Комплексное занятие по краеведению
«Путешествие в прошлое»
Кучевасова Е.И.
воспитатель
1квалификационной категории
Программное содержание:
- Познакомить детей с бытом и традициями коми – пермяков.
- Закрепить знания детей об особенностях коми – пермяцкой одежды.
- Развивать интерес к прошлому наших предков.
- Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой Родине.
Словарная работа: дубас, запон, пöкрöм, кушак, бродни
Материал к занятию:
Демонстрационный – ИКТ, полотна ткани –пестряди и холста, игрушка – космический корабль, лапти – 2 пары, коми – пермяцкий костюм, зу – расчестка; картинки для д/игры «Что было, что стало…»
Раздаточный - кусочки бересты, бумажные салфетки, лоскутки холста, ёмкость с водой, клеёночки, нити с пуговицами.
(Звучит игра на пöлянах)
I ч. Воспитатель заходит в группу в коми-пермяцком национальном костюме.
- Здравствуйте, дети!
- Сколько у вас гостей!
Бур лун дона ёрттэз!
- Дети, я пришла к вам, чтобы показать и рассказать что-то очень важное и интересное. Хотите?
- Скажите, дети, как называется наше село?
- А край?
- Люди какой национальности живут в нашем крае?
- Наше село – частичка Пермского края. До недавнего времени у нас был Коми-Пермяцкий автономный округ. Значит больше люди какой национальности живут в нашем селе?
- Кто догадался, какой на мне костюм?
-Правильно, коми-пермяцкий и я коми-пермячка.
-Дети, давайте порассуждаем: что такое Родина для каждого из нас?
ОБОБЩЕНИЕ: слайды- Родина –это наш дом, наша улица, наш детский сад, наше село, наша природа.
Человек не должен забывать свою малую Родину, где вырос, закончил школу.
Ученые считают, что тот по-настоящему любит и ценит свою Родину кто знает историю своего народа, т.е. прошлое бабушек, прабабушек, которые жили 100 и более лет назад на нашей коми-пермяцкой земле.
Я предлагаю сегодня отправиться в далекое прошлое нашего коми-пермяцкого народа. Времени у нас мало, добраться надо быстро. Предлагайте, на чем можно переместиться в прошлое. (Варианты детей).
Воспитатель: Далеко ушла наука
Я нашла такую штуку
И случайно тут нажала
А оно как засияло!
Можем вмиг переместиться
В наши прошлые страницы.
(Предлагает космический корабль – из ЛЕГО)
Чтобы в небо нам взлететь,
Надо инструкцию прочесть!
2 слайд. Надо сосчитать с 1 до 10 на коми-пермяцком языке.
Кто умеет считать?
Давайте я вам помогу (отiк, кык, куим, нель, вит, квать, сизим, кыкямыс, окмыс, дас)---------лопается шарик.
3 слайд. Старинные дома
- Что вы увидели?
Раньше дома называли избами.
Дома всегда располагались вдоль рек или ручья, неподалеку друг от друга. Строили избы по строгим правилам, которые передавались из поколения в поколение. Дом строили без единого гвоздя, работали одним топором. Самой сложной постройкой была крыша, доски для неё вытесывали из бревен, одним топором. Верхние концы досок держал охлопень – ствол дерева с корневищами. Из корневищ вырезывали голову коня с торчащими ушами. «Конь» всегда «смотрел» на улицу.
Конь – символ быстроты и плодородия, своей силой оберегал дом, поддерживал в доме порядок. «Конь на крыше – дома тише»- говорили в старину.
- А какие дома строили?
- А почему строили деревянные дома?
У каждой семьи своя изба. Семьи были большими, из 12- 15 человек и все жили вместе: дедушка, бабушка, мама, папа и дети.
Давайте зайдем в избу.
Коллаж: Коми-пермяцкая изба.
У коми-пермяков был обычай: кто заходил в дом – кланялся хозяевам. Давайте и мы сделаем также. Это уважение к тем, кто живет в этом доме.
РАССМАТРИВАНИЕ ИЗБЫ
- Что было самым главным в доме?
- Правильно, печь. Она занимала треть дома.
- Для чего нужна была печь в доме? (обогревала избу, готовили еду для себя и для домашних животных, пекли хлеб, сушили ягоды и грибы и даже мыли в печке детей, как в бане, спали на печке – тепло было на ней)
- А под печкой зимой держали кур.
- В старину говорили «Печь нам – мать родная».
- Что ещё увидели в избе?
(скамейка, прялка, чугунок, туесок, на полу половички.)
- Все эти вещи переместились и к нам, только человек их превратил в наиболее удобные.
Игра «Что было – что стало»
Скамейка - диван;
Лучина - лампочка;
Чугунок - кастрюля;
Печь - газовая плита;
Корыто для рубки мяса - мясорубка;
Половики - палас, дорожка;
Игра «Букыли - букыли»
Одежда коми-пермяков
- Как же одевались наши предки? - Одежду шили из тканей, которые ткали женщины из льна. Лён это растение. Сеяли на полях, вручную убирали и обрабатывали: мяли, выбивали, пряли, а потом ткали.
Слайд: «Материалы»
- Из льна ткали холст, он серого цвета. Из цветных окрашенных ниток ткали разноцветную ткань – пестрядь. Нитки красили настоем трав, коры деревьев. Из полученных материалов сами женщины кроили и шили одежду.
- Будьте внимательны, какая была одежда женская и мужская.
Слайд: «Рубаха»
- Носили и женщины и мужчины нижние рубахи .
- Это-мужская. Она была с воротничком, короткая и называлась косоворотка. У женщин длинная, с узкими рукавами. Обязательно вышитая у мужчин и женщин: ворот, грудь, спинка, рукава. По народному поверью считалось, что узоры – это обереги:
- На шее оберегали голос;
- На груди – сердце;
- На спине – легкие;
- На рукавах – руки;
Слайд: «Коми – пермяцкий дубас»
- На верх рубахи женщины надевали дубас- широкая юбка с лямками, (воспитатель показывает на себе), спереди передник – запон.
- Дубасом называли, потому что белый холст погружали в воду, крашеную древесной корой – называлось – дубление.
Слайд: «Пояски».
Неотъемлемой частью одежды был пояс. У мужчин назывался пояс – кушак, у женщин – пöкрöм. Даже подпоясывали детей.
- Как вы думаете, зачем он был нужен, например, кушак мужчинам? (носили топор, всегда на нем висел мешочек с огнивом, потому что коми-пермяки в основном занимались охотой, брусок для точки косы). (А женщины носили ключи от сундуков).
Главное предназначение пояса – оберег. Люди верили в нечистую силу, знахарей и считали, что пояс оберегает от этого. Обязательно завязывали с левой стороны, ткали пояса различными узорами – сорочья лапка,……
Слайд: «Головные уборы»
Старинные женские головные уборы были 2-х видов: одни носили девушки, другие –женщины. До замужества девушка заплетала волосы в одну косу, вплетая яркие ленты, цветные нити. К концу косы подвешивали небольшие треугольники из бересты, украшенные бусами и жемчугом. В народе говорили: «Коса – девичья краса».
- Посмотрите на девочек, у кого есть коса – девичья краса?
Когда девушка выходила замуж, она должна была заплетать 2 косы и всегда ходить с покрытой головой. Считалось ходить без головного убора постыдным и опасным, на неё могли воздействовать нечистые силы.
Слайды: «Носили женщины»
Повой;
Кокошник;
Шамшура;
Моршень;
Платок;
- Кто что запомнил?
Обувь
Игра «Соберем обувь»
** Летняя ** Зимняя
Самой распространенной обувью у коми-пермяков были лапти.
- В какой круг поместим лапти?
- Вначале рассмотрим. Из чего плели лапти?
- Какие лапти (мягкие, легкие, удобные, в них ноги дышат)
- В какое время года надевали?
- Плели из бересты и сапоги, полусапожки и бродни!
Но они быстро изнашивались. Зимой за 10 дней, летом за 5 дней.
-Почему летом изнашивались быстрее?
- Почему лапти плели из бересты? (береста всем доступна)
Опыт: вода, материал (береста, бумага)
ОБОБЩЕНИЕ: береста не пропускает воду.
-Дети, отгадайте загадку:
Два котика, четыре хвостика (лапти)
Или частушку спеть:
Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы пахали
Танцевать сюда попали!
Украшения
Оказывается, наши предки любили носить украшения. Пронизики крепились в волосах и были в виде коньков – это тоже обереги.
Где мы встречали уже коньки?
- на шее носили ожерелье, бусы, носили и серьги (пелькытш).
На руки надевали браслеты и кольца, носили поверх рукавов. Кольца носили и дети. Все украшения служили амулетами, оберегами.
Вот так выглядели коми-пермяцкие костюмы
(несколько слайдов)
Возвратились!
- Где мы с вами побывали?
- Что вас удивило в прошлом коми-пермяков?
- Если бы вам предложили что-то одеть, обуть, что бы вы выбрали?
Игра «Сундучок».
Загадки:
Лапти;
Платок;
Кушак или пöкрöм;
Запон-передник;
Коми-пермяки были очень гостеприимными людьми. Если вас, ребятки, что- то заинтересовало, я приглашаю в свою группу. Расскажу вам, какая была у коми-пермяков посуда, кухонная утварь, как проводили праздники ит.д.