kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект мероприятия "Путешествие в прошлое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексное занятие по краеведению

«Путешествие в прошлое»

Кучевасова Е.И.

воспитатель

 1квалификационной категории

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с бытом и традициями коми – пермяков.
  2. Закрепить знания детей об особенностях коми – пермяцкой одежды.
  3. Развивать интерес к прошлому наших предков.
  4. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.
  5. Воспитывать  у детей патриотические чувства к своей малой Родине.

Словарная работа: дубас, запон, пöкрöм, кушак, бродни

Материал к занятию:

Демонстрационный – ИКТ, полотна ткани –пестряди и холста, игрушка – космический корабль, лапти – 2 пары, коми – пермяцкий костюм, зу – расчестка; картинки для д/игры «Что было, что стало…»

Раздаточный  - кусочки бересты, бумажные салфетки, лоскутки холста, ёмкость с водой, клеёночки, нити с пуговицами.

(Звучит игра на пöлянах)

I ч. Воспитатель заходит в группу в коми-пермяцком национальном костюме.

- Здравствуйте, дети!

- Сколько у вас гостей!

   Бур лун дона ёрттэз!

- Дети, я пришла к вам, чтобы показать и рассказать что-то очень важное и интересное. Хотите?

- Скажите, дети, как называется наше село?

- А край?

- Люди какой национальности живут в нашем крае?

- Наше село – частичка Пермского края. До недавнего времени у нас был Коми-Пермяцкий автономный округ. Значит больше люди какой национальности живут в нашем селе?

- Кто догадался, какой на мне костюм?

-Правильно, коми-пермяцкий и я коми-пермячка.

-Дети, давайте порассуждаем: что такое Родина для каждого из нас?

ОБОБЩЕНИЕ: слайды-  Родина –это наш дом, наша улица, наш детский сад, наше село, наша природа.

Человек не должен забывать свою малую Родину, где вырос, закончил школу.

   Ученые считают, что тот по-настоящему любит и ценит свою Родину кто знает историю своего народа, т.е. прошлое бабушек, прабабушек, которые жили 100 и более лет назад на нашей коми-пермяцкой земле.

    Я предлагаю сегодня отправиться в далекое прошлое нашего коми-пермяцкого народа. Времени у нас мало, добраться надо быстро. Предлагайте, на чем можно переместиться в прошлое. (Варианты детей).

Воспитатель: Далеко ушла наука

Я нашла такую штуку

И случайно тут нажала

А оно как засияло!

Можем вмиг переместиться

В наши прошлые страницы.

(Предлагает космический корабль – из ЛЕГО)

Чтобы в небо нам взлететь,

Надо инструкцию прочесть!

2 слайд. Надо сосчитать с 1 до 10 на коми-пермяцком языке.

Кто умеет считать?

Давайте я вам помогу (отiк, кык, куим, нель, вит, квать, сизим, кыкямыс, окмыс, дас)---------лопается шарик.

3 слайд. Старинные дома

- Что вы увидели?

Раньше дома называли избами.

Дома всегда располагались вдоль рек или ручья, неподалеку друг от друга. Строили избы по строгим правилам, которые передавались из поколения в поколение. Дом строили без единого гвоздя, работали одним топором. Самой сложной постройкой была крыша, доски для неё вытесывали из бревен, одним топором. Верхние концы досок держал охлопень – ствол дерева с корневищами. Из корневищ вырезывали голову коня с торчащими ушами. «Конь» всегда «смотрел» на улицу.

Конь – символ быстроты и плодородия, своей силой оберегал дом, поддерживал в доме порядок. «Конь на крыше – дома тише»- говорили в старину.

- А какие дома строили?

- А почему строили деревянные дома?

У каждой семьи своя изба. Семьи были большими, из 12- 15 человек и все жили вместе: дедушка, бабушка, мама, папа и дети.

Давайте зайдем в избу.

Коллаж:      Коми-пермяцкая изба.

У коми-пермяков был обычай: кто заходил в дом – кланялся хозяевам. Давайте и мы сделаем также. Это уважение к тем, кто живет в этом доме.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЗБЫ

- Что было самым главным в доме?

- Правильно, печь. Она занимала треть дома.

- Для чего нужна была печь в доме?  (обогревала избу, готовили еду для себя и для домашних животных, пекли хлеб, сушили ягоды и грибы и даже мыли в печке детей, как в бане, спали на печке – тепло было на ней)

- А под печкой зимой держали кур.

- В старину говорили «Печь нам – мать родная».

- Что ещё увидели в избе? 

(скамейка, прялка, чугунок, туесок, на полу половички.)

- Все эти вещи переместились и к нам, только человек их превратил в наиболее удобные.

Игра  «Что было – что стало»

Скамейка - диван;

Лучина -   лампочка;

Чугунок -  кастрюля;

Печь -  газовая плита;

Корыто для рубки мяса -  мясорубка;

Половики -  палас, дорожка;

Игра  «Букыли - букыли»

Одежда коми-пермяков

- Как же одевались наши предки? - Одежду шили из тканей, которые ткали женщины из льна. Лён это растение. Сеяли на полях, вручную убирали и обрабатывали: мяли, выбивали, пряли, а потом ткали.

Слайд:         «Материалы»

- Из льна ткали холст, он серого цвета. Из цветных окрашенных ниток ткали разноцветную ткань – пестрядь. Нитки красили настоем трав, коры деревьев. Из полученных материалов сами женщины кроили и шили одежду.

- Будьте внимательны, какая была одежда женская и мужская.

Слайд:  «Рубаха»

- Носили и женщины и мужчины нижние рубахи .

- Это-мужская. Она была с воротничком, короткая и называлась косоворотка.  У женщин длинная, с узкими рукавами. Обязательно вышитая у мужчин и женщин: ворот, грудь, спинка, рукава. По народному поверью считалось, что узоры – это обереги:

  • На шее оберегали голос;
  • На груди – сердце;
  • На спине – легкие;
  • На рукавах – руки;

Слайд:  «Коми – пермяцкий дубас»

- На верх рубахи женщины надевали дубас- широкая юбка с лямками, (воспитатель показывает на себе), спереди передник – запон.

- Дубасом  называли, потому что белый холст погружали в воду, крашеную древесной корой – называлось – дубление.

Слайд: «Пояски».

Неотъемлемой частью одежды был пояс. У мужчин назывался пояс – кушак, у женщин – пöкрöм. Даже подпоясывали детей.

- Как вы думаете, зачем он был нужен, например, кушак мужчинам? (носили топор, всегда на нем висел мешочек с огнивом, потому что коми-пермяки в основном занимались охотой, брусок для точки косы). (А женщины носили ключи от сундуков).

Главное предназначение пояса – оберег. Люди верили  в нечистую силу, знахарей и считали, что пояс оберегает от этого. Обязательно завязывали с левой стороны, ткали пояса различными узорами – сорочья лапка,……

Слайд: «Головные уборы»

Старинные женские головные  уборы были 2-х видов: одни носили девушки, другие –женщины. До замужества девушка заплетала волосы в одну косу, вплетая яркие ленты, цветные нити. К концу косы подвешивали небольшие треугольники из бересты, украшенные бусами и жемчугом. В народе говорили: «Коса – девичья краса».

- Посмотрите на девочек, у кого есть коса – девичья  краса?

Когда девушка выходила замуж, она должна была заплетать 2 косы и всегда ходить с покрытой головой. Считалось  ходить без головного убора постыдным и опасным, на неё могли воздействовать нечистые силы.

Слайды:    «Носили женщины»

Повой;

Кокошник;

Шамшура;

Моршень;

Платок;

- Кто что запомнил?

Обувь

Игра «Соберем обувь»

                     **  Летняя                                      ** Зимняя

Самой распространенной обувью у коми-пермяков были лапти.

- В какой круг поместим лапти?

- Вначале рассмотрим. Из чего плели лапти?

- Какие лапти (мягкие, легкие, удобные, в них ноги дышат)

- В какое время года надевали?

- Плели из бересты и сапоги, полусапожки и бродни!

Но они быстро изнашивались. Зимой за 10 дней, летом за 5 дней.

-Почему летом изнашивались быстрее?

- Почему лапти плели из бересты? (береста всем доступна)

Опыт:    вода, материал (береста, бумага)

ОБОБЩЕНИЕ: береста не пропускает воду.

-Дети, отгадайте загадку:

Два котика, четыре хвостика (лапти)

Или частушку спеть:

Ох, лапти мои,

Лапоточки мои,

Огороды вы пахали

Танцевать сюда попали!

Украшения

Оказывается, наши предки любили носить украшения. Пронизики крепились в волосах и были в виде коньков – это тоже обереги.

Где мы встречали уже коньки?

- на шее носили ожерелье, бусы, носили и серьги (пелькытш).

На руки надевали браслеты и кольца, носили поверх рукавов. Кольца носили и дети. Все украшения служили амулетами, оберегами.

Вот так выглядели коми-пермяцкие костюмы

(несколько слайдов)

Возвратились!

- Где мы с вами побывали?

- Что вас удивило в прошлом коми-пермяков?

- Если бы вам предложили что-то одеть, обуть, что бы вы выбрали?

Игра «Сундучок».

Загадки:

Лапти;

Платок;

Кушак или пöкрöм;

Запон-передник;

Коми-пермяки были очень гостеприимными людьми. Если вас, ребятки, что- то заинтересовало, я приглашаю в свою группу. Расскажу вам, какая была у коми-пермяков посуда, кухонная утварь, как проводили праздники ит.д.  

 

 

 

 

  1.  

  

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия "Путешествие в прошлое" »

Комплексное занятие по краеведению

«Путешествие в прошлое»

Кучевасова Е.И.

воспитатель

1квалификационной категории

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с бытом и традициями коми – пермяков.

  2. Закрепить знания детей об особенностях коми – пермяцкой одежды.

  3. Развивать интерес к прошлому наших предков.

  4. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.

  5. Воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой Родине.


Словарная работа: дубас, запон, пöкрöм, кушак, бродни

Материал к занятию:

Демонстрационный – ИКТ, полотна ткани –пестряди и холста, игрушка – космический корабль, лапти – 2 пары, коми – пермяцкий костюм, зу – расчестка; картинки для д/игры «Что было, что стало…»

Раздаточный - кусочки бересты, бумажные салфетки, лоскутки холста, ёмкость с водой, клеёночки, нити с пуговицами.


(Звучит игра на пöлянах)

I ч. Воспитатель заходит в группу в коми-пермяцком национальном костюме.

- Здравствуйте, дети!

- Сколько у вас гостей!

Бур лун дона ёрттэз!

- Дети, я пришла к вам, чтобы показать и рассказать что-то очень важное и интересное. Хотите?

- Скажите, дети, как называется наше село?

- А край?

- Люди какой национальности живут в нашем крае?

- Наше село – частичка Пермского края. До недавнего времени у нас был Коми-Пермяцкий автономный округ. Значит больше люди какой национальности живут в нашем селе?

- Кто догадался, какой на мне костюм?

-Правильно, коми-пермяцкий и я коми-пермячка.

-Дети, давайте порассуждаем: что такое Родина для каждого из нас?


ОБОБЩЕНИЕ: слайды- Родина –это наш дом, наша улица, наш детский сад, наше село, наша природа.


Человек не должен забывать свою малую Родину, где вырос, закончил школу.

Ученые считают, что тот по-настоящему любит и ценит свою Родину кто знает историю своего народа, т.е. прошлое бабушек, прабабушек, которые жили 100 и более лет назад на нашей коми-пермяцкой земле.

Я предлагаю сегодня отправиться в далекое прошлое нашего коми-пермяцкого народа. Времени у нас мало, добраться надо быстро. Предлагайте, на чем можно переместиться в прошлое. (Варианты детей).


Воспитатель: Далеко ушла наука

Я нашла такую штуку

И случайно тут нажала

А оно как засияло!

Можем вмиг переместиться

В наши прошлые страницы.

(Предлагает космический корабль – из ЛЕГО)

Чтобы в небо нам взлететь,

Надо инструкцию прочесть!

2 слайд. Надо сосчитать с 1 до 10 на коми-пермяцком языке.

Кто умеет считать?

Давайте я вам помогу (отiк, кык, куим, нель, вит, квать, сизим, кыкямыс, окмыс, дас)---------лопается шарик.

3 слайд. Старинные дома

- Что вы увидели?

Раньше дома называли избами.

Дома всегда располагались вдоль рек или ручья, неподалеку друг от друга. Строили избы по строгим правилам, которые передавались из поколения в поколение. Дом строили без единого гвоздя, работали одним топором. Самой сложной постройкой была крыша, доски для неё вытесывали из бревен, одним топором. Верхние концы досок держал охлопень – ствол дерева с корневищами. Из корневищ вырезывали голову коня с торчащими ушами. «Конь» всегда «смотрел» на улицу.

Конь – символ быстроты и плодородия, своей силой оберегал дом, поддерживал в доме порядок. «Конь на крыше – дома тише»- говорили в старину.

- А какие дома строили?

- А почему строили деревянные дома?

У каждой семьи своя изба. Семьи были большими, из 12- 15 человек и все жили вместе: дедушка, бабушка, мама, папа и дети.

Давайте зайдем в избу.

Коллаж: Коми-пермяцкая изба.


У коми-пермяков был обычай: кто заходил в дом – кланялся хозяевам. Давайте и мы сделаем также. Это уважение к тем, кто живет в этом доме.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЗБЫ

- Что было самым главным в доме?

- Правильно, печь. Она занимала треть дома.

- Для чего нужна была печь в доме? (обогревала избу, готовили еду для себя и для домашних животных, пекли хлеб, сушили ягоды и грибы и даже мыли в печке детей, как в бане, спали на печке – тепло было на ней)

- А под печкой зимой держали кур.

- В старину говорили «Печь нам – мать родная».

- Что ещё увидели в избе?

(скамейка, прялка, чугунок, туесок, на полу половички.)

- Все эти вещи переместились и к нам, только человек их превратил в наиболее удобные.

Игра «Что было – что стало»

Скамейка - диван;

Лучина - лампочка;

Чугунок - кастрюля;

Печь - газовая плита;

Корыто для рубки мяса - мясорубка;

Половики - палас, дорожка;

Игра «Букыли - букыли»

Одежда коми-пермяков

- Как же одевались наши предки? - Одежду шили из тканей, которые ткали женщины из льна. Лён это растение. Сеяли на полях, вручную убирали и обрабатывали: мяли, выбивали, пряли, а потом ткали.

Слайд: «Материалы»

- Из льна ткали холст, он серого цвета. Из цветных окрашенных ниток ткали разноцветную ткань – пестрядь. Нитки красили настоем трав, коры деревьев. Из полученных материалов сами женщины кроили и шили одежду.

- Будьте внимательны, какая была одежда женская и мужская.

Слайд: «Рубаха»

- Носили и женщины и мужчины нижние рубахи .

- Это-мужская. Она была с воротничком, короткая и называлась косоворотка. У женщин длинная, с узкими рукавами. Обязательно вышитая у мужчин и женщин: ворот, грудь, спинка, рукава. По народному поверью считалось, что узоры – это обереги:

    • На шее оберегали голос;

    • На груди – сердце;

    • На спине – легкие;

    • На рукавах – руки;

Слайд: «Коми – пермяцкий дубас»

- На верх рубахи женщины надевали дубас- широкая юбка с лямками, (воспитатель показывает на себе), спереди передник – запон.

- Дубасом называли, потому что белый холст погружали в воду, крашеную древесной корой – называлось – дубление.

Слайд: «Пояски».

Неотъемлемой частью одежды был пояс. У мужчин назывался пояс – кушак, у женщин – пöкрöм. Даже подпоясывали детей.

- Как вы думаете, зачем он был нужен, например, кушак мужчинам? (носили топор, всегда на нем висел мешочек с огнивом, потому что коми-пермяки в основном занимались охотой, брусок для точки косы). (А женщины носили ключи от сундуков).

Главное предназначение пояса – оберег. Люди верили в нечистую силу, знахарей и считали, что пояс оберегает от этого. Обязательно завязывали с левой стороны, ткали пояса различными узорами – сорочья лапка,……

Слайд: «Головные уборы»

Старинные женские головные уборы были 2-х видов: одни носили девушки, другие –женщины. До замужества девушка заплетала волосы в одну косу, вплетая яркие ленты, цветные нити. К концу косы подвешивали небольшие треугольники из бересты, украшенные бусами и жемчугом. В народе говорили: «Коса – девичья краса».

- Посмотрите на девочек, у кого есть коса – девичья краса?

Когда девушка выходила замуж, она должна была заплетать 2 косы и всегда ходить с покрытой головой. Считалось ходить без головного убора постыдным и опасным, на неё могли воздействовать нечистые силы.

Слайды: «Носили женщины»

Повой;

Кокошник;

Шамшура;

Моршень;

Платок;

- Кто что запомнил?

Обувь

Игра «Соберем обувь»

** Летняя ** Зимняя

Самой распространенной обувью у коми-пермяков были лапти.

- В какой круг поместим лапти?

- Вначале рассмотрим. Из чего плели лапти?

- Какие лапти (мягкие, легкие, удобные, в них ноги дышат)

- В какое время года надевали?

- Плели из бересты и сапоги, полусапожки и бродни!

Но они быстро изнашивались. Зимой за 10 дней, летом за 5 дней.

-Почему летом изнашивались быстрее?

- Почему лапти плели из бересты? (береста всем доступна)

Опыт: вода, материал (береста, бумага)

ОБОБЩЕНИЕ: береста не пропускает воду.

-Дети, отгадайте загадку:

Два котика, четыре хвостика (лапти)

Или частушку спеть:

Ох, лапти мои,

Лапоточки мои,

Огороды вы пахали

Танцевать сюда попали!

Украшения

Оказывается, наши предки любили носить украшения. Пронизики крепились в волосах и были в виде коньков – это тоже обереги.

Где мы встречали уже коньки?

- на шее носили ожерелье, бусы, носили и серьги (пелькытш).

На руки надевали браслеты и кольца, носили поверх рукавов. Кольца носили и дети. Все украшения служили амулетами, оберегами.

Вот так выглядели коми-пермяцкие костюмы

(несколько слайдов)

Возвратились!

- Где мы с вами побывали?

- Что вас удивило в прошлом коми-пермяков?

- Если бы вам предложили что-то одеть, обуть, что бы вы выбрали?

Игра «Сундучок».

Загадки:

Лапти;

Платок;

Кушак или пöкрöм;

Запон-передник;

Коми-пермяки были очень гостеприимными людьми. Если вас, ребятки, что- то заинтересовало, я приглашаю в свою группу. Расскажу вам, какая была у коми-пермяков посуда, кухонная утварь, как проводили праздники ит.д.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект мероприятия "Путешествие в прошлое"

Автор: Кучевасова Елена Ивановна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Путешествие по стране Математика "
    ["seo_title"] => string(38) "putieshiestviie-po-stranie-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "149850"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420351700"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Внеурочное мероприятие "Путешествие в осень" "
    ["seo_title"] => string(52) "vnieurochnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-v-osien"
    ["file_id"] => string(6) "173346"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423981977"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект открытого внеклассного мероприятия "Тайна нашего имени" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-otkrytogho-vnieklassnogho-mieropriiatiia-taina-nashiegho-imieni"
    ["file_id"] => string(6) "105886"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402921714"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию на тему  «Путешествие в историю автомобиля». "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-zaniatiia-po-sotsial-no-kommunikativnomu-razvitiiu-na-tiemu-putieshiestviie-v-istoriiu-avtomobilia"
    ["file_id"] => string(6) "159243"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421861101"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока - обобщения "Сложение и вычитание десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-obobshchieniia-slozhieniie-i-vychitaniie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "117430"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412785397"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства