«Уникальные музеи мира»
Цель: сформировать у учащихся представление об уникальных музеях мира, посвящённых одному единственному экспонату.
Задачи: – расширить знания школьников об истории уникальных музеях мира;
- формировать умение получать информацию из различных источников;
- воспитывать уважение к богатейшим культурным традициям Пензенского края.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Уникальные памятные места города Пензы», видео «Музей одной картины», «Новый экспонат в музеи одной картины», Словарь русского языка С.И. Ожегова;
Ход занятия.
I этап «Вводный.
1.Орг. момент.
2.Постановка цели занятия : «Цель нашего сегодняшнего занятия познакомиться с уникальными музеями, посвящёнными одному единственному экспонату».
II этап «Основной»
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что такое музей? А какие бывают музеи?
(ответы учащихся: места, где хранятся предметы старины; музеи бывают краеведческие, художественные и др.)
Архивариус, а вы не поможете нам?
Архивариус: « Музей (от латинского museum, от греческого «мусеойн» - «храм муз»)
научно – исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение, показ и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Виды музеев: естественно - научные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие».
Учитель: Ребята, а помните ли вы, где возник прототип всех современных музеев?
(ответы учащихся: «Нет?»)
В Александрии в 209 году до нашей эры. В этом здании было огромное количество комнат, ив одной из них располагалась знаменитая Александрийская библиотека. Там же были залы для чтения, столовая и другие комнаты.
Учитель: « Каждый музей по – своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого».
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?...
Вслед за А.С.Пушкиным при изучении каждого предмета мы задаём вопросы: «Что? Где? Когда? Кто?» Именно в музее мы стараемся получить ответы на все эти вопросы.
Учитель: Обычно музейные экспонаты выставляются на всеобщее обозрение, а те, что не вписываются в экспозицию, находятся в хранилищах.
Но есть вещи, олицетворяющие какое-либо историческое событие или человека, которые достойны отдельного музея. Причем сами вещи могут в этих музеях не храниться. Как произошло со знаменитой Туринской плащаницей. Подобные музеи одной вещи есть по всему миру. Журнал «Forbes» в 2011 году выбрал 6 самых интересных музеев, посвященных одной вещи, которые заслуживают внимания каждого. И сегодня мы с ними познакомимся. И сегодня не просто зрители и слушатели. Вы историки и географы, лингвисты. И в конце нашей виртуальной экскурсии, вы ответите на мои вопросы.
Учитель: (рассказ сопровождается просмотром презентации «Уникальные музеи мира»).: 1.Интереснейшим музеем столицы Швеции является корабль музей «Ваза». Этот музей еще именуют музеем одного экспоната. Корабль высотой не менее 50 метров, длиной 70 метров и шириной приблизительно 12 метров представляет собой уникальный экземпляр, который находился в ведении шведского флота в период семнадцатого века. Летом 1628 года он был спущен на воду. Свое название этот корабль получил в честь династии королей Швеции Ваза, царствовавшей в то время. Будучи одним из самых дорогостоящих и крупнейших боевых кораблей в шведском флоте, «Ваза» должен был стать настоящим его флагманом. Но из-за ошибок конструктивного характера корабль опрокинулся и затонул 10 августа 1628 года в своем первом же выходе из Стокгольмской гавани. В 1961 году «Ваза» был поднят, законсервирован и подвергнут тщательной реставрации. В настоящее время он экспонируется в специально выстроенном для него музее. Ведь «Ваза» является единственным в мире сохранившимся парусным кораблем 17-го столетия.
2. Музей Туринской плащаницы (Италия). Её признано считать христианской реликвией. В это полотно длиной в четыре метра, по сказанию, было завернуто тело Иисуса Христа. На сегодняшний день каждый желающий может наблюдать плащаницу в соборе Святого Иоанна Крестителя. Практически все верующие убеждены, что действительно можно наблюдать следы тела и истинный Лик Христа с Туринской Плащаницы.
До сих пор продолжаются споры о том, что же такое Туринская плащаница: подлинная христианская реликвия, искусная подделка древних мастеров или же шедевр Леонардо да Винчи. Католическая церковь не признает ее подлинности, а официальная наука, несмотря на многочисленные кропотливые исследования, так и не смогла дать ответы на множество вопросов, окружающих ее. Поэтому Туринская плащаница остается одной из наиболее интригующих загадок современности. Музей, посвященный Туринской плащанице, начал работать в 1936 году. Богатая экспозиция рассказывает о ее истории и обо всех изысканиях, связанных с нею. Правда, самой плащаницы в здании музея нет. Она хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине и редко выставляется на обозрение широкой публике.
3. Музей Колокола Свободы (Филадельфия, штат Пенсильвания, США)
Для американцев собственная история не просто часть школьной и университетской программы, а скорее предмет гордости. Центр Колокола Свободы, открытый в 2003 году в Филадельфии, — наглядный тому пример. Он находится прямо напротив Индепенденс-холла, с колокольни которого, звоном возвестили о подписании Декларации независимости США. Колоколу Свободы в этом музее посвящена обширная экспозиция, повествующая о его истории. Весит колокол около тонны, его высота около одного метра. На колоколе отлиты слова из Библии: «И объявите свободу на земле всем жителям ее». В музее рекомендуется побывать 4 июля, когда потомки подписавших Декларацию независимости 13 раз (по числу штатов на 1776 год) очень осторожно бьют в колокол.
4.Музей штабного вагона маршала Фоша (Компьенский лес, Франция)
Вагон маршала Фоша стал своеобразным символом двух мировых войн прошлого века. В нем было подписано унизительное для Германии перемирие со странами Антанты в ноябре 1918 года, а также не менее унизительное, но на этот раз для Франции, перемирие в июне 1940 года. После подписания последнего вагон был вывезен в качестве трофея в Германию, где незадолго до конца войны был то ли разбомблен, то ли сожжен эсэсовцами (нацисты боялись, что их снова заставят подписывать капитуляцию именно в нем).
Поэтому в музее находится не оригинал, а точная копия типового вагона-ресторана фирмы Compagnie Internationale des Wagons Lits et des Grandes Express Europeens. Внутри воссоздана обстановка ноября 1918 года, среди предметов есть и подлинные вещи, которыми пользовались участники исторического события 1918 года. А вот экспозицию, посвященную событиям июня 1940 года, французы по понятным причинам делать не стали.
5. Музей Луны (Солнечная система, Луна)
Этот музей стал первым объектом искусства за пределами нашей планеты, постоянно находящимся на другом космическом теле. Шесть художников приняли участие в его создании: Энди Уорхол, Джон Чемберлен, Давид Новрос, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг и Форрест Майерс. Последний выступил инициатором создания данного музея. Уникальность этого объекта помимо его местонахождения в том, что он помещается на ладони. Это своеобразный микромузей: маленькая прямоугольная керамическая плитка, на которую нанесены шесть изображений, выполненных знаменитыми художниками.
Форрест Майерс долго пытался добиться официального разрешения от НАСА на отправку арт-объекта на Луну, но это ни к чему не привело, поэтому художник решил пойти иным путем. Он попросил инженера, работавшего в проекте «Аполлон», поместить музей внутрь спускаемого модуля, что тот и сделал. Спустя некоторое время после того, как астронавты покинули поверхность спутника Земли, Майерс сообщил The New York Times о существовании Музея Луны и его местонахождении. Помимо экземпляра музея, что находится в оставленном на поверхности Луны спускаемом модуле, было изготовлено несколько копий этого арт-объекта. Они находятся в частных коллекциях по всему миру и иногда выставляются в музеях на Земле.
6. Музей одной картины Пенза.
Ещё один уникальный музей располагается в нашем городе. Периодически в мире проводятся выставки одного произведения искусства, существуют галереи или студии, в которых выставлена единственная картина или статуя. Но именно музей одного полотна существует лишь в России, причем уже достаточно давно — с 1983 года. Инициатором его создания выступил секретарь Пензенского обкома КПСС историк Георг Мясников, чье имя музею и было присвоено. Музей не имеет постоянной экспозиции, и за годы своего существования в нем выставлялись такие шедевры как «Взятие снежного городка» Сурикова, «Портрет молодой женщины» Тициана, «Петр Первый допрашивает Алексея в Петергофе» Николая Ге, а также картины Саврасова, Рембрандта, Кустодиева, Левитана и других живописцев.
(Просмотр трёх видеороликов)
Учитель: Если вас заинтересовали музеи, и вы захотите рассказать о них. То перед вами информация о сайтах, где вы можете найти информацию.
1.Музей «Ваза» (Стокгольм, Швеция) Подробнее: www.vasamuseet.se
2.Музей Туринской плащаницы (Турин, Италия) Подробнее: www.sindone.org
3.Музей одной картины им. Г. В. Мясникова (Пенза, Россия) Подробнее: www.museum.ru
4.Музей Колокола Свободы (Филадельфия, штат Пенсильвания, США)
Подробнее: www.nps.gov (музей в Филадельфии) или www.libertybellmuseum.org (музей в Аллентауне
5.Музей штабного вагона маршала Фоша (Компьенский лес, Франция) Подробнее: www.cheminsdememoire.gouv.fr
6.Музей Луны (Солнечная система, Луна) Подробнее http://fullchaos.com/lunnyy-muzey/
III этап «Итоговый»
Учитель:
А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили на нашем занятии.
Историки- 1 ряд:
1.Назовите, где располагался прототип всех современных музеев?
2. О каких исторических событиях вам рассказали уникальные музеи?
3. Кто был инициатором создания музея одной картины?
Географы - 2 ряд:
1.На каких материках мы побывали в ходе виртуальной экскурсии?
2.В каких странах вы побывали?
3.Где в Пензе расположен музей одной картины?
Лингвисты - 3 ряд
1.Подберите синонимы к слову уникальный?
2.Почему музей назван – музей одной картины?
3.Какое полотно сейчас выставлено в музеи одной картины?
Рефлексия
Учитель: Музеи учат нас быть добрее, справедливее. Я думаю, что помогут вам в этом “ Золотые правила”. Вот они:
“Золотые правила”:
1. Береги своё достоинство.
2. Береги достоинство другого!
3.Весь мир – музей. Береги предметный мир, и особенно музейные предметы!
4. Не будь вандалом!
5. Почитай своих предков!
6. Познай самого себя!
7. Умей прощать!
8. Передай добро по кругу!
9. Культура даёт человеку счастье.
10. Будь носителем культуры!