Встреча с лекарственными растениями. Урок - интерактивный спектакль. План-конспект урока
Встреча с лекарственными растениями. Урок - интерактивный спектакль. План-конспект урока
Данный проект был разработан как внеурочное мероприятие в рамках дня здоровья для учащихся начального и среднего звена. Учащиеся 5-6 классов выступали в роли актеров, а учащиеся начальных классов были зрителями и участниками интерактивной игры.
Такая форма проведения занятия ( интерактивный урок-спектакль) была выбрана с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с которыми проводилось занятие . Учащиеся начальной школы лучше воспринимают материал в игровой, стихотворной форме, любят разгадывать загадки, учатся работать с ЭСО. Дети 5-6 классов с удовольствием играют в небольших сценках, легко запоминают стихотворный материал, артистичны.
Совместная работа и общее чаепитие помогают сдружить детей, лучше познакомиться друг с другом.
Материал занятия интересен для данных возрастных групп детей, так как в начальной школе дети изучают лекарственные растения в курсе «Человек и мир», а в 6 классе начинается изучение курса биологии. Кроме этого, знания о лекарственных растениях имеют большое прикладное значение, т.к. дети сталкиваются в жизни с использованием лекарственных растений.
Структура учебного занятия:
• Организационный момент
• Вступительное слово учителя
• Театрализованная постановка с использованием ИКТ «Встреча с лекарственными растениями»
• Викторина с использованием ИКТ « Самый умный»
• Подведение итогов занятия, рефлексия, чаепитие
Задачи урока:
• Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений родного края, правилами и сроками сбора.
• Изучить типичные , широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике.
• Развивать познавательную деятельность учащихся через игровые формы, использование ИКТ.
• Развивать умения применять знания, полученные на уроках биологии. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
• Воспитывать чувство гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Встреча с лекарственными растениями. Урок - интерактивный спектакль. План-конспект урока »
ГУО «Нивская средняя школа Жлобинского района»
Встреча с лекарственными растениями
Урок - интерактивный спектакль
Нивская средняя школа
Учитель биологии и химии
Потапчик Жанна Павловна
Нивы-2015
Данный проект был разработан как внеурочное мероприятие в рамках дня здоровья для учащихся начального и среднего звена. Учащиеся 5-6 классов выступали в роли актеров, а учащиеся начальных классов были зрителями и участниками интерактивной игры.
Такая форма проведения занятия ( интерактивный урок-спектакль) была выбрана с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с которыми проводилось занятие . Учащиеся начальной школы лучше воспринимают материал в игровой, стихотворной форме, любят разгадывать загадки, учатся работать с ЭСО. Дети 5-6 классов с удовольствием играют в небольших сценках, легко запоминают стихотворный материал, артистичны.
Совместная работа и общее чаепитие помогают сдружить детей, лучше познакомиться друг с другом.
Материал занятия интересен для данных возрастных групп детей, так как в начальной школе дети изучают лекарственные растения в курсе «Человек и мир», а в 6 классе начинается изучение курса биологии. Кроме этого, знания о лекарственных растениях имеют большое прикладное значение, т.к. дети сталкиваются в жизни с использованием лекарственных растений.
Структура учебного занятия:
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Театрализованная постановка с использованием ИКТ «Встреча с лекарственными растениями»
Викторина с использованием ИКТ « Самый умный»
Подведение итогов занятия, рефлексия, чаепитие
Задачи урока:
Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений родного края, правилами и сроками сбора.
Изучить типичные , широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике.
Развивать познавательную деятельность учащихся через игровые формы, использование ИКТ.
Развивать умения применять знания, полученные на уроках биологии. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Воспитывать чувство гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений
Оборудование:
Рисунки, фотографии, гербарии, иллюстрации с изображением лекарственных растений; выставка книг о лекарственных растениях; выставка травяных сборов лекарственных растений; интерактивная доска или мультимедийный проектор, презентации «Встреча с лекарственными растениями», «Викторина «Самый умный», клип «Не рвите цветы», костюмы для детей.
Ход занятия:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
– Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней.
Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встретят и шипами кусты боярышника. …Каждая травинка, каждый невзрачный цветок могут стать целительными для человека. Но что это? Да к нам пожаловали гости! Смотрите, сама Баба-Яга, и доктор Айболит пришли на встречу с вами! Встречайте гостей! ( входят Баба - Яга и Айболит)
Доктор Айболит:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я пришел к вам, чтобы рассказать о чудесных свойствах трав и растений, которые называют лекарственными.
Баба-Яга:
А я помогу доктору Айболиту, и мы вместе с ним познакомим вас с нашими гостями - целебными, волшебными травами, дающими человеку силу и здоровье, молодость и красоту (слайд 1)
Доктор Айболит:
« …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил , когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: « Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной»
Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?
Доктор Айболит:
Ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны» (слайд 2).
У нас в Беларуси очень много растений, которые помогают лечить болезни. Встречайте !
(под «волшебную музыку» входят дети в костюмах лекарственных растений)
Доктор Айболит:
Ну, знакомьтесь и встречайте – много здесь лечебных трав. Издалёка добирались Они сюда не для забав.
Хорошо они знакомы Хвойно-лиственным лесам, Рыхлым грядкам огородным, И оврагам, и садам
Баба-Яга:
Всех давно вас знаю я, Вы полезны всем, друзья! Расскажите без утайки. Где растете вы сейчас,
И когда вас собирают, Как хранят и сушат вас. У кого какие части Колдовской подвластны власти.
(растения по очереди выходят и рассказывают о себе, демонстрируются, живые или гербарные образцы соответствующих растений, слайды презентации «Встреча с лекарственными растениями»)
Зверобой:
«На лужайке заревой,
Где роса и радуга
Появился зверобой
Молодой и радостный.
Вскинул жёлтые лучи
И лепечет поутру:
Я пришёл людей лечить!
Обращайтесь к доктору!»
Я, ребята, зверобой, лекарство от 99 болезней. Я убиваю микробы, улучшаю работу печени, желудка, почек, помогаю заживлять раны, ушибы, нарывы. Заготавливают мою траву во время цветения, сушат её в тени, делают зверобойное масло. (слайд 3)
Ромашка:
Я, Ромашка, похожа на зонтик. По легенде в давние времена бело-желтые соцветия ромашки были зонтиками от дождя у маленьких степных гномов. А еще цветки ромашки похожи на удивленные глаза. Если в теплый летний день пойти на луг и прислушаться, можно услышать шорох белых ромашковых ресниц. Ароматный чай из соцветий ромашки обладает противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Если умываться отваром ромашки, то кожа станет здоровой и красивой, а волосы - блестящими и золотистыми. (слайд 4)
Женьшень:
Я - Женьшень, чудесный корень! Если кто-то слишком болен, Разыщите корень мой. И поправится любой!
Всем настойка из женьшеня Аппетит вернёт и смех. Ведь « Жень-Шень» обозначает - Чудо «Корень-человек»!
Действительно, ребята, мой корень похож на человечка с руками и ногами. Еще древние китайцы считали меня лекарством от тысячи болезней. Моя родина – Дальний восток и Китай. Я возвращаю людям силу, бодрость, зоркость, выносливость. (слайд 5)
Лук:
(слайд 6)
Я ребята, горький лук. Помогаю от недуг. Что сказать мне о себе? У меня есть фитонциды, Что микробам так страшны.
Я имею витамины, Что ребятам всем нужны. И, поэтому, что б реже Приходилось вам болеть, В каждом доме лук, конечно, круглый год должны иметь
Ландыш:
Я - Ландыш, нежусь на солнышке в майском лесу.
Родился ландыш в майский день И лес его хранит. И, кажется, его задень, Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы… Прислушайтесь, вдруг этот звон Услышите и вы?
Легенда говорит, что я появился на свет из маленьких бусинок, которые рассыпала Белоснежка, спасаясь от злой мачехи. Говорят, что в моих цветках на ночь прячутся лесные человечки-эльфы и солнечные зайчики. Я помогаю людям при болезнях сердца и глаз. Однако, помните, я - растение ядовитое, никогда не пробуйте никакие части ландыша на вкус. (слайд 7)
Пион:
Я, Пион, получил своё имя в честь мифологического врача богов Олимпа – Пеона. Мой цветок с давних пор был символом долголетия. Настойку пиона используют в медицине:
И снимают в почках боль. Если ночью вам не спится, Пион вам очень пригодится.
(слайд 8)
Липа :
А меня вы тоже знаете. Я - Липа.
Липа - средство от простуды - Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет, Но полезней чая нет!
При ангинах, при простуде Пьют целебный липы чай. Говорят, когда болеют: «Ну-ка, липа, выручай!» (слайд 9)
Калина:
Вы, наверное, все видели красивый кустарник, весной – в белом кружевном платьице, а осенью – в бусах красных ягод. Это я – Калина.
Собирать мою кору Нужно раннею весною. Останавливают кровь
При кровотеченьях мною Чудодейственный отвар Может пить и млад и стар.
Ну а осенью в подарок - Кисти ягод огневых! Рвите на зиму, ребята, Много витаминов в них!
(слайд 10)
Крапива
Я, милейшие, Крапива! Не таращись, я не диво!
Ну а пользы от меня - Рассказать не хватит дня!
Хоть я и вредная, и кусачая, и жгучая, но я издавна лечу людей – останавливаю кровотечения, заживляю раны, лечу болезни кожи, суставов, улучшаю работу печени, сердца, сосудов. Во мне много витамина С.
Из крапивных из листочков Вкусные салаты. Только в них добавить можно Лук, яйцо, томаты.
Хоть в растениях крапивы Много витамина «це», Кто в крапиву попадает - Изменяется в лице!
(слайд 11)
Доктор Айболит:
Вот, ребята, какие гости приехали к нам сегодня. Вам понравились их рассказы? А знаете ли вы правила сбора лекарственных трав? Сейчас мы вам их вам напомним. Зверобой: Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
Ромашка: Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
Лу: Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
Женьшень: Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
Ландыш: Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
Липа: Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте
Крапива: Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.
Пион: Нельзя собирать растения, занесённые в Красную книгу.
Калина: Каждое растение нужно класть отдельно от другого, используя полотняные мешочки, не забудьте подписать растения.
Айболит:Прежде чем воспользоваться рецептами народной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом! (слайд 12)
Баба-Яга:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Доктор Айболит:
А сейчас давайте проверим, как вы знаете другие лекарственные растения.
Мы предлагаем вам игру « Узнай растение по портрету и описанию»
Предлагаются слайды с фотографиями лекарственных трав и их краткое описание – загадка ( презентация « Викторина «Самый умный»)
Доктор Айболит:
Молодцы, ребята! Видите, какую большую пользу приносят растения людям. Но только помните, что растения, как и все живое, нуждается в бережном, нежном отношении. Не рвите зря растения, берегите их и они отплатят вам добром
Липа:
Что б могли леса расти, Что б могли сады цвести Ты природу полюби –
Каждую былинку. С птицами всегда дружи. И не рви травинку!
Ромашка:
Мусор, друг, не оставляй В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй, Бой объявим склянке.
Ландыш:
Не неси домой ежа, Бабочку не трогай
Не ломай зазря цветов - Их не так уж много!
Лук:
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять!
(Клип на песню Ю. Антонова «Не рвите цветы»)
Баба Яга:
А сейчас, ребята, мы хотим угостить вас целебным чаем из трав ромашки, мяты, липы (угощают чаем с сушками и вареньем).
Доктор Айболит:
Ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие в мир волшебных трав. А нам пора возвращаться в сказочный лес. До свидания, до новых встреч!
Приложение 1 Презентация «Встреча с лекарственными растениями»
Сценарии школьных праздников: Репертуарный сборник в помощь руководителям школьных кружков художественной самодеятельности/ Сост.Л.И.Виноградова, С.В.Кузнецова.- М.: Просвещение, 1990.