kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Встреча с лекарственными растениями. Урок - интерактивный спектакль. План-конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект был разработан как внеурочное мероприятие в рамках дня здоровья для учащихся начального и среднего звена. Учащиеся 5-6 классов выступали в роли актеров, а учащиеся начальных классов были зрителями и участниками интерактивной игры. Такая форма проведения занятия ( интерактивный урок-спектакль) была выбрана с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с которыми проводилось занятие . Учащиеся начальной школы лучше воспринимают материал в игровой, стихотворной форме, любят разгадывать загадки, учатся работать с ЭСО. Дети 5-6 классов с удовольствием играют в небольших сценках, легко запоминают стихотворный материал, артистичны. Совместная работа и общее чаепитие помогают сдружить детей, лучше познакомиться друг с другом. Материал занятия интересен для данных возрастных групп детей, так как в начальной школе дети изучают лекарственные растения в курсе «Человек и мир», а в 6 классе начинается изучение курса биологии. Кроме этого, знания о лекарственных растениях имеют большое прикладное значение, т.к. дети сталкиваются в жизни с использованием лекарственных растений. Структура учебного занятия: • Организационный момент • Вступительное слово учителя • Театрализованная постановка с использованием ИКТ «Встреча с лекарственными растениями» • Викторина с использованием ИКТ « Самый умный» • Подведение итогов занятия, рефлексия, чаепитие Задачи урока: • Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений родного края, правилами и сроками сбора. • Изучить типичные , широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике. • Развивать познавательную деятельность учащихся через игровые формы, использование ИКТ. • Развивать умения применять знания, полученные на уроках биологии. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. • Воспитывать чувство гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Встреча с лекарственными растениями. Урок - интерактивный спектакль. План-конспект урока »

ГУО «Нивская средняя школа Жлобинского района»













Встреча с лекарственными растениями

Урок - интерактивный спектакль

















Нивская средняя школа

Учитель биологии и химии

Потапчик Жанна Павловна









Нивы-2015

Данный проект был разработан как внеурочное мероприятие в рамках дня здоровья для учащихся начального и среднего звена. Учащиеся 5-6 классов выступали в роли актеров, а учащиеся начальных классов были зрителями и участниками интерактивной игры.

Такая форма проведения занятия ( интерактивный урок-спектакль) была выбрана с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с которыми проводилось занятие . Учащиеся начальной школы лучше воспринимают материал в игровой, стихотворной форме, любят разгадывать загадки, учатся работать с ЭСО. Дети 5-6 классов с удовольствием играют в небольших сценках, легко запоминают стихотворный материал, артистичны.

Совместная работа и общее чаепитие помогают сдружить детей, лучше познакомиться друг с другом.

Материал занятия интересен для данных возрастных групп детей, так как в начальной школе дети изучают лекарственные растения в курсе «Человек и мир», а в 6 классе начинается изучение курса биологии. Кроме этого, знания о лекарственных растениях имеют большое прикладное значение, т.к. дети сталкиваются в жизни с использованием лекарственных растений.

Структура учебного занятия:

  • Организационный момент

  • Вступительное слово учителя

  • Театрализованная постановка с использованием ИКТ «Встреча с лекарственными растениями»

  • Викторина с использованием ИКТ « Самый умный»

  • Подведение итогов занятия, рефлексия, чаепитие







Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений родного края, правилами и сроками сбора.

  • Изучить типичные , широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике.

  • Развивать познавательную деятельность учащихся через игровые формы, использование ИКТ.

  • Развивать умения применять знания, полученные на уроках биологии. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  • Воспитывать чувство гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений

Оборудование:

Рисунки, фотографии, гербарии, иллюстрации с изображением лекарственных растений; выставка книг о лекарственных растениях; выставка травяных сборов лекарственных растений; интерактивная доска или мультимедийный проектор, презентации «Встреча с лекарственными растениями», «Викторина «Самый умный», клип «Не рвите цветы», костюмы для детей.

Ход занятия:

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней.

Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встретят и шипами кусты боярышника. …Каждая травинка, каждый невзрачный цветок могут стать целительными для человека. Но что это? Да к нам пожаловали гости! Смотрите, сама Баба-Яга, и доктор Айболит пришли на встречу с вами! Встречайте гостей! ( входят Баба - Яга и Айболит)

Доктор Айболит:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я пришел к вам, чтобы рассказать о чудесных свойствах трав и растений, которые называют лекарственными.

Баба-Яга:

А я помогу доктору Айболиту, и мы вместе с ним познакомим вас с нашими гостями - целебными, волшебными травами, дающими человеку силу и здоровье, молодость и красоту (слайд 1)

Доктор Айболит:

« …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил , когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: « Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной»

Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

Доктор Айболит:

Ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны» (слайд 2).

У нас в Беларуси очень много растений, которые помогают лечить болезни. Встречайте !

Баба-Яга:

Внимание, ребята! Крибле-крабле-барабут, пусть растенья оживут!

(под «волшебную музыку» входят дети в костюмах лекарственных растений)

Доктор Айболит:

Ну, знакомьтесь и встречайте – много здесь лечебных трав. Издалёка добирались Они сюда не для забав.

Хорошо они знакомы Хвойно-лиственным лесам, Рыхлым грядкам огородным, И оврагам, и садам

Баба-Яга:

Всех давно вас знаю я, Вы полезны всем, друзья! Расскажите без утайки. Где растете вы сейчас,

И когда вас собирают, Как хранят и сушат вас. У кого какие части Колдовской подвластны власти.

(растения по очереди выходят и рассказывают о себе, демонстрируются, живые или гербарные образцы соответствующих растений, слайды презентации «Встреча с лекарственными растениями»)

  1. Зверобой:

«На лужайке заревой,

Где роса и радуга

Появился зверобой

Молодой и радостный.

Вскинул жёлтые лучи

И лепечет поутру:

Я пришёл людей лечить!

Обращайтесь к доктору!»

Я, ребята, зверобой, лекарство от 99 болезней. Я убиваю микробы, улучшаю работу печени, желудка, почек, помогаю заживлять раны, ушибы, нарывы. Заготавливают мою траву во время цветения, сушат её в тени, делают зверобойное масло. (слайд 3)

  1. Ромашка:

Я, Ромашка, похожа на зонтик. По легенде в давние времена бело-желтые соцветия ромашки были зонтиками от дождя у маленьких степных гномов. А еще цветки ромашки похожи на удивленные глаза. Если в теплый летний день пойти на луг и прислушаться, можно услышать шорох белых ромашковых ресниц. Ароматный чай из соцветий ромашки обладает противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Если умываться отваром ромашки, то кожа станет здоровой и красивой, а волосы - блестящими и золотистыми. (слайд 4)

  1. Женьшень:

Я - Женьшень, чудесный корень! Если кто-то слишком болен, Разыщите корень мой. И поправится любой!

Всем настойка из женьшеня Аппетит вернёт и смех. Ведь « Жень-Шень» обозначает - Чудо «Корень-человек»!

Действительно, ребята, мой корень похож на человечка с руками и ногами. Еще древние китайцы считали меня лекарством от тысячи болезней. Моя родина – Дальний восток и Китай. Я возвращаю людям силу, бодрость, зоркость, выносливость. (слайд 5)

  1. Лук:

(слайд 6)

Я ребята, горький лук. Помогаю от недуг. Что сказать мне о себе? У меня есть фитонциды, Что микробам так страшны.

Я имею витамины, Что ребятам всем нужны. И, поэтому, что б реже Приходилось вам болеть, В каждом доме лук, конечно, круглый год должны иметь

  1. Ландыш:

Я - Ландыш, нежусь на солнышке в майском лесу.

Родился ландыш в майский день И лес его хранит. И, кажется, его задень, Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы… Прислушайтесь, вдруг этот звон Услышите и вы?

Легенда говорит, что я появился на свет из маленьких бусинок, которые рассыпала Белоснежка, спасаясь от злой мачехи. Говорят, что в моих цветках на ночь прячутся лесные человечки-эльфы и солнечные зайчики. Я помогаю людям при болезнях сердца и глаз. Однако, помните, я - растение ядовитое, никогда не пробуйте никакие части ландыша на вкус. (слайд 7)

  1. Пион:

Я, Пион, получил своё имя в честь мифологического врача богов Олимпа – Пеона. Мой цветок с давних пор был символом долголетия. Настойку пиона используют в медицине:

Семена мои целебны - При гастритах пьют настой. Корни - убирают яды

И снимают в почках боль. Если ночью вам не спится, Пион вам очень пригодится.

(слайд 8)

  1. Липа :

А меня вы тоже знаете. Я - Липа.

Липа - средство от простуды - Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет, Но полезней чая нет!

При ангинах, при простуде Пьют целебный липы чай. Говорят, когда болеют: «Ну-ка, липа, выручай!» (слайд 9)

  1. Калина:

Вы, наверное, все видели красивый кустарник, весной – в белом кружевном платьице, а осенью – в бусах красных ягод. Это я – Калина.

Собирать мою кору Нужно раннею весною. Останавливают кровь

При кровотеченьях мною Чудодейственный отвар Может пить и млад и стар.

Ну а осенью в подарок - Кисти ягод огневых! Рвите на зиму, ребята, Много витаминов в них!

(слайд 10)

  1. Крапива

Я, милейшие, Крапива! Не таращись, я не диво!

Ну а пользы от меня - Рассказать не хватит дня!

Хоть я и вредная, и кусачая, и жгучая, но я издавна лечу людей – останавливаю кровотечения, заживляю раны, лечу болезни кожи, суставов, улучшаю работу печени, сердца, сосудов. Во мне много витамина С.

Из крапивных из листочков Вкусные салаты. Только в них добавить можно Лук, яйцо, томаты.

Хоть в растениях крапивы Много витамина «це», Кто в крапиву попадает - Изменяется в лице!

(слайд 11)

Доктор Айболит:

Вот, ребята, какие гости приехали к нам сегодня. Вам понравились их рассказы? А знаете ли вы правила сбора лекарственных трав? Сейчас мы вам их вам напомним. Зверобой: Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

Ромашка: Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

Лу: Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

Женьшень: Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

Ландыш: Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

Липа: Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

Крапива: Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

Пион: Нельзя собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Калина: Каждое растение нужно класть отдельно от другого, используя полотняные мешочки, не забудьте подписать растения.

Айболит: Прежде чем воспользоваться рецептами народной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом! (слайд 12)

Баба-Яга:

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.



Доктор Айболит:

А сейчас давайте проверим, как вы знаете другие лекарственные растения.

Мы предлагаем вам игру « Узнай растение по портрету и описанию»

Предлагаются слайды с фотографиями лекарственных трав и их краткое описание – загадка ( презентация « Викторина «Самый умный»)

Доктор Айболит:

Молодцы, ребята! Видите, какую большую пользу приносят растения людям. Но только помните, что растения, как и все живое, нуждается в бережном, нежном отношении. Не рвите зря растения, берегите их и они отплатят вам добром





Липа:

Что б могли леса расти, Что б могли сады цвести Ты природу полюби –

Каждую былинку. С птицами всегда дружи. И не рви травинку!

Ромашка:

Мусор, друг, не оставляй В лесу на полянке,

Реки ты не засоряй, Бой объявим склянке.

Ландыш:

Не неси домой ежа, Бабочку не трогай

Не ломай зазря цветов - Их не так уж много!

Лук:

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять!

(Клип на песню Ю. Антонова «Не рвите цветы»)

Баба Яга:

А сейчас, ребята, мы хотим угостить вас целебным чаем из трав ромашки, мяты, липы (угощают чаем с сушками и вареньем).

Доктор Айболит:

Ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие в мир волшебных трав. А нам пора возвращаться в сказочный лес. До свидания, до новых встреч!







Приложение 1 Презентация «Встреча с лекарственными растениями»















Приложение 2 Презентация Викторина «Самый умный»

















Литература и источники информации:

  • Мурох В.И., Стекольников Л.И . Наш зеленый исцеляющий друг.- Мн.: Урадай, 1987

  • Стекольников Л.И., Мурох В.И . Целебные кладовые природы.-

Мн.: Уражай.1979

  • Сценарии школьных праздников: Репертуарный сборник в помощь руководителям школьных кружков художественной самодеятельности/ Сост.Л.И.Виноградова, С.В.Кузнецова.- М.: Просвещение, 1990.



http://images.yandex.ru/yandsearch,

www.vmiretrav.ru, ru.wikipedia.org/wiki

http://riddle-middle.ru/zagadki/rasteniya_i_dereviya/

http://www.borovik.by/herbs/travniku/katalog-lekarstvennyix-trav/rastenij/

http://www.plantarium.ru/page/dwellers/district/2534.html

viki.rdf.ru

http://childline.ru/rasteniya.shtml






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Потапчик Жанна Павловна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства