kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного мероприятия "Как земля уральская прекрасна..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного мероприятия

 «Как земля уральская прекрасна..»

     Цель: способствовать осознанному принятию обучающимися понятий   «малая родина», «родная земля»; развивать познавательный интерес к своему краю; воображение, эмоции;  формировать чувство гордости за связь своей личности с окружающим миром,    

     Планируемый результат: обучающиеся  откроют для себя Урал в легендах, приобретут такие качества, как сопричастность к делам и традициям земляков, национальную гордость.

     Формируемые УУД:

 познавательные: выявление и закрепление знаний об Урале как горной системе, его богатствах;    

регулятивные: определение цели деятельности на мероприятии с помощью учителя и самостоятельно; формирование навыков совместной работы, формирование у обучающихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;

коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия, воспитание культуры  диалогового общения;

личностные: осознание необходимости самосовершенствования; осмысление и использование собственного жизненного опыта.

     Форма проведения: краеведческий турнир.

     Место проведения: классная комната.

     Подготовка к турниру: обучающиеся знакомились с произведениями уральских писателей и поэтов,  посетили Областной музей камнерезного и ювелирного искусства, провели конкурс рисунков по сказам  П. П. Бажова, организовали выставку уральских камней и изделий из них, книг об Урале и книг уральских писателей.

     Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта Урала, книга П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», рисунки по сказам.

     Оформление кабинета: карта Урала, выстави книг, рисунков, камней и изделий из камней, каменный цветок, выполненный в технике папье-маше.

ХОД  ТУРНИРА

     Правила нашего турнира:

1. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде.

2. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл – самоцветный камешек.

3. В случае, если команда ответила неправильно или не знает, как отвечать,   ход переходит другой команде. И вторая команда за правильный ответ получает 1 балл.

4. Вопрос нужно выслушивать до конца, заранее не выкрикивать ответ.

5. Если команда сразу не может ответить на вопрос, то ей дается 30 секунд на обсуждение.

6. Отвечаете один человек от команды.

7. Дружная, коллективная работа оценивается дополнительными баллами.

1 тур

      Звучит отрывок из стихотворения Л. Татьяничевой «Живу я в глубине России»:

Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки – сини,

Горы – сини,

И в синих отсветах металл.

     Милы и дороги до боли,

     Да так, что глаз не оторвать,

     Мне брови лиственниц собольи

     И сосен царственная стать.

     Тайга, тайга…

Берет отсюда

Начало изумрудный цвет.

А зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

Учитель. - О каком крае рассказала нам Людмила Татьяничева?

 - А как вы понимаете слова «малая Родина»

- Кто из вас может сказать, что «Урал – это моя малая Родина»?

- Как думаете, чему будет посвящен наш турнир?

Ученик рассказывает  легенду   О. Корякова «Чудесная кладовая».

      Это было очень, очень давно. Жило на севере нашей страны большое и богатое племя богатырей. Оно мирно трудилось. Но однажды из-за дальних морей пришло с огнём и мечом другое племя. И вспыхнула жаркая битва.

     Когда иссякли силы северных богатырей, вождь племени призвал к себе самого сильного и ловкого юношу. Он дал ему пояс, в котором хранились сокровища племени, добытые за тысячи лет.

   -- Здесь всё богатство нашего народа, -- сказал вождь. – Оно не должно достаться врагу. Унеси, спрячь, сохрани.

      Дни и ночи шёл юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в погоню.

   -- Не пристало богатырю бежать от боя! – сказал себе юноша.

      Он взял пояс могучей рукой, размахнулся широко-широко и забросил сокровища за глухие, дремучие леса, в неприступные горы. Потом молодой богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой с врагами.

     А пояс с несметными сокровищами враги так и не нашли и уплыли обратно за моря без него…

Учитель. Посмотрите на карту: как гигантский, невиданных размеров пояс, уральский хребет протянулся от льдистых берегов Новой земли до  знойных степей Казахстана.

      Вопрос 1 команде:

-- Как по-другому называли  Урал? (Каменный пояс, Рифейские горы, Гиперборейские горы)

Учитель. Много существует легенд о том, как появилось слово Урал, что оно обозначает. По одной легенде, Ур – так звали юношу. На языке племени, в котором жил Ур, его имя означало «Земля». Девушка, которую он любил, была одета в золотые одежд, и у нее были золотые волосы. На языке племени золото называли «ал». С тех пор, говорится в легенде, и зовутся наши горы Уралом…

     Вопрос 2 команде:

-- Много ли камней на Урале?

      На Урале издавна горы называют камнями, отсюда и название Каменный пояс.

Конжаковский камень

Денежкин камень

Колчинский камень

Шайтан камень

Косьвинский камень и другие

     Вопрос 3 команде:

-- Какой из этих камней самый высокий в Свердловской области? (Конжаковский камень)

Учитель рассказывает легенду о происхождении Уральских гор.

      Вскоре, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами  населилась, из глубины земли Змей-полоз вылез. С хрустальной чешуей, самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильцем… Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских жарких степей до полуночных холодных морей…

      Остывать начал полоз. Огненная кровь в нем нефтью стала. Мясо – рудами, ребра – камнями. Позвонки, хребты стали склонами. Чешуя – самоцветами. А все прочее – что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

      Годы прошли, века минули. Порос огромный великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красотой. И никому в голову не приходит, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

(Е. Пермяк. «Памятные узелки»)

II тур

Учитель: Мы с вами ходили в музей.

-- Как он называется? (Обмен мнениями. «Областной музей камнерезного и ювелирного искусства»)

-- Что вы там видели?

-- Как вы думаете, в каждом ли городе может быть такой музей?

-- Жители нашего города гордятся этим музеем и теми экспонатами, которые там представлены.

-- А что это за экспонаты?

     Самоцветами, которые вы видели в музее, богата наша уральская земля.

В конце 19 - начале 20 века жил такой знаток камней, знаменитый на Урале горщик Данила Зверев.    Камень к нему сам в руки шел. Он говорил: «На Урале все есть» Однажды ему сказали, что всё есть на Урале, а алмазов нет. Обиделся Данила Кондратьевич за Урал: «На Урале всё есть!» -  «А коли есть – принеси».   – «И принесу». Пошёл искать и нашёл два алмаза.

      Выходит Хозяйка Медной горы:

 читает стихотворение Рождественской «Богатства Урала»

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью – малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдешь в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд:

Рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом – изумруд.

Темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя.

И знаменита, и богата

Моя Уральская земля.

-  Я вам камней приметы назову,

В стихах их образ постараюсь воссоздать.

Занятно мне, удастся ли кому

Удачно самоцветы распознать.

( За каждый правильный ответ – камешек).

  • По твердости, по блеску, по всему

 Меж самоцветов равных нет ему.

 Велик ценой, хотя размером мал.

Скажите, как зовется минерал? (Алмаз)

  • Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь.

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд)

  • Он друзами, цветами прорастает,

Как искорка, кристалл его сверкает.

Он то прозрачен, то слегка с дымком.

Вам с детства самоцвет такой знаком.

Похож он с виду чуточку на лед.

Кто без ошибки камень назовет? (Горный хрусталь)

  • В нем навсегда застыл зеленый пламень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)

Ученик рассказывает легенду о родоните.

      Давным-давно один старатель много троп исходил по горам родного края, разные ему камешки попадались: и прозрачный, как озёрная гладь, хрусталь, и синеокий аметист. Он знал, что у каждого камня своя история, своя тайна.

А однажды нашёл он минерал цвета утренней зари.

      Стал он раскапывать – а конца камню не видно. Глыба на несколько тонн. Вот удача привалила!

      Сидит старатель у камня и думает, что же дальше-то делать. Разбить, пустить на поделки – жалко красоту разрушить. Оставить так – растащат злые люди по кусочкам. И решил он…закапать снова этот камень до лучших времён, а потом подарить тем, кто захочет выставить его на всеобщее обозрение, на радость людям.

      Много с тех пор прошло времени. Только самым близким людям рассказывал старатель о своём кладе.

Вы спросите, что стало  с этим камнем? Говорят, что теперь лежит он в Историческом центре Екатеринбурга, в самом центре. Знаете?

    Вопрос для всех команд:

-- Как называется камень, который украшает Исторический сквер? (Родонит, старое название камня – орлец).

III тур

Учитель: - В произведениях какого писателя можно увидеть все уральские самоцветы? (Павла Петровича Бажова)

Хозяйка Медной горы проводит викторину «Угадай сказ»      

     Вопрос 1 команде:

- В каких сказах П. П. Бажова встречается Хозяйка Медной горы? («Хрупкая веточка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»)

     Вопрос 2 команде:

- Как по-другому называл П. П. Бажов Хозяйку Медной горы? (Малахитница)

     Вопрос 3 команде:

- На какой горе дедушка Слышко сказы  свои рассказывал? (На Думной горе)

     Подведение итогов: из собранных камешков обучающиеся собирают минералогическую горку; команда, получившая большее количество камешков, получает приз (могут быть открытки или календарики с изображением Урала),    конфеты «Серебряное копытце» получает каждый участник турнира.

     Рефлексия: игра «Правда – неправда»

-- Нашему городу – 100 лет.

-- Мы живём на Урале.

-- Столица Урала – Москва.

-- Наша страна называется Россия.

-- Мы живём в городе Екатеринбурге.

-- Урал богат самоцветными камнями и полезными ископаемыми.

-- Данило-мастер – выдуманное лицо.

-- Главная в Уральских горах – Малахитница.

     Заключение

Учитель. Я хотела бы закончить словами Д. Н. Мамина-Сибиряка:

«Родина – наша вторая мать, а такая Родина, как Урал, тем более»

     Подведение итогов. Команда, набравшая большее количество камешков, получает на    память календарики с видами Урала или Екатеринбурга, из камней складывают минералогическую горку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Как земля уральская прекрасна..." »

Друзина Ирина Владимировна,

учитель начальных классов,

МАОУ Лицей № 88, г. Екатеринбург

Конспект внеклассного мероприятия

«Как земля уральская прекрасна..»

Цель: способствовать осознанному принятию обучающимися понятий «малая родина», «родная земля»; развивать познавательный интерес к своему краю; воображение, эмоции; формировать чувство гордости за связь своей личности с окружающим миром,

Планируемый результат: обучающиеся откроют для себя Урал в легендах, приобретут такие качества, как сопричастность к делам и традициям земляков, национальную гордость.

Формируемые УУД:

познавательные: выявление и закрепление знаний об Урале как горной системе, его богатствах;

регулятивные: определение цели деятельности на мероприятии с помощью учителя и самостоятельно; формирование навыков совместной работы, формирование у обучающихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;

коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия, воспитание культуры диалогового общения;

личностные: осознание необходимости самосовершенствования; осмысление и использование собственного жизненного опыта.

Форма проведения: краеведческий турнир.

Место проведения: классная комната.

Подготовка к турниру: обучающиеся знакомились с произведениями уральских писателей и поэтов, посетили Областной музей камнерезного и ювелирного искусства, провели конкурс рисунков по сказам П. П. Бажова, организовали выставку уральских камней и изделий из них, книг об Урале и книг уральских писателей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта Урала, книга П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», рисунки по сказам.

Оформление кабинета: карта Урала, выстави книг, рисунков, камней и изделий из камней, каменный цветок, выполненный в технике папье-маше.

ХОД ТУРНИРА

Правила нашего турнира:

1. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде.

2. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл – самоцветный камешек.

3. В случае, если команда ответила неправильно или не знает, как отвечать, ход переходит другой команде. И вторая команда за правильный ответ получает 1 балл.

4. Вопрос нужно выслушивать до конца, заранее не выкрикивать ответ.

5. Если команда сразу не может ответить на вопрос, то ей дается 30 секунд на обсуждение.

6. Отвечаете один человек от команды.

7. Дружная, коллективная работа оценивается дополнительными баллами.

1 тур

Звучит отрывок из стихотворения Л. Татьяничевой «Живу я в глубине России»:

Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки – сини,

Горы – сини,

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Тайга, тайга…

Берет отсюда

Начало изумрудный цвет.

А зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

Учитель. - О каком крае рассказала нам Людмила Татьяничева?

- А как вы понимаете слова «малая Родина»

- Кто из вас может сказать, что «Урал – это моя малая Родина»?

- Как думаете, чему будет посвящен наш турнир?

Ученик рассказывает легенду О. Корякова «Чудесная кладовая».

Это было очень, очень давно. Жило на севере нашей страны большое и богатое племя богатырей. Оно мирно трудилось. Но однажды из-за дальних морей пришло с огнём и мечом другое племя. И вспыхнула жаркая битва.

Когда иссякли силы северных богатырей, вождь племени призвал к себе самого сильного и ловкого юношу. Он дал ему пояс, в котором хранились сокровища племени, добытые за тысячи лет.

-- Здесь всё богатство нашего народа, -- сказал вождь. – Оно не должно достаться врагу. Унеси, спрячь, сохрани.

Дни и ночи шёл юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в погоню.

-- Не пристало богатырю бежать от боя! – сказал себе юноша.

Он взял пояс могучей рукой, размахнулся широко-широко и забросил сокровища за глухие, дремучие леса, в неприступные горы. Потом молодой богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой с врагами.

А пояс с несметными сокровищами враги так и не нашли и уплыли обратно за моря без него…

Учитель. Посмотрите на карту: как гигантский, невиданных размеров пояс, уральский хребет протянулся от льдистых берегов Новой земли до знойных степей Казахстана.

Вопрос 1 команде:

-- Как по-другому называли Урал? (Каменный пояс, Рифейские горы, Гиперборейские горы)

Учитель. Много существует легенд о том, как появилось слово Урал, что оно обозначает. По одной легенде, Ур – так звали юношу. На языке племени, в котором жил Ур, его имя означало «Земля». Девушка, которую он любил, была одета в золотые одежд, и у нее были золотые волосы. На языке племени золото называли «ал». С тех пор, говорится в легенде, и зовутся наши горы Уралом…

Вопрос 2 команде:

-- Много ли камней на Урале?

На Урале издавна горы называют камнями, отсюда и название Каменный пояс.

Конжаковский камень

Денежкин камень

Колчинский камень

Шайтан камень

Косьвинский камень и другие

Вопрос 3 команде:

-- Какой из этих камней самый высокий в Свердловской области? (Конжаковский камень)

Учитель рассказывает легенду о происхождении Уральских гор.

Вскоре, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубины земли Змей-полоз вылез. С хрустальной чешуей, самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильцем… Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских жарких степей до полуночных холодных морей…

Остывать начал полоз. Огненная кровь в нем нефтью стала. Мясо – рудами, ребра – камнями. Позвонки, хребты стали склонами. Чешуя – самоцветами. А все прочее – что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос огромный великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красотой. И никому в голову не приходит, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

(Е. Пермяк. «Памятные узелки»)

II тур

Учитель: Мы с вами ходили в музей.

-- Как он называется? (Обмен мнениями. «Областной музей камнерезного и ювелирного искусства»)

-- Что вы там видели?

-- Как вы думаете, в каждом ли городе может быть такой музей?

-- Жители нашего города гордятся этим музеем и теми экспонатами, которые там представлены.

-- А что это за экспонаты?

Самоцветами, которые вы видели в музее, богата наша уральская земля.

В конце 19 - начале 20 века жил такой знаток камней, знаменитый на Урале горщик Данила Зверев. Камень к нему сам в руки шел. Он говорил: «На Урале все есть» Однажды ему сказали, что всё есть на Урале, а алмазов нет. Обиделся Данила Кондратьевич за Урал: «На Урале всё есть!» - «А коли есть – принеси». – «И принесу». Пошёл искать и нашёл два алмаза.

Выходит Хозяйка Медной горы:

читает стихотворение Рождественской «Богатства Урала»

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью – малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдешь в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд:

Рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом – изумруд.

Темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя.

И знаменита, и богата

Моя Уральская земля.

- Я вам камней приметы назову,

В стихах их образ постараюсь воссоздать.

Занятно мне, удастся ли кому

Удачно самоцветы распознать.

( За каждый правильный ответ – камешек).

  • По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хотя размером мал.

Скажите, как зовется минерал? (Алмаз)

  • Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь.

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд)

  • Он друзами, цветами прорастает,

Как искорка, кристалл его сверкает.

Он то прозрачен, то слегка с дымком.

Вам с детства самоцвет такой знаком.

Похож он с виду чуточку на лед.

Кто без ошибки камень назовет? (Горный хрусталь)

  • В нем навсегда застыл зеленый пламень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)

Ученик рассказывает легенду о родоните.

Давным-давно один старатель много троп исходил по горам родного края, разные ему камешки попадались: и прозрачный, как озёрная гладь, хрусталь, и синеокий аметист. Он знал, что у каждого камня своя история, своя тайна.

А однажды нашёл он минерал цвета утренней зари.

Стал он раскапывать – а конца камню не видно. Глыба на несколько тонн. Вот удача привалила!

Сидит старатель у камня и думает, что же дальше-то делать. Разбить, пустить на поделки – жалко красоту разрушить. Оставить так – растащат злые люди по кусочкам. И решил он…закапать снова этот камень до лучших времён, а потом подарить тем, кто захочет выставить его на всеобщее обозрение, на радость людям.

Много с тех пор прошло времени. Только самым близким людям рассказывал старатель о своём кладе.

Вы спросите, что стало с этим камнем? Говорят, что теперь лежит он в Историческом центре Екатеринбурга, в самом центре. Знаете?

Вопрос для всех команд:

-- Как называется камень, который украшает Исторический сквер? (Родонит, старое название камня – орлец).

III тур

Учитель: - В произведениях какого писателя можно увидеть все уральские самоцветы? (Павла Петровича Бажова)

Хозяйка Медной горы проводит викторину «Угадай сказ»

Вопрос 1 команде:

- В каких сказах П. П. Бажова встречается Хозяйка Медной горы? («Хрупкая веточка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»)

Вопрос 2 команде:

- Как по-другому называл П. П. Бажов Хозяйку Медной горы? (Малахитница)

Вопрос 3 команде:

- На какой горе дедушка Слышко сказы свои рассказывал? (На Думной горе)

Подведение итогов: из собранных камешков обучающиеся собирают минералогическую горку; команда, получившая большее количество камешков, получает приз (могут быть открытки или календарики с изображением Урала), конфеты «Серебряное копытце» получает каждый участник турнира.

Рефлексия: игра «Правда – неправда»

-- Нашему городу – 100 лет.

-- Мы живём на Урале.

-- Столица Урала – Москва.

-- Наша страна называется Россия.

-- Мы живём в городе Екатеринбурге.

-- Урал богат самоцветными камнями и полезными ископаемыми.

-- Данило-мастер – выдуманное лицо.

-- Главная в Уральских горах – Малахитница.

Заключение

Учитель. Я хотела бы закончить словами Д. Н. Мамина-Сибиряка:

«Родина – наша вторая мать, а такая Родина, как Урал, тем более»

Подведение итогов. Команда, набравшая большее количество камешков, получает на память календарики с видами Урала или Екатеринбурга, из камней складывают минералогическую горку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект внеклассного мероприятия "Как земля уральская прекрасна..."

Автор: Друзина Ирина Владимировна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122607

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства