Конспект внеурочного занятия для учащихся начальной школы
Конспект внеурочного занятия для учащихся начальной школы
Цель данного мероприятия - обобщение знаний учащихся о зиме и зимних явлениях, развитие коммуникативных навыков, организованности, умения работать в команде, обогащение словарного запаса учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия для учащихся начальной школы»
Зимняя викторина
(для обучающихся младших классов)
Цель: обобщение знаний обучающихся о зиме и зимних явлениях; развитие коммуникативности, организованности; расширение словарного запаса.
Задачи: развивать мыслительные операции, индивидуальные творческие способности, воображение; прививать любовь к книге, интерес к чтению, воспитывать чувство товарищества, уважения друг к другу.
Оборудование: отрывки из литературных сказок; отрывки стихотворений; «разрезанные» пословицы; снежинки, которые выдаются команде за правильный ответ.
Группа делится на команды, каждая придумывает себе название в соответствии с темой.
1 тур «Загадочный» (каждая команда записывает ответы на вопросы на листках, затем сдаёт ведущему; сколько правильных ответов – столько команде выдаётся снежинок).
Вился, вился белый рой
Сел на землю - стал горой. (снег)
Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
А весною на весу
Превращается в росу. (иней)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (метель)
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда. (снегирь).
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)
В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд)
Живёт –лежит, умрёт – бежит. (снег).
Чёрная, а не земля,
Пушистая, а не снег,
Греет, а не печка. (шуба)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти,
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)
Вода по воде плавает (лёд).
Под гору – коняшка, в гору – деревяшка. (санки)
Не зверь, а воет (ветер).
Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь).
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля- озёрушки
Белый пух да пёрышки. (снежная туча).
2 тур «Разнообразие снега» (каждая команда записывает ответы на вопросы на листках, затем сдаёт ведущему; сколько правильных ответов – столько команде выдаётся снежинок).
Зима немыслима без снега, а снег бывает разный. Насколько хорошо вы знаете названия каждого вида снега, мы сейчас узнаем.
Чистый, только что запорошивший землю снег называется ... (пороша).
Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются ... (крупка).
3. Если снежинки слипаются на лету, то мы говорим: ... (хлопья).
4. Если ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле, то это ... (поземка).
5. Если ветер кружит, вьет в воздухе снег, то мы говорим:... (вьюга).
6. Для старого, залежалого снега, который похож на зачерствевший хлеб, в русском языке есть хрустящее слово... (наст).
3 тур «Найди определения» . За указанное время (3 минуты) найти определения к слову СНЕЖИНКА (записывают на листках, затем сдают). За каждое определение выдаётся снежинка – 1 балл.
А теперь проверим, насколько хорошо вы знакомы с различными видами зимних работ и развлечений.
Конкурс «Пантомима» (без оценивания). С помощь жестов и мимики изобразить действия (одна команда изображает, другие – угадывают).
♦ Вы сбиваете сосульки с крыши.
♦ Вы расчищаете дорожку от снега.
♦ Вы катаетесь на фигурных коньках на катке.
♦ Вы лепите снеговика.
♦ Вы играете в снежки.
♦ Вы едете на лыжах.
4 тур «Сказочный». Речь пойдет о сказках, в которых действие происходит зимой. (Каждая команда записывает ответы на вопросы на листках, затем сдаёт ведущему; сколько правильных ответов – столько команде выдаётся снежинок: за правильное название сказки – 1 балл, за указание автора – ещё 1 балл).
«В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем не могла ей угодить... Потому, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев сразу». (С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)
«Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
Битый небитого везет, битый небитого везет». (Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»)
«Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно-белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее». (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева»)
«— Тепло ли тебе, красавица?
Не хочется Насте старика огорчать.
— Тепло, тепло, батюшка, — шепчет, а у самой зуб на зуб не попадает». (Русская народная сказка «Морозко»)
«Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается». (Русская народная сказка «По щучьему велению»)
«Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик... седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест: тряхнет головой — от волос иней сыплется; духом дохнет — валит пар густой». (В. Одоевский «Мороз Иванович»)
«Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорей дойму: полушубок старый, залатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги». (Русская народная сказка «Два мороза»)
«Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку». (Русская народная сказка «Снегурочка»)
«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная». (Русская народная сказка «Лиса и заяц»)
«Перину и подушки она так сильно взбивала, что перья, словно хлопья снега, летели во все стороны». (Братья Гримм «Госпожа Метелица»)
«Пришла зима лютая, затрещали морозы. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи, а петух под потолком на жердочке пристроился». (Русская народная сказка «Зимовье зверей»).
5 тур «Стихотворный»
1 этап – восстанови порядок строк, чтобы получилось стихотворение (за правильно составленное стихотворение -1 балл -1 снежинка). Командам раздаются листки со стихотворением.
Где его теперь найти?
За окошком снег идёт.
Что же делать? Как нам быть?
Значит, скоро Новый Год.
Как нам праздник сохранить?
Дед Мороз пропал в пути.
Правильный вариант:
За окошком снег идёт.
Значит, скоро Новый Год.
Дед Мороз пропал в пути.
Где его теперь найти?
Что же делать? Как нам быть?
Как нам праздник сохранить?
2 этап – допиши рифмующиеся слова (за каждое правильно вставленное слово 1 балл –снежинка).
В свежем воздухе сверкает
Первый чистенький ____________ ,
И румянит детям ___________
Легкий зимний ___________.
Правильный вариант:
В свежем воздухе сверкает Первый чистенький снежок, И румянит детям щёки Легкий зимний ветерок.
6 тур - «Словообразовательный»
Из предложенных слов составить новое слово путём перестановки букв. Другие буквы добавлять нельзя. (за каждое составленное слово – 1 балл – снежинка).
Рагу, чеснок - снегурочка
Рамка, сад - маскарад
Лава, кран - карнавал
Ода, бор - борода
Карл, лист - кристалл
С, пена, год - снегопад.
7 тур - «Составительный»
Из слова «Снегурочка» составить как можно больше слов –существительных в именительном падеже. Повторять буквы нельзя. (снег, Гена, река, ночка, урок, негр, сон, рок, рог, сено, кочерга, ручка, сурок и др.)
8 тур - « Азбука народной мудрости».
Восстановите пословицы за определенное время (5 минут). Раздаются «разрезанные» пословицы. За каждую правильно собранную пословицу команда получает 1 балл – снежинку.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Зима без снега - лето без хлеба.
Декабрь год кончает - зиму начинает.
Зима снежная - лето дождливое.
Холодная зима - жаркое лето.
Зимою вьюги - летом ненастье.
Подведение итогов.
Литература:
Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Авт. –сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина,- М,: ВАКО, 2013
Косенко С. В. Любимая книга загадок, считалок и скороговорок. – М,: АСТ; Владимир : ВКТ, 2010
Мищенкова Л. Игровые программы и праздники в начальной школе. Ярославль: Академия развития, 2007