Якунина Лариса Ивановна

Дата: 01.09.2015

Номер свидетельства: 228128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства