Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию.
Тема «Путешествие в историю автомобиля»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи:
-
Расширять представления детей об истории создания автомобилей.
-
Развивать воображение, творчество, практические умения, любознательность при выполнении заданий.
-
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе через умение работать в парах.
-
Расширять лексический словарь по теме «Транспорт».
Оборудование: музыкальный центр с аудиозаписью, эмблемы путешественников, образцы – игрушки машин (легковые, грузовые, специальные), разрезные картинки, фигурки животных, материал для конструирования (кубики деревянные, бумага, картон, лоскутки кожи), материал для продуктивной творческой деятельности детей (пластилин, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, клеенки, салфетки, бумага и т.д.)
Предварительная работа: беседы с детьми о транспорте, рассматривание машин, работа в раскрасках, чтение детской познавательной литературы по теме, выполнение коллективных работ по реализации проектной деятельности.
Формы и методы: сюрпризный момент, игра – путешествие, деятельностный подход, беседа, объяснение, вопросы к детям с опорой на личный опыт, конструирование и продуктивная деятельность, разгадывание загадки, настольная дидактическая игра, мотивация на успех.
Ход мероприятия
Оргмомент: педагог привлекает внимание детей залетевшим в их группу воздушным шариком. К нему прикреплена корзинка, в ней загадка.
Педагог просит детей помочь разгадать загадку.
Загадка: Не летает, не жужжит
Жук по улице летит
И горят в газах жука
Два блестящих огонька. (Машина)
- Молодцы, отгадали загадку. Да, это машина – верный друг и помощник человека.
- Для чего нужна машина? (ответы детей)
- Кто из вас катался на машине? (ответы детей)
- А вы любите кататься (путешествовать) на машинах? (ответы детей)
- А хотите мы с вами отправимся в путешествие на необыкновенной машине – машине времени?
- Вы знаете, что такое «машина времени»? (если дети затрудняются с ответом, то педагог дает короткую, доступную информацию о машине времени: она может перемещать людей в прошлое, на ней можно путешествовать в настоящем времени, а можно попасть и в будущее наше, заглянуть чуть – чуть вперед).
Если дети соглашаются путешествовать, то педагог предлагает всем путешественникам приклеить «эмблемы» - опознавательные знаки на футболки.
- Сейчас нас машина времени перенесет из настоящего в прошлое, когда человек еще не придумал автомобиль.
Педагог приглашает детей занять места в машине времени. Они садятся на стульчики, поставленные в кружок. Воспитатель предлагает закрыть глаза и переместиться в прошлое (звучит космическая музыка 10 – 15 сек). Затем дети выходят из машины времени и оказываются в «прошлом», подходят к столу «история».
- С помощью чего передвигался человек на большие расстояния в прошлом? (ответы детей).
- На чем он перевозил грузы? (ответы детей). Правильно. Мастерил из подручных материалов телегу или повозку, и перевозил груз. Попробуйте и вы из этих материалов соорудить телегу или повозку.
Практическая деятельность детей.
- А как вы думаете – лошади и другие животные быстро уставали в дальней дороге? (ответы детей). Да, животных нужно было поить и кормить в дороге, давать им отдых. А человек всегда торопился. И стал задумываться: «А что, если мой конь будет другим? Никогда не будет уставать, не будет просить в дороге воды и еды».
- Отправимся дальше путешествовать и узнаем, что же придумал человек?
Дети садятся в «машину времени», закрывают глаза, звучит музыка.
- Дети, мы вернулись в настоящее время, где на улицах много разных автомобилей (рассматривают макет улицы в городе). Значит, человек изобрел автомобиль. А вы знаете, ребята, что обозначает это слово «автомобиль»? (ответы детей). Если ответы неверные, то педагог поясняет: «авто» - сам, «мобиль» – передвижение. Из двух слов получилось одно – автомобиль.
- Какие марки современных машин вы знаете? (ответы детей). Молодцы.
Педагог подводит детей к столу с современными машинками.
- Посмотрите, какие они красивые. Как вы думаете, что удобнее в них перевозить: людей или грузы? (ответы детей). Да, эти машины предназначены для перевозки людей и называются (легковые, если дети смогут, то пусть ответят сами).
- А чтобы перевозить тяжелые грузы, человек изобрел – грузовик (если дети смогут, то пусть ответят сами).
- Ребята, а если заболел человек – то какая машина ему спешит на помощь (ответ детей: карета скорой помощи).
- А если вдруг случился пожар – приедет тушить огонь (ответ детей: пожарная машина).
- Если произошла авария на дороге, столкнулись две машины – то для разбирательства происшествия приедет (ответ детей: полицейская машина).
Машины это очень важны и очень нужны человеку. Одним словом их можно назвать - специальные, потому, что они приезжают по специальным вызовам человека.
Долго работали люди - конструкторы над созданием таких красивых, умных машин. Я предлагаю и вам попробовать себя в роли конструкторов и собрать свою машину.
Раздаются задания «разрезные картинки» детям (3 вида транспорта: легковой, грузовой и специальный). Дети делятся на команды по цвету эмблемы и получают свои задания. Собирают паззлы и называют, машина какого вида транспорта у них получилась.
- Сложно было? Интересно? (ответы детей). И вы хорошо справились с этим заданием. Показали себя, как настоящие, опытные конструкторы.
- «Машина времени» приглашает нас в новое путешествие. Мы с вами отправимся в наше будущее. Дети садятся в «машину времени», закрывают глаза, звучит музыка.
Выходя из «машины времени» дети подходят к столу с материалом для различных видов продуктивной деятельности.
- В недалеком будущем у каждого из вас, наверное, будет своя машина. Попробуйте сейчас ее придумать и создать. А может быть кто – то из вас сконструирует новую марку машины, которая будет помогать человеку во всем. Я предлагаю время зря не терять и приступить к работе. А что получится у каждого – мы обязательно узнаем чуть позже. Подумайте и расскажите, чем ваша машина будет усовершенствована, чем она отличается от других марок автомобилей.
Продуктивная деятельность детей.
Рефлексия после выполнения работы (возможно во второй половине дня или на следующий день).