Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Как стать одной командой"»
КАК СТАТЬ ОДНОЙ КОМАНДОЙ.
Шукшина Надежда Николаевна,
педагог дополнительного образования
БОУ ДО г.Омска «Дом детского творчества
Октябрьского административного округа»
Сплочённый коллектив – главная задача каждого педагога. В дружном коллективе легче работать и учиться, да и результаты деятельности, по данным психологов, более высокие.
Чтобы сплотить команду, необходимо создать благоприятный климат, способствующий самовыражению каждого участника. Создать психологически комфортную обстановку в подростковом коллективе поможет тренинг на сплочение.
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
1. Формирование благоприятного психологического климата в группе
2. Осознание ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач
3. Развитие у подростков умения работать в команде
Возраст участников: 12 – 16 лет.
Количество участников: 10 – 15 человек.
Время проведения тренинга: 1,5 – 2 часа (с перерывом).
Ход тренинга:
Приветствие, вступительное слово педагога.
Упражнения на сплочение.
Упражнение «Поиск сходства».
Сидя в кругу, участники перекидывают друг другу мяч: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет».
Упражнение «Мой идеальный коллектив».
Материалы: 3 ватмана, 9 маркеров, скотч.
Исходное положение участников: 3 группы, отделенных друг от друга.
Задание: каждой команде, не разговаривая, нарисовать картину «Мой идеальный коллектив».
Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.
По истечении времени обсуждения команды одновременно приступают к выполнению задания и не переговариваются. За сказанное слово – штраф (творческое задание). Когда все команды готовы, начинаем представление работ.
Упражнение «Встаньте с мест».
Участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число (не должно превышать количество участников), остальные должны одновременно, не сговариваясь, подняться в количестве соответствующему названому числу.
Упражнение «Наш рассказ».
Первый участник начинает рассказ с одного предложения, следующий продолжает его фразу, придерживаясь общей идеи. Вместе участники составляют свой рассказ.
Упражнение «Стеклянная дверь».
Участники делятся на пары. Инструкция: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй - нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы не можете, но прекрасно видите собеседника Оставшийся на перроне хочет сообщить другому о времени и месте встречи».
Упражнение «Узкий мост».
Группа делится на две команды. От каждой команды по узкому мосту на встречу друг другу идут участники. Главная задача – грамотно перейти мост и разойтись.
Упражнение «Путаница».
Все участники берутся за руки, и пытаются запутаться при помощи рук и ног. Задача водящего – распутать группу.
Упражнение «Маятник».
Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит один из подростков. Он начинает падать в какую-либо сторону, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важно, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддержки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необходимо помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было комфортно и безопасно.
Упражнение «Карета».
Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут.
Упражнение «Слепые фигуры».
Участники встают в круг и берутся за руки. Им предлагается закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, педагог просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны увиденным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треугольник, звезду и т.д.
Упражнение «Переправа».
Участникам предлагается перебраться через болото с одного берега на другой, держась за руки, перемещаясь только по болотным кочкам.
Упражнение «Енотовы круги».
Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получается кольцо). Группа берется за веревку руками, распределяясь равномерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие.
Упражнение «Консилиум».
Группа садится в круг и ей зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти невозможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».
На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходимо спасти:
ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа,
мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей,
беременная девушка 18 лет, больная СПИДом,
мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры,
парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка,
женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.
Затем группе дается на обсуждение 10 - 15 мин. После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.
В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направлена на снятие подавленного состояния участников группы и напряженной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему некоторые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали проблемы в общении; мнению какого человека больше доверяли, почему.
Упражнение «Подарок».
Упражнение направлено на снятие психологической усталости в группе.
Участники стоят в ругу. Каждый по очереди дарит соседу справа подарок. Но этот подарок невидимый, он дарит его, показывая пантомимой. Сосед должен догадаться, что ему подарили.
Подведение итогов тренинга:
Упражнение «Смайл».
На ватмане нарисованы два телефона. Каждому участнику выдаются смайлики, которые нужно приклеить. Грустные смайлики, если занятие не понравилось, приклеиваются на черный смартфон. Веселые смайлики, если занятие понравилось, приклеиваются на белый смартфон.
Упражнение «Голосование».
В ящики (урны для голосования) каждый участник пишет название упражнения, которое ему понравилось и запомнилось больше всего.
Упражнение «Черное и белое».
Каждый участник по очереди высказывается о том, в каких ситуациях он чувствовал себя комфортно, а с какими заданиями было трудно справиться.
Список используемой литературы:
Золотарёва И. А. Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность // Научно-методический журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь).
Макаров Ю.В. формирование групповой сплоченности средствами социально-психологических игр // Научно-методический журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». – 2013 . – № 8 (февраль).
Таджиабаева Л.И Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Начальное воспитание.- 2013, № 2 (февраль).